на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Развитие социальной работы в Германии


5) в психиатрические, диагностико-психологические и психоте­рапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, психиатрические пункты для социальных целей, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т.д.);

6) к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным во­просам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сест­рам по вопросам материнства;

7) в службы по уходу за попавшими в затруднительное положе­ние (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);

8) в социальные добровольные службы (службы раздачи пита­ния, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т.д.);

9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным по­мощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);

10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училища, в центры по профессиональной ориентации;

11) в социальные образовательные учреждения для взрослых (ро­дительские университеты, в центры общения, в центры по подго­товке вспомогательного персонала и т.д.);

12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы по заботе о детях;

13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, най­ма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);

14) в юридические консультации (по общим и специальным во­просам);

15) к адвокатам;

16) к полиции;

17) к управленцам и администраторам в социальной сфере, в об­ласти здравоохранения и образования.

Отметим, что расходы на социальные услуги в Германии состав­ляют десятую часть от бюджета на социальные нужды. Объем же со­циальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в 2 раза. Не­смотря на это, защитники социального государства в ФРГ считают, что расходы на социальные услуги могли бы быть и большими. Од­нако трезвомыслящие политики предлагают ограничиться имею­щимся и, экономя, вскрывать дополнительные резервы.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию:

1)   консультационные;

2)   врачебные;

3)   информационные;

4)   правовые (с контрольной функцией);

5)   по общему уходу (исключая врачебные);

6)   организационные.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые ока­зываются в некоммерческих учреждениях, т.е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т.д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жиз­ненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторое предва­рительные обобщения.

1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказы­ваемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимо­сти от их целей и задач; по правовому базису, т.е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Каковы же профессии социальной сферы?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Герма­нии обозначения*: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелы­ми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломи­рованный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социаль­ный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома;

организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике мо­лодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по де­лам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; со­циальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сде­лать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских соци­альных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему раз­витию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следую­щие сложившиеся условия:

а) вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

б) трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

в) ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубля­ется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденция­ми демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в со­циальных учреждениях для временного пребывания детей;

г) в ФРГ, как и в других странах, профессия социального работ­ника имеет преимущественно “женское” лицо. Она малооплачива­ема, недостаточно престижна.

В заключение отметим, что объем материала не позволяет сде­лать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степе­ни защищенности в этой высокоразвитой европейской стране.


Глава 3. Безработица.

3.1. Социально-экономические потери от безработицы

В настоящее время экономические школы разных на­правлений единодушны в том, что безработица представляет собой серьезную социально-экономическую проблему для со­временного рыночно-капиталистического общества.

Общественное мнение на Западе в первые послевоенные годы еще находилось под сильным впечатлением Великой Де­прессии 30-х годов с ее разрушительными последствиями, с одной стороны, и позитивным потенциалом социального со­гласия в военный период, с другой стороны.

В массовом общественном сознании преобладало расту­щее ожидание и крепла вера в возможность с помощью госу­дарства поддержать полную занятость. Не только в странах Западной Европы, но и в США, где всегда было сильно влия­ние традиций идеологии свободного предпринимательства и минимального государственного вмешательства в экономику, наблюдалась широкая инициатива по введению законов о полной занятости.

Так, еще не кончилась вторая мировая война, а Сенат США рассматривает законопроект "С 380" о полной занято­сти. Большинство экономистов опасалось, что сокращение го­сударственных военных расходов может привести к безрабо­тице времен Великой Депрессии 30-х годов. Хотя класс пред­принимателей выступил против такого закона, однако, обще­ственное мнение послевоенных лет еще помнило ужасы мас­совой безработицы 30-х годов, и это было решающим факто­ром в продолжении рузвельтовского нового курса в первые послевоенные годы и принятии в 1946 г. Конгрессом США "Закона о занятости"1. Этот закон был воплощением идеи кейнсианства. В нем было записано, что федеральное прави­тельство призвано применять все доступные средства, не про­тиворечащие его нуждам и обязанностям и другим весьма важным соображениям национальной политики, чтобы коор­динировать и использовать все возможности в области плани­рования функций и ресурсов в целях создания и поддержания условий, при которых обеспечиваются возможности эффективной, максимальной занятости, производства и покупатель­ной способности.

Закон о занятости 1946 г. нарекли Великой хартией воль­ности правительственного планирования полной занятости, ибо он свидетельствовал о повышении экономической роли американского государства.

Воспоминания американцев о Великой Депрессии и при­верженность их к регулируемой, не знающей безработицы экономике, еще долго сохранялись. Поэтому не случайно в 1978 г. Конгресс принял Закон о полной занятости и сбалан­сированном росте (известный как закон Хэмфри-Хоукинса), вступивший в силу в 1983 г. Этот закон придавал борьбе с безработицей характер главного приоритета экономической политики. Он признавал необходимость для достижения пол­ной занятости широкого использования экспансионистской макроэкономической политики государства, а также непо­средственных мер по борьбе с безработицей — усиление рабо­ты по профориентации, профессиональному обучению, пере­подготовке и т.д.

Однако с ростом численности среднего класса и улучше­нием материального положения широких слоев народа в об­щественном сознании постепенно стали выветриваться воспо­минания о кошмаре Великой Депрессии, и общественные на­строения становились более консервативными. Весьма рас­пространенными стали взгляды о том, что государственная интервенция в рыночную экономику означает покушение на гражданские права человека.

К тому же в конце 70-х и начале 80-х годов, вера в кейнсианство было подорвана тем, что его сторонники не могли дать убедительного обоснования причин возникновения Стаг­фляции. Все очевидней становилось, что безработица пред­ставляет собой сложное общественное явление, и что она на­ходится в определенной зависимости от инфляции и объема производства. В настоящее время экономисты-теоретики, не­зависимо от идеологических воззрений, единодушны в том, что определенные вицы безработицы (фрикционная и в ка­кой-то мере структурная) зависят преимущественно от факто­ров, лежащих на стороне индивида и его семьи, находятся вне сферы непосредственного воздействия макроэкономической политики государства.

Хотя безработица в любом виде представляет собой недоиспользование трудового потенциала и недопроизводство ма­териального богатства, фрикционная безработица выражает общественно признанное право человека на свободу выбора профессии, рода занятий и места работы. Не случайно уро­вень незанятости, обусловленный личными и семейными об­стоятельствами, принято включать в понятие естественного уровня безработицы. Общество вынуждено считаться с поте­рями, которые оно несет из-за естественной безработицы, ибо в конечном счете речь вдет о соблюдении прав человека. Предпочтение отдается человеку как гражданину, политиче­скому человеку, а не экономическому человеку. Разумеется, естественная безработица не представляет собой сугубо изоли­рованное от производственных и экономических процессов явление. Оно является динамическим процессом, который ис­пытывает определенные влияния социума и экономики в це­лом. В частности, состояние трудовой морали и постановка дела с профориентацией в стране сказывается на уровне есте­ственной безработицы. Попытка "лобового" прямого решения проблемы естественной безработицы государством, как пока­зывает современная практика, сопряжена с введением опреде­ленных административных регламентации и, следовательно, требует от общества определенных экономических издержек.

Иными словами, снижение безработицы ниже естествен­ного уровня может быть достигнуто ценой более высокого уровня инфляции. Естественный уровень безработицы как об­щепризнанный уровень незанятости, который сложился в со­ответствующей стране в течение ряда лет, есть стабильная ве­личина на определенный период времени, но его нельзя рас­сматривать как проявление "железного закона" безработицы. С течением времени естественный уровень безработицы ме­няется.

Что касается циклической безработицы, то она представ­ляет собой явление, не зависящее от воли и сознания индиви­дов. Она является результатом объективно обусловленной природы рыночно-капиталистической экономики, цикличе­ского характера ее развития. При этом в пике фазы подъема Циклическая безработица может быть нулевой (хотя сохраня­ется естественный уровень безработицы), а в пике фазы кризиса может наблюдаться высокий уровень циклической неза­нятости, т.е. значительно выше естественного уровня.

В условиях циклической безработицы вынужденные из­держки несет как общество в целом, так и отдельные его чле­ны. Это означает, что общественные и индивидуальные поте­ри совпадают. Как отмечалось ранее, при естественной безра­ботице индивидуальные и общественные причины незанято­сти расходятся у Циклическая безработица — это такой вид не­занятости, уровень которой непосредственно зависит от воз­действия макроэкономической политики государства. Меры финансовой и денежной политики достигают наибольшего эффекта, не вызывая негативных побочных последствий, если уровень циклической безработицы снижается до уровня есте­ственной безработицы. Последняя рассматривается с позиции классического рыночного равновесия в контексте ее взаимо­зависимости с естественном уровнем объема общественного производства и естественного уровня инфляции.

На основе исследования статистических данных, характеризующих зависимость уровня занятости и объема производ­ства в 60-70х годах, американский экономист А.0укен выявил соответствующую закономерность, которая была названа его именем "Закон Оукена". Согласно этому закону, уровень без­работицы остается без изменения в любой год, когда реаль­ный объем общественного производства (реальный нацио­нальный продукт) возрастает точно на такой же процент, что и естественный объем общественного производства. А.0уке-ном было установлено, что каждые 2%, на которые реальный объем производства превышает свой естественный уровень, соответствует снижению уровня безработицы на 1% по срав­нению с естественным уровнем безработицы.[10]

Существует и обратная зависимость: каждые 2% сокраще­ния реального объема общественного производства ниже ес­тественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

Закон А.0укена, как и кривая А.Филлипса позволяют не только понять причинно-следственные связи в изменениях занятости населения и валового национального продукта, но и оценить экономические издержки безработицы.

Оценка потерь от безработицы сопряжена с измерением экономического роста. Увеличение совокупного объема про­изводства товаров и услуг, как известно, возможно в двух ва­риантах. Во-первых, если существующие факторы производст­ва используются более эффективно. Во-вторых, причиной экономического роста может стать вовлечение в производство новых ресурсов. Недоиспользование имеющихся ресурсов, в частности, рабочей силы, означает экономическую потерю, которая может быть исчислена с помощью показателя разрыва валового национального продукта.

В данном случае разрыв ВНП — это разность между по­тенциальным (в условиях полной занятости) и фактическим (при фактическом уровне безработицы) выпусками продук­ции, выраженная в процентах к потенциальному выпуску.

Отклонение фактического выпуска продукции от его по­тенциальной величины обусловлено прохождением через фа­зы экономического цикла. Фактический ВНП ниже своего потенциального уровня бывает во время экономического спа­да, обычно сопровождающегося соответствующей цикличе­ской безработицей. Эта зависимость, при некоторых допуще­ниях, может быть использована для оценки потерь от цикли­ческой безработицы.

Однако в российских условиях циклическая безработица приобретает своеобразную форму скрытой безработицы (фак­тическую незанятость и отсутствие заработка при сохранении трудовых отношений) и частичной занятости с режимом не­полного рабочего времени, что необходимо учитывать при оценке потерь ВНП. Сложность переходного периода и неза­вершенность реформ в хозяйстве Российской Федерации за­трудняет определение объема потенциального выпуска про­дукции. Поэтому для укрупненной оценки потерь ВНП от циклической безработицы можно использовать информацию о суммарной численности лиц, вынужденно работающих в ре­жиме неполного рабочего времени и фактически незанятых лиц,сохраняющих трудовые отношения с работодателем, а также данные о средней выработке на 1 работника, занятого вэкономике, либо средней величине валового национального продукта (валового внутреннего продукта) на одного занятого работника:

Пц бр=Чц бр х Сц х В

где: Пц бр — потери от циклической безработицы;

Чц бр — число лиц с частичной занятостью и лиц в выну­жденных отпусках;

Сц — средняя продолжительность циклической безрабо­тицы;

В — средняя месячная выработка одного работника, за­нятого в национальной экономике (либо в конкретной отрас­ли).[11]

Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы, принимая в расчет чис­ленность высвобождаемых лиц вследствие структурных изме­нений, вызванных изменением в потребительском спросе, технологическими и другими факторами:

Пст бр=Ч ст бр х Сст х В

где: Пст бр — потери от структурной безработицы;

Чст бр — число лиц, высвобожденных вследствие струк­турных изменений;

Сст — средняя продолжительность структурной безрабо­тицы;

В — средняя выработка одного работника, занятого в на­циональной экономике (либо в конкретной отрасли).[12]

Наиболее сложной представляется оценка издержек, вы­званных фрикционной безработицей. Причин этому несколь­ко: трудность реализации права на свободу выбора сферы дея­тельности и места работы в условиях негибкого, еще лишь формирующегося рынка труда; превышение предложения ра­бочей силы над спросом на нее, несоответствие структуры предложения и спроса на рабочую силу по профессиям, ква­лификации, заработку и другим признакам. Специфика фрик­ционной безработицы в России связана также с тем, что свои­ми корнями она уходит к текучести кадров. Текучесть кадров возникла в период административно-командной экономики вследствие неудовлетворенности условиями и оплатой труда, нерешенностью социально-бытовых проблем и др. По опреде­лению Е.Г.Антосенкова, текучесть кадров — это часть переме­щений работников между местами работы и сферами занято­сти по их инициативе, вследствие несоответствия мест работы их запросам!. Кроме этого, к текучести относили выбытие ра­ботников в связи с дисциплинарными нарушениями (прогул и т.п.).

Совокупные потери от безработицы всех видов должны включать в себя государственные расходы на содержа­ние службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи. Исключение могут состав­лять расходы на создание новых рабочих мест, переподготов­ку и переобучение работников, содействие развитию предпри­нимательства и иные затраты нетрансфертного характера1.

П = Пфр бр + Пст бр + Пц бр + Рфсз,

где: П — совокупные экономические потери от безрабо­тицы;

Рфсз — расходы Федеральной службы занятости за исклю­чением затрат на создание новых рабочих мест, переподготов­ку и переобучение работников, содействие предприниматель­ству и прочих нетрансфертных издержек.[13]

Реальная величина экономических потерь от безработицы в условиях переходного периода к экономике смешанного ти­па обусловлена темпами снижения объема производства и со­ответствующим ему уровнем безработицы.

Убр = Чфр бр+Чст бр+Чц бр х 100 Чэан

где: Убр — уровень безработицы в процентном выраже­нии;

       Чэан — численность экономически активного населения.[14]

Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безра­ботицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы эконо­мического цикла. При этом экономический цикл непосредст­венно определяет состав безработицы. На фазе экономическо­го спада безработица состоит из трех основных элементов: фрикционной, структурной и циклической. На фазе подъема и экономического роста достигается состояние полной заня­тости. Однако полная занятость, как нами раньше отмеча­лось, не означает отсутствие безработных. Многие специали­сты считают фрикционную и структурную безработицу неиз­бежной и в сумме составляющей естественный уровень безра­ботицы.

Динамика потерь при нормальном функционировании национальной экономики полностью зависима от величины безработицы и от того, насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затра­ты по преодолению безработицы и содействию занятости.

Следует отметить, что в развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десяти­летий менял свою величину, увеличиваясь с 3,5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Социально приемлемым, ес­тественным принято сегодня считать такой уровень безрабо­тицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в раз­витых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемле­мого прежде уровня безработицы, может иметь разрушитель­ные инфляционные последствия.

Естественная норма безработицы в значительной степени зависит от демографической структуры рабочей силы. Дело в том, что у различных по половозрастным признакам групп экономически активного населения неодинакова продолжи­тельность безработицы. Наименьший срок безработицы имеют мужчины с высшим образованием. Увеличение доли женщин и молодежи с невысоким уровнем квалификации среди неза­нятого населения сопровождается увеличением длительности периода фрикционной безработицы, что также ведет к увели­чению соответствующих потерь.

Наряду с отслеживанием отклонений фактического уров­ня безработицы от ее естественной нормы и оценкой величи­ны потерь от безработицы, на макроуровне и на региональ­ном уровне для контроля за выполнением программных меро­приятий по реализации государственной политики занятости могут быть использованы следующие социально-экономиче­ские индикаторы:

— прирост рабочих мест на единицу средств, выделенных из Государственного фонда занятости на оказание помощи и трудоустройство одного безработного;

— соотношение затрат на социальную поддержку и обес­печение занятости одного безработного и налоговых выплат работающих в Государственный фонд занятости.

На первой стадии потеря работы вызывает шок, но без­работные рассматривают отсутствие работы как временное яв­ление, вторая стадия характеризуется интенсивными поиска­ми работы, на третьей стадии неудачи в трудоустройстве ведут к страху, к социальному протесту и нервным срывам. Для этой стадии характерным является разлад в семье и разрыв отношений с близкими знакомыми. Четвертая стадия — это стадия формирования у безработных чувства фатальной безна­дежности и психологической установки рассматривать безра­ботицу как роковое явление в его судьбе.

Сравнение социально-психологического состояния безра­ботного в 30-х и 70-х годах показало, что шоковое воздейст­вие на людей уменьшается в условиях, когда люди одного со­циально-профессионального статуса находятся в одинаковой ситуации. Деморализация людей и моральные потери сильнее проявляются, когда занятые и безработные живут рядом друг с другом. В 30-х годах потеря работы означала прежде всего потерю средств для существования и перед безработными вставала прежде всего проблема голода и связанная с этим проблема ухудшения здоровья безработных. В современном обществе на Западе проблема безработицы представляет не столько проблему физического выживания, сколько проблему сохранения своего человеческого достоинства. В настоящее время, как признают многие западные ученые, возросло зна­чение социально-психологического воздействия безработицы, особенно в ее хронической стадии. Это требует новых подхо­дов к работе по социальной реабилитации безработных. Под­робный анализ социально-психологических издержек и мо­рального воздействия безработицы в современной рыночной экономике дается в монографии американского ученого Линдона Пельтцмана "Экономическая психология (безработица, теневая экономика, уклонение от налогов)".

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.