на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Эколого-экономические проблемы организаций


br>

Глава 3. Экономические методы и принципы решения экологических проблем.

      1.Основные функции и принципы экологической политики.

Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления.

Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики.

Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм.

Руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ.

Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов.

Экологический контроль - деятельность по установлению соответствия и несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства.

Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью сознательного изменения культуры потребления.

    Приводя пример многопланового подхода к проблеме экологии, можно рассмотреть политику сокращения выбросов в США. Главными инструментами этой политики явля- ются налог на использование энергии, налог на первоначальное приобретение оборудо- вания и зданий, стандарты производственных процессов, информация и маркетинг для потребителей. Ученые экологи сходятся во мнении, что ключ к сокращению выбросов заключается именно в совместном применении административных и рыночных методов. Налогообложение приведет к росту цен на энергию и к сокращению энергопотребления. Регулирование в форме стандартов может быть использовано для вытеснения с рынка наименее эффективного оборудования. Стимулирование и информационные программы могут быть использованы для усиления конкуренции товарами, произведенными при превышении стандартов. Кроме того, информационные программы обеспечат покупате- лей зданий и энергопотребляющего оборудования информацией, необходимой для при- нятия решения с учетом ценовых сигналов налогообложения. Финансируемые прави- тельством программы исследования и развития необходимы для поддержки нововведе- ний в промышленности в форме помощи в капиталоемких и рискованных инвестициях.

Далее, я хотела бы перечислить основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах.

Принцип стоимости упущенных возможностей.

Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий  . Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

Принцип “загрязнитель платит”.

 В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель  платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей”.

В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и ста- ли), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и дру- гими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, исполь- зовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного пра- ва, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необхо- димым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соот- ветствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблю -дение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких по- казателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями.”

Современную трактовку  принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:

- загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;

- загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить,   однако,  что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответстве-нным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возник- новению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение   может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с нес- колькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причина- ми (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с адми- нистративной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут пре- пятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, за-крытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против приме- нения данного принципа.

   Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической   по- литики   по-разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассма-триваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и ли- шь по прошествии его может  выявиться полный ущерб.

Не только ущерб,  но и стоимость охраны  окружающей  среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка.  Требуется несколько лет для накопления антиполлюционного капитала (например,  строительство водоочист- ных сооружений  и  канализации).  Адаптация  производственных  процессов, изменение  отраслевой  структуры,  переразмещение Фирм требуют одного - двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы  порой  наблюдаем  обратные  явления,  старые свалки  служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения, будущего ущерба.

 

Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика  должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения  и сокращения загрязнения,  между самими загрязняющими веществами.

В качестве  отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в  начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов,  загрязненных опасными веществами.

 Принцип “пользователь платит”.

Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

2.Экономические методы охраны окружающей среды.

a.    Экологические стандарты.

Размышляя об экологии, нельзя не сказать об экологических стандартах. Грань, отделяющая сегодняшнее состояния нашей планеты от экологической катастрофы настолько тонка, что речь надо вести не об “экологии вообще”, а о размерах отклонений экологических характеристик нашей среды обитания от значений минимально необходимых для жизнедеятельности обитателей планеты. Сегодня эти значения возведены в ранг обязательных экологических стандартов.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий,  которые не должны  превышаться  в  данной среде или ее компонентах.  Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха  и о качестве вод.  В соответствии с Законом 1970 г. о чистом воздухе стандарты вводятся на уровне штатов в планах мероприятий по соблюдению национальных стандартов качества воздуха (НСКВ) и распространяются на действующие и  новые  источи загрязнения воздуха. В поправках 1977 г.  к этому закону НСКВ подразделяются на первичные  и  вторичные. Первичные  устанавливают  предельно допустимые количества  (ПДК) химических веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья населения,  вторичные вводят предельно допустимые уровни загрязнения (ПДУ),  достаточные для охраны природной среды и "общественного благосостояния" от реальных  и  потенциальных  последствий загрязнения . Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы, но не соблюдались в силу отсутствия соответствующих законодательных механизмов. Из стран Западной Европы  в последние несколько лет они были введены в Германии и Дании. Традиционными стандартами  качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод,  шума и вибрации, неприятных запахов.

Товарные стандарты - стандарты на продукцию,  обычно общенациональные, которыми могут определяться:

- предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных  воздействий  в  составе продукта;

- свойства и характеристики конструкции товара;

- способы использования.

Товарные стандарты  используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

Технологические стандарты представляют собой  спецификации экологического  характера  для  средств техники,  оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

  Промышленные круги во многих странах недовольным тем, что строгие экономические законы и регулирующие нормы ставят их в неблагоприятное положение в конкуренции с иностранными Фирмами, которые сталкиваются с более мягким регулированием. Такой аргумент приводится и в отношении экологических налогов и платежей.

Заявления эти, однако, отнюдь не полностью соответствуют действительности. Долгосрочная выгода часто перевешивает краткосрочный недостаток конкурентоспособности.

Оригинальная практика  сложилась  в Японии,  где механизмы управления ориентированы на разработку в первую  очередь  стандартов здоровья,  дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Экологические стандарты  вырабатываются  в  процессе так называемых публичных переговоров между промышленными  Фирмами  и  местными  органами власти . В Финляндии также нет единообразной системы экологических стандартов выбросов.  Вместо  этого  каждая  область имеет  право  вести переговоры со строителями и достичь договоренности  о  приемлемых  экологических  нагрузках.

Существует еще  один вид стандартов - стандарты "межрегиональной диффузии",  которые определяют объем  загрязняющих  веществ, выносимых за пределы региона на определенный промежуток времени.

Фирмы в Японии, Германии, Швеции  и других странах уже реагируют на повышение цен на энергию, на существующие экологические нормы и их будущее ужесточение более эффективными производственными процессами и более экологически чистой продукцией.

b.    Контроль за состоянием окружающей среды.

Для обеспечения объективной информацией процессов создания, реализации и оценки экологической политики необходима система экологического мониторинга. Более того, в некоторых странах, например в Японии, в каждом регулирующем законе содержится требование к административным органам осуществлять постоянный надзор загрязнения.

Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:

1) Оценка стратегии с целью проверки возможности возникновения нежелательных последствий в перспективе.

2) Деятельность по уменьшению загрязнения окружающей среды, например:

- краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;

- мониторинг соблюдения стандартов выбросов и качества окружающей среды;

- мониторинг при комплексной оценке экологического воздействия.

3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.

Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

Частные агентства и Фирмы также вовлечены во многих случаях в схемы мониторинга. Происходит это в основном как часть принципа "загрязнитель платит. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и объема выброса загрязнителя.   Поэтому   фирмы   занимаются   мониторингом своих собственных выбросов в целях оценки соблюдения ими разрешений или лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в окрестностях данного объекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.