на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Эколого-экономические проблемы организаций


  Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей  национальной экономики и особенно – промышленности.

   Экономисты Российского Экспертного института, исследуя проблемы промышленной поли- тики, делают вывод о том, что в основе экономического роста лежат два процесса:

ü  Смена технологических укладов, способствующая созданию производств новых товаров или повышению эффективности производства ранее освоенных товаров;

ü  Рост масштабов производства на основе потенциалов уже сложившихся в стране технологических укладов – совокупности технических способов производства товаров и услуг и наиболее адекватных им организационно-экономических форм хозяйственной деятельности.

Концепция технологических укладов исходит из того, что на протяжении последних трех столетий в истории технологической эволюции прошло пять волн, каждая из которых сформировала определенный тип технологического уклада.

    Первый уклад (1785-1835) основывался на новых технологиях в текстильной промышлен -ности, а также на использовании энергии воды.

     Второй уклад (1830-1890) связан с развитием железнодорожного транспорта и механиза- цией производства практически всех видов продукции на базе использования парового дви- гателя. Наряду с мелкими фирмами развивались крупные предприятия с числом рабочих мест более тысячи, появлялись новые формы предпринимательства, возникала масса акционерных обществ.

     Третий уклад (1880-1940) базировался на использовании в промышленном производстве  электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии и развитии химического комплекса. Получили развитие огромные фирмы, картели, мелкие компании поглощались крупными. На рынке господствую- щее положение заняли монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляло контроль, полностью владело естественными монополиями. Происходила концентрация бан -ковского и финансового капиталов.

     Четвертый уклад (1930-1990) в его основе – дальнейшее развитие энергетики, в основном базирующееся на использовании нефти, нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Данный период – эра массового производства. Появляются, а затем получают широкое распространение компьютеры. Появляются ТНК, осуществляющие прямые инвестиции на рынках различных стран, создавая там свои производства.

    Пятый уклад начал формироваться с середины 80-х  годов, и его основой стали достиже -ния в области микроэлектроники, информатики, генной инженерии, спутниковой связи и т.д. На этом фоне начался переход от разрозненных фирм или даже ТНК к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной связью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инвестиций.

   Формирование и развитие в России пятого технологического уклада зависит как от государ- ственной поддержки, так и от инновационной деятельности предприятий. В последние годы в России получают распространение разработанные МВФ и принятые в Системе националь- ного счетоводства показатели сравнительной конкурентоспособности, которые позволяют сопоставлять издержки производства и цены в обрабатывающей промышленности различных стран.

  Изменения в социально- экономической системе, переход России к свободному рынку, либе- рализация цен внутренней и внешней торговли показали крайне низкую конкурентноспособ- ность продукции российского производства, за исключением отдельных видов, включая про- дукцию ВПК. Низкая конкурентоспособность российского производства способствовала углублению экономического кризиса.

  Несмотря на то, что Россия пока еще сохраняет значительный инновационный потенциал, нап- равленность этого потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сфе- рах деятельности крайне слаба.

Основные понятия инноватики и инноваций.

    В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе.

  Инноватика- область науки, изучающая различные теории нововведений  -  формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.

 Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов за- конченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

 Инновация(нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

 Инновационный потенциал предприятия(отрасли, региона, государства) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, на- учно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

 Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции(работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

 Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласо- ванный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффектив- ное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.

 Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению иннова- ционной деятельности( инновационно- технологические центры, технопарки и др. организа -ции).

   Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт, под которым подразумевается результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей его потребителей. К нему относятся:

1)    научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции и т.д.

               2)   продукция информатики – программы для электронно – вычислительных ма-

                     шин, базы данных, радио- и теле- программы и др.

               3)   продукты культуры.


б) Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики.

     Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено не- приспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.

  Широкомасштабная реконструкция собственности, реорганизация производства, конверсия оборонной промышленности ставят проблемы выживания предприятий и их экономического роста.

 Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных то- варов, при этом необходимо отметить, что должно учитываться не только рациональное природопользование, но и развитие на предприятиях малоотходных технологий, проведение природоохранных мероприятий.

 Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления сни- зить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и тех- ники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумеют найти пути завоевания рынка сбыта на основе сниже- ния издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

    Отсюда у предприятий возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивают вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

   Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повыше- нию эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

   На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономически- е, технологические, политические, правовые, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют.

   Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и

научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т.д.

  Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты раз личных уровней.

   В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжи-ниринг, представляющий собой процесс, направленный на перестройку деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предпр- иятия. В экономической литературе по реинжинирингу выделяют два вида деятельности:

1)       Кризисный реинжиниринг;

2)       Реинжиниринг развития;

     По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации, дела идут плохо и необходимы решительные меры воздействия на основные моменты деятельности. Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами. Для большинства российских предприятий эффективным может быть только кризисный реинжиниринг.


II.     Направления и методы реализации инновационной политики в России.

   Важным документом, определяющим развитие предприятий, отраслей и экономики России в целом, является «Концепция инновационной политики в РФ на 1998-2000 годы», в которой дается анализ состояния инновационной деятельности, сформулированы направления,методы и условия инновационной политики. Такая политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика российского государства предусматривает следующие направления :

1)    разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

2)    создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития пр-оизводства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

3)    развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационн- ого обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно -технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему под- готовки и переподготовки кадров;

4)    развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

5)    совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ для последующего участия государства в финансировании инноваций и повышения привлекательности проектов и программ для частных инвесторов;

6)    реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

7)    выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

8)    использование технологий двойного назначения для производства как вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения;

      9)   совершенствование системы возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе;

Главными методами реализации государственной инновационной политики в России могут быть:

*      формирование институциональных и законодательных условий для положительных    из -менений в инновационной сфере;

*      государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в

*      наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

*      изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;

*      внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формиро- вания совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наук-оемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение  рекламы отечественных за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

*      обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной

инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и «ноу-хау» для освоения производства новейшей продукции;

*      объединение усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направлен- ных на организацию взаимодействия со странами – членами ЕЭС, СНГ, другими государства- ми;

*      развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

*      участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;

*      выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных проектов и программ, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

III. Инновационные процессы: тенденции и проблемы.

Интерес к исследованию современных инновационных процессов в экономике диктуется значением технологического развития как фактора конкурентоспособности компаний и стран. Стало очевидным, что эффективность использования научно-технических дос-

тижений.

определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом оп- ределенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финан- совых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами. Формирование инновационной политики потребовало создания адекватной ин формационной базы, и ответом на это явилась разработка принципиально нового направле- ния национальной статистики инноваций, призванной отразить процессы создания, внедре- ния и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг и тех- нологических процессов.

          Логика статистических обследований российских инноваций, используемый понятийный аппарат строились таким образом, чтобы обеспечить адекватное отражение специфики экономики страны и особенностей организации отечественной статистики, достигая при этом максимального соответствия стандартизированным рекомендациям ведущих международных организаций ОЭСР и Евростата. К технологическим инновациям относится конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной, если она внедрена в производстве или на рынке.

        Пуск производства и предпроизводственные разработки, включая модификации
продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции; маркетинг новых продуктов; приобретение невещественных (прав на патенты, лицензий, ноу-хау и т.п.) и овеществленных (в виде машин и оборудования) технологий.

      Таким образом, технологические инновации в ныне принятом в российской статистике толковании объединяют как радикальные нововведения, т.е. принципиально новые продукты и технологии, так и менее значимые с точки зрения новизны  изменения  в продуктах и производственных процессах, ведущие, например, к снижению себестоимости, повышению качества продукции.

Инновационная активность предприятий.

         Анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет отмети- ть стойкие негативные последствия кризисных явлений в экономике, повлекших за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60-70% в 80-е гг. XX в. до 20% в начале 90-х и, наконец, до 5-6% во второй половине 90-х гг. В тоже время наблюдаемое  в настоящее время оживление отечественного производства дает импульс росту инновационной активности в промышленности. Впервые за десятилетний период ее уровень начал подниматься в 1998 г., а в 2000г г. составил 9,6% (табл.1)

Таблица 1.   Уровень инновационной активности промышленных предприятий по видам экономической деятельности.

                                      Инновационная стратегия.

 Нынешние ориентиры инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурен- тоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия в большей мере склонны к диверсификации производства, внедрению импор- тозаменяющей продукции в целях быстрого удовлетворения внутреннего спроса, именно этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества про- дукции(47%), создание новых рынков сбыта в России(43,5%) и сохранение традиционных рынков(33%).  Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций, а именно обеспечение такого уровня конкурентоспособности отечествен -ной продукции, который позволял бы завоевывать новые внешние рынки сбыта.

                                             Затраты на инновации.

   Затраты на инновации в промышленности составляют незначительную величину, явно не- соизмеримую с реальными потребностями отечественной экономики в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции. В 1999 г. их величина достигала 24,5 млрд., что в сопоставимых ценах на 16 % превышает  уровень 1995 г. и на 8% - показатели 1998г.

  Структура затрат по видам инновационной деятельности довольно архаична (табл. 2 )

Таблица 2. Структура затрат на технологические инновации в промышленности по видам инновационной деятельности.

 

   В структуре затрат на технологические инновации наблюдаются резкие диспропорции

 между отдельными видами инновационной деятельности. Здесь явно доминируют затра- ты, связанные с внедрением нововведений, достигающие почти 60% общих инновацион- ных затрат и включающие производственное проектирование, технологическую подготов- ку производства, а также приобретение необходимых машин и оборудования. В то же вре- мя едва ли достаточными можно считать затраты на приобретение патентных лицензий (0,4%), обучение и подготовку персонала(0,4%), маркетинговые исследования(0,5%).

  Рассмотренные особенности количественных и качественных характеристик инновацион- ных затрат обусловлены главным образом сложившимися условиями финансирования ин- новаций. Основным источником финансирования затрат на инновации остаются собствен-

ные средства предприятий(84,5%).Государственная поддержка инновационной деятельнос- ти, включая доли федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюд -жетов, ограничивалась в 1999 г. лишь 2,9%, что почти в 1,5 раза ниже объема 1995 г.  (табл.3  )

Таблица 3. Структура затрат на технологические инновации в промышленности по источникам финансирования, (в %).

1995 г. 1999 г.
Всего 100,0 100,0
Собственные средства предприятий 87,0                                87,0 84,5
Федеральный бюджет 2,2                                   2,2 2,6
Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты 2,0 0,3
Внебюджетные фонды 3,8                                   3,8 3,3
Иностранные инвестиции 5,0 7,0
Прочие - 2,2

Результаты инновационной деятельности.

Для инновационной деятельности в российской промышленности характерна низкая отда- ча. Это подтверждается, прежде всего, долей инновационной продукции в общем объеме

промышленной продукции. В основе низкой результативности инноваций лежит комплекс факторов. Неустойчивая экономическая ситуация в стране затрудняет достоверную оценку спроса на инновационную продукцию даже на краткосрочную перспективу. Порой необхо- димость в подобной продукции может отпасть еще до ее появления на рынке. В совокуп- ности с недостаточным опытом маркетинговых исследований названные факторы служат серьезным препятствием на пути продвижения новых продуктов к потребителю на внутре-ннем рынке, а низкий уровень конкурентоспособности инновационной продукции и услуг затрудняет их продвижение на внешние рынки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.