на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»


 

2.2.Понятия  бизнес-системы и бизнес-процесса

Современные подходы к повышению эффективности управления предприятием связаны с необходимостью обосновать значение  и научное содержание ключевых элементов понятия  «бизнес-система».

Анализ ключевых элементов понятия «бизнес-система» позволяет дать следующее определение.

            Бизнес-система – это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию поставленных финансово-хозяйственных и других целей, преимущественно коммерческой направленности.

Отношения между ключевыми элементами понятия «бизнес-система» представлены на рис.2.2. Проведенный анализ понятия «бизнес-система» позволяет отнести ее к классу сложных систем, особенностями которых являются[6] :

1.Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.

           2. Слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить  слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2.1. Системообразующие  понятия и факторы развития предприятия

 

 

 

             

3. Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать  результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.

            4. Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом, функциональном, информационном, математическом.

            5. Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, паводки, случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.

6. Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).

7.Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способах построения и анализа моделей.

            Анализ функционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести ее к классу «систем с дискретными событиями». Понятие «системы с дискретными событиями» определяет специфическую схему причинно-следственных взаимодействий[7] .

      Процесс функционирования такой системы во времени отождествляется с последовательностью событий, возникающих в соответствии с закономерностями ее функционирования. При этом, как отмечает  Д. Хейс, «…причинная связь всегда предполагает пару событий, разделенных в пространстве – времени, причем эта разделенность является в первую очередь временной, а не пространственной»[8]. Таким образом, интерпретация причинно-следственной событийной связи и понятие причинности дополняется хронологическим отношением между причиной и следствием.

     М. Хаммер и Дж. Чампи[9] определяют бизнес-процесс как «…совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

 

Ц Е Л И

 
 


Бизнес-процесс

 
         

Рис.2.2. Отношения между ключевыми элементами понятия «бизнес-система»

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понятие бизнес-процесса является более естественным, чем понятие иерархической организационной структуры.  «В  то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее процессов отражает динамический взгляд  на то, как эта организация производит продукцию»[10].

      Исходя из осуществленного выше анализа, можно дать следующее определение бизнес-процесса, наиболее соответствующее задачам управления предприятием  как бизнес-системой.

            Бизнес-процесс – это множество внутренних деятельностей, подчиненных единой цели, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции или услуги, необходимой клиенту.      

         Входом бизнес-процесса будут являться объекты инициирующей деятельности (заявки, материалы, сырье).

       Выходом будут являться результирующие объекты заключительной деятельности в бизнес-процессе, несущие потребительскую ценность для клиента (товары, услуги). 

Исследования бизнес-поцессов применительно к конкретным ситуациям, в которых находятся экономические субъекты, должны базироваться на методах комплексного анализа и моделирования бизнес-системы, позволяющих на основе изучения особенностей ее функционирования и свойств отдельных элементов производственного объекта  решать задачи совершенствования процессов управления предприятием.

 

2.3.Целевое развитие  бизнес-системы

      Понятие целевого развития бизнес-системы непосредственно связано с пониманием развития бизнес-системы во времени. Как правило, под развитием бизнес-системы  понимается последовательное изменение состояний системы по отношению к  некоторому зафиксированному моменту времени.

Некоторые авторы[11] используют понятие «организационное развитие», для обоснования методологии внутрифирменных изменений, конкретизируя его до «организационного инжиниринга» и «реинжиниринга бизнес-процессов». 

Однако, по нашему мнению, понятие «развитие бизнес-системы» объединяет в себе широкий комплекс мер по достижению бизнес-системой определенного целевого состояния.


Рис.2.3. Основные связи фирмы как субъекта предпринимательства

 
 



В этой связи предлагается выделять понятие  «целевое развитие бизнес-системы», под которым понимается реализация комплекса взаимосвязанных исследовательских и прикладных задач, направленных на создание или изменение текущей структуры бизнес-системы через согласование входящих в нее элементов: целей, субъектов, информационных и материальных потоков, ресурсов и бизнес-процессов.

Рассмотрим структуру понятия «целевое развитие бизнес-системы» (рис. 2.4), выделив  следующие три направления развития бизнес-системы.

1.    Создание бизнес-системы (инжиниринг бизнеса) – проектирование и реализация элементов бизнес-системы на начальном этапе развития предприятия.

2.    Радикальное изменение бизнес-системы (реинжиниринг бизнес-процессов) – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности бизнес-системы[12].

3.    Совершенствование бизнес-системы – изменение и модернизация составных частей бизнес-системы, не требующая радикальных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реально апробированные концепции изменений на предприятии основаны на взаимосвязи  процессов управления и соответствующей  структуры бизнес-системы. Среди них наиболее известными подходами к реализации  развития бизнес-систем являются:

1. Маркетинговое управление[13]. Основная идея маркетингового управления как системного подхода к планированию и внедрению изменений состоит в приоритете рыночных взаимодействий над внутрифирменными.

2. Концепция наращивания потенциала[14]. В рамках данной концепции каждое вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия. В качестве главных факторов потенциала выделяются: система управления; финансы; персонал; стиль руководства; маркетинг; товар (услуга); производство; сбыт; поставки; эксклюзивные возможности и общая эффективность.

3. Всеобщее управление качеством (TQMTotal quality management)[15]. В основе концепции лежит идея управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя, как самого важного звена производственной линии.

Основой реализации рассматриваемой технологии изменений, как видно на рис.2.5., являются две взаимосвязанные составляющие управления фирмой[16].

   Во-первых, обеспечивается традиционное управление через коммуникации специалистов - система передачи информации по технологии «человек-информация-человек».

   Во-вторых, реализуется управление на основе информационно-компьютерной системы (ИС), в автоматизированном режиме поддерживающей систему управления фирмой.

Необходимость исследования различных вариантов построения системы управления  для обоснования  конкретной технологии целевого развития бизнес-системы требует детального анализа и сравнения возможных альтернатив с отбором наиболее удовлетворяющих целям функционирования бизнес-системы.

Итогом решения данной задачи будут являться модели бизнес-процессов, методические описания, должностные инструкции, форматы учетных показателей и отчетности, технологическая документация, соответствующая, например, стандартам серии ISO-9000 и т.п.

Таким образом, целевое развитие фирмы как бизнес-системы целесообразно рассматривать в качестве определенного технологического процесса воздействия на структуру бизнес-системы через согласованные  изменения входящих в нее элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2.5. Принципиальная схема управления целевым развитием

бизнес-системы.

На практике руководители предприятий, как правило, не видят и не описывают проблемы своей организации как разрывы в системе управленческих коммуникаций. Поэтому, существующая проблематика описывается ими или как личностно-психологическая или как производственно-технологическая, а иногда как маркетинговая, финансовая и т.п.

 

 

 

 

 

 

       3.Организационный инжиниринг ОАО «Авиаагрегат»

на базе процессно-ориентированного подхода

 

3.1.Методический подход  к управлению

бизнес-процессами ОАО «Авиаагрегат»

 

          Сложившаяся система управления  предприятиями России имеет преимущественно функциональную направленность. Однако в современных условиях этот подход к управлению оказывается неэффективным по ряду причин, из которых, например,  выделяют[17]:

-   функционально-ориентированная организация не стимулирует заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности работы предприятия в целом. Подразделения не ориентированы на целевые задачи предприятия;

-   при функциональном подходе главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий руководитель. При современных тенденциях клиентно-ориентированной организации бизнеса такой подход сразу отбрасывает предприятие на последние роли в конкурентной борьбе за долю на рынке;

-   большая часть реальных рабочих процессов предприятия состоит из множества функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально ориентированных структурах чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих решений. 

При рассмотрении вертикально организованных структур, очевидно, что ввиду их инерционности и формальности такие структуры управления не могут оперативно и адекватно соответствовать  следующим требованиям динамичной среды предприятия (рис 3.1.)[18] :

-   способность оперативно принимать решения;

-   аккумулирование опыта;

-   согласование интересов сотрудников с интересами организации.

Реальная финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятий не осуществляется в форме линейно-функциональной иерархии, она пронизывает предприятие в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто конкретно за них не отвечает.

Во многом это связано с тем, что бизнес-процессы на предприятиях не описаны и не документированы. Без документально оформленных технологических процессов, операций, процедур передачи данных в информационных контурах, а также без определения требований и процедур, обеспечивающих реализацию принципов управления предприятием, постановка конкретных целей возможна лишь в пределах оперативной сферы деятельности предприятия и не ведет к стабилизации его положения в соответствующем секторе рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3.1. Требования динамичной среды функционирования предприятия

 

    

      С учетом имеющихся работ по управлению бизнес-системами для решения комплекса задач их развития[19]  можно сформулировать следующие требования к методическому подходу, обеспечивающему управление бизнес-процессами фирмы в кризисных условиях.

1) Вертикальная общность подхода, обеспечивающая охват всех направлений совершенствования деятельности бизнес-системы, включая диагностику состояния фирмы, постановку стратегических целей и выделение ключевых задач развития, реорганизацию технологии работы бизнес-системы, выделение основных бизнес-процессов, совершенствование организационно-управленческой структуры и автоматизированную поддержку рациональной технологии работы в виде соответствующей корпоративной информационно-управляющей системы.

2) Горизонтальная общность подхода, обеспечивающая его применение при совершенствовании деятельности бизнес-систем, функционирующих в различных прикладных областях экономики.

3) Теоретическое обоснование и программная реализация механизма управления, состоящая в применении для развития бизнес-системы существующих методов системного, функционально-информационного, стоимостного и имитационного анализа, а также программных средств их поддержки.

 

3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием

 

   Рассматривая развитие бизнес-системы как реализацию комплекса взаимосвязанных задач, направленных на создание или изменение ее базовых бизнес-процессов[20], можно предложить  концептуальную модель процессно-ориентированного управления ОАО «Авиагрегат»[21], рис.3.2. Как следует из рис.3.2., управление бизнес-процессами предприятия обеспечивается  постановкой и решением задач комплексного управления бизнес-системой, реализуемых в той или иной ее форме и поддерживаемых конкретной системой управления  бизнес-процессами.

           Ключевое значение в управлении предприятием  имеет определение стратегии развития бизнеса (I)

            Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития бизнес-системы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри бизнес-системы, а также позиции в окружающей среде, приводящее бизнес-систему к ее целям. Стратегия должна соответствовать долговременным целям предприятия  и ориентировать процессы на эти цели (рис.3.3).

        Методическая схема процесса построения системы целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы включает следующие шаги.

Первый шаг. Осуществляется автономная декомпозиция и иерархическая структуризация в виде дерева задач каждой самостоятельной цели высшего уровня. При этом должны соблюдаться следующие правила:

а) каждая задача определяется количественно и качественно с учетом трех признаков: объекта приложения управленческого воздействия; временного периода, в течение которого должен быть получен требуемый результат; границ среды, в рамках которой функционирует и несет ответственность субъект управления;

б) уровни структуры цели формируются на основе декомпозиции  конечного результата по признаку технологической структуры процесса его достижения или по одному из указанных в предыдущем правиле признаков, но каждый уровень включает элементы только одного признака декомпозиции.

Второй шаг. Все деревья задач самостоятельных целей сводятся в единую систему, где должны совпадать (в горизонтальном разрезе):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием

 

             а) высшие уровни каждого дерева;

            б) уровни, соответствующие каждому признаку декомпозиции (по технологическим стадиям, объектам, времени и т.д.).

Системой управления бизнесом является отображение множества целей бизнес-системы на структуру бизнес-системы, при этом, определяется множество воздействий, призванных обеспечить эффективное, с точки зрения целей, выполнение бизнес-процессов[22].

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3.3. Схема анализа целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы

 

           

С точки зрения бизнес-процесса предприятие представляет собой систему последовательных действий, которая является достаточно полным, динамичным отображением предпринимательского поведения. Они взаимосвязаны с другими организационными поведенческими процессами, т.е. находятся в подверженных взаимному влиянию отношениях с другими внутрифирменными последовательностями действий.

            В зависимости от содержания выделяют четыре основных типа бизнес-процессов[23] .

1) Производственные и обеспечивающие – первые непосредственно связаны с разработкой, производством и реализацией товаров и услуг, вторые непосредственно влияют на номинальные и реальные товарные потоки. Эти процессы являются основной составной частью цепочки создания благ, включая исследования и разработки, непосредственно производство, материально-техническое обеспечение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.