на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет


ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено,

что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет

значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные

эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не

всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры

игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции:

доброжелательность, сочувствие и со – радость. Важное значение имеет такое

соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная

пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал

лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие

глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных

чувств. /4., 105 c./

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному

отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим

доверительным другом ребенка.

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с

игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит

их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому,

чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она

«ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину:

она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и

неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события

собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях,

доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве

заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому

потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у

девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок.

Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. – объект для общения во всех

проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося

ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За

годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке,

переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Куклы – копии человека имеют предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными

ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные

(белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает

имя от своей хозяйки – маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть

принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного

стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики как правило не играют.

У характерной куклы (это кукла – мальчик или кукла – девочка) выражены

определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д.

Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко

зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность

образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся

сюжетные линии в игре: Иванушка – дурачок, Буратино и Чебурашка всегда

хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга –

плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный

характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам –

негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа

взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы – герои сказок несут в себе эталонность

нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный

опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных

отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит

ребенка доброте, способности отождествлятся как с куклой, так и с людьми.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение

которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они

радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая

утка, хлопушка, пищалки.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их

образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только

танцует.

Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с

фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.

Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и

поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко

представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в

народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому

детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц –

барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а

задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой.

В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы

как неудобные, а так же твердые. Особый интерес проявляется к шарнированной

кукле 30 – 40 см. т.к. шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и

т.п.

Если в начале второго года жизни рекомендовались куклы с мелкими

париками, т.к. малыш не мог еще отображать игре уход за волосами куклы, то

на третьем году на смену мелкому парику должны прийти пришивной парик с

короткой стрижкой. Теперь ребенок с удовольствием расчесывает кукле волосы,

прекрасно справляясь с этим заданием. Ребенок не только действует с куклой,

но и называет ее по имени. Важна узнаваемость образа. /11., 38 c./

Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек,

показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. В

эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74 % детей. (Г.Г.

Локуциевская, Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 – 2,5 года)

выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень

любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев

веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку,

свинку и овечку, уточку)

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными

моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для

избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным –

«зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и

экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр.У

малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в

результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех

животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,

едят и пьют; они живые.

К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку,

собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинает понимать разницу

между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений,

не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к заводным

игрушкам. Это игрушки – забавы. Знакомство с заводными игрушками должно

проходить в эмоционально – доброжелательной форме. При показе игрушечных

животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что

они «укусят». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить,

подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.

Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под

человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п.

Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с

ними, т.е. действовать как с куклой.

Такая аналогия позволяет взрослому, во – первых, организовать игры и

инициирование с игрушками – животными как с «живыми» объектами на уровне

знаний, доступных ребенку; во – вторых учить отображать бытовые ситуации

(купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в

– третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные

признаки человека и животных; в – четвертых, подводить ребенка к пониманию

реального и сказочного в окружающей действительности.

Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но

они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке

спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в

соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные

(ви – бато), пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров,

фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми

сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют

сами дети. Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее

помощью взрослый может делать буквально чудеса.

Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить

зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама,

что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом

интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если

их малыш не слушается.

Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его

становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки,

показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается,

он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы

потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок

стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает

наиболее запомнившиеся отрывки.

Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными

раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных

сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает

сказку, передвигая фигурки

Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее

(одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).

Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника

выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально

– речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического

воспитания детей.

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят

ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в

себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи,

интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая

игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-

нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.

Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми

младшей и средней группы.

К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:

Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В

большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).

На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных

колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная

игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать

меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную

игрушку.

- Игрушки для конструирования – мозаика, состоящая из геометрических форм

или цветных шариков, различные головоломки.

- Звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон,

металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение –

способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у

них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в

работе с детьми 3 – 4-года жизни ; старшие дети пользуются ими не только

для упражнений, но и в сюжетных играх, инсценировках, «концертах» и др.

Музыкальные руководители и воспитатели, имеющие соответствующую

подготовку, организуют детские оркестры, что повышает интерес детей к

музыкальным игрушкам. Музыкальные органчики с разными мелодиями

встраиваются в игрушечные инструменты – балалайку, гитару, детское

пианино. Дети могут подхватить несложную мелодию, спеть песенку.

Очень важно, покупая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не

покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред.

А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить

внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.

Очень любят дети «играть» и на не звучащем инструменте. Зная это

воспитатели детски садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру пюпитр для

нот. Изображая игру на рояле дети часто поют песни, им не мешает то, что

инструмент беззвучен, наоборот песня льется свободнее, в то время как играя

на озвученном рояле – ребята обязательно ошибались и меняли темп.

Выпускаются музыкальные игрушки, изображающие струнные инструменты.

Нужно обязательно следить за тем чтобы инструмент не фальшивил. Лучше

совсем не покупать музыкальную игрушку чем дать ребенку плохую, способную

испортить его слух.

- Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лето,

парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики.

Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки,

обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с

которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает,

ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше

всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера.

Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 – 1,5 м) бросать мяч,

чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и

др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие,

воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в

ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии

мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные

качества.

Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует

двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию

ребенка (воспитывает волю, внимание).

Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие

движения – всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 – 7 лет имеет различные

размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся

перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных

упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».

Одни из самых древних игр – игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие

ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить как

следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится

мяч далеко – взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно

движения малыша становятся увереннее. Он все еще чаще пытается встать.

А после года малыш научится побрасывать мяч, ударять им об пол, бросать

в стенку. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч – лови! Он,

конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит,

как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч

пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит. /11., 45 c./

К четырем годам ребенок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно

он научится ловить и бросать мяч одной рукой.

Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире,

разнообразят содержание его игр и способствуют его развитию мышления и

речи. Существует и основная категория игрушек, специально созданные для

развития умственной деятельности ребенка. Играясь с ними, он учится

различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов,

получает представление о количестве и качестве предметов.

Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение

передавались, совершенствовались народные игрушки: листочки-вкладыши, лотки

с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, позднее – матрешки,

конические башенки с разноцветными кольцами – «пирамидки», вирюльки. Все

это дидактические игрушки, т.е. обучающие.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играясь с ними, учит

навыки действий, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки

впервые покупают малышу на первом 1 году жизни. Погремушка уже учит держать

ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т.д.

В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми,

но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их

представляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая

друг в друга матрешек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, дети

или сразу видят ошибку, или просто не могут ее допустить благодаря

конструкции игрушки. Попробуйте неправильно собрать матрешку – не удастся:

только вкладывая меньшую в большую можно последовательно сложить все

фигурки в одну. После нескольких игр-опытов ребенок начинает понимать это.

Одновременно он привыкает соизмерять детали – на глаз определять, какие

половинки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются,

здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если

ошибся, неправильно надел деталь больше или меньше, насколько меньше –

проходит в интересной игровой деятельности.

И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда

рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить

названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить

ребенку новые сведения.

Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность,

последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Играя с малышами 3 – 4 л., взрослый расставляет перед ним матрешек,

одна другой меньше. На большой матрешке красный платочек, на той, что

поменьше – синий. Вот матрешка еще меньше – на ней зеленый платочек, а на

самой маленькой – желтый. Взрослый называет цвета платочков, а ребенок

повторяет за ним.

Из настольных игр есть замечательная игра лото. Она помогает не только

освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной

категории, усвоить произношение трудных звуков, подойти к изучению

иностранного языка. Кроме того, игра в лото требует внимания,

сосредоточенности, быстроты ориентировки.

Настольные игры в большинстве своем предполагают выигрыш и проигрыш.

Маленьких детей до трех – четырех лет выигрыш мало интересует, для них весь

смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Ори радуются, найдя

полную картинку, подобрав нужную карточку лото или плашку домино.

К умным играм следует также отнести и различные головоломки. Для

трехлетних малышей имеются головоломки в виде куба, в гранях которого

четыре отверстия с винтовой нарезкой и одно без нарезки. Ребенок должен

найти отверстие сначала для гладкого стержня, а затем для винтов.

Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем,

что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка.

Покупают игру, так сказать, «на вырост». В результате ребенок начинает

относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.

Не следует приобретать кубики а разрезными картинками детям до 3-х лет.

Педагогическая задача настольных игр дидактического характера –

проверить, уточнить, расширить знания детей, развить и них память,

внимание, сообразительность.

Дидактические игрушки обязательно должны быть в игрушечном «хозяйстве»

ребят.

Первые правила игр с мячом дети открывают сами, а иногда их

пересказывают взрослые: ведь сами они когда-то тоже играли с этой веселой

игрушкой.

А сколько интересных игр обручами! Так называемый «………..» обруч так же,

как и мяч, применим в играх детей разного возраста. Маленький, окрашенный в

яркий цвет фанерный обруч с полочкой с удовольствием толкает перед собой

трехлетний малыш. И ничего, что часто падает: нагибаясь, поднимая его,

выпрямляясь, ребенок делает много разнообразных, полезных для его развития

движений. Чтобы обруч не упал, движения должны быть четкими.

Плохо, когда у ребенка нет нужной для его всестороннего физического и

психического развития спортивной игрушки, но еще более вредным может стать

злоупотребление какой-либо спортивной игрушкой, особенно если в игре с ней

непрерывно повторяются одни и те же движения. Вредно более двух – трех

минут подпрыгивать через веревочку, бегать с вожжами, более 10 мин ездить

на велосипеде. Неумеренное увлечение игрой в крокет или кегли, катанием

мяча или кольца одной рукой может привести к различным искривлениям

позвоночника.

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение

для формирования умственных способностей, необходимых для любой

деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно

развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию

и изобретательству.

Что же можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек

отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу? Одни

авторы основным признаком технических игрушек считают механизм, приводящий

игрушку в движение, действие, другие – техническую тематику. Любая игрушка

может быть использована педагогом для всестороннего развития детей. Однако

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.