на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период


         Интенсивное развитие новых цифровых технологий ведет к принципиально новому качеству трансграничного обмена информацией. Причем при передаче данных все меньшее значение имеет географическое удаление друг от друга коммуникационных устройств и размеры пересылаемой информации.

         Новейшие коммуникационные технологии начинают оказывать все большее влияние на отношения, как между частными лицами, так и между  государствами на международном уровне, становятся движущей силой социальных и экономических изменений на глобальном уровне. Таким образом, можно говорить, что благодаря новейшим коммуникационным технологиям и начавшемуся процессу глобализации мир вступает в новую стадию своего развития, когда процесс обмена информацией уже не зависит от масштабов пересылаемой информации или географического удаления.   

Современные достижения в области информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию принципиально новых экономических, социальных и культурных отношений, как между отдельными индивидами, так и между государствами.

         В начале 1990-х годов произошел массовый отказ стран бывшего социалистического лагеря от централизованного планирования экономики, что означало их включение в систему рыночной экономики. В первую очередь это означало, что в мире появилась по настоящему глобальная система экономических отношений. К сожалению, экономика стран – членов СЭВ не могла составить серьезной конкуренции западной экономике. К концу 1980-х годов доля стран – членов СЭВ в валовом мировом продукте составляла около 9%, а доля стран Запада – 57%[23].

         Таким образом, можно сказать, что включение стран бывшего социалистического лагеря в глобальную систему экономических отношений  имеет, прежде всего, перспективное значение.

         Повсеместный процесс либерализации экономик, уменьшение государственной опеки над частным предпринимательством позволило открыть большие возможности для международного сотрудничества в экономической сфере.          

         Развитие коммуникационных технологий позволяет упростить процесс информационного обмена в целях торговли или обмена мнениями в любой точке экономической системы с меньшими затратами. Электронная и технологическая инфраструктура для такой экономической деятельности получила название «глобальной сетевой экономики»[24].

         Сегодня можно наблюдать интересный факт: непрекращающееся развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, повышение доступности этих технологий за счет снижения цен на их приобретение и использование, влечет за собой все больший спрос со стороны пользователей электронной среды, куда переместились многие виды социально-экономической деятельности. Причем, специфика современной информационной среды, компьютерной экономики позволяет конкурировать даже с общепризнанными лидерами и монополиями.

         Наиболее существенные изменения вследствие внедрения информационных и телекоммуникационных технологий происходят в торговле, финансах и трудовых отношениях.

         Электронные виды коммерции сегодня переживают этап бурного роста. По оценкам аналитической компании GfK Group, в период с ноября 2001г. По апрель 2002г. (6 месяцев) онлайновые покупки (через Интернет - магазины) совершили 60 миллионов европейцев. Общий объем онлайновых продаж в Великобритании достиг 674 миллионов долларов США в апреле 2002г. В мае этот показатель составлял 776миллионов долларов[25].

         По оценкам маркетинговой фирмы Ipsos-Insight, к октябрю 2003г. количество пользователей Интернета, регулярно совершающих интерактивные банковские услуги, составило 142 миллиона человек. Количество пользователей, посещающих игровые ресурсы, только в США составило 82 миллиона человек. 25% пользователей смотрели интерактивное телевидение. 15% - совершают звонки через Интернет, а каждый второй пользователь общается при помощи мгновенных сообщений[26].      

         Столь высокий спрос на услуги Интернет - коммерции, прежде всего, обусловлен наличием простого и быстрого доступа к ним, а также доступной стоимостью. Помимо этого, список электронных услуг, предоставляемых населению, постоянно расширяется: Интернет - магазины, Интернет – аукционы, различные интерактивные операции с финансами, интерактивное телевидение, доступ к видео - и аудиоресурсам, всевозможные видеоигры и др.

         Если взглянуть на ситуацию с обратной стороны, то можно увидеть, что использование Интернет - технологий позволяет расширить возможности и повысить качество координации предпринимательской деятельности, позволяет при минимальных затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции. Сегодня компании имеют возможность не только представить свой товар на онлайновой витрине, где потенциальные покупатели могут получить подробную информацию о продукте, но и наладить обратную связь со своими клиентами, выявляя, таким образом, предпочтения целевой аудитории, наиболее популярные услуги и товары. Все это позволяет оперативно менять как ценовую политику компании, так и ассортимент, быстро реагировать на любые изменения потребительского мнения.

         Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Важнейшим ресурсом в условиях электронных сетей оказался интеллект. Сами сети предоставляют широкие возможности для осуществления оказания интеллектуальных услуг теледоступом. Согласно некоторым данным, в Европе уже в 1997г. численность телерабочих составила более 2 миллионов человек, а в США – 11,1 миллионов. В 2003г. около 20% рабочей силы пользовались теледоступом[27].

         Основные социально-экономические преимущества массового применения средств телеработы выражаются в уменьшении транспортных проблем, наличии возможности получить работу в любом районе мира, увеличении возможности трудоустройства людей с ограничениями, связанными с состоянием здоровья, например, отсутствием возможности передвигаться. При помощи глобальных информационных сетей эти люди получают возможность полноценно работать, учиться и общаться.

         Политическая жизнь государств также претерпела изменения с развитием информационно-коммуникационных технологий.

         Во-первых, у множества людей появилась возможность доступа как к вступившим в силу законопроектам, так и к рабочим материалам, а также наличие доступа к аналитической базе. Во-вторых, появилась возможность для каждого гражданина с относительно минимальными затратами обратиться к неограниченной аудитории и высказать свое мнение по какому-либо вопросу.

         Согласно данным Пресс-службы президента Российской Федерации, к началу выступления В. В. Путина во время общения президента с гражданами России 24 декабря 2001г. поступило около двух миллионов вопросов. К середине дня количество звонков выросло до 40 в секунду.

         Сегодня не существует ограничения к доступу Интернет – ресурсам государственных учреждений, каждый гражданин может получить символическую консультацию по нужному ему вопросу, при необходимости есть возможность заполучить текст любого законопроекта или действующего закона любого уровня, будь то федеральные законы или указы органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Это повышает политическую культуру общества, способствует конструктивному диалогу власти с народом, совершенствует демократические процедуры.

         Впервые понятие «информационное общество» появилось в 1960-х годах. Принято считать, что данный термин впервые использовал профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. Он определил основные характеристики общества в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций. В своих отчетах Ю. Хаяши определил высокоиндустриальное общество как общество,  в котором развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых продукт станет более «информационно емким». Производство информационного, а не материального продукта, по мнению авторов тех отчетов, станет движущей силой образования и развития общества.

         Существенным толчком для дальнейшего развития идей глобального информационного общества послужила работа американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»[28].

         Д. Белл разделяет историю человеческого общества на аграрную, индустриальную и постиндустриальную стадии. Отталкиваясь от характеристик индустриального общества Белл приблизительно охарактеризовал контуры постиндустриального общества. В отличие от главной цели индустриального общества – производство как можно большего количества машин и вещей, главной целью постиндустриального общества является производство услуг, связанных с образованием, исследованиями и управлением. Д. Белл считал, что любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля изменений, что общество стремится предвидеть будущее и осуществлять планирование. Он полагал, что изменения в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание[29]. Знания и информацию Белл выделил не только как катализатор трансформации постиндустриального общества, но и его стратегический ресурс.

         В 1983г. вышла в свет работа японского ученого И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество». Фундаментом информационного общества Масуда считал компьютерные технологии, которые значительно усилили бы, либо заместили бы умственный труд человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знаний. Ведущей отраслью экономики Масуда видел интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и передаваться с помощью новых коммуникационных технологий[30].           

         Масуда предположил, что произойдет переоценка или трансформация человеческих ценностей, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвинет в качестве ценности время.

         По мере развития электронных средств информации и информационных технологий все более активно ведутся дискуссии о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования информационного общества.

         Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» определил информационное общество как обозначившейся вследствие информационной революции в индустриальном обществе.

         Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, доминирование самоуправлеченских политических систем, индивидуализация личности без потери солидарных отношений между людьми и обществом.

         Традиционным корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы, среди которых особенно выделяет индивидуальную деятельность в «электронном коттедже». Тоффлер писал о том, что крупнейшие фабрики и учреждения опустеют, превратятся в складские или жилые помещения, а с появлением доступной техники, позволяющей оборудовать рабочее пространство «умной» печатной машинкой, копировальной машиной, компьютерным пультом и телекоммуникационными средствами – резко возрастут возможности организации работы на дому[31].

         В конце XX в. начался новый этап развития идей глобального информационного общества. Прежде всего, это связано с работами П. Дракера и М. Кастельса.

         Американский экономист Питер Дракер выпустил в 1999г. книгу «Посткапиталистическое общество»[32]. Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящего сдвига Дракер считает переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление частной капиталистической собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформацию национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума.

         Современная эпоха, как считает Дракер, можно назвать временем радикальных перемен, когда с развитием информационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в информационное общество.

         Мануэль Кастельс подверг анализу современные тенденции, приводящие к формированию основ общества, которое он назвал «сетевым». В качестве отправной точки анализа Кастельс использует глобальную экономику и международные финансовые рынки. Информацию он рассматривает как ресурс, который легче других проникает сквозь всевозможные преграды и границы, информационную эру он рассматривает как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются и средством, и результатом глобализации общества.

         Кастельс неоднократно обращает внимание на тот факт, что информация и обмен информацией всегда сопровождали человечество на всех этапах его развития. Однако только новое, зарождающееся общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача информации становятся фундаментальными источниками производительности и власти[33]

         Из отечественных ученых, обращавшихся к теме нового общества за последнее время можно выделить А. И. Ракитова.

         В своих работах А. И. Ракитов писал, что переход к информационному обществу предполагает превращение производства и использование услуг и знаний в важнейший продукт социальной деятельности, с постоянно растущим удельным весом знаний. Главной целью информационного общества А. И. Ракитов видел обеспечение правовых и социальных гарантий того, что гражданин общества, находящийся в любом месте и в любое время, сможет получить всю необходимую для решения насущных проблем информацию. Основными критериями информационного общества являются количество и качество имеющейся в обращении информации, эффективность передачи и переработки информации. Дополнительным критерием можно выделить доступность информации для каждого человека. Это достигается в результате развития и широкого внедрения новых телекоммуникационных технологий. Залогом успешного функционирования экономики постиндустриального общества станет ее информационный сектор, который выйдет на первые позиции по количеству занятых в нем трудящихся[34].  

         Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин в разработанном ими подходе к основным признакам информационного общества относят формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран, становление и, в дальнейшем, доминирование в экономике стран, наиболее приблизившихся к информационному обществу, новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий и телекоммуникаций. К основным же признакам информационного общества они относят повышение уровня образования, за счет расширения возможностей систем обмена информацией на региональном, национальном и международном уровнях, и соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда[35].    

         Одной из принципиально важных характеристик рубежа 80 – 90-х гг. является то, что большинство американских, европейских и российских специалистов в области информационного общества стали акцентировать внимание не только на роли и значении самой информации, но и на знаниях и беспрецедентного ускорения их прироста. Если в середине XX столетия объем суммарных знаний удваивался раз в 10 лет, в 80-е годы – раз в 5 лет, то сегодня он удваивается каждый год.

         Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «глобальное информационное общество», можно сказать, что под таковым понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий.

Это общество знания, в котором главным условием благополучия человека в отдельности и всего общества становится знание, беспрепятственно полученное вследствие ее доступности и умения с ней работать.

Это глобальное общество, в котором процесс обмена информацией не имеет временных, пространственных политических границ.

Это общество, которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

         Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству совершенно новые решения и расширенные возможности во всех сферах его жизнедеятельности.

         Вместе с очевидными благами информационная революция уже поставила перед человечеством принципиально новые проблемы, при этом  их количество имеет тенденцию расти. Сегодня можно перечислить ряд проблем, которые уже стоят перед человечеством – цифровой разрыв, проблемы правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы обеспечения безопасности и сохранение конфиденциальности информации, возможное психологическое воздействие на индивидуальное или массовое сознание в корыстных целях и проч. 

         Термин «цифровое неравенство» стран и регионов или «цифровой разрыв» (англ. “Digital divide”) начали употреблять в США, обозначая неравенство в доступе к новейшим информационным технологиям. Примечательно, что этот процесс может проистекать не только на международном уровне, но и в рамках отдельных государств. Происходит расслоение общества на имеющих свободный доступ к современным технологиям в информационной сфере, и не имеющих таковую возможность. Возник даже новый вид грамотности – компьютерная: без навыков работы на компьютере сегодня трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, пользоваться новейшими электронными услугами.

         К примеру, по данным The Computer Industry Almanac, в 1992г. всего было 148 миллионов единиц компьютеров. Распределение компьютеров по странам было следующим: США – 67 миллионов, по Европе в целом – 36,6 миллионов, Япония – 10,5 миллионов единиц[36]. Таким образом, на весь оставшийся мир приходилось 33,9 миллионов компьютеров. Со временем ситуация практически не изменилась: через пять лет, в 1997г. в мире было уже 305 миллионов компьютеров. На США приходилось 108,2 миллиона единиц, на Европу – 79,6 миллионов, на Японию – 23,3 миллиона. На весь остальной мир приходилось 93,9 миллионов компьютеров[37]. Трехкратное увеличение общего количества компьютеров сопровождалось сохранением объема разрыва.

         Тот же ресурс приводит данные количества компьютеров на 1 тысячу человек в мире и в США с 1985г. по 2002г. и прогноз на 2007г.[38]:

1985

1990

1995

2000

2002

2007

США:

Всего компьютеров (млн.) 19.8 48 86 177 206 255
Кол-во компьютеров на 1000 чел. 82.9 192.2 323.9 629.5 712 831.3

В мире:

Всего компьютеров (млн.) 31.4 98 226 523 663 1,069
Кол-во компьютеров на 1000 чел. 6.5 18.7 40 86.2 106.4 161.8

        

         По вышеприведенным данным четко прослеживается разрыв в компьютеризации группы стран и всего остального мира.

         Та же самая тенденция наблюдается и в динамике роста пользователей сети Интернет: в 2001г. количество пользователей глобальной информационной сети Интернет в мире составляло 533 миллиона человек, из них количество пользователей из США составляло 149 миллионов, в Европе – 126 миллионов человек[39].

         Новые информационно-коммуникационные технологии уже значительно изменили жизнь на Земле, предоставив широким массам населения новые возможности и услуги в режиме онлайн по поиску информации, дистанционного образования, и в то же время подавляющее большинство населения не имеет доступа к ним. Уже можно говорить о том, что дальнейшее развитие глобального информационного общества невозможно без вовлечения в него действительно широких масс пользователей.

Таким образом, решение этой проблемы зависит не только от информационной политики государств в отдельности, но и от уровня и эффективности международного сотрудничества стран, в первую очередь экономически развитых, в данной области.

Не смотря на все преимущества сети Интернет, сегодня человечество ежедневно сталкивается с негативными составляющими этого явления. Речь идет, прежде всего, об информационных ресурсах, на которых расположена порнография и непристойные материалы, представляющие угрозу моральным устоям общества, материалов фашистского толка, использования Интернета для азартных игр, осуществления электронных преступлений и проч.

Сегодня существует огромное количество Интернет – ресурсов, содержащих информацию (контент) порнографического характера – фото- и видеоматериалы, тексты неприличного содержания и т.п. Большинство этой информации находится в свободном доступе и может посещаться детьми и подростками.

Помимо этого сеть Интернет может использоваться как средство распространения материалов преступных, террористических организаций, пропаганды фашистского толка. К примеру, в российском сегмента сети Интернет («Рунет») в каталоге сетевых ресурсов российских ультраправых экстремистов, собранных информационно-аналитическим центром «Сова», 10 сайтов в разделе «Скинхеды» и еще 48 – в разделе «Русские националисты»[40].

Подавляющее большинство этих ресурсов имеет специальную оговорку «Данный сайт не является пропагандой межнациональной и межрасовой розни, фашизма и экстремизма». Однако оформление таких сайтов не вызывает сомнений в их идеологической направленности: цветовое решение в красно-черно-белых тонах, нередко использование фотографий людей со вскинутой правой рукой в нацистском приветствии, а  использование стилизации свастики (либо нацистской, либо псевдорусского коловрата, либо рисунков, напоминающих свастику) – обязательный элемент оформления подобных экстремистских сайтов.

         В глобальной сети Интернет есть, что регулировать. Первое – защита личных данных и частной жизни в Интернете. Второе – регулирование электронной коммерции и иных сделок и обеспечение их безопасности. Третье – защита интеллектуальной собственности. Четвертое – борьба против противоправного содержания информации и противоправного поведения в Интернете. Пятое – правовое регулирование электронных сообщений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.