![]() |
|
|
Реферат: Развитие социальной работы в ГерманииСовременные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди лиц с низким образовательным потенциалом. Повышение образовательного уровня в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается на микроуровне как гарантия для каждой личности от риска безработицы, а на макроуровне расширение занятости в сфере образования, финансируемого за счет государственных средств, особенно в период спада производства, представляет собой высокий социальный амортизатор циклической безработицы. В странах так называемого "третьего мира" указанная закономерность "высокого уровня образования и низкого уровня безработицы" не всегда действует. Здесь сказывается эффект воздействия двухярусной структуры колониальной экономики на образование и занятость. В колониальной экономике сохраняется значительный по своим объемам сектор традиционного производства товаров и услуг с архаической технологией и организацией производства, велика роль аграрного сектора. В абсолютном и относительном отношении размер современного сектора экономики невелик. Отличительной особенностью колониальной экономики является чрезвычайно раздутый государственный аппарат и привилегированное положение госслужащих. Широко практикуется коррупция, взяточничество и различные формы вымогательства. Преобладающей тенденцией в системе ценностной и профессиональной ориентации в развивающихся странах является мотивация на работу в качестве "белых воротничков" в сфере госуправления и в частном секторе деловых услуг. Это приводит к перекосам в профессионализации университетского образования. В частности, социальные запросы населения на такие специальности с университетским образованием как юрист, экономист, менеджер, врач, намного превышают реальные потребности экономики и общества в кадрах такого профиля. В результате в развивающихся странах наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников университетов. Указанные две тенденции, характерные для развитых и развивающихся стран, одновременно проявляются в российской действительности. В экономике России причудливо сочетаются современный сектор производства, способный конкурировать на мировом рынке, с отсталым, неконкурентоспособным сектором производства. Структурные преобразования российской экономики будут способствовать преодолению ее колониальной направленности и сужению сферы действия тенденции девальвации образования и квалифицированного труда, тенденции роста уровня безработицы среди образованной части населения. В последние годы развитые страны столкнулись с трудностями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласование между устанавливаемым размером минимума заработной платы и величиной трансфертных выплат для малообеспеченных. Нередко складывается ситуация, когда объем социальных выплат оказывается выше, чем получаемая ими заработная плата. Это создает антистимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что проблема бедности и безработицы становится хронической. Формируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Это создает питательную почву для преступности, алкоголизма, наркомании и других антисоциальных явлений. 3. 2. Социальное и материальное положение безработныхКак известно, существуют различия в деловых способностях, уровне интеллекта, квалификации, мастерстве, профессиональных навыках, образовании, психофизических качествах личности. Они обусловливают специфические особенности мобильности рабочей силы. Работники имеют также неодинаковый доступ к информации о конъюнктуре рынка труда, соотношении спроса и предложения в отдельных его сегментах. Многообразие перечисленных различий проявляется в социальном неравенстве. Социальное неравенство можно характеризовать с помощью категории "социальный статус". Социальный статус, как вполне правомерно полагает Ф.М.Бородкин, должен определить интервалы, значений переменных, по которым можно различать индивидуумов в обществе[15]. Социальное неравенство отражает неравное .положение одних групп или слоев населения в сравнении с другими по отношению к потреблению материальных благ, уровню доходов, занятости, условиям труда и т.д. Для того, чтобы оценить социальный статус отдельного индивидуума или группы индивидуумов, необходимо соблюдать два важнейших условия. Во-первых, социальное неравенство должно подтверждаться социально значимыми переменными. Во-вторых, величина отклонений в значении переменных должна быть значима не только для данного социума, но и для других индивидуумов либо социальных групп. В качестве важнейшего переменного признака социальной дифференциации населения, как представляется, можно использовать степень участия в экономической деятельности. Высокая значимость этого признака обусловлена, прежде всего, тем, что распространение рыночных отношений на сферу труда ведет к необходимости признания экономического интереса как неотъемлемого условия продажи товара рабочая сила. Социальная стратификация населения по экономическим интересам при предложении рабочей силы на рынке труда позволяет выделить две важнейшие группы: экономически активных и пассивных. Однако степень вовлечения населения в экономическую деятельность, соотношение между, его активными и пассивными частями в различных типах экономики измеряется методологически неодинаково. В развитых странах существует методологический подход, позволяющий избежать указанных недостатков. Согласно рекомендациям системы национальных счетов ООН, с учетом личного вклада (как реального, так и потенциального) в развитие экономики определяется экономически активное население. Эти рекомендации учитывались при разработке Госкомстатом России "Основных методологических положений по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости". Как свидетельствуют данные табл.2, доля экономически активного населения в среднегодовой численности населения в мире имеет тенденцию к повышению. Это обусловлено, с одной стороны уменьшением рождаемости и сокращением доли детей в общей численности населения. С другой стороны, здесь сказывается тенденция экономического роста мировой экономики. Однако на различных континентах ситуация будет развиваться неоднозначно. Доля экономически активного населения в среднегодовой численности населения (Оценки и прогнозы ООН, в %)[16]
В Европе доля экономически активного населения, как оценивает ООН, будет возрастать. Это сопряжено с ростом европейской экономики, усилением социальной направленности политики занятости стран европейского сообщества, ослаблением барьеров длявнутриевропейского перемещения рабочей силы. Экономически активное население включает в себя занятых и незанятых, в том числе безработных лиц. Уровень безработицы исчисляется как отношение числа безработных лиц к численности экономически активного населения. Фактический уровень безработицы, как видно по данным табл.3, весьма значительно колеблется в разных странах. Подобное многообразие есть результат совокупного воздействия многих факторов, среди которых важнейшее место принадлежит национальным особенностям и отраслевой структуре экономики, характеру государственной экономической политики и другим макроэкономическим обстоятельствам. Кроме того, существенное значение имеют законодательные положения и методология исчисления безработицы. Уровень безработицы в различных странах(В % к численности экономически активного населения)[17]
Важнейшим признаком дифференциации населения, в том числе незанятых (после признака "участие в экономической деятельности"), по нашему мнению, должно стать его материальное положение. Материальное положение незанятого, в том числе безработного лица зависит от ряда обстоятельств. Во многих странах составным элементом страхования от безработицы являются компенсационные платежи. Чаще всего они осуществляются в двух основных формах: в виде выходного пособия и пособия по безработице". Однако права на их получение и условия выплаты устанавливаются законодательством различных стран неодинаково. Право на получение выходного пособия, как предусмотрено Конвенцией МОТ № 158 (1982 г.), возникает у работника при прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя в связи с экономическими, технологическими, структурными или иными аналогичными причинами2. Размер выходного пособия или других подобных компенсаций, в связи с прекращением трудовых отношений зависит от стажа работы и величины заработной платы. Выплата их осуществляется непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного взносами предпринимателей. Условия выплаты выходного пособия чаще всего оговариваются в контракте или трудовом договоре. Обычно выходное пособие должно компенсировать работнику потерю работы с учетом его прошлых заслуг и выплачивается в момент его увольнения. Поэтому фактически оно служит источником средств существования на начальной стадии безработицы. Следует отметить, что тесная увязка величины пособия по безработице с минимальным размером оплаты труда естественным образом воспроизводит все недостатки последнего. Главным же является значительное расхождение их величин со стоимостью так называемой минимальной "потребительской корзины". В настоящее время социальная политика опирается на систему социальных амортизаторов, т.е. правовых норм, институтов и установлении, при помощи которых регламентируется процесс социального обеспечения и вспомоществования, здравоохранения, образования, а также на сеть социальных промышленных микроструктур и локальных организаций социальной защиты. Социальная политика все более ориентируется на меры, предупреждающие безработицу и ослабляющие напряжение на рынке труда. Одним из превентивных, широко распространенных средств, выступает регулирование тарифицированного рабочего времени. Как свидетельствуют данные табл.10, во многих странах годовая программа рабочего времени одного работника имеет тенденцию к сокращению. Это характерно для обрабатывающих отраслей Португалии, Японии, Западной Германии, Швейцарии, Нидерландов и других стран.
Весьма эффективным средством защиты от безработицы стало переобучение работников, попадающих под сокращение. Так, в 1982 г. были разработаны соответствующие программы для многих американских штатов. В штате Массачусетс программа "Занятость и профессиональная подготовка" сэкономила налогоплательщикам 281 млндолл. и помогла получить работу 60 тыс.работникам. В штате Оклахома в соответствии с программой "Обучение, профессиональная подготовка и занятость" получили работу 45 тыс. ее участников. Программа штата Иллинойс "Шанс" содействовала трудоустройству 160 тыс. безработных. Снижение уровня безработицы в ряде развитых стран достигается путем финансирования безработных, решивших создать свой собственный бизнес. Подобные системы существуют в большинстве стран Западной Европы2. Условия предоставления субсидий на развитие малого предпринимательства неодинаковы в разных странах. Во Франции, Португалии, Испании они зависят от опыта предыдущей работы, а предпочтения отдаются безработным с меньшим стажем незанятости. Во Франции, например, участники подобной системы могут приобретать действующие предприятия. В Канаде безработный может в качестве первоначального капитала использовать пособие по безработице, полученное авансом вперед за несколько месяцев. В Великобритании предоставляются кредиты на открытие нового дела безработным. В Японии, если работник в течение 18 месяцев после потери работы решит открыть собственное дело, ему выплачивают пособие, равное плате за обучение на курсах. Таким образом, государства поддерживают тех, кто сам себе создает рабочие места взамен пассивного получения пособия. Осуществление мер по проведению активной социальной политики уменьшает напряжение на рынке труда, позволяет избежать массовой безработицы. Затраты на активную политику на рынке труда в разных странах в 1992 г[19]
Анализ опыта социальной защиты в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что в настоящее время все в большей степени преобладает смешанная модель, сочетающая в себе черты государственного патернализма, коллективно-договорных соглашений, неокорпоратизма. Преимущества такого подхода проявляются в ослаблении давления на государственный бюджет и налогоплательщиков, установлении нового типа трудовых отношений, согласующих интересы предпринимателей и наемных работников, стимулирующих предпочтение трудового заработка государственным пособиям, позволяющим оказать поддержку людям, действительно нуждающимся в ней. Подобная модель, учитывающая специфику переходного периода от патерналистской системы социальной защиты, может быть рекомендована для России. При этом особую важность приобретает становление системы социального партнерства на основе коллективно-договорных отношений, пронизывающих все уровни реализации социальной политики. Заключение Можно было бы ожидать, что либерализация в сфере заработной платы и занятости создаст для отдельных работников и работодателей стимулы к эффективному распределению ресурсов на рынке труда. В принципе, ставки заработной платы, соответствующие рыночному равновесию, могут сочетаться с полной занятостью рабочей силы в условиях макроэкономической стабильности. При достаточной мобильности рабочей силы ставки заработной платы будут также отвечать принципу справедливости "по горизонтали" (работники могут ожидать равной оплаты за равный труд). Однако, нет оснований утверждать, что распределение дохода при рыночной оплате труда будет приемлемым в социальном или политическом отношении. Непосредственные основания для продолжающегося вмешательства государства в принятие решений об установлении заработной платы и о найме лежат в области макроэкономики. Цель политики ограничения доходов — сдерживать рост заработной платы с тем, чтобы усилить конкуренцию и таким образом поддержать уровень занятости. Политика в сфере доходов имеет целый ряд следствий для размещения ресурсов и распределения конечных результатов деятельности. Постольку, поскольку она влияет на систему установления заработной платы, она сужает границы дифференциации в этой области. Это предотвращает или, по крайней мере, замедляет появление дифференцированных ставок оплаты труда как основания для принятия решений о размещении ресурсов на рынке труда; это также смягчает падение уровня жизни низкооплачиваемых работников. Аналогичным образом, задержка с использованием против предприятий финансовых санкций замедляет рост безработицы и тем самым помогает устранить одну из главных причин бедности среди домохозяйств. Крайне осторожное отношение к либерализации заработной платы и к введению жестких бюджетных ограничений для государственных предприятий в первые годы реформ отражают реальность, унаследованную от плановой экономики. Эффективность на рынке труда требует не только либерализации решений об оплате труда и о найме и увольнении работников, но и создания институциональной инфраструктуры свободного рынка. Это предполагает наличие частной собственности и конкурентных рынков продукции, капитала и труда, а также мобильность рабочей силы, что означает возможность менять место работы, профессию и место проживания. Конкурентный рынок труда характеризуется невмешательством государства в механизм установления заработной платы или в решения о найме и увольнении, но государство все же должно играть важную роль, гарантируя право частной собственности и обеспечивая конкуренцию. Страны Центральной и Восточной Европы унаследовали от прошлого совершенно иную систему. Отсутствие частной собственности означает, что предприятия не заинтересованы снижать до минимума издержки, связанные с оплатой труда и наймом работников. Концентрация промышленности означает, что либерализация цен и заработной платы создает возможности для установления власти монополий. Отсутствие рынков капитала означает, что ни предприятия, ни работники не имеют основы для принятия эффективных инвестиционных решений. Существует также много факторов, ограничивающих мобильность рабочей силы. Следовательно, один из главных компонентов политики, относящейся к рынку труда, должен включать в себя меры по созданию институциональной и правовой структуры, необходимой для его эффективного функционирования. Успех такой политики во многом зависит от общего прогресса реформ; здесь имеется в виду развитие частного сектора путем приватизации существующих предприятий, создание условий и стимулов для появления новых предприятий, создание рынков капитала и открытие товарных рынков для конкуренции, например, через либерализацию внешней торговли. Более конкретно, когда речь идет о рынке труда, это означает устранение препятствий к мобильности рабочей силы — таких, как прописка или обусловленность социального обеспечения работой на предприятии; устранение административных ограничений (например, ограничения на индивидуальное предпринимательство); принятие законодательства, определяющего права работника, работодателя и профсоюза, а также роль государства в условиях рыночной экономики. Политическая стратегия в этой сфере складывается из двух аспектов: • В краткосрочной перспективе главная задача — регулирование оплаты труда и занятости в условиях, когда отсутствует соответствующая инфраструктура рыночной экономики (в первую очередь это вопрос макроэкономической стабилизации). • Главной целью в долгосрочной перспективе является институциональная реформа. Список литературы 1. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 1998. 2. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учебное пособие. – М.: Фирма Гардарика, 1996. 3. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 4. Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999. 5. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999. 6. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. / Под общ. ред. д-ра социал. наук, профессора Н.С.Слепцова. – М.: Изд-во РАНС, 1998. 7. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997. 8. Социальные реформы в странах с переходной экономикой. / Под ред. С.В.Кадомцевой. – М.: ИКЦ “ДИС”, 1997. 9. Социальная сфера жизни общества и политика. Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 1998. [1] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999 [2] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999 [3] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999 [4] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997 [5] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999 [6] Социальные реформы в странах с переходной экономикой. / Под ред. С.В.Кадомцевой. – М.: ИКЦ “ДИС”, 1997 [7] Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999 [8] Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 1998 [9] Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, 1998 [10] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999 [11] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999 [12] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999 [13] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999 [14] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999 [15] Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М.: Издательство РАГС, 1999 [16] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997 [17] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997 [18] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997 [19] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. – М: ИКЦ “ДИС”, 1997 |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |