на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии


Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и

житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение

имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом еще

раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от

методов ее стимулирования.

Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство

возбуждения интересов к учению. В практике работы учителей используются

настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры типа

электровикторин, с помощью которых изучаются животный мир определенных

районом, типы самолетов, кораблей; игровые наборы «Конструктор» [20, с. 195-

198].

Учить, играя можно только самых маленьких детей до семилетнего

возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон.

Мы не говорим о педантизме, о суровости; но даже прежняя педантическая,

отталкивающая важность приносила менее вреда, чем завитая смеющаяся сама

над собой модная педагогика. Нынче часто боятся испугать мальчика серьезной

миной науки, но еще более должно боятся, чтобы он не научился презирать ее

и третировать ее слегка. Смелость придет со временем, но зерно презрения к

науке, посеянное в детском сердце, приносит самые гибельные плоды. Не

встречаем ли мы на каждом шагу молодых людей, которые еще недавно и учатся,

но уже научились презирать учения и, издеваясь над теми наставлениями,

которые оно подает, прислушивается только к наставлениям света.

В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны

составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен

быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает дитя или

молодого человека тянет его от учения в совершенно противоположную сторону,

тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению.

Вот почему воспитание так редко удается в тех богатых, великосветских

домах, где мальчик, вырвавшись из скучной классной комнаты, спешит

готовиться на детский бал или на домашний спектакль, где ждут его гораздо

более живые интересы, преждевременно завладевшие его юным сердцем [17, с.

24].

Как мы видим, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

говоря о том, что учить играя можно только маленьких детей, но тем не менее

хочет заинтересовать учебой детей постарше. Но чем же привить любовь к

учебе как не игрой.

Своим опытом делится советский педагог и писатель Макаренко Антон

Семенович (1888-1939). «Педагог не может не играть. Не может быть педагога,

который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были

педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать

детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же

люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных

страданий, то надо и у нас это сделать.

Но ученику надо иногда продемонстрировать мучения души, а для этого

нужно уметь играть.

Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной

ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Это

не мертвая игра, техника, а настоящие отображение тех процессов, которые

имеются в нашей душе. А для ученика эти душевные процессы передаются как

гнев, негодование и т.д.

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить

«иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов постановки

лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет или

не

+

почувствует того, что нужно.

А у воспитателя это мастерство проявляется на каждом шагу. И оно

проявляется вовсе не в парном положении, когда я - воспитатель и ты - мой

ученик. Парное положение не так важно, как-то, что вас окружает.

Ваше воспитательское отношение имеет значение даже в том случае, когда

на вас никто не смотрит. И это не мистика [19].

Преподавателям приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой

заниматься не интересным для него делом. И ребенок не сможет десятки раз

повторять одно и то же упражнение ради далекой, не вполне понятной ему

цели. Зато играть день напролет, - пожалуйста! Игра - естественная форма

его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали,

увлекали, забавляли ребят.

Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации учения

относятся создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный

интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации

учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных

научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение учеников в

ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим

вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе

вызывает новый прилив интереса к учению.

Учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных

вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам

высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или

иную точку зрения.

Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов

стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе

ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в

учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-

настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных

затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи

школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации

успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий

школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной

моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных

заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство

неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием

уверенности [20, с. 199-200].

Вот еще что немаловажно, для того чтобы привести учеников к хорошим

результатам в учебе.

Если мы хотим, чтобы работа ученика была успешна, чтобы он умел

бороться с затруднениями и в дальнейшем приобретать все больше и больше

положительных черт в работе, то для этого надо представить себе то, что

содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную

роль в деле успешности играют то настроение, то общее бодрое состояние духа

у учеников, та деловитость и спокойное, если так можно выразится,

оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной

работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость,

безнадежность, - все это является отрицательными факторами успешной работы

учеников. Во-вторых, огромное значение имеет сам метод преподавания

учителя: обычно наш классный способ преподавания, такой, когда ученики

работают одним и тем же методом и на одну и ту же тему, весьма часто

приводит к тому, что класс, расслаивается: известное количество учеников,

для которых предложенный со стороны учителя метод является подходящим

преуспевает., другая же часть, для которой нужен несколько другой подход

отстает. Одни ученики обладают быстрым темпом работы, а другие - медленным;

одни ученики схватывают внешность форм работы, а другие же должны все

основательно понять, прежде чем вообще начать работать.

Если ученики поймут, что все усилия учителя направлены на оказание им

помощи, то в их среде могут появиться весьма ценные для работы в классе

случаи взаимопомощи, будут усилены случаи обращения учеников к учителю за

помощью, учитель будет в большей степени советовать, чем давать директивы и

выдвигать требование и, в конце концов, учитель сам научится реально

помогать и всему классу, и каждому ученику в отдельности.

Когда мы наблюдаем за работой ученика, когда мы подходим к нему со

своими указаниями, требованиями или советами, то мы должны знать, какую

огромную роль играет возбуждение у ученика интереса к работе, и вот учет и

должен стимулировать работу ученика, т. е. учет работы ученика должен

возбуждать у него интерес к работе [18, с. 225, 228].

К кому, как не к своему старшему товарищу, педагогу, обратится ученик

за помощью? И мы должны помочь им во многом разобраться - в жизненных

различных ситуациях, в самом себе, во всякого рода конфликтах. Но стать

таким другом непросто. Чтобы снискать у своих учеников авторитет и

уважение, нужно хорошо понимать своих ребят, видеть в них не только будущих

мастеров, которым передаешь свой опыт, а прежде всего в каждом - Человека,

Личность. Если удастся завоевать уважение, авторитет у своих воспитанников,

это большое счастье для педагога [19].

К основным источникам интересов к учебной деятельности можно отнести

создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым

важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры,

искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы,

факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей

общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже

осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним

с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения

активизации познавательного процесса на уроках технологии.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении

«Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем

индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель

ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает

уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель

подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед

всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы

предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений,

диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы,

изложения, диктанты могут быть как кратковременными, проводимые в течении

15-20 минут, так и занимающими весь урок.

Письменные работы могут проводиться в виде графических задач,

вычерчивания графиков определенных процессов и прочее.

Методы машинного контроля. В число контрольных лабораторных работ

включается проверка умений пользоваться измерительными приборами, которые

должны быть изучены к данному моменту. В них включается также и решение

экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально

осуществить во время контрольной работы.

Методы машинного контроля. Программы для контроля составляются по

методике контрольных программируемых упражнений. Ответы набираются или

цифрами, или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности

контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не

позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно

оказать ученику помощь при затруднениях. Все это требует рационального

сочетания машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки

учеников.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа

совершенствования контроля в школе является всемерное развития у учащихся

навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения

самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы

устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение на

уроках технологии [20, с. 202- 203].

4. Предметный метод обучения

“Что такое, по существу, предметное обучение?” Из истории занимающего

нас вопроса мы можем сделать один очень существенный вывод, состоящий в

том, что нельзя смотреть на предметное обучение как на особый предмет

преподавания. Мы видели, что все попытки сделать из него особый предмет

обучения оканчивались поражением и давали его противникам богатый материал

для насмешек над методом. Предметное обучение, проводимое в школе, должно

составлять лишь известный метод преподавания. Даже так называемые

предметные уроки не должны составлять какого-нибудь особого предмета

обучения. Содержание этих уроков может быть весьма различно. Они могут

ограничиваться теми отделами знания, какие служат предметом обучения по

классной книге, как это бывает в начальной школе. Предметные уроки — это

уроки о предметах посредством наглядных предметов и на конкретных предметах

- это предметное обучение в тесном смысле слова с предметом в руках или

перед глазами. «Чувствам детей представляются, - как говорил Дистервег, -

реальные действительные предметы; их наблюдают и рассматривают; а что

наблюдалось и рассматривалось - о том и рассуждают».

Видеть, слышать и говорить - это все здесь идет одно вслед за другим.

