![]() |
|
|
Изучение психологической готовности к обучению в школе5)Тесты для изучения развитости воображения Тест: \"Вербальная (словесная) фантазия» Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям: 1. Быстрота воображения. 2. Необычность, оригинальность образов воображения . 3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов. 4. Эмоциональность образов. Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно. Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет. Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное. Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо. Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки. Тест: \"Невербальная фантазия\" Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил. Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей: - во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. - во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти \"слабые места\" можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг - в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка. И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми \"эффектом неожиданности\", чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки. 6)Диагностика произвольной сферы. Тест «Графические фигуры» - на диагностику произвольной сферы. Методика «Графические фигуры» заключалась в следующем. Детям предлагалось по зрительно воспринимаемому образцу самостоятельно без комментария экспериментатора выполнить четыре рисунка по возрастающей степени сложности. Образцы рисунков представляли собой изображение елки, снеговика, цветка и робота, состоящие из сочетания геометрических фигур (круга, прямоугольника и треугольника). Ребенку давался лист бумаги, на одной половине которого был изображен образец, а на другой — с помощью карандаша он должен был воспроизвести этот образец. При анализе данного задания учитывались следующие критерии: расположение рисунка, соответствие величине эталона, перенесение всех деталей рисунка, правильность изображенных элементов, четкость линий. При каждом несоответствии эталону число баллов уменьшалось. Эксперименты проводились в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком в течение 30— 35 мин. Методика разработана так, что ее можно было разделить на два этапа в том случае, если ребенок уставал. Результаты диагностического эксперимента были проранжированы и путем корреляции получены среднее арифметическое. 3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду № «Елочка» и их анализ. Тестирование, как уже упоминалось, проводилось в подготовительной группе детского сада. В группе 27 человек. Выполнение каждого задания оценивалось по десятибалльной шкале, затем находилось среднее арифметическое баллов по заданию во всей группе. И далее подсчитывался средний бал по разделу тестирования. Рассмотрим результаты проведения нашего тестирования в таблице 1. Таблица 1. Результаты тестирования психологической готовности. +------------------------------------------------------------------------+ | Наименование теста | Средний балл | |---------------------------------------------------------+--------------| | 1. Внимание | 8,67 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Переплетенные линии\" | 8 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Кольца\" | 9 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Корректурная проба\" | 9 | |---------------------------------------------------------+--------------| | 2.Восприятие | 8 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Что не дорисовано?\" | 10 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Найди квадрат\" | 7 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Закрась фрукты\" | 10 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Пиши кружочками \" | 5 | |---------------------------------------------------------+--------------| | 3.Мышление | 8,75 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Обведи контур\" | 8 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Лишний предмет\" | 10 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Нелепицы\" | 10 | |---------------------------------------------------------+--------------| | Ответы на вопросы для оценки словесно-логического | 7 | | мышления | | |---------------------------------------------------------+--------------| | 4.Память | 8 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Картинки\" | 9 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Запомни слова\" | 7 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Запомни фразы\" | 7 | |---------------------------------------------------------+--------------| | Оценка произвольной образной памяти | 10 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Запомни рисунки\" | 9 | |---------------------------------------------------------+--------------| | Оценка механической памяти | 6 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Узнай фигуры\" | 8 | |---------------------------------------------------------+--------------| | 5.Воображение | 3,5 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Вербальная (словесная) фантазия» | 3 | |---------------------------------------------------------+--------------| | \"Невербальная фантазия\" | 4 | |---------------------------------------------------------+--------------| | 6. Произвольная сфера. | 7 | |---------------------------------------------------------+--------------| | «Графические фигуры» | 7 | +------------------------------------------------------------------------+ Анализ таблицы показывает, что в целом дети готовы к обучению в школе. У них развиты внимание, восприятие, мышление, память, произвольная сфера. Но в то же время плохие результаты дало тестирование воображения. Дети с трудом выстраивают логические цепочки своего рассказа, и цитируют уже готовые предложения из сказок и мультфильмов. Поэтому в оставшееся время до выпуска необходимо провести дополнительные занятия по развитии воображения. Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих способностей и умений: 1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3-4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку - лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п. 2. Осуществлять \"опредмечивание\" неопределенного объекта. Способом \"опредмечивание\" дети начинают пользоваться еще с 3-4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник - в крышу домика или в парус для кораблика. К 6-7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к \"опредмеченному\" рисунку разнообразные детали. 3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен: а) создавать образ предмета по его словесному описанию; б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей. 4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение). Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность \"видеть\" образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов: а) на мысленное преобразование предмета в пространстве, б) па представление взаимного \'расположения нескольких предметов в пространстве. 5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.). Обучение этому умению должно включать следующие этапы: I - этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции); II - этап самостоятельного \"чтения\" плана: ребенок учится \"читать\" составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение; III - этап самостоятельного составления плана: ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения. Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе. Заключение Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обощенно определяющим способ действия, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме, умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выявляют уровень развития речи. Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются: более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание, развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития, развитие грамматического строя речи, усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического, усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря, совершенствование словесно - логического мышления. Проведенное в детском саду тестирование показало, что в целом дети хорошо развиты и психологически готовы к обучению в школе. Низкий балл был отмечен только при тестировании воображения. В связи с этим необходимо провести дополнительные занятия по развитию воображения. Список литературы 1.Абдурасулова Т. Д. // журнал \"Вопросы психологии\" №2/1997 2.Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского - М.,1982. 3.Барташникова И.А., Барташников А.А. \"Учись играя.\" Харьков: Фолио, 1997 4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. - М., 1979 5.Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. \"Воспитание сенсорной культуры ребенка.\" М.: Просвещение, 1998 6.Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,1993. 7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр, 1993. 8.Гуткина Н.И, Детский практический психолог в школе // Школа здоровья. 1994. Т. 1. № 1 9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986 10.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. \"Что на свете не бывает?\" М.: Знание, 1994 12.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981. 13.Житникова Л. \"Учите детей запоминать.\" М.: Просвещение, 1985 14.Заика Е.В., \"Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников\" // Вопросы психологии. 1995. № 6 15.Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986. - Т.1 16.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. \"Тесты для детей\" Дельта, 1997 17.Истомина З.М., \"Развитие памяти.\" М.: Просвещение, 1978 18.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 19.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 20.Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987 21.Лук А.Н., \"Мышление и творчество.\" М.: Политиздат, 1976 22.Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.: Просвещение, 1985 23.Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. \"Скоро в школу!\" М.: 1998 24.Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М.,1988. 25.Никитин Б.П. \"Развивающие игры.\" М.: Педагогика, 1981 26.Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972 27. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 28.Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек. - М.,1997 29.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. 30.Фисюкова Л.Б. \"От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.\" Харьков: Фолио, 1996 Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с. 78 Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972, с. 172 Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М.,1988, с. 35 Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995, с 17 Там же, с18. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского - М.,1982, с 12 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 112 Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с.69 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987., с 145 Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988., с 50 Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. - М., 1979, с 24 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991., с 36 Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987, с.219 Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.: Просвещение, 1985, с 5 1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |