на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Развитие социальной работы в Германии


Современные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди лиц с низким образовательным потенциалом. Повышение образовательного уровня в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается на микроуровне как гарантия для каждой личности от риска безработицы, а на макроуровне расширение занятости в сфере образования, фи­нансируемого за счет государственных средств, особенно в период спада производства, представляет собой высокий со­циальный амортизатор циклической безработицы.

В странах так называемого "третьего мира" указанная закономерность "высокого уровня образования и низкого уров­ня безработицы" не всегда действует. Здесь сказывается эф­фект воздействия двухярусной структуры колониальной эко­номики на образование и занятость. В колониальной эконо­мике сохраняется значительный по своим объемам сектор традиционного производства товаров и услуг с архаической технологией и организацией производства, велика роль аграр­ного сектора. В абсолютном и относительном отношении раз­мер современного сектора экономики невелик. Отличитель­ной особенностью колониальной экономики является чрезвы­чайно раздутый государственный аппарат и привилегирован­ное положение госслужащих. Широко практикуется корруп­ция, взяточничество и различные формы вымогательства.

Преобладающей тенденцией в системе ценностной и профессиональной ориентации в развивающихся странах яв­ляется мотивация на работу в качестве "белых воротничков" в сфере госуправления и в частном секторе деловых услуг. Это приводит к перекосам в профессионализации университетско­го образования.

В частности, социальные запросы населения на такие специальности с университетским образованием как юрист, экономист, менеджер, врач, намного превышают реальные потребности экономики и общества в кадрах такого профиля. В результате в развивающихся странах наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников университетов.

Указанные две тенденции, характерные для развитых и развивающихся стран, одновременно проявляются в россий­ской действительности. В экономике России причудливо со­четаются современный сектор производства, способный кон­курировать на мировом рынке, с отсталым, неконкурентоспособным сектором производства. Структурные преобразования российской экономики будут способствовать преодолению ее колониальной направленности и сужению сферы действия тенденции девальвации образования и квалифицированного труда, тенденции роста уровня безработицы среди образован­ной части населения.

В последние годы развитые страны столкнулись с трудно­стями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласо­вание между устанавливаемым размером минимума заработ­ной платы и величиной трансфертных выплат для малообес­печенных. Нередко складывается ситуация, когда объем соци­альных выплат оказывается выше, чем получаемая ими зара­ботная плата. Это создает антистимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что про­блема бедности и безработицы становится хронической. Фор­мируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Это создает питательную почву для преступности, ал­коголизма, наркомании и других антисоциальных явлений.

3. 2. Социальное и материальное положение безработных

Как известно, существуют различия в деловых способно­стях, уровне интеллекта, квалификации, мастерстве, профес­сиональных навыках, образовании, психофизических качест­вах личности. Они обусловливают специфические особенно­сти мобильности рабочей силы. Работники имеют также неодинаковый доступ к информации о конъюнктуре рынка тру­да, соотношении спроса и предложения в отдельных его сег­ментах. Многообразие перечисленных различий проявляется в социальном неравенстве.

Социальное неравенство можно характеризовать с помо­щью категории "социальный статус". Социальный статус, как вполне правомерно полагает Ф.М.Бородкин, должен опреде­лить интервалы, значений переменных, по которым можно различать индивидуумов в обществе[15].

Социальное неравенство отражает неравное .положение одних групп или слоев населения в сравнении с другими по отношению к потреблению материальных благ, уровню дохо­дов, занятости, условиям труда и т.д. Для того, чтобы оценить социальный статус отдельного индивидуума или группы инди­видуумов, необходимо соблюдать два важнейших условия. Во-первых, социальное неравенство должно подтверждаться со­циально значимыми переменными. Во-вторых, величина от­клонений в значении переменных должна быть значима не только для данного социума, но и для других индивидуумов либо социальных групп.

В качестве важнейшего переменного признака социаль­ной дифференциации населения, как представляется, можно использовать степень участия в экономической деятельности. Высокая значимость этого признака обусловлена, прежде все­го, тем, что распространение рыночных отношений на сферу труда ведет к необходимости признания экономического ин­тереса как неотъемлемого условия продажи товара рабочая сила.

Социальная стратификация населения по экономическим интересам при предложении рабочей силы на рынке труда по­зволяет выделить две важнейшие группы: экономически ак­тивных и пассивных. Однако степень вовлечения населения в экономическую деятельность, соотношение между, его актив­ными и пассивными частями в различных типах экономики измеряется методологически неодинаково.

В развитых странах существует методологический подход, позволяющий избежать указанных недостатков. Согласно ре­комендациям системы национальных счетов ООН, с учетом личного вклада (как реального, так и потенциального) в раз­витие экономики определяется экономически активное насе­ление. Эти рекомендации учитывались при разработке Гос­комстатом России "Основных методологических положений по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости".

Как свидетельствуют данные табл.2, доля экономически активного населения в среднегодовой численности населения в мире имеет тенденцию к повышению. Это обусловлено, с одной стороны уменьшением рождаемости и сокращением доли детей в общей численности населения. С другой сторо­ны, здесь сказывается тенденция экономического роста миро­вой экономики. Однако на различных континентах ситуация будет развиваться неоднозначно.

Доля экономически активного населения в среднегодовой численности населения (Оценки и прогнозы ООН, в %)[16]

Континенты 1980 г. 1985 г. 1990г. 2000г.
Всего 44,0 44,8 45,1 45,1
в том числе:
Азия 44,8 46,1 47,0 47,4
Африка 39.5 38,6 37,6 36,5
Латинская Америка 34,2 34,7 35,1 36,6
Северная Америка 48,4 49,2 49,2 43,3
Европа 45,0 46,0 46,5 46,5
Страны, расположенные на 51,6 51,5 50,5 49,3
Территории бывшего СССР

В Европе доля экономически активного населения, как оценивает ООН, будет возрастать. Это сопряжено с ростом европейской экономики, усилением социальной направленно­сти политики занятости стран европейского сообщества, ос­лаблением барьеров длявнутриевропейского перемещения ра­бочей силы.

Экономически активное население включает в себя заня­тых и незанятых, в том числе безработных лиц.

Уровень безработицы исчисляется как отношение числа безработных лиц к численности экономически активного на­селения. Фактический уровень безработицы, как видно по данным табл.3, весьма значительно колеблется в разных стра­нах. Подобное многообразие есть результат совокупного воз­действия многих факторов, среди которых важнейшее место принадлежит национальным особенностям и отраслевой структуре экономики, характеру государственной экономиче­ской политики и другим макроэкономическим обстоятельст­вам. Кроме того, существенное значение имеют законодатель­ные положения и методология исчисления безработицы.

 

Уровень безработицы в различных странах

(В % к численности экономически активного населения)[17]

Страны 1993г. 1994г. 1995 г. (предвари­тельная оценка)
США 6,8 6,3 5,8
Япония 2,5 2,9 2,8
Страны ЕС 10,7 11,7 11,8
Германия 8,9 10,0 10,0
Европейские страны, не входящие в ЕС 8,2 8,5 8,3
Россия 1,9 2,0 2,4

Важнейшим признаком дифференциации населения, в том числе незанятых (после признака "участие в экономиче­ской деятельности"), по нашему мнению, должно стать его материальное положение.

Материальное положение незанятого, в том числе безра­ботного лица зависит от ряда обстоятельств. Во многих стра­нах составным элементом страхования от безработицы явля­ются компенсационные платежи. Чаще всего они осуществля­ются в двух основных формах: в виде выходного пособия и пособия по безработице". Однако права на их получение и ус­ловия выплаты устанавливаются законодательством различных стран неодинаково.

Право на получение выходного пособия, как предусмот­рено Конвенцией МОТ № 158 (1982 г.), возникает у работни­ка при прекращении трудовых отношений по инициативе ра­ботодателя в связи с экономическими, технологическими, структурными или иными аналогичными причинами2. Размер выходного пособия или других подобных компенсаций, в связи с прекращением трудовых отношений зависит от стажа ра­боты и величины заработной платы. Выплата их осуществля­ется непосредственно предпринимателем или из фонда, соз­данного взносами предпринимателей. Условия выплаты вы­ходного пособия чаще всего оговариваются в контракте или трудовом договоре. Обычно выходное пособие должно ком­пенсировать работнику потерю работы с учетом его прошлых заслуг и выплачивается в момент его увольнения. Поэтому фактически оно служит источником средств существования на начальной стадии безработицы.

Следует отметить, что тесная увязка величины пособия по безработице с минимальным размером оплаты труда естественным образом воспроизводит все недостатки последнего. Главным же является значительное расхождение их величин со стоимостью так называемой минимальной "потребитель­ской корзины".

В настоящее время социальная политика опирается на систему социальных амортизаторов, т.е. правовых норм, ин­ститутов и установлении, при помощи которых регламентиру­ется процесс социального обеспечения и вспомоществования, здравоохранения, образования, а также на сеть социальных промышленных микроструктур и локальных организаций со­циальной защиты.

Социальная политика все более ориентируется на меры, предупреждающие безработицу и ослабляющие напряжение на рынке труда.

Одним из превентивных, широко распространенных средств, выступает регулирование тарифицированного рабоче­го времени. Как свидетельствуют данные табл.10, во многих странах годовая программа рабочего времени одного работни­ка имеет тенденцию к сокращению. Это характерно для обра­батывающих отраслей Португалии, Японии, Западной Герма­нии, Швейцарии, Нидерландов и других стран.

Тарифицированное рабочее время: годовая программа[18]

Страны Тарифицированное годовое рабочее время одного работ­ника в обрабатывающих от­раслях в 1994 г., в часах Изменение с 1989 г. в ча­сах (+; -)
США 1,896 -2
Португалия 1,882 -134
Япония 1,880 -48
Швейцария 1,838 -36
Гренландия 1,832 0
Швеция' 1,824 +16
Ирландия 1,794 -62
Люксембург 1,784 0
Испания 1,772 -20
Франция 1,755 -4
Великобритания 1,752 -19
Италия 1,744 -16
Норвегия 1,740 +15
ФРГ (восточные земли) 1,737 оценка
Финляндия 1,732 -12
Бельгия 1,729 -11
Австрия 1,722 +11
Нидерланды 1,714 -42
Дания 1,687 -12
ФРГ (западные земли) 1.620 -48

Весьма эффективным средством защиты от безработицы стало переобучение работников, попадающих под сокраще­ние. Так, в 1982 г. были разработаны соответствующие про­граммы для многих американских штатов. В штате Массачу­сетс программа "Занятость и профессиональная подготовка" сэкономила налогоплательщикам 281 млндолл. и помогла по­лучить работу 60 тыс.работникам. В штате Оклахома в соот­ветствии с программой "Обучение, профессиональная подго­товка и занятость" получили работу 45 тыс. ее участников. Программа штата Иллинойс "Шанс" содействовала трудоуст­ройству 160 тыс. безработных.

Снижение уровня безработицы в ряде развитых стран достигается путем финансирования безработных, решивших создать свой собственный бизнес. Подобные системы сущест­вуют в большинстве стран Западной Европы2. Условия пре­доставления субсидий на развитие малого предпринимательст­ва неодинаковы в разных странах. Во Франции, Португалии, Испании они зависят от опыта предыдущей работы, а пред­почтения отдаются безработным с меньшим стажем незанято­сти. Во Франции, например, участники подобной системы могут приобретать действующие предприятия. В Канаде без­работный может в качестве первоначального капитала исполь­зовать пособие по безработице, полученное авансом вперед за несколько месяцев.

В Великобритании предоставляются кредиты на открытие нового дела безработным. В Японии, если работник в течение 18 месяцев после потери работы решит открыть собственное дело, ему выплачивают пособие, равное плате за обучение на курсах. Таким образом, государства поддерживают тех, кто сам себе создает рабочие места взамен пассивного получения пособия.

Осуществление мер по проведению активной социальной политики уменьшает напряжение на рынке труда, позволяет избежать массовой безработицы.

Затраты на активную политику на рынке труда в разных странах в 1992 г[19]

Страны

Доля затрат в % ко всем расходам

Дания

Франция

Бельгия

Япония

США

Люксембург

Ирландия

Великобритания

Нидерланды

Германия

Италия

Португалия

Швеция

23,2

 27,5

 28,6

 28,9

 29,4

 33,4

 34,1

 39,6

 46,5

 46,8

 52,6

 61,9

 70,2

Анализ опыта социальной защиты в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что в настоя­щее время все в большей степени преобладает смешанная мо­дель, сочетающая в себе черты государственного патернализ­ма, коллективно-договорных соглашений, неокорпоратизма. Преимущества такого подхода проявляются в ослаблении дав­ления на государственный бюджет и налогоплательщиков, ус­тановлении нового типа трудовых отношений, согласующих интересы предпринимателей и наемных работников, стимули­рующих предпочтение трудового заработка государственным пособиям, позволяющим оказать поддержку людям, действи­тельно нуждающимся в ней.

Подобная модель, учитывающая специфику переходного периода от патерналистской системы социальной защиты, мо­жет быть рекомендована для России. При этом особую важ­ность приобретает становление системы социального партнер­ства на основе коллективно-договорных отношений, прони­зывающих все уровни реализации социальной политики.


Заключение

Можно было бы ожидать, что либерализация в сфере заработ­ной платы и занятости создаст для отдельных работников и работо­дателей стимулы к эффективному распределению ресурсов на рын­ке труда. В принципе, ставки заработной платы, соответствующие рыночному равновесию, могут сочетаться с полной занятостью ра­бочей силы в условиях макроэкономической стабильности. При достаточной мобильности рабочей силы ставки заработной платы будут также отвечать принципу справедливости "по горизонтали" (работники могут ожидать равной оплаты за равный труд). Однако, нет оснований утверждать, что распределение дохода при рыноч­ной оплате труда будет приемлемым в социальном или политичес­ком отношении.

Непосредственные основания для продолжающегося вмеша­тельства государства в принятие решений об установлении заработ­ной платы и о найме лежат в области макроэкономики. Цель политики ограничения доходов — сдерживать рост за­работной платы с тем, чтобы усилить конкуренцию и таким обра­зом поддержать уровень занятости. Политика в сфере доходов имеет целый ряд следствий для размещения ресурсов и распределения конечных результатов деятельности. Постольку, поскольку она влияет на систему установления заработной платы, она сужает границы дифференциации в этой области. Это предотвращает или, по край­ней мере, замедляет появление дифференцированных ставок опла­ты труда как основания для принятия решений о размещении ре­сурсов на рынке труда; это также смягчает падение уровня жизни низкооплачиваемых работников. Аналогичным образом, задержка с использованием против предприятий финансовых санкций замед­ляет рост безработицы и тем самым помогает устранить одну из главных причин бедности среди домохозяйств.

Крайне осторожное отношение к либерализации заработной платы и к введению жестких бюджетных ограничений для государ­ственных предприятий в первые годы реформ отражают реальность, унаследованную от плановой экономики. Эффективность на рынке труда требует не только либерализации решений об оплате труда и о найме и увольнении работников, но и создания институциональ­ной инфраструктуры свободного рынка. Это предполагает наличие частной собственности и конкурентных рынков продукции, капи­тала и труда, а также мобильность рабочей силы, что означает воз­можность менять место работы, профессию и место проживания. Конкурентный рынок труда характеризуется невмешательством го­сударства в механизм установления заработной платы или в реше­ния о найме и увольнении, но государство все же должно играть важную роль, гарантируя право частной собственности и обеспечи­вая конкуренцию.

Страны Центральной и Восточной Ев­ропы унаследовали от прошлого совершенно иную систему. Отсут­ствие частной собственности означает, что предприятия не заинте­ресованы снижать до минимума издержки, связанные с оплатой труда и наймом работников. Концентрация промышленности озна­чает, что либерализация цен и заработной платы создает возможно­сти для установления власти монополий. Отсутствие рынков капи­тала означает, что ни предприятия, ни работники не имеют основы для принятия эффективных инвестиционных решений. Существует также много факторов, ограничивающих мобильность рабочей силы. Следовательно, один из главных компонентов политики, относя­щейся к рынку труда, должен включать в себя меры по созданию институциональной и правовой структуры, необходимой для его эффективного функционирования. Успех такой политики во мно­гом зависит от общего прогресса реформ; здесь имеется в виду раз­витие частного сектора путем приватизации существующих пред­приятий, создание условий и стимулов для появления новых пред­приятий, создание рынков капитала и открытие товарных рынков для конкуренции, например, через либерализацию внешней тор­говли. Более конкретно, когда речь идет о рынке труда, это означает устранение препятствий к мобильности рабочей силы — таких, как прописка или обусловленность социального обеспечения рабо­той на предприятии; устранение административных ограничений (например, ограничения на индивидуальное предпринимательство); принятие законодательства, определяющего права работника, ра­ботодателя и профсоюза, а также роль государства в условиях ры­ночной экономики.

Политическая стратегия в этой сфере складывается из двух аспектов:

• В краткосрочной перспективе главная задача — регулирование оплаты труда и занятости в условиях, когда отсутствует соответствующая инфраструктура рыночной экономики (в первую оче­редь это вопрос макроэкономической стабилизации).

• Главной целью в долгосрочной перспективе является институци­ональная реформа.


Список литературы

1.   Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 1998.

2.   Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учебное пособие. – М.: Фирма Гардарика, 1996.

3.   Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

4.   Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999.

5.   Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999.

6.   Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. / Под общ. ред. д-ра социал. наук, профессора Н.С.Слепцова. – М.: Изд-во РАНС, 1998.

7.   Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997.

8.   Социальные реформы в странах с переходной экономикой. / Под ред. С.В.Кадомцевой. – М.: ИКЦ “ДИС”, 1997.

9.   Социальная сфера жизни общества и политика. Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 1998.


[1] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999

[2] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999

[3] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999

[4] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997

[5] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999

[6] Социальные реформы в странах с переходной экономикой. / Под ред. С.В.Кадомцевой. – М.: ИКЦ “ДИС”, 1997

[7] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999

[8] Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 1998

[9] Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 1998

[10] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999

[11] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999

[12] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999

[13] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999

[14] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999

[15] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999

[16] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997

[17] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997

[18] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997

[19] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.