на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение психологической готовности к обучению в школе


5)Тесты для изучения развитости воображения

Тест: \"Вербальная (словесная) фантазия»

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом

существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его

устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа

(истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок

приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения .

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок

придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно. Если в течение

одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему

какой-либо сюжет. Необычность, оригинальность образов воображения

оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог

раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом

внес в него от себя что-то новое, оригинальное. Богатство, глубина и

детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу

различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных

характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка,

по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Если

ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект

рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито

хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и

увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Тест: \"Невербальная фантазия\"

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и

попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он

изобразил. Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей: -

во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития

тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

- во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные

особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты

хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно

развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных

затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти

\"слабые места\" можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы

в интеллектуальный тренинг

- в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить

эффективность тех средств и методов, которые используются вами для

умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами,

чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые

их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения

в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать

во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или

растерянности, называемыми \"эффектом неожиданности\", чувствовать себя

более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы

с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

6)Диагностика произвольной сферы.

Тест «Графические фигуры» - на диагностику произвольной сферы.

Методика «Графические фигуры» заключалась в следующем. Детям предлагалось

по зрительно воспринимаемому образцу самостоятельно без комментария

экспериментатора выполнить четыре рисунка по возрастающей степени

сложности. Образцы рисунков представляли собой изображение елки,

снеговика, цветка и робота, состоящие из сочетания геометрических фигур

(круга, прямоугольника и треугольника). Ребенку давался лист бумаги, на

одной половине которого был изображен образец, а на другой — с помощью

карандаша он должен был воспроизвести этот образец. При анализе данного

задания учитывались следующие критерии: расположение рисунка, соответствие

величине эталона, перенесение всех деталей рисунка, правильность

изображенных элементов, четкость линий. При каждом несоответствии эталону

число баллов уменьшалось.

Эксперименты проводились в первой половине дня индивидуально с каждым

ребенком в течение 30— 35 мин. Методика разработана так, что ее можно было

разделить на два этапа в том случае, если ребенок уставал.

Результаты диагностического эксперимента были проранжированы и путем

корреляции получены среднее арифметическое.

3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду №

«Елочка» и их анализ.

Тестирование, как уже упоминалось, проводилось в подготовительной группе

детского сада. В группе 27 человек. Выполнение каждого задания оценивалось

по десятибалльной шкале, затем находилось среднее арифметическое баллов по

заданию во всей группе. И далее подсчитывался средний бал по разделу

тестирования. Рассмотрим результаты проведения нашего тестирования в

таблице 1.

Таблица 1.

Результаты тестирования психологической готовности.

+------------------------------------------------------------------------+

| Наименование теста | Средний балл |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| 1. Внимание | 8,67 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Переплетенные линии\" | 8 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Кольца\" | 9 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Корректурная проба\" | 9 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| 2.Восприятие | 8 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Что не дорисовано?\" | 10 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Найди квадрат\" | 7 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Закрась фрукты\" | 10 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Пиши кружочками \" | 5 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| 3.Мышление | 8,75 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Обведи контур\" | 8 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Лишний предмет\" | 10 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Нелепицы\" | 10 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| Ответы на вопросы для оценки словесно-логического | 7 |

| мышления | |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| 4.Память | 8 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Картинки\" | 9 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Запомни слова\" | 7 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Запомни фразы\" | 7 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| Оценка произвольной образной памяти | 10 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Запомни рисунки\" | 9 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| Оценка механической памяти | 6 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Узнай фигуры\" | 8 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| 5.Воображение | 3,5 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Вербальная (словесная) фантазия» | 3 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| \"Невербальная фантазия\" | 4 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| 6. Произвольная сфера. | 7 |

|---------------------------------------------------------+--------------|

| «Графические фигуры» | 7 |

+------------------------------------------------------------------------+

Анализ таблицы показывает, что в целом дети готовы к обучению в школе. У

них развиты внимание, восприятие, мышление, память, произвольная сфера. Но

в то же время плохие результаты дало тестирование воображения. Дети с

трудом выстраивают логические цепочки своего рассказа, и цитируют уже

готовые предложения из сказок и мультфильмов. Поэтому в оставшееся время

до выпуска необходимо провести дополнительные занятия по развитии

воображения. Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих

способностей и умений:

1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка

важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3-4

года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым

материалом и определяется характером игрушек, сходством

предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже

нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение

может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на

замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя

себя всадником, а палку - лошадью. Постепенно необходимость во внешних

опорах исчезнет. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с

предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним

в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать

различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие

предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.

2. Осуществлять \"опредмечивание\" неопределенного объекта.

Способом \"опредмечивание\" дети начинают пользоваться еще с 3-4 лет. Он

состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать

определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного

изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в

мячик, треугольник - в крышу домика или в парус для кораблика. К 6-7 годам

ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также

научиться добавлять к \"опредмеченному\" рисунку разнообразные детали.

3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного

графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей

учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе

словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги

(образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании

значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые

эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле

их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не

виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях.

При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких

образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для

развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок

должен:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или

нескольких ее частей.

4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов

(пространственное воображение). Все предметы окружающего нас мира

существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными,

должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с

этим, очень важно развивать у ребенка способность \"видеть\" образ предмета

с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой

способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного \'расположения нескольких предметов в

пространстве.

5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и

последовательно реализовывать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению

задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели

приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не

достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть

необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее

продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить

ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать

свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные

произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).

Обучение этому умению должно включать следующие этапы:

I - этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план

(схему) готового произведения (конструкции);

II - этап самостоятельного \"чтения\" плана: ребенок учится \"читать\"

составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое

произведение;

III - этап самостоятельного составления плана: ребенок сам составляет план

(схему) собственного произведения.

Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не

упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть

развиты в ребенке к обучению в школе.

Заключение

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности

обучения, благоприятное профессиональное становление во многом

определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности

детей к школьному обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная

характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития

психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для

нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной

деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного

возраста являются: умение детей сознательно подчинять свои действия

правилам, обощенно определяющим способ действия, умение ориентироваться на

заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно

выполнять задания, прелагаемые в устной форме, умение самостоятельно

выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Кроме

указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи

выявляют уровень развития речи.

Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению

являются: более сложная самостоятельная форма речи - развернутое

монологическое высказывание, развитие звуковой стороны речи, завершается

процесс фонематического развития, развитие грамматического строя речи,

усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,

усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного

словаря, совершенствование словесно - логического мышления.

Проведенное в детском саду тестирование показало, что в целом дети хорошо

развиты и психологически готовы к обучению в школе. Низкий балл был

отмечен только при тестировании воображения. В связи с этим необходимо

провести дополнительные занятия по развитию воображения.

Список литературы

1.Абдурасулова Т. Д. // журнал \"Вопросы психологии\" №2/1997

2.Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича,

В.И.Лубовского - М.,1982.

3.Барташникова И.А., Барташников А.А. \"Учись играя.\" Харьков: Фолио, 1997

4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.

- М., 1979

5.Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. \"Воспитание сенсорной культуры

ребенка.\" М.: Просвещение, 1998

6.Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей

младшего школьного возраста - Томск.,1993.

7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр,

1993.

8.Гуткина Н.И, Детский практический психолог в школе // Школа здоровья.

1994. Т. 1. № 1

9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986

10.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера,

В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.

11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. \"Что на свете не бывает?\" М.: Знание, 1994

12.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /

Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981.

13.Житникова Л. \"Учите детей запоминать.\" М.: Просвещение, 1985

14.Заика Е.В., \"Упражнение для формирования навыков чтения у младших

школьников\" // Вопросы психологии. 1995. № 6

15.Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986. -

Т.1

16.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. \"Тесты для детей\" Дельта,

1997

17.Истомина З.М., \"Развитие памяти.\" М.: Просвещение, 1978

18.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая

готовность к школе. М.: Знание, 1987.

19.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. М.: Педагогика, 1991.

20.Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая

подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987

21.Лук А.Н., \"Мышление и творчество.\" М.: Политиздат, 1976

22.Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.:

Просвещение, 1985

23.Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. \"Скоро в школу!\" М.: 1998

24.Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного

к школьному возрасту. - М.,1988.

25.Никитин Б.П. \"Развивающие игры.\" М.: Педагогика, 1981

26.Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972

27. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М.

Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

28.Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек.

- М.,1997

29.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988.

30.Фисюкова Л.Б. \"От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.\"

Харьков: Фолио, 1996

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под

ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с. 78

Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972, с. 172

Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к

школьному возрасту. - М.,1988, с. 35

Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича,

Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995, с 17

Там же, с18.

Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича,

В.И.Лубовского - М.,1982, с 12

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 112

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под

ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с.69

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая

готовность к школе. М.: Знание, 1987., с 145

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988., с 50

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -

М., 1979, с 24

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. М.: Педагогика, 1991., с 36

Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая

подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987, с.219

Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.:

Просвещение, 1985, с 5

1

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.