на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Проблемы формирования инвестиционной политики Новосибирской области


Реферат: Проблемы формирования инвестиционной политики Новосибирской области

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение....................................................3

1.Значение инвестиционной деятельности и основные проблемы..8

1.1.Состояние инвестиционной сферы России...................8

2.Инвестиционная политика Новосибирской области............21

2.1.региональном уровне....................................21

2.2.Тенденции и динамика развития инвестиционного комплекса

в Новосибирской области....................................22

3.Пути улучшения инвестиционной привлекательности

Новосибирской области......................................46

Заключение.................................................53

Список использованной литературы...........................56

Приложения

     

Введение

В условиях царящего в России политического и экономического кризиса наша страна остро нуждается в широкомасштабных инвестициях.

Современная ситуация в экономике нашего государства и задачи возобновления ее экономического роста настоятельно требуют необходимость активизации структурной перестройки. Во многом, для этого могут быть использованы прежде всего инструменты инвестиционной политики. Нужно отметить, что структурная перестройка уже началась и все больше происходит под влиянием рыночных механизмов, хотя, конечно же, нельзя переоценивать их значимость, к тому же, структурная перестройка происходит главным образом хаотично, зачастую не отражая реальных потребностей российского государства.

Сложившаяся в 1991-1998 годах модель российской экономики  характеризуется экспортно-сырьевой ориентацией, низким уровнем инвестиций и натурализацией хозяйственных связей.

Падение объемов производства в обрабатывающей промышленности за 1990-1997 годы составило 55% против 30% в сырьевых отраслях.  

Очень опасным следствием реформ последних лет является уход инвестиций из экономики страны. За восемь лет с 1990 по 1997 годы объем инвестиций в экономику России сократился более чем на три четверти и составил в 1997 году около 24% от уровня 1990 года. Согласно оценкам специалистов, каждые 2% спада инвестиций означают 1% спада ВВП.1

Большинство российских предприятий вынуждено поддерживать собственное производство в условиях оттока денежных ресурсов и полного обесценивания оборотных средств. Значительная часть субсидий, выделяемых из бюджетов для поддержания деятельности предприятий, перетекает в сферу обращения, делая бесперспективными эти государственные расходы.

При этом, имеет место и значительное сокращение общего объема инвестиций в реальный сектор экономики. В 1998 году инвестиции в реальный сектор экономики России составили всего лишь 5% от потребностей.

Кризис в инвестиционной сфере не мог не сказаться на старении основных фондов и особенно их активной части. Доля оборудования в возрасте до 10 лет в 1991-1997 годах сократилась в три раза. Что касается их выбытия, то этот процесс носит неустойчивый характер, а сам темп недопустимо низок, он колеблется от 1,6 до 3,6%.

За последние 10 лет ничего не вкладывалось в обновление технологий. Это привело к резкому отставанию производственного аппарата России. Ни в количественном, ни в качественном отношении ныне сложившийся производственный потенциал не может обеспечить переход к воспроизводству. Известной экономической аксиомой является тот факт, что для выхода на уровень простого воспроизводства требуется не менее 23-25% капиталовложений от ВВП, а чтобы выйти на уровень расширенного воспроизводства требуется довести этот показатель до уровня 30-31%.1 Сегодня в России средний показатель составляет лишь 15%, а по Новосибирской области 12,5%.

Изношенность основных производственных фондов затрудняет приспособляемость предприятий к требованиям рынка в отношении снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности и качества продукции, сохранения старых и создания новых рабочих мест. Для снижения издержек нужны крупные инвестиции в основной капитал, так как наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях.

Общероссийский кризис промышленного производства усугубляется в НСО преобладанием в структуре ее промышленности обрабатывающих отраслей, в частности, значительную долю в производстве промышленной продукции занимают предприятия ВПК, а в сложившихся условиях снижения государственных закупок продукции ВПК это является очень негативным фактором. Процесс же конверсии, как и в целом по России, идет очень медленно и требует значительных инвестиций. Обещанное федеральным правительством финансирование конверсионных программ в НСО практически не осуществляется. Не намного лучше обстоят дела и в других отраслях промышленности Новосибирской области.

Новая политическая, экономическая и финансовая ситуация в России требует срочного осмысления позиции местных властей для предотвращения массового прекращения деятельности и банкротства предприятий и резкого возрастания безработицы.

Приток инвестиций в конкретные города и регионы России зависит не только от общей политической и экономической ситуации в стране, но и от проводимой местными властями инвестиционной политики и принимаемых мер по созданию более благоприятного инвестиционного климата в данной местности. Диапазон этих мер весьма широк, эффективность - различна, что во многом зависит от умения их отобрать и применять.

Как в зарубежных странах, так и в России для создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций применяется сложный комплекс организационных и экономических мер. Действенность этих мер далеко не однозначна, что в ряде случаев может привести не к ожидаемым позитивным результатам, а к долговременным существенным искажениям структуры экономики и потерям доходов бюджета.

Несмотря на то, что все регионы страны испытывают острую потребность в инвестициях, состояние отдельных территорий по их различным характеристикам не является идентичным, что отражает их различия по климату, географическому положению, плотности населения, сочетанию национальностей, историческим традициям. Наиболее глубокие принципиальные различия затрагивают уровень промышленного развития, структуру рынка рабочей силы, состояние окружающей среды. Регионы различаются и по наличию ценных природных ресурсов и энергии. Важное значение имеют политический климат и местное законодательство.

 Инвестиционный комплекс России находится в кризисном состоянии, и его нормализация требует серьезной работы на всех уровнях государственной власти и управления.

Таким образом, становится очевидным актуальность инвестиционной политики.

Изучение инвестиционного сектора экономики региона и государственного регулирования им, как было уже сказано выше, является очень важным и интересным направлением научного поиска, но, в силу невозможности полноценного изучения всех его сторон в одной работе, попытаюсь более четко сформулировать цель моей работы.

Занимаясь изучением таких экономических категорий как "инвестиции",  "инвестиционный процесс", я пришел к некоторым выводам:

1. Экономическая, в том числе и инвестиционная деятельность в России сегодня во многом определяется государственными решениями;

2. В нашей стране без активной инвестиционной политики государства из социально-экономического кризиса не выйти;

3. Разработка продуманной инвестиционной политики невозможна без четкого представления существующей системы государственного управления;

4. Для России крайне актуально стоит проблема эффективности принимаемых государственных решений;

5.  Подъем экономики Новосибирской области возможен только с подъемом промышленности;

6. Для повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области местные органы законодательной и исполнительной власти должны принимать участие в проведении организационных мероприятий, подготовке квалифицированных специалистов по инвестиционному проектированию, информационном обеспечении инвестиционного процесса и улучшении местного законодательства, регулирующего сферу инвестиций.

Конечно, не во всем выводы основываются на статистических и аналитических данных. В основном, их выявление обосновано моими логическими умозаключениями, моим видением социально-экономической ситуации в России, что не требует каких-либо дополнительных доказательств или аргументаций. Тем не менее, в ходе выполнения этой работы, хотелось бы их доказать или опровергнуть.

Таким образом, общая цель работы - изучение формирования инвестиционной политики в регионе и направлений ее совершенствования.

 

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определить и описать понятия "инвестиции", "инвестиционная деятельность", "инвестиционный процесс" на региональном уровне;

2. Определить цели и задачи органов государственного управления в формировании инвестиционной политики в регионе;

3. Описать инвестиционную ситуацию в Новосибирской области;

4. Разработать основные направления улучшения инвестиционной ситуации в области и определить место и роль государственных органов в этом.

Изучением государственного регулирования инвестиционного сектора экономики региона, несмотря на всю свою актуальность, занималось не так много специалистов.

Большинство исследователей не стремилось исследовать это явление в таком аспекте. Чаще всего изучались отдельные элементы инвестиционного процесса на региональном уровне, а процесс в целом  мало кем затрагивался.

Изучению отдельных сторон инвестиционного процесса в регионе посвящены работы Вальтуха К.К., Дмитриевой О.Г., Кузнецова О.А, Лившица В.Н., Стрельцовой Н.Т. и др.

Информационной основой этой работы служат статистические, аналитические и прочие данные, полученные от российских и зарубежных средств массовой информации, периодических и книжных изданий, ГлавЭУ Администрации Новосибирской области.

Так как кризис начал проявляться с началом проведения реформ, то большая часть всех данных и анализов будет касаться периода с 1991 по 1998 годы.

 


  1.ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

 ОСНОВНЫЕ   ПОНЯТИЯ  И ПРОБЛЕМЫ

1.1.Состояние инвестиционной сферы России

1990 1991 1992 1993 1994 1995
инвестиции в основной капитал, всего 100,1 85,0 60,0 88,0 76,0 87,0
в том числе по объектам
производственного назначения 99,0 82,0 56,0 81,0 67,0 83,0
непроизводственного назначения 103,0 91,0 70,0 101,0 89,0 93,0
ВНП 97,7 95,0 85,5 91,3 87,4 96,0

Кризис августа 1998 года наложил отпечаток и на инвестиционную сферу в России.

По данным Министерства экономики, общий объем инвестиций в основной капитал в1998 году резко снизился.[1]

Диаграмма 1.

По итогам I квартала 1998 года против соответствующего периода 1997 года объем ВВП не увеличился, спад инвестиций составил 7,1%. С.И. Лушин, профессор, объясняет это тем, что “общая глобальная стабилизация, начавшаяся разрушаться еще в 80-е годы, была окончательно нарушена в 1989 - 1992 гг., а за последующие пять лет и истекшую часть 1998 г. общая финансовая дестабилизация трансформировалась в острейший кризис”.1

Для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни и к спасению отечественной науки, образования  и культуры. А та финансовая стабилизация, о которой говорилось в 1997 году (когда уровень инфляции составил 11% - это очевидный положительный сдвиг против 21% в 1996 году) не привела к притоку инвестиций в реальный сектор, потому что для инвесторов было слишком заманчивым вложение в государственные ценные бумаги. С точки зрения макроэкономики этот процесс означает то что рынок государственных бумаг , в сущности, перекачивал доходы бюджета (в основном собранные налоги), в доходы коммерческих банков и других держателей этих бумаг.

Основные направления                                                          государственного регулирования инвестиционной деятельности:

·   четкое определение приоритетов народного хозяйства

·   разработка государственных целевых программ

·   совершенствование системы конкурсного отбора проектов

·   Бюджет развития

·   контроль за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций

·   развитие лизинговой деятельности

·   стабилизация экономической и политической обстановки (финансово - кредитная, валютная политика и др.)

·   совершенствование законодательства

·   четкое разграничение предметов ведения между Федерацией и субъектами

·   создание координирующих структур (государственных органов, ассоциаций и т.д.)

·   развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности

·   налоговые льготы, налоговые кредиты

·   создание системы государственно-коммерческих гарантий

·   амортизационная политика

·   стимулирование рынка ценных бумаг

·   поддержка малого предпринимательства

Инвестиционная политика - система мероприятий, определяющих наиболее приоритетные направления инвестиций; система хозяйственных решений, определяющая объем, структуру и направления вложения средств (инвестиций) как внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, компании, объекта и т.п.), региона, страны, так и за ее пределами с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов.2

Федеральный закон “О бюджете развития Российской Федерации” был принят только 26 ноября 1998 года.

наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долларов США) - не менее 10% указанного объема.1

Бюджет развития представляет собой список конкретных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и экспертизу и размер денежных средств, выделяемых из Бюджета развития на финансирование этих проектов.

В виду известной напряженности ситуации с Федеральным бюджетом, для потенциальных инвесторов больший интерес предоставляют государственные гарантии, которые являются обязательством Правительства РФ возместить кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный кредитным договором[2].

В настоящее время наряду с проблемами снижения процентных ставок, снижения налогового бремени, сокращения рисков, порождаемых общим состоянием экономики, превращения государственной политики поддержки частных инвестиций в один из важнейших приоритетов и т.п. наиболее существенны следующие направления работы:

                            Завершение существенно отставшего процесса формирования минимально необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.

                            Привлечение денег населения на инвестиционные цели.

                            Расширение лизинга, увеличение средств, направляемых на развитие лизинга  структуре финансирования государственной инвестиционной программы.

                            Расширение банковского кредитования инвестиций.

                            Формирование финансово-промышленных групп различных типов, в том числе на основе участия банков  в капитале предприятия, которое они кредитуют.

                            Дальнейшее развитие по мере преодоления кризиса, российского рынка корпоративных ценных бумаг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности фирм, участвующих на этом рынке.

                            Развитие конкуренции между регионами за создание большей инвестиционной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов, имея в виду, что именно регионы начали играть ведущую роль  в формировании благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

                            Решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки, без которой невозможно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности.

                            Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий в области стратегии, бизнес - планирования и обоснования инвестиционных проектов. Создание сети школ проектного финансирования. Формирование более широкой сети консультационных фирм и активизация консультационной деятельности в области инвестиций, особенно в регионах.1

Если дать общую оценку сложившейся на текущий момент ситуации, то можно сказать, что потенциальные возможности Сибири как сферы приложения капитала задействованы далеко не полностью в силу ряда причин, в первую очередь макроэкономического и институцио­нального характера. Тем не менее,  инвестиционные возможности регионов Сибири имеют большие перспективы. С одной стороны, в России в последнее время наметились признаки экономической стабилизации, с другой стороны, и государство как на федеральном, так и на региональном уровнях делает шаги по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, в том числе и по привлечению иностранных инвесторов.                

Ведется соответствующая работа российского правительства и на международном уровне. Россия подписала Сеульскую конвенцию (1985 г.) об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) при Всемирном Банке, Вашингтонскую конвенцию (1965 г.) по созданию Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном Банке. Все это позволит умень­шить риск капиталовложений, что для России сейчас чрезвычайно ак­туально.

 

1.3.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Оно предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие государства в инвестиционной деятельности.1

Что касается создания благоприятных условий, то это решения органов законодательной  и исполнительной власти о совершенствовании системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, о предоставлении льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами другие решения, улучшающие условия инвестирования.

Прямое участие осуществляется органами исполнительной власти в форме разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов, в формировании перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования  указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации.

Органами исполнительной власти определяется порядок предоставления на конкурсной основе государственных гарантий за счет средств бюджетов, порядок  размещения на конкурсной основе средств бюджетов.

2.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.Ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå èíâåñòèöèîííîãî ïðîöåññà íà ðåãèîíàëüíîì óðîâíå.

Изучая инвестиционный процесс в регионе можно отметить его сложность и существенное отличие от инвестиционного процесса на государственном. На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они как с масштабами деятельности, особенностями хозяйствующих субъектов, их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.

Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой степени уникален. Хотя некоторые закономерности направлений инвестирования по различным секторам экономики прослеживаются достаточно четко.

В настоящее время, органы государственного управления субъектов РФ осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим основным направлениям: а) финансирование капитальных вложений органов государственного управления для осуществления и поддержания своей деятельности, б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора экономики на возвратной и безвозвратной основе (субсидии, дотации и т.п.), в) целевое финансирование некоммерческого сектора экономики в соответствии с региональными программами развития.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.