![]() |
|
|
Индивидуализация и внутриклассная дифференциацияконкретном материале показывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей, раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни; систематизируются имеющиеся и формируются новые представления о явлениях природы.[4] Вопросы, составляющие содержание программы сгруппированы в теме: “Что нас окружает”, “Дом и школа”, “Наш город”, “Родная страна”. Для формирующего эксперимента нами была выбрана тема “Что нас окружает”, т.к. именно эта тема непосредственно связана с природоведением. Для изучения эффективности применения методики обучения предмету “Ознакомление с окружающим миром” в малых группах сотрудничества, а также для выявления влияния использования данной методики на формирование знаний и умений учащихся по предмету были проведены следующие этапы экспериментально – исследовательской работы: 1. Определение стартового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся. 2. Разработка и внедрение дифференцированных заданий. 3. Разработка и внедрение методики внутриклассной индивидуализированной самостоятельной работы в малых группах сотрудничества. 4. Определение итогового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся. Для создания системы целенаправленного педагогического воздействия была применена система мониторинга, которая имела следующую структуру: 1. Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету. 2. Мониторинг отношения ребёнка к изучаемому предмету. При исследовании уровня сформированности знаний по предмету были определены следующие параметры. Полнота знаний –объём, количество знаний, мера соответствия знаний эталону и программе школы. Полнота познания – мера познавательного отношения к изучению материала и решению учебных задач, определяемая качеством и количеством задаваемых вопросов в процессе выработки истинного знания. Понимание – степень осмыслённости в усвоении знания, умения последовательно решать учебные задачи. Доказательность – способность обосновывать истинность своего утверждения, умения аргументировано решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Гибкость знаний – способность высказывать широкие многообразные идеи, умения оперировать знаниями в новых условиях, умения менять направление анализа, находить новые способы решения учебных задач. Практическое применение знаний – система способов деятельности, основанная на базе выработанных знаний. При исследовании уровня развития мышления были определены такие параметры, основанные на вычленении ряда важнейших мыслительных операций. Анализ – способность к мысленному расчленению предмета, явления или понятия и выделения его отдельных частей, признаков, свойств. Сравнение – способность к установлению сходства и различия между предметами или явлениями и выявлению на этой основе общих понятий, объединяющих эти предметы или явления, от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальности к мысли об общем. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи. Скорость протекания мыслительных процессов – способность высказывать максимальное количество идей и решений учебных задач за минимальный срок. При изучении отношения к изучаемому предмету определялись такие параметры: 1) Степень интереса к изучаемому предмету ; 2) Эмоциональные отношения к предмету; 3) Мотивация учения. На основании выделенных параметров были разработаны диагностирующие тесты по каждому из трёх показателей. Разработанные тесты приведены в таблицах данных ниже. Уровни сформированности исследуемых показателей определения по суммарным баллам каждого показателя. Выделяется всего пять уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Низкий уровень для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Низкий уровень характеризуется слабым знанием и даже полным отсутствием знаний, непонимание и неумение осмыслить природоведческий материал, неумение устанавливать причинно следственные связи, негибкостью в применении и использовании имеющихся сведений, пассивность в работе. Показатель: “Уровень развития мышления”. Низкий уровень характеризуется не владением или очень слабым развитием мыслительных операций, неумением анализировать, устанавливать сходство и различие, отсутствием обобщённого взгляда на вещи и явления, неспособностью к вариативному мышлению, медлительностью протекания умственных процессов. Показатель: “Отношение к предмету”. Низкий уровень характеризуется отрицательным отношением и отсутствием интереса к предмету, несформированность и отсутствием учебной мотивации, эмоциональным барьером. Уровень Ниже среднего для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Имеются некоторые отрывочные знания по предмету, но ребёнок не может ими оперировать, ориентируется на несущественные признаки в установлении причинно – следственных связей. Ребёнок может осуществить “близкий” перенос в пределах к природоведческой деятельности. Показатель: “Уровень развития мышления”. Слабое владение мыслительными операциями, отдельные попытки анализа, синтеза, оперирование конкретными единичными знаниями, абстрагирование на несущественное основание, удовлетворительная скорость протекания мыслительных процессов. Показатель: “Отношение к предмету”. Безразличие и отсутствие интереса к предмету, отсутствие эмоционального барьера, потенциальная возможность улучшить эмоциональный контакт, узко –социальная мотивация учения. Средний уровень для исследуемых показателей. Показатель: “Отношение к предмету”. Присутствует природоведческие знания, но удовлетворительные (до половины требуемого объёма). Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями. Умение аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне, случайное оперирование причинно-следственными связями. Внешняя активность и исполнительская деятельность в работе. Показатель: “Уровень развития мышления”. Удовлетворительное владение мыслительными операциями, умение делать несущественном уровне. Не обладает оригинальностью мышления. Средняя скорость протекания мыслительных процессов. Показатель: “Отношение к предмету”. Средний уровень характеризуется потенциальным интересом к предмету. Ребёнок занимает эмоционально- отзывчивою позицию, но не стремится выразить своё отношение к природе в творческой деятельности. Широкая познавательная мотивация, интерес к новым занимательным фактам, явлениям. Уровень выше среднего для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Хорошие знания в соответствии с требуемым объёмом, возможны некоторые ошибки, владение смыслом, оперирование знаниями с переносом с конкретного на обобщённое, опора на существенное в аргументации и установлении причинно-следственных связей. Активная исполнительская и творческая деятельность. Показатель: “Уровень развития мышления”. Хорошо владеет мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Легко производит первичное обобщение, абстрагируется на существенном основании. Высокая скорость протекания мыслительных процессов. Показатель: “Отношение к предмету”. Ребёнок проявляет устойчивый интерес к предмету, склонность к природоведческой деятельности, положительное отношение к учению, любознательность. Учебно-познавательная мотивация, ориентация на усвоении способов добывания знаний, самостоятельная познавательная деятельность. Высокий уровень для изучаемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Высокий уровень предполагает высокие знания, осмысленное и последовательное усвоение материала. Ребёнок умеет устанавливать причинно - следственные связи, выделить существенно, осуществляет “дальний” перенос в пределах эмпирического и теоретического знания. Устойчиво активен, инициативен, самостоятелен в творческой и исполнительской деятельности. Показатель: “Уровень развития мышления”. Высокий уровень характеризуется отличным владением мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Ребёнок способен произвести обобщения на уровне понятий эмпирического и теоретического характера. Свободно абстрагирует на существенном основании, проявляет оригинальность мышления умственных процессов. Показатель: “Отношение к предмету”. Осознанная устойчивая познавательная природоведческая направленность, повышенный интерес к предмету, эмоциональная предрасположенность к нему. Мотивы самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний, инициативный, творческий подход. [9] На первом этапе, при определении стартового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся, были предложены диагностические задания в письменном виде, также практиковали протокольные записи ответов учащихся на уроках и при индивидуальных беседах. Отработав полученные результаты, нами были составлены соответствующие таблицы. Количественные характеристики Таблица №1 Диагностический показатель: “Уровень сформированности знаний по предмету”. | |Б А Л Л Ы | | | | |1. Гужавина Лариса |3 |3 |2 |8 |Ср. |3 | |2. Гуляев Артём |2 |2 |2 |6 |Н.ср |2 | |3. Дмитриева Катя |5 |5 |4 |14 |В. |5 | |4. Добрычева Ксюша |2 |3 |2 |7 |Ср. |3 | |5. Егоров Артём |3 |4 |4 |11 |В.ср |4 | |6. Ермолаев Женя |4 |5 |4 |13 |В. |5 | |7. Залесов Алёша |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 | |8. Ибель Оля |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 | |9. Колиберская Ирина |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 | |10. Мансуров Эдик |5 |5 |4 |14 |В. |5 | |11. Марянина Люба |2 |4 |2 |8 |Ср. |3 | |12. Небогатиков Лёня |2 |4 |2 |8 |Ср. |3 | |13. Пинягина Катя |4 |4 |3 |11 |В.ср |4 | |14. Поскрекова Яна |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 | |15. Рожко Ксюша |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 | |16. Рожнова Кристина |3 |3 |2 |8 |Ср. |3 | |17. Сырцова Полина |4 |4 |4 |12 |В.ср |4 | |18. Титов Вова |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 | |19. Толпегин Данил |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 | |20. Трукан Лена |3 |4 |2 |9 |Ср. |3 | |21. Шокина Ксюша |4 |5 |3 |12 |В.ср |4 | |Общая сумма баллов |70 |83 |60 |213 | | | Таким образом, в результате проведённых диагностик выявили следующие уровни сформированности исследуемых показателей до формирующего эксперимента. | | |Количество учащихся | |Показатель |Уровень |данного уровня | | |Низкий |0 (0%) | |Уровень сформированности | | | |знаний по предмету | | | | |Ниже среднего |5 (23,5%) | | |Средний |7 (32,9%) | | |Выше среднего |4 (18,8%) | | |Высокий |5 (23,5%) | | |Низкий |0 (0%) | | | | | |Развитие мышления | | | | |Ниже среднего |5 (23,5%) | | |Средний |9 (42,3%) | | |Выше среднего |5 (23,5%) | | |Высокий |2 (9,4%) | | |Низкий |0 (0%) | | | | | |Отношение к предмету | | | | |Ниже среднего |1 (4,7%) | | |Средний |10 (47%) | | |Выше среднего |7 (32,9%) | | |Высокий |3 (14,1%) | Определение диапазонов уровней сформированности исследуемого показателя. Для таблиц №1-3 |Уровень |Диапазон суммарного балла |Оценка | |1 |1 –10 |Низкий | |2 |11 – 15 |Ниже среднего | |3 |16 – 20 |Средний | |4 |21 – 25 |Выше среднего | |5 |26 –30 |Высокий | Для таблицы №3. |Уровень |Диапазон суммарного балла |Оценка | |1 |0 – 3 |Низкий | |2 |4 – 6 |Ниже среднего | |3 |7 – 9 |Средний | |4 |10 – 12 |Выше среднего | |5 |13 – 15 |Высокий | Определение среднего арифметического балла для исследуемых показателей. | | |Общая сумма |Среднее | |Показатель |Параметр |баллов |арифметическое| |1 |2 |3 |4 | | |Полнота знаний |80 |3,8 | |Уровень | | | | |сформированн| | | | |ости знаний | | | | |по предмету | | | | | |Полнота познания |78 |3,7 | | |Понимание |75 |3,5 | | |Доказательность |64 |3,0 | | |Гибкость |76 |3,6 | | |Практическое применение |80 |3,8 | | |Суммарный балл по |459 |21,4 | | |исследуемому показателю | | | |1 |2 |3 |4 | | |Анализ |75 |3,5 | |Уровень | | | | |развития | | | | |мышления | | | | | |Синтез |83 |3,9 | | |Сравнение |76 |3,6 | | |Обобщение |85 |4,0 | | |Оригинальность |46 |2,0 | | |Скорость протекания |57 |2,6 | | |мыслительных процессов | | | | |Суммарный балл по |422 |19,6 | | |исследуемому показателю | | | |Отношение к |Интерес к предмету |70 |3,3 | |предмету | | | | | |Эмоциональное отношение к |83 |3,9 | | |предмету | | | | |Мотивация учения |60 |2,7 | | |Суммарный балл по |213 |9,9 | | |исследуемому показателю | | | Среднее арифметическое значение соответствует среднему уровню. При исследовании первого показателя “Уровень сформированности знаний по предмету” было установлено, что параметр “полнота знаний” имеет среднее арифметическое значение 3,8 балла. Это говорит о том, что большинство в классе имеют достаточно хорошие знания по предмету, приблизительно в соответствии с требуемым объёмом. Причём, анализируя второй параметр “полнота познания” со средним арифметическим значением 3,7 балла, можно заключить, что знания эти достаточно разносторонни. Однако, вместе с этим можно отметить достаточно слабое владение смыслом, низкий уровень умения оперировать этими знаниями, т.к. среднее арифметическое значение параметра “понимание” составляет только 3,5 балла. Гибкость, способность оперировать знаниями в новых условиях, так же находится приблизительно на среднем уровне развития (3,6 балла). Средний арифметический балл по параметру “практическое применение знаний” на среднем уровне – 3,8 балла. Особенно тревожное положение складывается с умением доказать, аргументировать своё мнение. Значение среднего арифметического по данному показателю составило всего 3,0 балла. Большинство детей производят аргументацию на несущественном основании, произвольно меняя направление аргументации; устанавливая прямые связи но допуская грубые ошибки в определении причины и следствия. У 23,5% учащихся, т.е. почти у четверти класса уровень сформированности знаний по предмету ниже среднего, у 32,95 – средний уровень; но в целом класс достаточно “сильный”, подготовленный, т.к. 23,5% учащихся имеют высокий уровень, а 18,8% уровень выше среднего, что является положительной предпосылкой для дальнейшего развития. Охарактеризуем состояние показателя “Уровень развития мышления”. У большинства детей в классе уровень развития мышления средний (42,3%) или даже ниже среднего (23,5%). Рассмотрим каждый исследуемый параметр. 1. Анализ; данный параметр по результатам диагностики указывает на то, что у большинства детей сформированность операции анализа находится на среднем уровне, у многих на уровне выше среднего, и даже на высоком; однако, нельзя упускать и то что довольно большое число учащихся не умеют расчленить предмет, явление или понятие и выделить его отдельные части, признаки, свойства. Средний арифметический показатель – 3,5 балла. 2. Синтезом учащихся владеет намного лучше. Половина детей абстрагирует на существенном основании на конкретном и обобщённом уровне, свободно классифицирует по нескольким основаниям. Средний арифметический показатель – 3,9 балла. 3. Так же на достаточно высоком уровне владеют обобщением. Более, чем у трети класса диагностирован высокий уровень, и у стольких же уровень выше среднего. Среднее арифметическое – 4,0 балла. 4. Умение сравнивать находится в основном на среднем уровне, т.е. дети сравнивают в большинстве своём на несущественном основании. Среднее арифметическое составляет 3,6 балла. 5. Большинство детей класса не обладает оригинальным мышлением, не могут предложить какие – либо идеи, мышление стандартизировано. Средний арифметический показатель по этому параметру очень низкий: всего 2 балла. 6. Скорость протекания мыслительных процессов находится в основном на уровне среднем и ниже среднего. Средний арифметический показатель 2,6 балла. Перейдём к рассмотрению показателя “Отношение к предмету”. В основном по этому показателю отмечается средний уровень сформированности (у 47% учащихся). Рассмотрим каждый диагностируемый параметр. 1. Интерес к предмету. У трети учащихся класса отмечается отсутствие интереса к предмету, безразличие к нему, а у 4,7% даже резко отрицательное отношение. Но большая часть детей либо испытывает потенциальный интерес к предмету, либо имеют устойчивый интерес, склонность к природоведческой деятельности. Среднее арифметическое – 3,3 балла. 2. Эмоциональное отношение к предмету. Дети положительно настроены по отношению к предмету. У половины класса пробуждение положительных эмоций пробуждается при первых же успехах в учении, но при этом они пассивны. Треть класса обладает устойчивым положительным отношением к предмету, эмоциональной предрасположенностью к нему. Средний арифметический балл – 3,9. 3. Мотивация учения. Мотивы учения у большинства детей узко-социальные: стремление получить одобрение взрослых, занять определённую позицию в классе, легко получить поощрение. У четверти класса присутствует широкие познавательные мотивы учения, интерес к занимательным фактам и явлениям. Средний арифметический балл – 2,7. Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о необходимости индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в процессе ознакомления с окружающим миром. 2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной самостоятельной работы учащихся На основе полученных данных мы сформулировали конкретные задачи формирующего эксперимента: 1. Средствами индивидуализации и внутриклассной дифференциации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |