на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Диверсификация цен: сущность и современные модели



          P1               B

                                           R


           0             Q1   Q2*     Q2   Q3        Q

Росунок 3-Б

                        

Обратимся к рисунку 3-А. Линия D здесь отображает индивидуальный спрос некоторого потребителя. Монополист, практикующий ценовую дискриминацию второй степени, может установить три разные цены. Первые Q1  единиц продукции будут, скажем, продаваться по цене Р1, следующие Q2-Q1 единиц – по более низкой цене Р2, следующие Q3-Q2 единиц – по еще более низкой цене Р3, тогда как недискриминирующий монополист установил бы при прочих равных условиях единую цену Р3. Соответственно общая выручка монополиста от продажи (расходы потребителя на покупку) Q1 единиц продукции будет равна площади прямоугольника ОР1АQ1, от продажи Q2 единиц – площади фигуры ОР1АКВQ2, от продажи Q3 единиц – площади всей заштрихованной фигуры. Поскольку выручка от продажи Q3  единиц по цене Р3 была бы равна площади прямоугольника ОР3СQ3, мы можем утверждать, что присвоенный благодаря ценовой дискриминации второй степени монополистом потребительский излишек равен площади фигуры Р3Р1АКВL, тогда как площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса характеризует часть излишка потребителя, не присвоенную монополистом. Чем более будет дифференцирована цена продукции, тем в большей степени ценовая дискриминация второй степени будет приближаться к совершенной.

При ценовой дискриминации второй степени цены могут быть установлены не только как убывающая функция объема продаж (Р1>P2>P3; Q1<Q2<Q3), как это показано на рисунке 3-А, но и как его возрастающая функция (P1<P2<P3; Q1<Q2<Q3). Например, правительство Москвы предполагало установить дифференцированные тарифы на электричество для населения. Жильци квартир с газовыми плитами должны были платить за первые израсходованные 80 кВт*ч электроэнергии по 130 руб за каждый киловатт-час, за следующие 80 кВт*ч – по 200 руб и за каждый киловатт-час свыше 160 – по 20 руб. Таким образом, плата за потребление, например, 200 кВт*ч в месяц составляла бы 80*130+80*200+40*320=39200 руб. или 196 руб/кВт*ч в среднем.

Такой тип ценовой дискриминаци второй степени «обратен» тому, что представлен на рисунке 3-А. Здесь линия Di – линейная кривая спроса на электроэнергию некоторого I-го жильца. Ступенчатая линия Р1ВGСLN – кривая предложения, с которой сталкивается I-й желец.

Если I-й желец стремится максимизировать свой потребительский излишек, то он израсходует за месяц Q2* кВт*ч электроэнергии, заплатив за них сумму, равную площади ОР1ВGEQ2*, а величина его потребительского излишка составит сумму, равную площади Р1КЕGB.

Если же данный жилец не привык отказывать себе в чем-то, в том числе и электроэнергии, и израсходует за месяц 200 кВт*ч (Q3 на рисунке 3-Б), то ему придется уплатить за них сумму, равную площади фигуры ОР1ВGCLNQ3. Тогда его потребительский излишек будет состоять из двух частей : положительного излишка (Р1КЕGB) и отрицательного излишка (ECLNQ3). Не исключено, что абсолютная разность положительного и отрицательного излишка окажется отрицательной, а значит, и сам чистый потребительский излишек также будет отрицательным.

Однако ситуация, приведенная на рисунке 3-А идеализирована. Дело в том, что кривая Di – это обыкновенная кривая спроса, построенная в предположении, что товар продается по единой цене. Но если потребитель приобретет Q1 единиц товара по высокой цене Р1, эффект дохода принудит его сократить спрос на дополнительные покупки этого товара. При ценовой дискриминации кривая спроса может остаться неизменной лишь при нулевом эффекте дохода. Общий объем спроса при ценовой дискриминации второй степени окажется меньше чемQ3 из-за наличия ненулевого эффекта дохода. То же справедливо и в отношении рисунка 3-Б.

В терминах экономической теории ценовую дискриминацию второй степени часто характеризуют как самоотбор. При ценовой дискриминации второй степени продавец хотел бы, но не может определить платежеспособность покупателей (эластичность их спроса). Поэтому он предлагает всем и каждому одну и ту же структуру цен, предоставляя самому покупателю выбрать величину покупки и (или) ее специфические условия. Так, при введении повременной оплаты телефонных переговоров мы сами, а не телефонная компания, будем определять длительность разговора, а следовательно и его стоимость.

3.3  Ценовая дискриминация третьей степени.

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что в основе ее лежит не различие цен спроса на отдельные экземпляры или партии товара, как при дискриминации первых двух степеней, а разделением самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации.

Допустим, что монополист может разделить потенциальных покупателей своего товара на две группы, рассматриваемые им как два изолированных рынка сбыта. Следовательно, такой монополист имеет две функции выручки, каждая из которых соответствует одному из двух сигментов рынка. Цель монополиста- максимизировать прибыль от продажи продукции на обоих рынках:

PFmax(Q1,Q2)=TR1(Q1)+TR2(Q2)-TC(Q+), где индексы 1,2 соответствуют рынкам 1 и 2, а Q+ представляет общий объем продукции монополиста, т.е. Q+=Q1+Q2.

При оптимальном решении должны соблюдаться равенства:

MR1(Q1)=MC(Q+)

MR2(Q2)=MC(Q+)

,или

MR1(Q1)=MR2(Q2)=MC(Q+)

Это значит, что для максимизации прибыли необходимо, чтобы предельная выручка на каждом из двух рынков была одинакова и равна предельным затратам на производство товара. До тех пор, пока вышеуказанное равенство не достигнуто, монополист может увеличить прибыль посредством перераспределения части продаж с рынка, где предельная выручка ниже, на рынок, где она выше.

Соотношение цен на двух сигментах рынка зависит от коэффициентов эластичности спроса по цене, и это легко показать использовав формулу предельной выручки: MR=P*(1-1/Edp). Мы можем представить равенство MR1=MR2 как

P1*(1-1/Edp1)=P2*(1-1/Edp2)

,или

P1/P2=(1-1/Edp2)/(1-1/Edp1)

Очевидно, что если эластичность спроса на обоих сигментах рынка одинакова, т.е. Еdp1=Edp2, то ценовая дискриминация неосуществима, так как тогда Р1=Р2. Если эластичность спроса различна, цена будет ниже на более эластичном рынке, т.е, например, если Еdp1>Edp2, то Р1<Р2.

    P

       A

   

           В                                        P2

                        

   P*        G

 


                                                   D+                               P1

                                                          D1                                         D2

                  F

                                   E           MC      MC    L                 M

                                      K

                                                                                         

                                           Q*+                                           MR1         Q1         Q1*                   Q2     Q2*

 

                                                                                                    MR+                                                                             MR2

 

 

 

Рисунок 4.

Рисунок 4  позволяет сравнить простую, недискриминирующую монополию и монополию, осуществляющую сигментацию рынка, или ценовую дискриминацию третьей степени. Здесь D1 и D2 – линии спроса двух групп потребителей, MR1 и  MR2 – соответствующие линии предельной выручки, МС- предельные затраты монополиста, которые для упрощения данного анализа здесь постоянны.

Если монополия не проводит дискриминации, она сталкивается с агрегированной рыночной кривой спроса D+, представляющей горизонтальную сумму кривых спроса двух групп покупателей, D1 и D2. Поскольку каждая из них линейна, общая кривая спроса имеет излом в точке В, т.е. при том уровне цены, когда первая группа потребителей начинает покупать товар. Этому излому кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки монополии GF, так что для недискриминирующей монополии эта кривая состоит из двух сегментов: AF и GK.

Оптимальный выпуск монополии (Q+*) определяется, как обычно, пересечением кривых МС и MR+ , т.е. в точке Е. Ему соответствует единая цена товара Р*. При такой цене первой группе покупателей будет продано Q1* единиц продукции, второй – Q2*. Установление единой цены недискриминирующим монополистом сопровождается значительным различием в размерех предельной выручки, MR1(Q1*)>MR2(Q2*). Прибыль в данном случае равняется заштрихованому прямоугольнику на левом графике рисунка 4. 

Допустим теперь, что монополист смог разделить рынок на два сигмента и  вместо уравнения цены для всех покупателей уравнивает размеры предельной выручки, получаемой на каждом сегменте рынка.  Для максимизации прибыли в этом случае  приравниваем MR1 к МС (точка L на рисунке 4) и MR2 к МС (точка М на рисунке 4). Эти точки пересечения позволяют  определить объемы продаж и цены реализации продукции на обоих сигментах рынка. На рынке 1 будет продано Q1 единиц продукции по цене Р1, на рынке 2 – Q2 единиц по цене Р2. В случае применения дискриминации прибыль монополиста равна заштрихованной фигуре на правом графике рисунка 4. Сравнив заштрихованные области на левом и на правом графиках рисунка 4 можно увидеть, что прибыль при дискриминации больше чем прибыль при назначении единой цены.

Как писал еще А. Пигу, коренное отличие дискриминации третьей степени от первых двух состоит в том, что она «может быть связана с отказом предпринимателя удовлетворить на одном рынке спрос, отражающийся в ценах выше тех, по которым продаются товары, удовлетворяющие спрос на другом рынке». Так, спрос покупателя на рынке 1, цена спроса которого, однако, выше цены Р2, установленной для покупателей 2-го рынка, не будет удовлетворен.

6.Ценовая дискриминация и существование отрасли.

В некоторых случаях ценовая дискриминация оказывается условием, необходимым для того, чтобы выпуск был ненулевым, т.е. чтобы отрасль существовала.

  Р

 

Р1

   Рср К                                           А

  C                                 В                  LATC

P2                                                       D+

                       D1             D2

 

             Q1                   Q2      Q+                    Q    

Рисунок 7

На рисунке 7 представлена монополизированная отрасль, LATC – кривая ее средних затрат в долгосрочном периоде. D1 и D2 – кривые спроса двух групп потребителей, D+ - кривая совокупного спроса на продукцию отрасли. Как видно, кривая LATC на всем своем протяжении лежит выше кривой совокупного спроса, а это значит, что не существует такой цены, по которой мог бы быть продан какой-либо ненулевой объем выпуска. Понятно, что в длительном периоде такая отрасль не может существовать.

Однако, к счастью монополии, у нее есть выход. Она может сигментировать рынок, установив на одном рынке цену Р1, на другом- Р2. По этим ценам на первом рынке может быть продано Q1 единиц продукции, на втором – Q2 . Общий объем продаж составит Q+=Q1+Q2, а общая выручка будет: TR(Q+)=P1*Q1+P2*Q2, что равно площади прямоугольника ОКАQ+. Средняя выручка в расчете на единицу продукции (или ее средняя цена) будет равна длине отрезка AQ+, что выше средних затрат BQ+, так что монополист не только возместит затраты, но и получит прибыль, общая сумма которой равна площади заштрихованного прямоугольника СКАВ. В данном случае можно сказать, что один сегмент рынка дотирует другой. Таким образом, сегментация рынка дает возможность отрасли производить ненулевой объем продукции, является условием ее существования в долгосрочном периоде.

4. Ценовая дискриминация по времени.

Дискриминация цен по времени является важной и широко распространенной стратегией ценообразования. Здесь распределение покупателей по различным категориям с разными функциями спроса приводит к установлению различных цен в разные периоды времени.

Чтобы узнать, каков механизм ценовой дискриминации по времени, рассмотрим пример на графике.

                                                           

Р

    Р1                               

                    D2

    P2

                                                            MC

                  D1                           MR2

         Q1 MR1                     Q2                 Q

          

Рисунок 5

На рисунке 5 D1 является неэластичной кривой спроса на новый товар для небольшой группы потребителей, которые высоко оценивают этот товар и не хотят ждать, пока цена на него снизится. D2 является кривой спроса для более широкой группы потребителей, которые готовы воздержаться от покупки, если цена слишком велика. В этом случае стратегия фирмы заключается в том, чтобы вначале предложить товар по высокой цене Р1 потребителям первой группы с кривой спроса D1. Позднее, когда первая группа потребителей закупила товар, цена снижается до Р2 и сбыт ориентирован на более широкую группу потребителей с кривой спроса D2.

Классическим примером ценовой дискриминации по времени является следующий случай: за книгу, изданную в твердом переплете, назначается более высокая цена по сравнению с той же сомой книгой в мягком переплете, изданной позже. Многие покупатели считают, что снижение цены происходит в связи со значительно меньшими издержками производства, но это не так. После того как книга набрана издержки на производство твердой или мягкой версии данной книги почти одинаковы и весьма низки. Книга в мягком переплете продается по более низкой цене не потому, что ее значительно дешевле издать, а потому, что потребители с неэластичным спросом уже купили книги в твердом переплете по высокой цене, а у оставшихся потребителей спос более эластичен, что требует понижения цены книги.

Особой формой ценовой дискриминации по времени является так называемое ценообразование при максимальном спросе (другое название – ценообразование при пиковой нагрузке). Для некоторых товаров и услуг спрос достигает максимума в определенные периоды времени: для дорог и туннелей это часы пик, для электричества - летние вечера, для лыжных курортов и мест отдыхо- уик-энды. Предельные издержки также высоки в течение этих пиковых периодов из-за ограничения мощностей. Цены, таким образом, будут выше во время пиковых периодов.

Р

                                                МС

Р1


Р2                                              D1

                                         MR1

                         MR2       D2

                        

                         Q2            Q1                  Q                                                                             

Рисунок()

Это показано на рисунке (), где D1 является кривой спроса для пикового периода, а D2- кривой спроса в остальное время. Фирма устанавливает предельный доход, равный предельным издержкам в каждый период, получая высокую цену Р1 в пиковый период и низкую Р2 – в остальное время с соответствующими объемами производства Q1и Q2. Это увеличивает прибыль фирмы по сравнению с тем, что она получила бы, если бы назначила единую цену для всех периодов.

Нужно отметить, что ценообразование при максимальном спросе отличается от дискриминации цен по времени. При дискриминации цен по времени предельный доход от продажи товара каждого сорта должен быть равным предельным издержкам. Причина заключается в том, что издержки по обслуживанию различных групп потребителей не являются независимыми. Например, в случае с полными ценами на авиябилеты и ценами со скидкой увеличение количества проданных билетов со скидкой означает сокращение продажи билетов по полной стоимости – предельные издержки быстро растут по мере заполнения самолета. Однако в условиях ценообразования с пиковой нагрузкой этого не происходит. Продажа большого количества билетов на подъемник для лыжников или в парке отдыха в субботние и воскресные дни не уменьшиет заметно объема продажи билетов в остальное время. Аналогичным образом увеличение продажи электроэнергии в обычные дни практически не снизит объема е продажи в пиковое время. В итоге цена и объем реализации в каждый период могут быть установлены независимо от предельных издержек, равных предельному доходу за каждый период. Кинотеатры, назначающие более высокую цену за билеты на вечерние сеансы, чем на дневной, являются тому примером.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.