на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономическая сущность рынков


Реферат: Экономическая сущность рынков

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Кафедра _______________________________________________

КУРСОВАЯ  РАБОТА


По дисциплине ________________________________________

Тема ________Экономическая сущность рынков__________

______________________________________________________

Выполнил студент ______________________________________

                                                       (фамилия, имя, отчество)

________ курса ________ группы __________ отделение ________ шифр

дата представления _____________________

Руководитель _____________________________________

Оценка _____________________________________________

2000

Оглавление:

Введение.. 3

Глава 1. Экономические системы и их сущность... 5

1.1. Сущность и функции рынка.. 5

1.2. Функции рынка.. 8

Глава 2. Рынки ресурсов... 11

2.1. Понятие рынка ресурсов.. 11

2.2. Использование и распределение ресурсов фирмой... 11

2.3. Рыночный спрос на ресурсы.... 14

Глава 3. Рынок труда... 16

3.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу.. 16

3.2. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы.... 20

Глава 4. Финансовый рынок... 23

4.1. Денежный рынок и рынок капиталов.. 23

4.2. Рынок ценных бумаг.. 24

4.3. Облигации и акции... 26

4.4. Фондовая биржа.. 30

4.5. Виды операций на рынке ценных бумаг.. 32

Заключение.. 37

Использованная литература... 39


Введение

Финансовое обеспечение декларированного перехода нашей экономики  на рыночные рельсы является важнейшей проблемой текущего момента и обозримого будущего. Очевидно, что создание фондового рынка  является единственной альтернативой существовавшему еще недавно, а теперь существенно подорванному дефицитом  централизованных средств,  волевому  распределению  финансовых  ресурсов.  Развитый внутренний финансовый рынок мог бы  существенно  облегчить  задачу интеграции в мировой финансовый рынок и создать канал для инвестирования иностранного капитала в нашу экономику через размещение наших ценных бумаг.

Изучение зарубежного опыта функционирования рынков ценных бумаг показывает нам, что мы не имеем пока еще многих предпосылок и необходимых компонентов для его создания.  Организация крупномасштабного рынка для обращающихся ценных бумаг, очевидно, является сложным  и длительным процессом. Массовому обращению акций должно предшествовать массовое создание акционерных предприятий, которому в наших условиях должно предшествовать разгосударствление и приватизация предприятий. Этот процесс идет с большим трудом.

Существующие в развитых странах финансовые рынки опираются на обширные сбережения частных лиц. Общая бедность нашего населения и нехватка свободных сбережений - объективное  препятствие на пути развития  широкого финансового рынка. Население психологически не подготовлено к восприятию вложения своих средств в долговые обязательства неизвестных ему новых организаций. Сильная инфляция в странах Запада всегда была разрушителем финансовых рынков, у нас она препятствует их стихийному развитию. Для функционирования рынка требуется возникновение уверенности в возможности вверить свои сбережения посредническим институтам. Это доверие общества должно воспитываться постепенно на положительных примерах.

Изучение зарубежного опыта тем не менее очень важно. Чтобы видеть весь механизм в целом, с его плюсами и минусами, тенденциями, проблемами.

В каждой системе существуют свои модели организации хозяй­ства. В современном капитализме выделяются американская, япон­ская, шведская модели, германская модель социального рыночного хозяйства.

Теория рынка является фундаментом для понимания ключе­вых проблем экономического развития и его эффективности на микро- и макро- уровнях. Сутью рынка является совокупность отношений товарного обмена. Рынок как развитая система товарных отношений состоит из отдельных рынков: рабочей силы, финансового (ссудных капиталов), средств производства, потребительского рынка, рынков услуг, технологии, духовных благ. Каждый из этих рынков в свою очередь складывается из ряда более мелких.

Рынок выполняет целый ряд функций, прежде всего информа­ционную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, са­нирующую.


Глава 1. Экономические системы и их сущность

1.1. Сущность и функции рынка

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Ле­жащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хо­зяйственной деятельности.

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок — это обмен, организованный по законам товар­ного производства и обращения, совокупность отноше­ний товарного обмена.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов  иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

 Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

Эта система включает в себя четыре сферы экономической дея­тельности:

1)    производство,

2)    распределение,

3)    обмен,

4)    потреб­ление.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни являет­ся потребление важнейшей сферой экономики является производст­во. Без его развития не может быть никакого рынка, именно произ­водство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы — ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, опре­деляющая, кому достанутся непосредственные результаты производ­ства, кто станет собственником произведенной продукции. Распреде­ление играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение — это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обме­на играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок — одно из величайших достижений ци­вилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникно­вение и становление рынка — это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?           Первое условие — общественное разделение тру­да, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение ку­печества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специали­зация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объектив­но связан с ростом производительности труда.

Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы от­нюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах ны­нешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупате­лям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тоща возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем перед собой зародыш бартера — одной из простей­ших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тоща приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для про­дажи. Только тоща и смогло появиться товарное производство в по­длинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в каче­стве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось про­изводство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие складывания рыночных отношений — это эконо­мическая обособленность производителей. Товарный обмен обяза­тельно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе эко­номической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интере­сов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государ­ственные предприятия, смешанные — с государственным участием и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необ­ходимо и третье условие — самостоятельность производителя, сво­бода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроиз­водитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязан­ных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспече­нием производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.

 


Структура рынка

 

  Рынок                 Финансовый                      Рынок             Потреби-         Рынок             Рынок             Рынок

рабочей                рынок (рынок                    средств            тельский          услуг         технологии       духовных

   силы             Ссудных капиталов)         производства         рынок                                                              благ

                                                               

Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по сво­ему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабо­чей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать произ­водство.

Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребитель­ского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребле­ния, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает по­движность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а следо­вательно наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на:

денежный рынок (а тот — на рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других кратко­срочных ценных бумаг, а также на валютный, межбанковский, учет­ный рынки);

рынок капиталов (а тот — на рынки средне- и долгосрочных цен­ных бумаг, т.е. акций и облигаций, рынок синдицированных средне- и долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными яв­ляются и все остальные рынки.

Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обес­печенность населения и предприятий услугами, их качество и сво­евременность.

Наконец, рынок распространяется и на духовную сферу, превра­щая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стиму­лируя материально их рождение, распространение, использование.

Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятель­ное значение, но только тесное взаимодействие между ними приво­дит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.

Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первона­чально — при простом товарном хозяйстве — возникает сравнитель­но узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы по­требления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д.

Со временем, в основном к началу XX в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягиваю­щий в себя практически все страны нашей планеты.

1.2. Функции рынка

Функции рынка утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все сторо­ны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

1)    Информационная 

2)    Посредническая

3)    Ценообразующая

4)    Регулирующая

5)    Санирующая

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это по­зволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное про­изводство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные произво­дители в условиях глубокого общественного разделения труда долж­ны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимо­выгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производст­ва. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конку­ренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального по­ставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков по­ставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее под­ходящего покупателя.

Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь обще­ственно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель товара. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Функция регулирующая — самая важная. Она связана с воздейст­вием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение ка­чества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива ка­питалов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных от­раслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с раз­витой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спро­са и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокраще­нию. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических про­порций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой пи­сал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «неви­димой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирую­щая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сба­лансированность народного хозяйства.

-Функция санирующая. Рыночный механизм — это не благотво­рительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым7С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.


Глава 2. Рынки ресурсов

2.1. Понятие рынка ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним отно­сятся:

— естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы);

— трудовые ресурсы (люди с их способностью производить продук­цию или услуги);

— средства производства (производственный здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и другие основные и оборот­ные фонды), которые называют также инвестиционными ресурсами или производственным капиталом;

— предпринимательские способности людей к организации произ­водства.

Иногда в этот перечень включают финансовые ресурсы. Подобный подход может быть справедлив для краткосрочного периода, но в долгосрочном периоде финансовые ресурсы обычно превращаются в другие виды ресурсов (путем покупки, например, естественных ре­сурсов, средств производства) или опосредуют их деятельность (в виде доходов от использования ресурсов). В микроэкономическом анализе вместо термина «экономические ресурсы» обычно использу­ется термин «факторы производства» (производственные факторы).

Каждый из ресурсных рынков может быть представлен как множе­ство рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынка рабочих разных специальностей, экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Поскольку потребителями ресурсов являются производящие това­ры и услуги предприятия, а «производителями» — собственники ре­сурсов, то цена ресурса, которую готовы заплатить потребители за его использование, будет являться доходом его владельца:

— цена естественных ресурсов — рента;

— цена труда — заработная плата;

— цена производственного капитала, или инвестиционных ресур­сов,—процент;

— цена предпринимательских способностей — предприниматель­ский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам гото­вой продукции.

2.2. Использование и распределение ресурсов фирмой

Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с по­мощью данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для ее выпуска, с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых стра­нах спрос на энергоресурсы растет очень медленно. Другим обсто­ятельством, влияющим на спрос, являются цены ресурсов. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производст­венные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получить макси­мальную прибыль.

Количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расширять при­менение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.

Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования какого-либо ре­сурса приводит к увеличению выпуска продукции, а это означает увеличение дохода фирмы.

Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Им может оказаться труд, от ресурса      дельный вид оборудования и т.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, мы назвали предель­ным продуктом. Прирост дохода фирмы за счет дополни­тельной единицы данного ресурса называется предельной доходно­стью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ. marginal revenue product). Вспомним, что предельный продукт снача­ла растет, а затем начинает снижаться в соответствии с законом убывающей отдачи. Поскольку рост предельного продукта происхо­дит на очень коротком участке, мы можем им пренебречь и предпо­ложить, что с самого начала он будет сокращаться.

Рассмотрим предельную доходность ресурса фирмы Х. Вели фирма действует в условиях совершенной конкуренции, цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если та же фирма является' несовершенным конкурентом, то она вынуждена снижать цену при расширении объема сбыта. Соответственно предельная доходность ресурса фирмы — несовершенного кон­курента и конкурентной фирмы не совпадают.

Предельная доходность ресурса фирмы Х в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукции

Коли­ Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чество ресур­са» шт. Выпуск продук­ции, шт. Пре­дельный про­дукт, шт цена продук­ции, руб. доход, руб. Предель­ная до­ходность ресурса, руб.

Цена продук­ции,

Руб.

ДОХОД,

руб.

предель­наядо-ходность ресурса,

руб.

1 20 20 100 2000 2000 100 2000 2000
2 38 18 100 3800 1800 99 3762 1762
3 54 16 100 5400 1600 98 5292 1530
4 68 14 100 6800 1400 97 6596 1304
5 80 12 100 8000 1200 96 7680 1084
6 90 10 100 9000 1000 95 8550 870
7 98 8 100 9800 800 94 9212 662
8 104 6 100 10400 600 93 9672 460
9 108 4 100 10800 400 92 9936 264
10 110 2 100 11000 200 91 10010 74

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.