Современная психология доказала, что слух, осязание, вкус, обоняние и

мускульное чувство играют не меньшую роль при изучении природы и жизни, чем

зрение. В книге «На первой ступени обучения» говорилось о том, что даже

слова, даже орфографию слов мы запоминаем не только благодаря зрительной

памяти, но также и памяти слуховой и еще больше благодаря памяти движения

рта и движения руки, памяти моторной, памяти произношения и памяти

графической. Тем больше роль всех других органов чувств при изучении не

слов, не орфографии, а предметов. Мы еще не знаем предмета, если мы изучили

и его только посредством одного зрения. И пословица говорит: «Умный глазам

не верит». И дети, руководимые природным инстинктом, никогда не

довольствуются одним зрением. Им надо ощупать предмет, надо постучать,

чтобы знать, как он звучит, надо поднять его, чтобы узнать, как он тяжел,

надо бросить его, чтобы узнать, разобьется ли он, надо лизнуть, чтобы

узнать его вкус, надо понюхать его и т. д. Поэтому слово наглядное обучение

наверно выражает то, что так обыкновенно называют. Вернее будет сказать

«Предметный метод обучения». Царившие до сих пор приемы обучения

пользовались главным образом слухом и отчасти зрением. В течение всего

учебного времени почти безумолку, если не считать самостоятельных работ, в

классе раздавалась речь либо учителя, либо отвечавших ему учеников. Слушая

в классе, ученик, приходя, домой, садился за книгу. Таким образом, школа

искусственно развивала способности к слуховым представлениям (а из

зрительных образов она отбирала только буквенные образы), все равно, к

какому типу ни принадлежал ученик; последний мог быть представителем

моторного типа с резким преобладанием двигательных образов, у ученика могла

почти совершенно отсутствовать способность пользоваться слуховыми

представлениями, но школе до этого не было никакого дела, и она знала

только один- единственный способ воздействия на ученика - устное слово.

Предметный метод обучения, наоборот, имеет дело не с одним слухом и не

ограничивается двумя внешними чувствами (слухом и зрением): он рассчитан на

все внешние чувства. Кроме зрения и слуха, он пользуется даже вкусом; есть

много предметов, которые стоит попробовать на язык: таковы некоторые

минералы, продукты растительного и животного мира, слабый гальванический

ток, и прочее. Он может пользоваться обонянием. Но особенно часто он

пользуется осязанием, мускульным и термическим чувством. В наших

восприятиях играют роль также двигательные и органические ощущения.

Ученикам приходится часто узнавать, тепел предмет или холоден, тверд

или мягок, тяжел или легок, шероховат или гладок. Значение мускульного

чувства и двигательных ощущений выступает особенно рельефно в жизни глухих

и слепых. Только благодаря мускульному чувству и осязанию слепая и глухая

Лаура Бриджмен научилась читать и писать; а затем получила дальнейшее

развитие, позволившие ей стать учительницей глухонемых.

Тем же органам чувств обязана глухая и слепая Елена Кеплер, умеющая

играть на рояле, читать, писать и рисовать, задавшая экзамен зрелости,

занимавшаяся университетскими науками. Но здоровые дети не нуждаются в том,

чтобы изучать слова, пользуясь осязательно двигательными элементами. По

отношению к нормальным детям оставим слухо- двигательным элементам область

слов, которые необходимы для названия предметов и для более быстрого

отвлеченного мышления, а для предметных восприятии будем пользоваться и

всеми другими органами чувств, и всеми другими типами представлений. И это

будет большой экономией сил. Слова, как знаки и символы понятий, ученик

будет тогда представлять с помощью одних элементов, а действительные

предметы — с помощью других. Различие целей и функций будет соответствовать

тогда развитию материала. И во всех ощущениях, как зрительных, слуховых,

вкусовых, обонятельных, так и в осязательных, термических, двигательных и

органических, чрезвычайно важна в этом отношении степень интенсивности

(яркость красок, степень тепла и прочее). Не менее важно, когда и где

данные ощущения получены. Огромную важность имеют те ассоциации и

воспоминания, какие вызывают новые впечатления, те образы и переживания, с

которыми соединяется, сливаясь, новый образ и новое переживание. И во всех

этих процессах играет решающую роль интерес и внимание.

Сведения, полученные путем исключительно словесного общения, кажутся

нам бледными, темными, сбивчивыми, а между тем сведения, доставленные нам

внешними чувствами, всегда кажутся нам определенными и ясными. Чтобы

объяснить себе вышесказанное на одном каком-нибудь примере, представим себе

следующий случай. Предположим, что я имею дело с развитыми учениками, но

они никогда не видали кристаллов какого- ни будь определенного класса и что

я пожелал бы дать им представление о кристалле этого типа. Я мог бы

ограничиться одним словесным изложением. Но как бы подробно я ни описывал

свойства этого кристалла, мои ученики, если они его не видали, будут иметь

о нем очень смутное представление. И, однако же, стоит только подержать

этот кристалл перед глазами хотя бы одну минуту времени, и они будут иметь

о нем ясное представление.

Учитель, пользующейся лишь одним словесным методом, очень часто

впадает в ошибку и думает, что его ученики знают предмет, когда они могут

ничего не знать, кроме слов. Заставьте ученика нарисовать цветок, клетку и

т. п. бойко отвечающего урок, и вы сейчас же узнаете, видел ли он то, о чем

говорит.

При этом к решению вопросов о преимуществах метода предметного

обучения над словесным мы применили статистический метод - метод

сопутствующих изменений. Метод этот, по учению Милля, состоит в том, что

если в след за изменением одного явления наблюдается изменение другого, то

мы можем заключить о причинной связи между ними. Если с заменою одного

приема преподавания другим приемом, при прочих равных условиях, успешность

преподавания повышается, - это будет очевидным доказательством

превосходства второго приема перед первым. Если, наоборот, замене одного

приема другим, при прочих равных условиях, сопутствует уменьшение

успешности преподавания, то это будет доказательством превосходства первого

приема над вторым [12].

Кювье говорил, что перед пчелой должен носится фантом геометрической

пятигранной формы ячейки; осуществить этот фантом есть живая потребность

организма пчелы; но пчела может и не осуществить его; ее крылья, ноги,

хоботок могут быть дурно образованы, не развиться; она может не найти

вокруг себя того материала, который ей нужен для постройки ячейки; готовая

геометрическая форма останется бесплодной. Даже в растениях, хотя всякое

семя содержит в себе возможность развиться в растение, но не всякое семя

вырастает, а вырастает лишь то, которое поставлено в условья прозябания,

каковы влага почва и прочее. Даже в минералах магнит оказывает свое

действие лишь при встрече с железом или другим магнитом. То же явление

повторяется и в человеке, только, разумеется, настолько степеней выше и

многочисленнее, насколько человек выше и многочисленнее животного,

растения, минерала. В физике вы ученику легче объясните различные свойства

тел, помогая ему рассмотреть какой-либо предмет, нежели начав с определения

общих свойств тел как обыкновенно начинаются учебники. Но редкий ребенок

сам, без всякой помощи, посмотрит все эти свойства в видимом им предмете

[14].

Из всего выше сказанного необходимо выделить один немаловажный момент:

предметный метод обучения рассчитан на внешние чувства, т.е. для наилучшего

результата усвоения урока учеником преподавателю необходимо реализовывать

большую часть этих чувств при объяснении материала, используя при этом и

словесный метод, и метод самостоятельной работы, соединив эти методы с

методом познавательного интереса.

5. Трудовой метод обучения

В жизнь школы должны войти и трудовые методы воспитания и образования,

заключающиеся в том, что воспитание не только должно внушать воспитаннику

уважение и любовь к труду; оно должно еще дать и привычку к труду, потому

что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Для этого есть много средств; мы

перечислим из них некоторые.

Преподавание предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на

долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его

молодые силы. Главное достоинство такого метода вспомогательного

преподавания в том, что он, приучая воспитанника к умственному труду,

приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения,

которые им доставляются. Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для

человека. Мечтать -легко и приятно, но думать - трудно. Серьезный

умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный

труд физический. Организм человека должен приучаться к умственному труду

понемногу, осторожно, но, действуя, таким образом, можно дать ему привычку

легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.