на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста


Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является

основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте –

формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового.

Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

- опознать буквы каждого слова;

- определить, как они читаются в каждой позиции;

- осуществить плавное слоговое чтение;

- осознать прочитанное.

Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями

слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы

зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение

ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать

слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует,

что первую букву надо читать твердо».

Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно,

чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка

чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия

"абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно

она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру

учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д.

Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме

такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и

слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые

таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и

игровым полем.

| Ва | Па |

| Та | Ми |

| Са | Ма |

| Ле | Ня |

| Ли | ша |

| |

| Ба | Тон | Зар |

| За | Нан | лет |

| Ня | Ян | |

Рисунок 3

Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей

в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и

звукобуквенной форме.

Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки,

выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из

трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

1) Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался

только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное

полотно). Помогите Незнайке.

Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся

слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика.

Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог

надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что

слово не составилось;

2) учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в

слух произносят слог, который получился в результате того, что они

поменяли буквы местами.

Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога.

Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать.

Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей

письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников

умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму,

слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая

диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая

диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении

последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной

игре.

Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать

комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения

правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в

комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,

когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи

слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и

развитию психических функций учащихся и требует определенного методического

мастерства учителя начальной школы.

2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся

начальных классов

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой

оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал

особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его

мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я

вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок

видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение

жизни в природе».

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.

Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из

впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым

трудно соперничать».

В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,

воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился

понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее

богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная

составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался

В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в

парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне

проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников,

знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо

одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что

экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача

экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может

быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают

ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с

очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит

длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и

ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель

обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое

голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев

на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и

переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее

продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.

Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям

пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его

на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это

плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,

листьями, корнями.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей

сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,

доброте и пользе для природы этого живого существа.

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников

присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у

детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.

Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.

Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные

в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя

частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

Сказку продолжают все вместе.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда

жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и

сопровождают это событие радостными возгласами.

Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и

поют песенку «Во поле береза стояла…»

Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в

красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга –

дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже

приходится учиться.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и

изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир

и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие

встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что

творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и

развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди

природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Без участия родителей невозможно заложить фундамент

экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь

к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример

положительного отношения к природе взрослого.

Дидактические игры экологического содержания представляют

несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям

этого возраста

Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская

любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может

зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для

заинтересованного изучения экологической дисциплины.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и

осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по

отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение

Д).

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения

учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс

развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.

3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по

проблеме

исследования

3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем

школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и

провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества

у младших школьников.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу,

что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма

психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая

успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой творческой деятельности является

воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее

новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности

(Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

Важными показателями в развитии функций воображения является

опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой

внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять

ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем

детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на

изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко,

Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды,

которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических

предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы

необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в

учебном процессе.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение

эффективности использования игры и игровых приемов как средство

формирования творческого начала младших школьников.

В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса

(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.

Горячий Ключ.

Для оценки творческой деятельности, продуктивности,

оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику

разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на

каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как

контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с

одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили

дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении

степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент

оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не

повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру

использования заданного для дорисовывания эталона).

Познавательная мотивация творчества младшего школьника

проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности,

сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном,

высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету,

качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности

творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается

часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к

новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте

основным компонентом творческого начала становится проблемность,

обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая

стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у

творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это

еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень

непохожести, нестандартности, необычности.

Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление

умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила

игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на

определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению

возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько) [

]

Инструкция к проведению

Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и

подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной

игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно

задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности к развитию творческого начала лежит такая

личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,

Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность

развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению

как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного

способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность

(необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость

(многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная,

стереотипная).

Для выявления креативности мы использовали специальную методику

«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].

Инструкция

Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о

каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по

выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы

или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого

ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим

признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность образов;

3) богатство фантазии;

4) глубина и проработанность (детализированность) образов;

5) впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

3.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор

О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками

экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает

задачу на построение образа воображения с использованием заданного

элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое

(свободное фантазирование).

1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное,

схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в

какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку).

4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету

(девочка гуляет с собакой).

5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах

она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то

теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого

образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,

которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в

использовании элементов для создания образов воображения.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные

дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а

также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности

|Классы |Общее | Типы решения задач |

| |кол-во |(коэффициент оригинальности) |

| |учащихся | |

| | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |

|1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |

|(контрольная |20 | | | | | | |

|группа) | | | | | | | |

|1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |

|(экспериментал|20 | | | | | | |

|ьная группа) | | | | | | | |

Рисунок 4

Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого

во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения

предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ

манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше

оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали

методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной

ребенком игры в данной методике были следующие:

1) оригинальность и новизна;

2) продуманность условий;

3) наличие в игре различных ролей для ее участников;

4) наличие в игре определенных правил;

5) точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев придуманная учеником игра может

оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие

в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в

баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность

в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в

игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра

в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа

полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне фантазии:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий.

Результаты исследования отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры

|Классы |Общее кол-во|Уровень развития творческого начала в игре |

| |учащихся | |

| | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |

| | |высокий | | | |низкий |

|1 «а» класс | | | | | | |

|(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |

|группа) | | | | | | |

|1 «б» класс | | | | | | |

|(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.