![]() |
|
|
Реферат: Государственное регулирование инвестиционной деятельностиПравительство Российской Федерации при этом наделяется следующими полномочиями: — дифференцировать сроки окупаемости инвестиционных проектов; — продлевать срок окупаемости свыше семи лет, если суммарный объем инвестиций при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания необходимой инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.) составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в инвалюте на день вступления данного Закона в силу); — устанавливать критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) отношении российского законодательства о взимании таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды и режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций в России; — утверждать порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов; — контролировать осуществление обязательств по реализации инвестиционных проектов в сроки их окупаемости. При неисполнении иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации инвестиционного проекта (в частности, при использовании ввезенных инвестиционных товаров не по их целевому назначению) они лишатся гарантии стабильности условий их деятельности, а сумма денежных средств, не уплаченных в силу такой гарантии, подлежит возврату в порядке, предусмотренном таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Статья 9 критикуется за то, что ее применение приведет к нарушению установленного в Налоговом кодексе принципа равенства налогоплательщиков, конкретно — отечественных и иностранных инвесторов, при уплате налогов. Однако Правительство Российской Федерации поддержало необходимость сохранения статьи 9 в Законе об иностранных инвестициях, так как ее применение содействовало бы устойчивому притоку иностранных прямых инвестиций в реальный сектор экономики, и одновременно намерено внести законопроект о внесении дополнения в виде аналогичной стабилизационной оговорки для отечественных инвесторов в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», чтобы поставить в равное положение и отечественных, и иностранных инвесторов в отношении не ухудшения условий осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности по реализации инвестиционных проектов в реальном секторе российской экономики. Гарантируется (статья 10) обеспечение надлежащего разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранными инвесторами. Закон 1991 года упоминал две категории споров — инвестиционные споры, в том числе в связи с выплатой компенсаций при национализации и реквизиции, и споры иностранных инвесторов с различными юридическими лицами. Однако такое деление оказалось искусственным. Законодатель так и не раскрыл понятие «инвестиционные споры». Закон же 1999 года содержит ясную норму о том, что споры иностранных инвесторов в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде (примечание: под арбитражным судом в России понимается не собственно арбитраж, третейский суд, как это принято во всем мире, а государственный суд со специальной компетенцией по рассмотрению хозяйственных споров) либо в международном арбитраже (третейском суде). В последнем случае применяется федеральный закон «О международном коммерческом арбитраже». В арбитраж (третейский суд) обращение возможно по соглашению сторон (арбитражная оговорка) или без такого соглашения (если в международном договоре Российской федерации имеется соответствующее положение). Гарантируются (статья 11) права иностранных инвесторов на использование на территории России и перевод за рубеж доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм, то есть: 1) гарантируется возможность реинвестиций на территории России, вложения капитала в новые инвестиционные проекты сумм, полученных в связи с ранее сделанными иностранными инвестициями; 2) после уплаты налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за пределы России платежей в иностранной валюте, в частности дивидендов, процентов, роялти, сумм в связи с полной или частичной репатриацией или продажей инвестиций, сумм компенсации при национализации или реквизиции; 3) гарантируется возможность перевода сумм, полученных на основе договорных обязательств. Условие о том, что эти суммы должны быть получены в иностранной валюте, можно понимать как применение принципа валютной самоокупаемости (хотя в условиях режима внутренней конверсии рубля доходы в рублях можно конвертировать в иностранную валюту и сделать перевод за границу в инвалюте). «Другие правомерно полученные суммы» возникают, в частности, при проведении коммерческих операций на российском рынке, а также экспортно-импортных операций. Порядок открытия и ведения российскими уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской федерации урегулирован инструкцией Банка России от 16 июля 1993 года № 16 (с последующими внесенными изменениями). Нерезидентами применительно к понятию «иностранный инвестор» в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, и физические лица, имеющие постоянное место жительства за границей, в том числе временно находящиеся в России. Эти рублевые счета могут быть двух видов — типа «Т» (для текущих операций по обслуживанию экспорта и импорта, реализации товаров и услуг в России, привлекаемых рублевых кредитов, полученных штрафов в рублях, страховых выплат, арендной платы, рублевых сумм по долговым обязательствам) и типа «И» (для обслуживания операций по инвестиционной деятельности, включая реинвестиции в рублях на территории России, покупку иностранной валюты за рубли для репатриации доходов от инвестиционной деятельности за границу). Запрещаются переводы с рублевых счетов типа «И» на рублевые счета типа «Т» и обратно, снятие наличных денег со счетов типа «И». Все расчеты по счетам типа «И» производятся только в безналичной форме. При экспорте и импорте для коммерческих организаций с иностранными инвестициями действует тот же порядок экспорта продукции собственного производства и импорта продукции для собственных нужд, что и для российских коммерческих организаций (постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года № 715 установлен порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт организациями с иностранными инвестициями, а постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 757 установлен порядок определения продукции, импортируемой организациями с иностранными инвестициями для собственных нужд). Гарантируются права иностранных инвесторов на беспрепятственный вывоз за пределы России принадлежащего им имущества (статья 12), приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством о ценных бумагах (статья 13) и участие в приватизации (статья 14). Так, в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества они могут реализовать это право путем приобретения прав собственности на государственное или муниципальное имущество, а также путем приобретения доли или вклада в уставном или складочном капитале приватизируемой организации. Гарантируется (статья 15) предоставление иностранным инвесторам прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Вопросы участия иностранных инвесторов в недропользовании урегулированы в федеральных законах «О недрах» и «О соглашениях о разделе продукции. Вопросы землепользования зависят от принятия нового Земельного кодекса. Включено положение о том, что, если иное не предусмотрено российским законодательством, право аренды земельного участка может быть приобретено иностранными инвесторами на торгах. Статья 16 ограничивает возможность предоставления льгот по таможенным платежам только иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетные инвестиционные проекты. Статья 17 говорит о возможности для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований самостоятельно предоставлять иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционные проекты, льготы (и гарантии) за счет своих бюджетов и внебюджетных средств. 4. Инвестиции в форме капитальных вложений. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», вступивший в силу 4 марта 1999 года, был внесен в Государственную Думу Правительством как новая редакция Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Необходимость изменений была вызвана в первую очередь принятием новой Конституции Гражданского кодекса. Принятие этого Федерального закона должен был стимулировать приток инвестиций (отечественных и иностранных) в экономику Российской Федерации. Однако внесенный Правительством проект предполагал регулирование «инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями», что значительно сужало сферу его применения. Это привело к тому, что Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» был принят как федеральный закон, не отменяющий полностью Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»". Принятый Федеральный закон устанавливает общие правила капитальных вложений на территории Российской Федерации для отечественных и иностранных инвесторов, а также гарантии равной защиты их прав, интересов и имущества. В Законе даны более четкие, соответствующие Гражданскому кодексу определения инвестиций, инвестиционной деятельности, уточнено определение капитальных вложений, из которых следует, что капитальные вложения — это часть инвестиций. Указанное определение капитальных вложений также согласуется с определением инвестиций в нефинансовые активы, содержащимся в Инструкции № 76 Госкомстата России, утвержденной 17 ноября 1997 года. Так, при заполнении раздела 2 «Инвестиции в нефинансовые активы, осуществленные данным предприятием» формы № П-2 «Сведения об инвестициях» под инвестициями в основной капитал (основные средства) понимаются затраты на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря и некоторые Другие. Зафиксировать в Федеральном законе эти определения было необходимо, так как в ряде нормативных актов, а еще чаще в экономической литературе допускалось смешение или тождественная подмена понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». Примером может служить федеральный бюджет, в котором расходы на государственные инвестиции фактически являются расходами на государственные капитальные вложения (без так называемых портфельных инвестиций или инвестиций в финансовые активы) как часть расходов на соответствующую федеральную целевую программу (расходы на реализацию федеральной целевой программы складываются из расходов на государственные инвестиции и текущих расходов, включающих в себя расходы на НИОКР и прочие нужды). Что касается понятия «инвестиционный проект», то в Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» оно просто отсутствовало. В Федеральном законе нашла отражение специфика предоставления средств федерального бюджета для финансирования капитальных вложений на условиях возвратности, срочности и платности. Эти средства предусматриваются для реализации высокоэффективных (быстро окупаемых) проектов, а также инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности. Предварительно указанные проекты проходят конкурсный отбор. До 1995 года средства на возвратной основе предоставлялись в виде льготных кредитов за счет кредитных ресурсов Центробанка России в соответствии с соглашением, заключенным между Правительством и Центральным банком. Начиная с 1995 года в расходах федерального бюджета стали предусматриваться в пределах общего объема государственных инвестиций расходы на быстро окупаемые проекты и инвестиционные программы конверсии, финансирование которых осуществлялось на возвратной, срочной и платной основе. В Федеральном законе о федеральном бюджете устанавливалась процентная ставка за использование этих средств в размере 1/4 ставки рефинансирования Центробанка России. Начиная с 1997 года с целью государственного стимулирования привлечения дополнительно к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов для реализации указанных выше инвестиционных проектов и программ в состав федерального бюджета формируется Бюджет развития Российской Федерации. Статьей 87 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» установлено, что использование средств Бюджета развития Российской Федерации осуществляется на конкурсной возвратной, срочной и платной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вышедшим 11 ноября 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1470 этот порядок был утвержден. Таким образом, статья 11 Закона закрепила уже действующий порядок предоставления средств федерального бюджета на условиях возвратности, срочности, платности и конкурсного отбора их получателей. То же относится и к предоставлению государственных гарантий за счет средств федерального бюджета. К моменту принятия Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» были приняты Бюджетный кодекс Российской Федерации (1-я часть), пока не вступивший в силу, и федеральный закон «О Бюджете развития Российской Федерации». Статьей 67 Бюджетного кодекса установлено, что в составе капитальных расходов бюджетов всех уровней может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия формирования которого определяются федеральным законом. С учетом этого положения комментируемым Федеральным законом предусматривается возможность использования средств бюджетов субъектов Российской федерации для предоставления их инвесторам на тех же условиях, что и средства Бюджета развития всей Федерации. В этом случае порядок предоставления указанных средств будет определен органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений предполагает использовать в качестве одной из мер, стимулирующих эту деятельность, установление инвесторам специальных налоговых режимов. Например, в виде инвестиционного налогового кредита, который может представлять собой отсрочку уплаты налога на прибыль (доход) организации на срок от одного года до пяти лет на основаниях, определенных статьей 67 первой части Налогового кодекса. Использование механизма ускоренной амортизации позволит также уменьшить налогооблагаемую часть прибыли (дохода) организации, осуществляющей техническое перевооружение собственного производства. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: Ø совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; Ø установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; Ø защиты интересов инвесторов; Ø предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; Ø расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; Ø создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; Ø принятия антимонопольных мер; Ø расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; Ø развития финансового лизинга в Российской Федерации; Ø проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; Ø создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов; 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: Ø разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюд-жетов субъектов Российской Федерации; Ø формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации; Ø предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюд-жетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; Ø размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; Ø проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; Ø защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации); Ø разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением; Ø выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; Ø вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; Ø предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг.
Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг регулируется Федеральным Законом «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований. Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данный закон устанавливает ряд ограничений, связанных с эмиссией и с обращением ценных бумаг. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами. Решение о размещении посредством закрытой подписки акции и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения предусмотрена уставом акционерного общества. Акционерное общество по требованию акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании при решении указанного вопроса, обязано выкупить у них акции в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах». Решение о размещении посредством открытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусматривающее их оплату не денежными средствами, должно предусматривать возможность их оплаты по усмотрению инвесторов также и денежными средствами. Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации. Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |