на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение психологической готовности к обучению в школе


детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические

изображения. Психологи отмечают, что наглядно- образное мышление является

основой для образования логического мышления, связанного с использованием

и преобразованием понятий. Таким образом, к 6 - 7 годам ребенок может

подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя

наглядно - действенное, наглядно- образное и логическое мышление.

С.Д. Рубинштейн , Н. Н. Поддъяков , Д.Б. Эльконин утверждают, что старший

дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно

начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя

тем самым ближайшую перспективу умственного развития.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также

предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе

начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи.

Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения,

но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков,

благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу

дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;

развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие

закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение

грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря

позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Дети 6 - 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому.

У них появляются развернутые сообщения -монологи, рассказы, в общении со

сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку,

согласование игровой деятельности.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям

обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот

период. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно -

познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные

грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными

диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно

рассуждать, думая вслух.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических

действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления,

повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в

постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых

способствует развитие волевой регуляции поведения.

Как показывают исследования ребенок 6 - 7 лет может стремиться к далекой

цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение

довольно длительного времени. В этом возрасте происходят изменения в

мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов,

придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее

значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку

идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие

желания.

К старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие

познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка

снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой

информации.

Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных

нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе

определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от

характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает

взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и

он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм

повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает

учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Е.В. В силу

интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок начинает

переживать, даже в отсутствии взрослого.

Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается:

- на психомоторике ребенка (82 % детей подверженные этому воздействию),

- на его волевых усилиях (80%),

- на нарушениях речи (67%),

- на снижение эффективности запоминания (37%).

Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием

нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития ребенка 6 - 7 лет, можно заключить, что на

этом возрастном этапе дети отличаются:

• достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное

восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

• у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно

развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно

побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

• его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и

интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной

оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

• особенности развития речи.

Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших

школьников.

В настоящее время образование рассматривается педагогами как

общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально

закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его

реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве

системами образования.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных

типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной

практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание

общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к

обеспечению жизнедеятельности человека. Второй - основан на широкой

культурно - исторической ориентации. При таком типе образования

предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут

востребованы в непосредственной практической деятельности.

Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные

возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали

создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки

компетентного человека.

Одной из главных культурно - гуманистических функций образования выступает

общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый

компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение

гуманистической цели образования.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые

нужны ей и обществу для включения в социально - ценностную деятельность.

Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в

этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть

только в том случае, если личность будет представлена в динамике. Исходя

из этого, деятельность личности выступает как детерминанта содержания

образования. Следовательно, его можно определить как содержание особым

образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет

опыт личности.

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное

приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование

психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.

Поэтому большое значение уделяется современными педагогами построению

обучения, которое учитывало бы « зону ближайшего развития» личности, то

есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот

завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью

учителя.

Для умственного развития недостаточно даже сложной и подвижной системы

знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью

которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.

Как утверждает В.В. Давыдов, знания человека находятся в единстве с его

мыслительными действиями. Следовательно, допустимо термином «знание»

одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения.

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не

уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит

основой совершенствования процесса обучения.

Но не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для

воспитания и развития личности. Поэтому, чтобы решить эту задачу,

необходима тщательная организация содержания образования, отбор

соответствующих форм и методов обучения, его технологии.

Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление

задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно

интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью

учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система

определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в

оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и

способностей.

2. Выбор метода определения степени психологической готовности

С целью выявления способностей разработаны специальные тесты. Тестирование

проводилось в начале 2007 года перед выпуском ребенка из детского сада в

подготовительной группе. Тесты представляют собой серию различных заданий,

которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени.

Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения

требуется хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей

средой и ее явлениями. Иначе говоря, требуется хорошее общее развитие

ребенка.

Итак рассмотрим конкретное содержание тестов.

1)Тесты для изучения различных свойств внимания.

Тест: \"Переплетенные линии\"- Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены,10 переплетенных линий.

Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако

эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за

каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой,

карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем

номер этой линии справа. Фиксируйте время выполнения всего задания,

ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим

заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

Тест; \"Кольца\"- Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих

разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны

строчным буквам и букваре).Для оценки устойчивости внимания ребенка просят

как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго

определенном месте (например, справа). За 2 минуты ребенок 6-7 лет

просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При

дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а

продуктивность деятельности улучшается. Время, затраченное на задание - 4

минуты.

Тест: \"Корректурная проба\" - Выявление скорости распределения и

переключения внимания, eгo объема и устойчивости

Ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с

фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее

зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например:

квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют

эти задания за 2-3 минуты.

2) Тесты для изучения восприятия

Тест: \"Что не дорисовано?\" - Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его

внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь.

Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения

недостающих признаков. Хороший результат для ребенка 6-7лет, если он

найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты .

Тест: \"Найди квадрат\"- Тест выявляет способность к дифференцированному

восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди

которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного

отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее

горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше

или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все

одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если

ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует

о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

Тест: \"Закрась фрукты\" - Определение способности цветовосприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов и

цветные карандаши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий

цвет.Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др.

предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у

ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

Тест: \"Пиши кружочками \" - Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками.

Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово \"суп\" надо

изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял

задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуете ребенку

слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.

Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

3)Тесты для изучения различных видов мышления

Тест: \"Обведи контур\" - Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка

так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все

линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур.

Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых

местах, где они изображены на рисунках-образцах. Оцениваются в итоге

выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы. Если ребенок

затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все

линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют

углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет

высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.

Тест: \"Лишний предмет\" - Оценка образно-логического мышления - умственных

операций анализа и обобщения.

На рисунках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего

6 карточек. Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните

ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один - лишний.

Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший.

После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать

оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет

обобщающее слово как минимум л 4 карточках - это хороший уровень развития

образно-логического мышления.

Тест: \"Нелепицы\" - Оценка образно-логического мышления.

Популярный тест.Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные

нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать,

что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые

ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на

самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время

ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что

не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Если ребенок

обнаружит более 8 нелепиц - это хороший результат развития

образно-логического мышления.

Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы типа:

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час?

9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка -

это?..

10. На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые

достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий

уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил

правильно на 15 - 16 вопросов.

4)Тесты для изучения различных свойств памяти.

Тест: \"Картинки\" - Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите

ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый

предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства

ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы,

которые он запомнил. Порядок не имеет значения. Учитывается, сколько

предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не

учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не

было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов

из 10.

Тест: \"Запомни слова\" - Оценка слуховой памяти - кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат,

яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите его повторить слова, которые

он запомнил, в любом порядке. 6-7 - летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это

показатель хорошей кратковременной памяти.

Тест: \"Запомни фразы\" - Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например: 1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть. 3) В саду растут яблони и груши. 4) В небе летит

самолет. 5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При

этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не

обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы,

прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием

после 2-й или 3-й попытки.

Тест для оценки произвольной образной памяти.

Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо

ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.

Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на

карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью,

третье - схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть

выполнены в одном цвете. Перед ребенком кладут карту и говорят: \"Я тебе

буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и

найди такую же картинку на большой карте\". Время демонстрации одной

карточки - 1-2 секунды. Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим

заданием - показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение

по 6-7 карточкам.

Тест: \"Запомни рисунки\" - Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят его

рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего

9). Далее ребенку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений

из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из

первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого

данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают

вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не

узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут. В среднем дети 6-7 лет

узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.

Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному

запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.

Серия А: ТАРЕЛКА - СУП, ПОЧТА - ПИСЬМО, ЗИМА - СНЕГ, БУЛКА - МУКА,

КАРАНДАШ - БУМАГА, МАШИНА - ДОРОГА, МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР, БУКВЫ - КНИГА,

САПОГ - НОГА, РЫБА - ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные

слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель

смысловой памяти.

Серия Б

Зачитываются другие пары слов: КНИГА - ОКНО, РУКА - ТУЧА, ВИЛКА - ДЕЛО,

СОСНА - ЛОЖКА, СПИНА - ЛАМПА, КОРОВА - СТОЛ, ЯЩИК - ПАЛЕЦ , ЧИСЛО - КРЫША,

НОЖИК - ЛЕТО, КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают

только первые слова в паре). Осуществляется подсчет правильно

воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти. Далее, сравните

результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение

механической и смысловой памяти ребенка.

Тест: \"Узнай фигуры\" - Оценка способности к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя

слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех

последующих похожа на первую. Это тренировочная проба, к дальнейшей работе

переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.

Далее показываете ребенку следующие картинки, поочередно с 1-й по 10-ю.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми

задачами за 45-60 секунд.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.