на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии


всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук,

решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии

коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует точного и четкого

формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия

причинно- следственных связей, аргументации и доказательств; использования

сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами

по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение

участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно

использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью

зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и

обосновывать свою точку зрения [20, с. 181-183].

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.

Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи

знаний. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». В

процессе преподавания технологии обслуживающего труда словесные методы

используются редко, т.к. преобладание практических занятий над

теоретическим материалом делают их малоэффективными.

2. Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором

усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от

применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими

методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие

группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий:

плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов,

технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или

демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение

отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и

демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или

кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс

(видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов

обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд

условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно

и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть

организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть

демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное

при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе

демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно

согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению

желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [9,

с. 76].

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они

обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными

методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что

«диалектический путь познания объективной реальности предполагает

применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики»

[2, с. 102].

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-

то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от

особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных

средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом

конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Использование наглядных методов обучения на уроках технологии сужается

минимальным использованием словесных методов обучения.

3. Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности

учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К

практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические

работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)

выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или

повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов

и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений

зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала,

изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и

учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают

умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнении

выделяют: упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления

-воспроизводящие упражнения; упражнения по применению знаний в новых

условиях — тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает,

комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют

комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать

типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти,

речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат

времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки

умений в их применении. Использование их способствует развитию логического

мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные

упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению

схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т. д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными.

Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и

запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного

воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности

учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или

творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся,

имеющие производственно — трудовую направленность. Целью этих упражнений

является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности.

Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил:

сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической

последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по

заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение -

на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в

нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого

обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний,

умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно -поисковые упражнения,

которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы. Лабораторные работы — это проведение учащимися по

заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов

и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких -

либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском

плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть

длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. Учитель составляет

инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых

показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью

урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и

носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и

за пределами школы.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с

обучающими машинами, с машинами - тренажерами и репетиторами [20, с. 154-

162].

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по

источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то,

что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в

обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не

менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у

учителей - практиков, ученых – методистов и применяется на уроках

технологии.

4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно

важную особенность методов - способность раскрывать логику движения

содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных

методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой

темы - от частного к общему или от общего к частному.

Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех

случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или

связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе

индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении

технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным

методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда

учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению

некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют

большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в

меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются

на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому

прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при

решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих

положений [3, с. 85-87].

При использовании индуктивного и дедуктивного методов обучения

применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а

также репродуктивные и проблемно -поисковые методы, но при этом содержание

учебного материала раскрывается определенным логическим образом -

индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или

дедуктивно построенной беседе, о проблемно и дедуктивно построенном

рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том , что «метод обучения» -

понятие много аспектное. В системе методов обучения сочетаются несколько

условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о

применении индуктивного или дедуктивного метода в преподавании технологии

обслуживающего труда определяется ведущей дидактической задачей,

поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель

решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления

обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с

проблемно поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы

5. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает

активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником

учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования

словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые

являются я как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде

формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует

внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям

определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске,

фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что

учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее

полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез,

предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в

ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания.

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют

самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно

эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как

превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях,

когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный

характер, представляет собой описание способов практических действий,

является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики

могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется

программированное обучение [11, с. 67-70].

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере

развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость

мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При

чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса

усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами

невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий

подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять

на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы

обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы

обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании

проблемно поисковых методов обучения учитель использует такие приемы:

создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу,

экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных

подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность

выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на

прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения

проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины

явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант

разрешения проблемной ситуации.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно

построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения

размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой

мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и

проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд

последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны

высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно

доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое

самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе

эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из

основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы

ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемно поисковых методах обучения применяются

уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки

экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.

Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские

лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, самостоятельно

выясняют законы плавления тел, законы колебаний математического маятника и

другие. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят

учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

К слабым сторонам поисковых методов не позволяющих сделать их

единственным видом обучения в школе, по сравнению с репродуктивными,

следует отнести: значительно большие расходы времени на изучение учебного

материала, недостаточную эффективность их при решении задач формирования

практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и

подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении

принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен

принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне

необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается

недоступным для большинства школьников.

Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью

развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они

способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание

учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в

соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации,

выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой

деятельности; когда содержание учебного материала не является принципиально

новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики

могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний, то есть

проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных

возможностей школьников. Применение проблемно поисковых методов на уроках

технологии наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению

проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя

выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении

учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со

стороны преподавателя.

Когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного

руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе

применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при

активном управлении действиями учеников со стороны учителя,

классифицируется как методы учебной работы под руководством учителя.

Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при

посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без

указаний и инструктажа учителя.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых

разнообразных видов учебной деятельности: работа со школьным учебником,

справочной и другой литературой.

Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде

самостоятельной работы учеников с учебником.

Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у

учеников необходимо выработать: некоторые самые общие приемы ее

рациональной организации, умение рационально планировать эту работу, четко

ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные,

умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных

задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение

быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать

общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее,

выявлений причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей

работе [9, с. 75-79].

На уроках технологии достаточно часто используются методы

самостоятельной работы и применяются в сочетании с проблемно поисковыми

методами.

2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе

обучения

1. Методы формирования познавательного интереса

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется:

положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной

стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой

деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных

эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и

методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с

переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева,

удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в

таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности,

которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более

эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения

- прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный

процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению,

выступают и занимательные аналогии например, при рассмотрении подъемной

силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на

уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие

эмоциональные переживания у школьников.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.