на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период


Успехи Петровских преобразований, в частности в военном деле, дали знать о себе разгромом шведской армии под Полтавой в 1709г.

В результате Петровских реформ Россия радикально изменила свой образ в глазах западной цивилизации. Приобретение статуса морской державы, победы в войнах, промышленный рост, реформа институтов власти – это лишь некоторые факторы, сформировавшие новый образ России – государства, без которого уже немыслима дальнейшая мировая политика.

Отечественная война 1812г. В 1811г. Бонапарт Наполеон, захвативший Западную Европу, писал: «Через пять лет я буду господином мира; останется одна Россия, но я раздавлю ее»[53].

21 октября 1812г. атаман Платов докладывал: «… неприятель бежит так, как никогда никакая армия ретироваться не могла. Он бросает на дороги все тяжести, больных, раненых, и никакое перо историка не в состоянии изобразить картины ужаса, которые оставляет он на большой дороге»[54].

Важнейшим из ресурсов, использованных Кутузовым для победы над Наполеоном, стал народный характер войны, поддержка политики государства всем обществом, включая самые бесправные слои.

У России появился новый образ, основанный на громадной роли народных масс, основах соборности и стремлении к общинному укладу жизни. У образа России появилась еще одна немаловажная черта – идея самопожертвования во имя Родины и других людей.

Во время освободительного похода до Парижа европейское сообщество смогло увидеть воочию не только дипломатических представителей России, но и простых людей. Простые, искренние, добродушные люди никак не вязались с образом злых казаков-варваров.

В Европе того времени Россия играла, наверное, главнейшую роль. Без ее участия не решались никакие значимые вопросы. При непосредственном участии России был образован в 1815г. Священный Союз, призванный хранить сложившийся после поражения Наполеона миропорядок.   

Создание СССР. Сегодня можно говорить о том, что, несмотря на во многом утопические цели, с момента своего образования 30 декабря 1922г. СССР превратился в мощную, индустриальную державу с развитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой, культурой. Помимо статуса ядерной державы, СССР предпринял ряд шагов, которые прочно связали образ страны с прорывными этапами истории цивилизации – полет человека в космос, к примеру.

Уровень жизни советского народа в основном уступал европейскому, однако в условиях безальтернативных коммуникаций, идеологические ценности играли доминирующую роль. В сознании народа образ страны был выстроен на общепонятных фактах – бесплатное жилье, образование, медицина, отсутствие безработицы и проч. Одновременно с этим советскому народу преподносились мнения лояльных к СССР зарубежных общественных деятелей. Так, Ромен Роллан писал: «Я считаю 7 ноября 1917г. величайшей датой в истории человеческого общества с прославленных дней французской революции; и на сей раз человечество сделало новый шаг вперед»[55]. Э. Синклер, американский писатель и публицист: «Самое значительное явление <…> - это создание рабочего правительства»[56].

Таким образом, в сознании советского человека формировалось подтверждение идеологическим установкам.

В то же самое время в мире было очень противоречивое мнение о Советском Союзе – с одной стороны, налицо были успехи социалистического строительства, а с другой – слухи о репрессиях и т.п. Не вносили ясности и двойные стандарты во внешней политике – агрессия против Финляндии в 1939г., повлекшая исключение СССР из Лиги Наций.

Можно сказать, что именно непредсказуемость, закрытость и непонимание западным обществом СССР определили образ страны как государства, несущего угрозу системе западных ценностей.

Великая Отечественная война. Сегодня появляются все новые и новые взгляды на Вторую мировую войну. Шесть лет длилась самая кровопролитная война в истории человечества, из них четыре года – Великая Отечественная война.  За два года, с 1939г. по 1941г. Германия оккупировала почти всю Европу, поэтому в войне против СССР Германия использовала огромный промышленный и военный потенциал многих государств.

Советский Союз вынес основную тяжесть войны. Точное количество потерь до сих пор не поддается исчислению. Сегодня можно сказать лишь примерные цифры – людские потери составили около 25 миллионов человек военных и гражданских, были разрушены сотни городов, около 70 тысяч сел и деревень, уничтожено около 32 тысяч предприятий.

Вследствие разгрома фашистской коалиции широко развернулось национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах, что привело к распаду колониальной системы.

Результатом всех событий середины XX века стал образ СССР как страны-освободительницы, страны-победителя.

Вместе с этим, после 1948г., начался процесс ведения против Советского Союза информационной войны, войны против государства, сильно отличавшейся от стран Запада политическим устройством и сумевшим установить влияние на значительную часть Европы. 

Распад СССР. Сегодня, наверное, сложно адекватно оценить масштаб произошедшего события, однако одно можно сказать точно – этим событием был разрушен мировой порядок, на смену которому пришел новый – однополярный мир.

Сам факт преобразования миропорядка может охарактеризовать значимость положения России в конце XX века. 

Образ страны, заменившей Советский Союз на карте мира до сих пор не имеет четкой характеристики. Российская Федерация сегодня несет на себе как славу СССР, так и весь груз реформ, процессов перехода к рыночной экономике.

Экономические трудности, связанные с этим периодом истории России, оттеснили на задний план проблемы международного имиджа, что сыграло немаловажную роль в формировании мировоззрения подрастающих российских поколений.

Воспользовавшись разрушением системы информационного противодействия в России, страны Запада начали проводить агрессивную информационную политику на постсоветском пространстве.

Сегодня необходимо четко определить проблемы формирования международного имиджа России. Я уверен, что восприятие государства международной общественностью будет играть немаловажную роль в условиях становления информационного общества – общества знания.

Четкое определение международного имиджа России поможет провести границы политического влияния России на международной арене в ближайшем, а возможно – и в отдаленном будущем.   

2.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Сегодня начинается эра информации, для которой характерно создание глобального информационного пространства. Растущая роль информации и информационных систем, растущее воздействие информации на производство, управление, жизнь людей – вот два основных фактора, характеризующие переход человечества к новому этапу своего развития.

Основные геополитические успехи стран мира сегодня определяются не их военной или экономической мощью, а прежде всего информационной мощью и установлением контроля над основными информационными, культурными и творческими процессами в мире. Информационный потенциал радикально влияет на обеспечение материального уровня населения.        

В таких условиях международный имидж государства играет большую информационно-воспитательную роль для граждан страны, в первую очередь для молодых поколений. Высокий или низкий международный имидж государства помогает сформировать совершенно различные восприятия собственной страны, отношения других государств и собственных граждан к государству[57].

         Ожидание действий государства на внешнеполитической арене, степень влияния предпринимаемых государством действий, уровень влияния в регионе также зависят от международного имиджа государства.

         Сегодня в России сложилась уникальная ситуация, когда перед страной, в недавнем прошлом игравшей роль сверхдержавы, возникла проблема подтверждения своего права играть ключевую роль в мировой политике. Это можно объяснить несколькими факторами.

         Несмотря на то, что в России сложились определенные предпосылки перехода к информационному обществу, приходится учитывать тот факт, что положение России в этом вопросе по сравнению с другими странами очень пессимистично.

         На ВЭФ в г. Давосе в ежегодном экспертном докладе Россия по основным технологическим показателям заняла строчку между 56 и 59 местами из 59. В нашей стране на то время на тысячу человек приходилось 12 персональных компьютеров, 1 мобильный телефон, и 3 Интернет-Хоста на 10 тысяч человек[58].

         Недостатки и ошибки в процессе формирования информационного общества в России ведут к неспособности страны влиять на основные направления развития информационного общества в мире.

         В российском обществе четко сформировалась ассоциативная цепочка «импортное – лучше отечественного». Данная схема работает практически во всех областях, парадоксальным образом сочетаясь с устойчивым мнением, что Россия в ряде областей удерживает пальму первенства – военных технологиях, уровне образования и проч.

         Международные отношения сегодня являются плодотворной средой для формирования имиджа государства. Направленное использование международного имиджа влечет за собой формирование выгодных общественных мнений, обеспечивающих достижение определенных политических целей. От международного имиджа страны зависит ее место, вес и значимость в системе международных отношений, в формирующейся новой глобальной модели миропорядка.

          Сегодня необходима актуализация исторической основы имиджа России. Необходимо осознание преемственности исторического, политического развития. Также необходимо увеличить содержательность образа России, активное оперирование продуманными и содержательными образами – это способ реализации имиджа страны.

         Необходимость четкого имиджа государства играет важную роль для России, прежде всего как многонационального и поликонфессионального государства. Ясный, понятный народу имидж собственного государства определяет ожидания общества от действий руководства государства, усугубляет или нивелирует центробежные, сепаратистские настроения.     

Четкий образ России важен самоидентификации российского народа, для реализации дальнейших планов развития государства в любой сфере жизнедеятельности.

Сегодня, в условиях отсутствия общей идеи, российский народ разобщен по признакам этнической, конфессиональной принадлежности, в общественную жизнь прочно вошли такие понятия как «лицо кавказкой национальности», «регистрация по месту жительства», «чеченский след» и проч. Явный социальный разрыв в обществе, разделившейся на общество в целом и группу людей, сумевших аккумулировать финансовые потоки в период первичного становления рыночной экономики, и растущее в обществе недовольство по отношению к таким людям, на фоне кажущегося попустительства государства, большая разница уровней жизни в столицах и по всей остальной стране, негативно влияют на образ страны внутри национальных границ.

Доверие к государству подорвано на самых базисных уровнях. К примеру, по данным ВЦИОМ, больше половины населения России не станут обращаться в правоохранительные органы в случае криминальной угрозы. Приоритетными источниками восстановления справедливости являются друзья, знакомые, а десятая часть населения рассчитывает сама на себя[59]. Широкую огласку получила ситуация с убийством в московском метрополитене студента-математика Г. Галдецкого, проводившего собственное расследование деятельности группы милиционеров-насильников, которые, якобы, систематически задерживали в метро девушек, запугивали, а потом их насиловали[60].   

В то же время, общество в России стремится повышению уровня восприятия своей страны зарубежным обществом, налицо желание соответствовать общепринятым цивилизационным критериям. Остается факт противопоставления своей страны всему остальному миру, основанный на  прошлых успехах, современных достижениях во внешней политике, науке, спорте, культуре и проч. 

         Очевидно, что международный имидж любого государства формируется на основе внутреннего восприятия своего государства и на восприятии государства другими субъектами международных отношений.

         Внутренняя направленность образа государства отражает смысл жизни и интересы «простого, среднестатического человека».

Сегодня, в условиях продолжительного идеологического вакуума, в условиях недоверия народа государству, сложилось общественное ожидание «сильной руки».

Ответом на подобные ожидания могут быть символы, возрождаемые из прошлого – никогда не спускаемый перед врагом Андреевский флаг, музыка А. Александрова – современный Гимн России, а в прошлом музыка, сопровождавшая торжества и победы, красное полотнище армейского знамени, олицетворяющее героизм во времена Великой Отечественной войны и проч.

Несомненно, что отдельные символы не могут в полной мере отражать как позитивный образ государства, так и интересы гражданина и общества в целом. Однако, при всей неоднородности, неоднозначности и неустойчивости общественного развития существуют ключевые понятия, которые одинаково близки всем без исключения членам социума и отражают коренные интересы любого народа. Вне зависимости от политической ориентации государства, уровня жизни и культуры таковыми понятиями являются жизнь, семья и труд.

Понятие «Жизнь» не нуждается в подробной детализации, т.к. стремление выжить является инстинктом любого человека, благодаря которому человечество продолжает существовать.

Проблемы семьи стоят несколько обособлено, потому что именно семья является залогом продолжения рода человеческого, ячейкой общества. Решение проблем семьи на государственном уровне, обеспечение благополучия семьи влечет позитивные сдвиги как внутри государства, так и за его пределами.

Сегодня демографическая ситуация в России оставляет желать лучшего, смертность превышает рождаемость, генофонд ухудшается, общество стремительно стареет. Решение данных и прочих проблем семьи может стать основой для консолидации общества, улучшения восприятия собственной страны.

Стабильная семья, имеющая социальные гарантии, обеспеченная правовой защитой государства и имеющая возможность реализации трудовых инициатив может поднять внутренний  уровень России. Можно сказать, что благополучная семья является основой благополучного государства.

Таким образом, позитивный внутренний образ России основывается на стремлении государства обеспечить стабильность института семьи – повышении и пропаганде здорового образа жизни, неприемлемости упадка нравственной культуры, утверждении уважения к культу семьи.

Обобщая вышесказанное, можно выделить внутреннее направление формирования имиджа России. Данное направление заключается в достижении гармонии интересов государства и народа, внутренней стабильности государства, закреплении ассоциативного ряда «Достойная жизнь граждан – достойное государство».

Построение внешнего вектора формирования имиджа России невозможно без учета исторических событий имевших место быть. Необходимо учитывать значимость географического фактора, огромность территорий России. Сегодня выработка внешнего направления формирования имиджа государства зависит от несколько иных, чем ранее, приоритетов. З. Бжезинский отмечает, что политическая жизнеспособность, идеологическая гибкость, динамичность экономики и привлекательность культурных ценностей стали решающими факторами[61].      

Современная Россия может стать балансом, фактором гармонизации всего комплекса международных отношений, в силу своей принадлежности и присутствия во многих мировых конгломерациях.

Четко определенная «российская идея» может стать центром притяжения многих народов евразийского пространства[62]. Однако для реализации подобных задач необходим четкий, позитивный образ Российской Федерации в мире.

В конце концов, международный имидж России может дать ответ на вопрос – быть или не быть российскому государству как таковому.

В условиях формирования информационного общества, в условиях безграничности информационного обмена необходимо осознавать, что международный имидж России может и должен стать основой формирования мировоззрения грядущих поколений.

Современная российская молодежь более ориентирована на страны Запада, чем на Россию. За немногим более 10 лет сформировался образ ущербности нашего государства, его несостоятельности как социального института. Вместе с тем сознательно или нет культивировался крайне положительный образ зарубежья, как некоего примера для России, цели развития государства.   

Сегодня необходима эффективная и профессиональная система информационного противодействия как внутри страны, так и в мире. Отсутствие такой системы может оказать крайне деструктивное воздействие на российское государство в будущем. Уже сегодня отмечается, что образ России в мире никак не сходится с реальной Россией. «Я еще никогда не был в стране, имидж которой не расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем то, что она представляет собой на самом деле», – сказал в одном из интервью посол Швейцарии в России Вальтер Фечерин[63].  

2.3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

         В современной России существует ряд проблем позиционирования в мире. Некоторые факторы обусловлены политическими и экономическими преобразованиями внутри страны, некоторые – целенаправленным воздействием или результатом, имевшим быть воздействия других стран на восприятие России в мире.

         В условиях становления глобального информационного общества адекватное восприятие России в мире невозможно без полноценной интеграции России в данное общество, без создания информационного общества в России как сегмента мирового.

         Сегодня, несмотря на наличие определенных предпосылок создания информационного общества, в России существует ряд проблем интеграции в глобальное информационное пространство.

         Отсталость России в информационно-технологической сфере сегодня является одной из важнейших проблем, требующих незамедлительных действий, к примеру, по сокращению цифрового разрыва.

         На 150 миллионов человек населения России сегодня приходится всего 7 миллионов компьютеров, половина из которых устарела морально и физически. Лишь 5% россиян имеют персональные компьютеры у себя дома, а общее количество компьютеров у россиян составляет всего лишь 1,5% от общего количества компьютеров в мире[64].

         С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд документов, разработаны Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» и проч.[65]

         «Концепция формирования информационного общества в России» была разработана в 1999г. Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных приоритетов государственной информационной политики. Основой российского пути должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг[66].

         Информационная инфраструктура и ее ресурсы в все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за лидерство, а индивидуальное и общественное сознание все в большей степени зависит от деятельности средств массовой информации и коммуникации. Именно эти факты определяют потребность государств в обеспечении информационной безопасности. В России базовым документом является «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утвержденная В. В. Путиным в 2000г.

         В ФЦП «Электронная Россия» предусмотрено резкое повышение количества специалистов по информационным технологиям, 100% уровень компьютеризации в высших учебных заведениях[67]. Основной целью ФЦУП «Электронная Россия (2002 – 2010гг.)» является повышение эффективности экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения новых информационных технологий, обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Существует программа, согласно которой должен быть достигнут 40% уровень компьютеризации сельских школ, однако в действительности компьютеризировать возможно только 2% - в остальных нет даже телефонов[68].

         Основную причину такого отставания следует искать в прошлом. Несмотря на наличие значительного научно – технического потенциала образование значительного разрыва в уровне развития информационных технологий стало возможным из-за незначительного внимания к данной сфере. Доля этой отрасли в ВВП, по некоторым оценкам, составляет чуть более 0,5%. Помимо этого значительная часть предпринимаемых для исправления такой ситуации мер носила стихийный, слабо согласованный характер.

         Помимо этого у России есть особенные факторы, задерживающие развитие информационного общества. Среди них можно выделить устаревшую нормативно-правовую базу использования информационно-телекоммуникационных технологий. Существует проблема правового  соответствия внутреннего законодательства международным нормам.

На формирование информационного общества в России очень сильно сказывается географическая протяженность, неравномерность развития информационной инфраструктуры. По некоторым оценкам, на долю г. Москвы и г. Санкт-Петербурга приходится основная концентрация российской Интернет-аудитории, причем в г. Москве сконцентрировано около 65% всех российских пользователей[69]. Также неравномерно распределены технологии мобильной связи. По официальной статистике компании «Вымпелком» (оператор мобильной связи «Би Лайн»), к 25 марту 2004г. суммарное количество абонентов оператора составило 13,21 миллионов человек, из них 6,05 миллионов принадлежит г. Москве, а 7,16 миллионов – всем остальным российским регионам[70].     

В таких условиях создаются условия для вытеснения России с поля формирования собственного образа в мире. Это происходит из-за отсутствия по настоящему действенных механизмов, влияющих на массовое мнение, на формирование имиджа России.

Информационно-технологическое отставание России от развитых стран мира играет роль барьера интеграции в глобальное информационное общество. Это отставание, разрыв в уровне развития информационных технологий предопределяет периферийную роль России в процессе формирования собственного имиджа на мировой арене. Недостаточное развитие информационных технологий порождает неспособность России адекватно реагировать на происходящие события, имеющие отношение к формированию имиджа в мире.

Зачастую необходима лишь своевременная реакция на то или иное событие, однако задержки в донесении информации до мирового сообщества, обусловленные именно информационно-технологическим отставанием создают почву для первичной интерпретации как самого события, так и его значимости в нужном для других государств русле.

Отсутствие эффективной системы информационного противодействия оставляет простор для формирования неадекватного реальности имиджа России в мире. Одной из сторон этой проблемы сегодня стало неправильное освещение внутриполитического положения в России зарубежными средствами массовой информации. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.