![]() |
|
|
Информатизация учебного процессаИнформатизация учебного процессаЯкутский Государственный Университет Институт Математики и Информатики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Информатизация учебного процесса» Выполнил: студент 3 курса ЯГУ ИМИ гр. ИНФ-00 Федотов Кэскил проверил: Якутск 2003 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 1. Информационная культура, цивилизация, общество 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2. Проблема информатизации учебного процесса и школ. 3. Результаты исследования школ 4. Слово о классно-урочной модели использования компьютера 5. Проектно-групповая и индивидуальная модели взаимодействия компьютера и учащихся 3. Заключительное слово 1. 1.1 Вся обозримая история человечества характеризуется сменой государств, империй, цивилизаций; сменой способов производства и орудий труда, культур, технологий и систем образования; использованием различных видов энергии и средств коммуникации. XX век, в особенности его вторая половина, прошел под знаком научно- технической революции — коренных изменений и преобразований способов производства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Современная стадия научно-технической революции отличается тем, что, во- первых, технология переработки естественных материалов дополнилась технологиями создания принципиально новых материалов на атомно-молекулярном уровне, когда осуществляется опора на практическое использование законов атомной и ядерной физики, квантовой механики и релятивистской механики, законов молекулярной генетики, оптоэлектроники, нанотехнологий, информологии и др., т. е. опора на представления, концепции, теории и законы, составляющие преимущественно квантово-полевую картину мира. Во- вторых, если главной отраслью в начальной стадии научно-технической революции определялось машиностроение, автоматизированное на базе микроэлектроники и вычислительной техники, то теперь это сама микроэлектроника и вычислительная техника во всех ее разновидностях: компьютеры, компьютерные сети и системы, глобальные международные сети и другие средства информатики, телематики и теленетики. В-третьих, резко возросла информатизация общества, появились индустрия информатики, новые информационные технологии. В-четвертых, произошла интеграция науки и производства, наука стала непосредственной производительной силой, а в информационной парадигме она ныне рассматривается как система накопления, хранения и переработки информации, ее анализа с выработкой норм и правил отбора; как система создания методик и методологий моделирования. Наука ныне рассматривается как одна из коммуникативных систем и моделей. С развитием науки, технологий развивается интеллект, растет энерговооруженность, повышается уровень информационного обмена между людьми. Человек отличается от своих предшественников прямой по-: ходкой, творческим интеллектом, позволяющим создавать все более и более совершенные орудия физического и умственного труда, знаковой и устной речью, письмом и печатью (рис. 1) и, наконец, вооружением электронно- вычислительной техникой, выходами из реального мира в миры виртуальные с помощью книг и компьютеров (рис. 2). С количественной стороны функционирующая в человеческом сообществе информация растет экспоненциально, со скачками (см. рис. 2), что связано с появлением все более и более новых способов распространения и хранения информации. Так, например, английский ученый Д. Робертсон полагает, что в истории было три крупнейшие информационные революции: возникновение речи, письменности и книгопечатания. Возникновение языка ассоциируется с зарождением человечества, как такового, возникновение письма — с истоками цивилизации, а развитие печатного дела — с началом современной цивилизации. Цивилизация и есть информация. Большинство факторов, характеризующих цивилизацию, — этика и законы технологии, философия и религия, литература и искусство суть не что иное, как формы информации. Язык отличает человека от предшествующих млекопитающих, письменность вывела человечество из варварства, печатное дело определило решающие для современной цивилизации события в позднем Возрождении (революция Коперника, открытие Нового Света, Реформация). Информационный взрыв определяется увеличением объема информации на два и более порядка от исходной величины. Общий объем (оценка по Д. Робертсону) информации на различных уровнях цивилизации следующий: предъязыковой уровень — 107 бит; языковой уровень — 109 бит; письменный уровень — 1011 бит; печатный уровень — 1017 бит; компьютерный уровень — 1025 бит. Согласно оценкам, одна буква 26-значного алфавита содержит несколько меньше пяти бит информации. На языковом уровне каждый индивид обладает собственной памятью, информацией своего селения, клана или племени, т. е. информацией, в 50—1000 раз большей, чем на предъязыковом уровне. На письменном уровне прибавляется информация, содержащаяся в рукописях манускриптах. На печатном уровне прибавляются сотни библиотек. Утверждается, что среди ученых Г. Лейбниц был последним, кто мог воспринять и уяснить всю информацию своего времени. Уже в 1950 г. только в США ежегодно выходило 10 000 новых книг, содержащих в среднем 10 бит, без учета периодических изданий. Появление Интернета современный итальянский писатель, один из основателей семиотики, Умберто Эко ставит в один ряд с книгопечатанием по его влиянию на цивилизацию. В приведенные количественные оценки объема информации современная информационная действительность вносит свои коррективы. Например, физик- эколог В. Г. Горшков оценивает верхний предел запаса культурной информации современности величиной порядка 10 бит — произведение числа людей на Земле (6-10 человек) на запас информации памяти каждого человека (6-10 бит). Объем памяти современных компьютеров имеет порядок 109 бит и примерно совпадает с запас< генетической и культурной информации одного человека. Все информационные потоки компьютеров земного шара имеют пор 10 ' бит/с (если на 100 человек приходится один компьютер). К последовательности Д. Робертсона следует, по-видимому, добавить еще один современный этап — этап лавинообразного нарастания мощности глобальных компьютерных сетей, глобально-космических средств телекоммуникаций, т. е. таких компонентов глобальных информационных средств, как телематика и теленетика, которые породили новые, самые последние научно-технические отрасли информологии и привели к появлению нового виртуального мира человека — киберпространства. Возможности усвоения информационных потоков компьютерами в миллион раз превосходят возможности людей. При этом уникальная информация культуры содержится в умах специалистов-профессионалов, составляющих примерно 1% от всего населения Земли. Цивилизации сменяют одна другую не только по причине скачкообразного роста количества циркулирующей в обществе информации (запаса культурной информации), но и в результате изменения интеллекта, миропонимания и менталитета, стиля мышления, сознания. Существует несколько типологий сознания людей, приведших к построению информационного общества. Ныне принято выделять технологический и экологический типы сознания при необходимой смене первого вторым. Эта проблема тесно смыкается с проблемой гуманизма и гуманитаризации, сохранения биосферы Земли, с одной стороны, и с проблемой технократизма как стиля мышления — с другой. Внесение в школу идей технологизации учебно-воспитательного процесса сводится по форме к переработке «сырья» в «конечный продукт», однако педагог должен понять и осознать процесс, поставить задачу, описать алгоритм ее решения, составить программы на естественном и формальном (алгоритмическом) языках, т. е. решить задачу-проблему учебно- воспитательного процесса. Задача — это модель проблемы. По сути своей вся жизнь человека цель его деятельности есть адаптация к среде, к обществу: постановка и изучение, выявление и решение мелких и крупных, личных и общественных, семейных и производственных проблем, т. е. задач, возникающих во взаимоотношениях человека и природы, людей между собой, стран, коллективов, народов. Традиционно в информатике понятие «задача» подразумевает преобразование (обработку) информации, систему информационных процессов, несогласование которых или противоречие между которыми требует их переустройства. В современных условиях в большинстве случаев задача сводится к разработке и исследованию информационных моделей развития науки и решения проблем самой науки, общества, природы, а также предвидению глобальных опасностей развития техники и связанных с ним экологических катастроф. В этом смысле информационная культура требует отхода от технократизма в развитии мышления обучаемых при использовании компьютера. Технократизм как форма мышления порожден иллюзиями успехов научно- технического прогресса, иллюзиями потому, что всякий рост, прогресс, развитие в окружающем нас мире способствуют, с одной стороны, возрастанию материальных благ, развитию культурных ценностей, беспрецедентным достижениям науки и техники, а с другой — загрязнению среды, истощению мировых ресурсов, угрозе ядерной катастрофы, массовым химическим поражениям, эпидемиям невиданных болезней и т. д. Современная цивилизация в форме научно-технического прогресса подводит мир в его развитии к непредсказуемой по времени и последствиям точке бифуркации со случайным выбором траектории дальнейшего развития, к новому процветанию или к гибели современной цивилизации, а то и всей Земли, биоты на ней. Эти обстоятельства выдвигают проблему использования закона техногуманитариого баланса: общество живет нормально до тех пор, пока его технологии уравниваются адекватными силами сдерживания. Представления о содержании и смысле культуры сливаются с представлениями об инвайроментальной экологии. Еще в 60—70-х гг. французский ученый Ф. Сен- Марк писал: «Отнять у планеты природу — значит отнять у нее культуру». По мнению ученого, жизненная среда может предложить человеку три категории нематериальных благ: биологическую, художественную, научную. Человек же обращается с ними весьма небрежно. А по всей совокупности «человечество столь близко бездне, что ему необходимо под страхом исчезновения в ней ответь за каждый шаг на своем пути». В решении задач исчезновения причин страха большая роль принадлежит педагогам и работникам образования — ученым, познающим не только законы природы, но и законы образования в информационном обществе, передающим эти законы школьникам. Чтобы осмыслить и построить картину мира, человек должен принять от Вселенной совокупность сигналов, преобразовать, проанализировать и упорядочить их, выстроить в определенной системе миропонимания в соответствующей парадигме и по принятым методолого-гносеологическим принципам. Он, обмениваясь с природой сигналами, вступая с ней в информационные связи, ведет непрерывный диалог в системе «человек—природа», «человек—Космос». Освоение информационной картины мира человеком дает ему возможность, как уже указывалось выше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его информационном пространстве и личной информационной сфере, по возможности сознательно формируя эту сферу и через нее же влияя на социально- политическую, экономическую, экологическую и информационную структуры природы и общества. Понимание информационной картины мира, разумный анализ и использование информационных потоков, прямых и обратных информационных связей (с целью адаптации к окружающему миру и влияния на него) выступают необходимым компонентом современной не только информационной культуры, но и культуры вообще как коллективной памяти человечества: свода правил поведения человека в информационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия мира, адекватного определению человеком своего места в нем. Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении всей истории человечества, а за последние несколько тысячелетий прошла в своем развитии несколько периодов, связанных со способом распространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический и электронный). Информационная культура директора и учителя связана с овладением ими электронно-коммуникативными системами, средствами и технологиями образования населения (ЭКСС и ТОН), обучения школьников (ЭКССТО), поиска информации. Она может быть рассмотрена на трех уровнях. На информологически- методологическом уровне предполагается знание научных основ инфоноосферной эдукологии и информационной педагогики, а также педагогической информатики; понимание роли социально-экономических, научно-технических, психолого- педагогических и физиолого-медицинских факторов использования ЭКССТО; сравнительный анализ научно обоснованных моделей информатизации школы в стране и за рубежом. На теоретическом уровне требуется знание дидактических принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросов логического построения курсов основ информационного моделирования, основ теленетики. На прикладном уровне требуется формирование понятий, знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освоение конкретных новых информационных технологий обучения. Понятие информационной грамотности включает в себя следующие компоненты: • знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к ней, например к реферативному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет; • способность оценить ценность, эффективность и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей; • владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации. Информационная культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе. Она выпол от следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающе воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения. Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.) Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам , накопленным народами, странами, человечеством. Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовного миров, познание мира и умом и сердцем. Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть. К основным чертам информационной цивилизации относят следующие процессы: • сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве; • нарастание интенсификации информационного обеспечения производства, что способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем; • внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малые государства; • развитие в государстве взаимодействия пяти независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две последние пронизывают все ветви; • стремительное возрастание динамизма экономики; • стирание старых границ между социальными категориями и возникновение новых границ между «быстрыми» и «медленными» экономиками; • увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение; • рост успехов в охране природы. Наиболее общей концепцией информатизации в плане общественно-политическом и социально-экономическом выступает концепция информационного общества. Ее создатели Д. Бенк, Б. Масуда, О. Тоффлер предполагают наличие беспроблемного общества взаимодействия и консенсуса, т. е. общества более высокого уровня потребления, общества всеобщего благоденствия, общества когнитариата и информационной элиты, общества всеобщего образования и культуры. Эта концепция на первый взгляд соответствует идее инфоноосферы, но встречает много возражений, не так гладко, как хотелось бы, реализуется на практике и относится в плане построения и функционирования такого общества, скорее, к области современного мифотворчества. В реальности глобальные сети распространения культуры и знаний одновременно заняты «промывкой мозгов», ведением информационных войн, сочетанием информации с клеветой и дезинформацией, компьютерными преступлениями и порнографией. Казалось бы, на первый взгляд информационная цивилизация должна превратить всех людей в технократов, вооруженных искусственным интеллектом. Но этот интеллект вооружает познавательные возможности человека, его духовный мир. И любые образовательные системы или приобретают черты гуманитарных систем, формирующихся в условиях неопределенности и вооруженных информационными семантическими моделями, или перерастают в них полностью. Гуманитарные системы обладают следующими основными свойствами: • Гуманитарные системы создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие в себе сознательный и бессознательный компоненты; • любое состояние Гуманитарные системы определяется всем пройденным ею путем; • изменение Гуманитарные системы определяется текущим состоянием и внешним окружением; • язык Гуманитарные системы сочетает в себе (на основе принципа дополнительности) логическую и образную составляющие; • тексты, порождаемые Гуманитарные системы, многозначны и зависят от контекста. Информационные гуманитарные системы всегда будут направлены на формирование гуманистически ориентированных образовательных систем и их субъектов. Гуманизм — это принцип, а гуманитаризация и информатизация — средства реализации этого принципа. Поэтому информационное общество мы определяем следующим образом: это историческая фаза развития цивилизации, жизнь и деятельность человека в которой прежде всего связаны с созданием, переработкой и использованием информации. Информационное общество характеризуется основными признаками: • широким распространением информационных технологий в материальном и нематериальном производстве, в области науки и образования; • превращением информации в ресурс общества наряду с природными ресурсами; • свободной циркуляцией информации в обществе; • созданием наукоемких технологий на базе новых информационных технологий; • формированием новых глобальных систем непрерывного дистанционного и локализованного образования с использованием сетевых информационных технологий. В дальнейшем, говоря «информационное общество», мы будем понимать информационную модель такого общества, во все сферы и области жизни и деятельности членов которого включены средства телематики, теленетики и информатики в качестве орудий интеллектуального труда, а также новые информационные технологии, в частности обучения и самообразования, становления гуманизма, ориентированного на все живое в мире и на весь мир в его целостности. Информационная культура как единая культура, наполненная информационным смыслом, — это не просто сложение различных культуp, это поиск общих сущностей в разных науках и культурах, интегрируемых учителями в информационную педагогику, и одновременно поиск новых сторон одной и той же сущности на пути интегративного единства духовного и материального миров в построении единой картины мира. 2. 2.2 В частности, учитывая все это, директора школ, учителя и особенно учителя информатики обязаны организовать информатизацию учебного процесса и Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |