![]() |
|
|
Реферат: Развитие социальной работы в Германии5) в психиатрические, диагностико-психологические и психотерапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, психиатрические пункты для социальных целей, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т.д.); 6) к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным вопросам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сестрам по вопросам материнства; 7) в службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.); 8) в социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т.д.); 9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным помощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви); 10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училища, в центры по профессиональной ориентации; 11) в социальные образовательные учреждения для взрослых (родительские университеты, в центры общения, в центры по подготовке вспомогательного персонала и т.д.); 12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы по заботе о детях; 13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.); 14) в юридические консультации (по общим и специальным вопросам); 15) к адвокатам; 16) к полиции; 17) к управленцам и администраторам в социальной сфере, в области здравоохранения и образования. Отметим, что расходы на социальные услуги в Германии составляют десятую часть от бюджета на социальные нужды. Объем же социальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в 2 раза. Несмотря на это, защитники социального государства в ФРГ считают, что расходы на социальные услуги могли бы быть и большими. Однако трезвомыслящие политики предлагают ограничиться имеющимся и, экономя, вскрывать дополнительные резервы. Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: 1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) правовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая врачебные); 6) организационные. Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые оказываются в некоммерческих учреждениях, т.е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т.д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения. Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторое предварительные обобщения. 1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан. 2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису, т.е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания. 3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами. 4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон. Каковы же профессии социальной сферы? Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Германии обозначения*: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев. Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему развитию социального государства, к чему стремятся немцы? Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следующие сложившиеся условия: а) вступление страны в Европейский Союз и его последствия; б) трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель; в) ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в социальных учреждениях для временного пребывания детей; г) в ФРГ, как и в других странах, профессия социального работника имеет преимущественно “женское” лицо. Она малооплачиваема, недостаточно престижна. В заключение отметим, что объем материала не позволяет сделать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степени защищенности в этой высокоразвитой европейской стране. Глава 3. Безработица. 3.1. Социально-экономические потери от безработицыВ настоящее время экономические школы разных направлений единодушны в том, что безработица представляет собой серьезную социально-экономическую проблему для современного рыночно-капиталистического общества. Общественное мнение на Западе в первые послевоенные годы еще находилось под сильным впечатлением Великой Депрессии 30-х годов с ее разрушительными последствиями, с одной стороны, и позитивным потенциалом социального согласия в военный период, с другой стороны. В массовом общественном сознании преобладало растущее ожидание и крепла вера в возможность с помощью государства поддержать полную занятость. Не только в странах Западной Европы, но и в США, где всегда было сильно влияние традиций идеологии свободного предпринимательства и минимального государственного вмешательства в экономику, наблюдалась широкая инициатива по введению законов о полной занятости. Так, еще не кончилась вторая мировая война, а Сенат США рассматривает законопроект "С 380" о полной занятости. Большинство экономистов опасалось, что сокращение государственных военных расходов может привести к безработице времен Великой Депрессии 30-х годов. Хотя класс предпринимателей выступил против такого закона, однако, общественное мнение послевоенных лет еще помнило ужасы массовой безработицы 30-х годов, и это было решающим фактором в продолжении рузвельтовского нового курса в первые послевоенные годы и принятии в 1946 г. Конгрессом США "Закона о занятости"1. Этот закон был воплощением идеи кейнсианства. В нем было записано, что федеральное правительство призвано применять все доступные средства, не противоречащие его нуждам и обязанностям и другим весьма важным соображениям национальной политики, чтобы координировать и использовать все возможности в области планирования функций и ресурсов в целях создания и поддержания условий, при которых обеспечиваются возможности эффективной, максимальной занятости, производства и покупательной способности. Закон о занятости 1946 г. нарекли Великой хартией вольности правительственного планирования полной занятости, ибо он свидетельствовал о повышении экономической роли американского государства. Воспоминания американцев о Великой Депрессии и приверженность их к регулируемой, не знающей безработицы экономике, еще долго сохранялись. Поэтому не случайно в 1978 г. Конгресс принял Закон о полной занятости и сбалансированном росте (известный как закон Хэмфри-Хоукинса), вступивший в силу в 1983 г. Этот закон придавал борьбе с безработицей характер главного приоритета экономической политики. Он признавал необходимость для достижения полной занятости широкого использования экспансионистской макроэкономической политики государства, а также непосредственных мер по борьбе с безработицей — усиление работы по профориентации, профессиональному обучению, переподготовке и т.д. Однако с ростом численности среднего класса и улучшением материального положения широких слоев народа в общественном сознании постепенно стали выветриваться воспоминания о кошмаре Великой Депрессии, и общественные настроения становились более консервативными. Весьма распространенными стали взгляды о том, что государственная интервенция в рыночную экономику означает покушение на гражданские права человека. К тому же в конце 70-х и начале 80-х годов, вера в кейнсианство было подорвана тем, что его сторонники не могли дать убедительного обоснования причин возникновения Стагфляции. Все очевидней становилось, что безработица представляет собой сложное общественное явление, и что она находится в определенной зависимости от инфляции и объема производства. В настоящее время экономисты-теоретики, независимо от идеологических воззрений, единодушны в том, что определенные вицы безработицы (фрикционная и в какой-то мере структурная) зависят преимущественно от факторов, лежащих на стороне индивида и его семьи, находятся вне сферы непосредственного воздействия макроэкономической политики государства. Хотя безработица в любом виде представляет собой недоиспользование трудового потенциала и недопроизводство материального богатства, фрикционная безработица выражает общественно признанное право человека на свободу выбора профессии, рода занятий и места работы. Не случайно уровень незанятости, обусловленный личными и семейными обстоятельствами, принято включать в понятие естественного уровня безработицы. Общество вынуждено считаться с потерями, которые оно несет из-за естественной безработицы, ибо в конечном счете речь вдет о соблюдении прав человека. Предпочтение отдается человеку как гражданину, политическому человеку, а не экономическому человеку. Разумеется, естественная безработица не представляет собой сугубо изолированное от производственных и экономических процессов явление. Оно является динамическим процессом, который испытывает определенные влияния социума и экономики в целом. В частности, состояние трудовой морали и постановка дела с профориентацией в стране сказывается на уровне естественной безработицы. Попытка "лобового" прямого решения проблемы естественной безработицы государством, как показывает современная практика, сопряжена с введением определенных административных регламентации и, следовательно, требует от общества определенных экономических издержек. Иными словами, снижение безработицы ниже естественного уровня может быть достигнуто ценой более высокого уровня инфляции. Естественный уровень безработицы как общепризнанный уровень незанятости, который сложился в соответствующей стране в течение ряда лет, есть стабильная величина на определенный период времени, но его нельзя рассматривать как проявление "железного закона" безработицы. С течением времени естественный уровень безработицы меняется. Что касается циклической безработицы, то она представляет собой явление, не зависящее от воли и сознания индивидов. Она является результатом объективно обусловленной природы рыночно-капиталистической экономики, циклического характера ее развития. При этом в пике фазы подъема Циклическая безработица может быть нулевой (хотя сохраняется естественный уровень безработицы), а в пике фазы кризиса может наблюдаться высокий уровень циклической незанятости, т.е. значительно выше естественного уровня. В условиях циклической безработицы вынужденные издержки несет как общество в целом, так и отдельные его члены. Это означает, что общественные и индивидуальные потери совпадают. Как отмечалось ранее, при естественной безработице индивидуальные и общественные причины незанятости расходятся у Циклическая безработица — это такой вид незанятости, уровень которой непосредственно зависит от воздействия макроэкономической политики государства. Меры финансовой и денежной политики достигают наибольшего эффекта, не вызывая негативных побочных последствий, если уровень циклической безработицы снижается до уровня естественной безработицы. Последняя рассматривается с позиции классического рыночного равновесия в контексте ее взаимозависимости с естественном уровнем объема общественного производства и естественного уровня инфляции. На основе исследования статистических данных, характеризующих зависимость уровня занятости и объема производства в 60-70х годах, американский экономист А.0укен выявил соответствующую закономерность, которая была названа его именем "Закон Оукена". Согласно этому закону, уровень безработицы остается без изменения в любой год, когда реальный объем общественного производства (реальный национальный продукт) возрастает точно на такой же процент, что и естественный объем общественного производства. А.0уке-ном было установлено, что каждые 2%, на которые реальный объем производства превышает свой естественный уровень, соответствует снижению уровня безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.[10] Существует и обратная зависимость: каждые 2% сокращения реального объема общественного производства ниже естественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. Закон А.0укена, как и кривая А.Филлипса позволяют не только понять причинно-следственные связи в изменениях занятости населения и валового национального продукта, но и оценить экономические издержки безработицы. Оценка потерь от безработицы сопряжена с измерением экономического роста. Увеличение совокупного объема производства товаров и услуг, как известно, возможно в двух вариантах. Во-первых, если существующие факторы производства используются более эффективно. Во-вторых, причиной экономического роста может стать вовлечение в производство новых ресурсов. Недоиспользование имеющихся ресурсов, в частности, рабочей силы, означает экономическую потерю, которая может быть исчислена с помощью показателя разрыва валового национального продукта. В данном случае разрыв ВНП — это разность между потенциальным (в условиях полной занятости) и фактическим (при фактическом уровне безработицы) выпусками продукции, выраженная в процентах к потенциальному выпуску. Отклонение фактического выпуска продукции от его потенциальной величины обусловлено прохождением через фазы экономического цикла. Фактический ВНП ниже своего потенциального уровня бывает во время экономического спада, обычно сопровождающегося соответствующей циклической безработицей. Эта зависимость, при некоторых допущениях, может быть использована для оценки потерь от циклической безработицы. Однако в российских условиях циклическая безработица приобретает своеобразную форму скрытой безработицы (фактическую незанятость и отсутствие заработка при сохранении трудовых отношений) и частичной занятости с режимом неполного рабочего времени, что необходимо учитывать при оценке потерь ВНП. Сложность переходного периода и незавершенность реформ в хозяйстве Российской Федерации затрудняет определение объема потенциального выпуска продукции. Поэтому для укрупненной оценки потерь ВНП от циклической безработицы можно использовать информацию о суммарной численности лиц, вынужденно работающих в режиме неполного рабочего времени и фактически незанятых лиц,сохраняющих трудовые отношения с работодателем, а также данные о средней выработке на 1 работника, занятого вэкономике, либо средней величине валового национального продукта (валового внутреннего продукта) на одного занятого работника: Пц бр=Чц бр х Сц х В где: Пц бр — потери от циклической безработицы; Чц бр — число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках; Сц — средняя продолжительность циклической безработицы; В — средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).[11] Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы, принимая в расчет численность высвобождаемых лиц вследствие структурных изменений, вызванных изменением в потребительском спросе, технологическими и другими факторами: Пст бр=Ч ст бр х Сст х В где: Пст бр — потери от структурной безработицы; Чст бр — число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений; Сст — средняя продолжительность структурной безработицы; В — средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).[12] Наиболее сложной представляется оценка издержек, вызванных фрикционной безработицей. Причин этому несколько: трудность реализации права на свободу выбора сферы деятельности и места работы в условиях негибкого, еще лишь формирующегося рынка труда; превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, несоответствие структуры предложения и спроса на рабочую силу по профессиям, квалификации, заработку и другим признакам. Специфика фрикционной безработицы в России связана также с тем, что своими корнями она уходит к текучести кадров. Текучесть кадров возникла в период административно-командной экономики вследствие неудовлетворенности условиями и оплатой труда, нерешенностью социально-бытовых проблем и др. По определению Е.Г.Антосенкова, текучесть кадров — это часть перемещений работников между местами работы и сферами занятости по их инициативе, вследствие несоответствия мест работы их запросам!. Кроме этого, к текучести относили выбытие работников в связи с дисциплинарными нарушениями (прогул и т.п.). Совокупные потери от безработицы всех видов должны включать в себя государственные расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи. Исключение могут составлять расходы на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие развитию предпринимательства и иные затраты нетрансфертного характера1.
где: П — совокупные экономические потери от безработицы; Рфсз — расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству и прочих нетрансфертных издержек.[13] Реальная величина экономических потерь от безработицы в условиях переходного периода к экономике смешанного типа обусловлена темпами снижения объема производства и соответствующим ему уровнем безработицы. Убр = Чфр бр+Чст бр+Чц бр х 100 Чэан где: Убр — уровень безработицы в процентном выражении; Чэан — численность экономически активного населения.[14] Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безработицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы экономического цикла. При этом экономический цикл непосредственно определяет состав безработицы. На фазе экономического спада безработица состоит из трех основных элементов: фрикционной, структурной и циклической. На фазе подъема и экономического роста достигается состояние полной занятости. Однако полная занятость, как нами раньше отмечалось, не означает отсутствие безработных. Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной и в сумме составляющей естественный уровень безработицы. Динамика потерь при нормальном функционировании национальной экономики полностью зависима от величины безработицы и от того, насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затраты по преодолению безработицы и содействию занятости. Следует отметить, что в развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десятилетий менял свою величину, увеличиваясь с 3,5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Социально приемлемым, естественным принято сегодня считать такой уровень безработицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в развитых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемлемого прежде уровня безработицы, может иметь разрушительные инфляционные последствия. Естественная норма безработицы в значительной степени зависит от демографической структуры рабочей силы. Дело в том, что у различных по половозрастным признакам групп экономически активного населения неодинакова продолжительность безработицы. Наименьший срок безработицы имеют мужчины с высшим образованием. Увеличение доли женщин и молодежи с невысоким уровнем квалификации среди незанятого населения сопровождается увеличением длительности периода фрикционной безработицы, что также ведет к увеличению соответствующих потерь. Наряду с отслеживанием отклонений фактического уровня безработицы от ее естественной нормы и оценкой величины потерь от безработицы, на макроуровне и на региональном уровне для контроля за выполнением программных мероприятий по реализации государственной политики занятости могут быть использованы следующие социально-экономические индикаторы: — прирост рабочих мест на единицу средств, выделенных из Государственного фонда занятости на оказание помощи и трудоустройство одного безработного; — соотношение затрат на социальную поддержку и обеспечение занятости одного безработного и налоговых выплат работающих в Государственный фонд занятости. На первой стадии потеря работы вызывает шок, но безработные рассматривают отсутствие работы как временное явление, вторая стадия характеризуется интенсивными поисками работы, на третьей стадии неудачи в трудоустройстве ведут к страху, к социальному протесту и нервным срывам. Для этой стадии характерным является разлад в семье и разрыв отношений с близкими знакомыми. Четвертая стадия — это стадия формирования у безработных чувства фатальной безнадежности и психологической установки рассматривать безработицу как роковое явление в его судьбе. Сравнение социально-психологического состояния безработного в 30-х и 70-х годах показало, что шоковое воздействие на людей уменьшается в условиях, когда люди одного социально-профессионального статуса находятся в одинаковой ситуации. Деморализация людей и моральные потери сильнее проявляются, когда занятые и безработные живут рядом друг с другом. В 30-х годах потеря работы означала прежде всего потерю средств для существования и перед безработными вставала прежде всего проблема голода и связанная с этим проблема ухудшения здоровья безработных. В современном обществе на Западе проблема безработицы представляет не столько проблему физического выживания, сколько проблему сохранения своего человеческого достоинства. В настоящее время, как признают многие западные ученые, возросло значение социально-психологического воздействия безработицы, особенно в ее хронической стадии. Это требует новых подходов к работе по социальной реабилитации безработных. Подробный анализ социально-психологических издержек и морального воздействия безработицы в современной рыночной экономике дается в монографии американского ученого Линдона Пельтцмана "Экономическая психология (безработица, теневая экономика, уклонение от налогов)". |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |