![]() |
|
|
Реферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.порядка ведения реестра ФПГ (№ 707 от 19 июня 1994 г). Анализ действующих законадательных и нормативно-правовых актов по формированию ФПГ в ООП показал следующее: - нормативно-правовой основой создания ФПГ является акционирова- ние, но взаимоотношения в рамках ФПГ между головной компанией и ее участниками пока четко не определены; - антимонопольное законодательство накладывает излишние ограниче- ния на участие в ФПГ предприятий-монополистов, особенно выпускающих оборонную продукцию; - недостаточно разработаны нормы создания ФПГ в рамках СНГ и с предприятиями стран дальнего зарубежья; - положение о создании ФПГ должно предусмотреть смягчение дейс- - 9 - твующих ограничений количественного состава их участников, численности работкиков входяцих в них структур, доли государственной собственности в совокупном капитале ФПГ, возможности перекрестного владения акциями участниками ФПГ, системы льгот, предлакаемых ФПГ государством, и т.д.; - требуются многочисленные согласованмия с центральными экономи- ческими органами, Министерством обороны России, правительством РФ. В результате процесс формирования и регистрации ФПГ длится в ряде случа- ев более полугода, при этом объединившиеся в них предприятия получают лишь незначительные льготы. В соответствии с программой содействия формированмию ФПГ в ООП в 1996 г. предполагается создание не менее 20 промышленных групп. Уже во второй половине 1995 г. функционировали или находились в стадии оформ- ления около 14 ФПГ, акционерно-промышленных и холдинговых компаний. Госкомоборонпром России может воздействовать на деятельность ФПГ через своих представителей в наблюдательных советах, а также контролируя вы- полнение государственного оборонного заказа и федеральных программ. За счет создания ФПГ в ООП, обладающих высокими технологиями со значительным экспортным потенциалом (авиакосмическая и лазерная техни- ка, судостроение, услуги по запуску спутников и др.), может быть обес- печен подъем в области как промышленного производства, так и накопле- ния капитала. Банки заинтересованы в сотрудничестве с создателями по- добной техники. В то же время перевод промышленности России, в том числе и обо- ронного комплекса, на путь корпоратизации на основе сети ФПГ может привести к нежелательным последствиям, в частности: - расширение системы льгот, предоставляемых участникам ФПГ, отри- цательно скажется на состоянии федерального бюджета; - формирование ФПГ может превратиться в очередную кампанию, если при этом не будет определенных ограничений; - возникновение ФПГ усилит монопольные тенденции на региональных и федеральном рынках; - возрастание роли финансовых учреждений в рамках ФПГ способно вызвать не приток инвестиций в промышленность, а их отток в более вы- годные сферы; - концентрация одним из участников ФПГ пакетов акций других участников в ряде случаев может привести к потере инвестиционной прив- лекательности проектов ФПГ для крупных инвесторов, заинтересованных в получении контроля за инвестируемыми предприятиями. - 10 - Эффективная деятельность ФПГ с целью оздоровления экономики ООП, осуществления ее структурной перестройки возможна при устранении уже наметившихся негативных явлений, связанных с приватизацией и образова- ние ФПГ. Для этого необходимо: - создать методическую базу, регламентирующую формирование и функционирование ФПГ; - не допускать перепрофилирования предприятий, входящих в ФПГ, основная деятельность которых связана с производством продукции для государственных нужд или обеспечением безопасности России; - контролировать соблюдение государственных интересов ФПГ через участие представителей Госкомоборонпрома России в наблюдательных сове- тах; - пресекать скупку пакетов акций при проведении аукционов коммер- ческими структурами, незаинтересованными в инвестициях; - осуществлять регулярный анализ деятельности ФПГ, выявлять поло- жительные или отрицательные аспекты их функционирования с целью учета накопленного опыта при формировании последующих ФПГ. Приватизация предприятий ООП способствовала развитию новой систе- мы прав собственности, направленной на эффективное ведение хозяйства. Однако положительный результат от институциональных преобразований в ООП может быть достигнут только в комплексе с мерами по конверсии во- енного производства, его демонополизации, финансовой стабилизации, развитию финансовых рынков и т.д., а также при создании условий для возникновения конкурентной среды. ПОСЛЕДСТВИЯ ВАУЧЕРНОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной про- мышленности проходил в условиях общего экономического кризиса, ослож- нившегося проводимой конверсией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ООП наряду с отдельными положительными моментами (реорга- низация структуры управления предприятиями с выделением независимых подразделений и предоставлением им прав юридического лица, ослабление социальной напряженности и повышение эффективности работы отдельных предприятий) выявились и отрицательные, в том числе отказ от профиль- ной продукции (ПО "Радиан", московский радиозавод "Геперон"), ухудше- ние контроля за деятельностью предприятий, переход отдельных предприя- - 11 - тий в собственность иностранных юридических лиц (завод "Карат" в Пен- зенской области). Чековый (ваучерный) этап приватизации в ООП, закончившийся 1 июля 1994 г., не привел к ожидавшимся от него результатам. Скорее, он выя- вил ряд проблем, которые еще ждут своего решения. 1. _Падение объемов производства и особенно спад в оборонных исс- _ледованиях в результате существенного сокращения государственного обо- _ронного заказа. . Объемы закупаемого вооружения упали до такой степени, что, как правило, не позволяют компенсировать даже естественную убыль запасов. Доля современных образцов В и ВТ в среднем в настоящее время составляет не более 30 %. Через 10 лет, к 2006 г., она может снизиться до 3-5% (в армиях ведущих стран Запада это доля в настоящее время на- ходится в пределах 60-70% и планируется ее увеличение). В 1995 г. Оте- чественная военная авиация получила только по одному самолету Ту-160, Ту-22 МЗ, СУ-27. Впервые в истории ВВС в 1995 г. для строевых частей не заказан ни один летательный аппарат. Если в промышленно развитых странах в результате конверсии сокра- щение военного производства обычно не превышало 5-7% в год, то в Рос- сии только в 1992 г. уровень военного производства составил 32% по от- ношению к 1991 г. В 1995 г. спад производства в оборонных отраслях был более глубоким, чем в целом по промышленности. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах в декабре 1995 г. по сравнению с со- ответствующим периодом предыдущего года сократился на 39,3%, а сначала года - на 21,1% . В то же время объем производства гражданской продук- ции в ООП уменьшился в декабре 1995 г. по сравнению с декабрем 1994 г. на 43,8% , с начала года - на 23,2%, а военной продукции соответствен- но - на 33,8 и 16,6%. В результате наблюдается необратимое разрушение научного, произ- водственного и кадрового потенциала ООП. В то же время оборонным про- мышленным предприятиям и особенно научным организациям в условиях эко- номического кризиса невозможно выжить без предоставления в разумных пределах государственного оборонного заказа. Однако государство не вы- полняет своих обязательств. Например, ФО "Авиадвигатель" и АО "Перм- ские моторы", занятые разработкой двигателя ПС-90А для лайнеров ИЛ-96-300, Ту-204, транспортного самолета ИЛ-76 МФ в соответствии с программой развития авиационной техники до 2000 г., финансируются не более чем на 30% от требуемого объема вложений. 2. _Потеря мобилизационных мощностей из-за отсутствия государс- - 12 - _твенного финансирования. . Предприятия, имеющие в своем составе мобили- зационные мощности, должны осуществлять финансирование последних сог- ласно заключенным договорам, в рамках которых мобилизационные мощности содержатся частично за счет средств предприятия, а частично - госу- дарства. Однако оно постоянно нарушает свои обязательства, что приво- дит к утрате мобилизационных мощностей. 3. _Банкротство части акционерных (приватизированных) предприятий. При осуществлении программы приватизации предполагалось, что привати- зация и акционирование спасут оборонные предприятия от банкротства. Однако в настоящее время банкроты встречаются и среди государственных, и среди приватизированных предприятий. Федеральным управлением по де- лам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ признаны неплатежеспособными 203 предприятия, входящие в ООП, из которых 113 (более половины) - акционерные общества. 4. _Отсутствие механизма контроля за использованием интеллектуаль- _ной собственности при приватизации предприятий и научных организаций. Согласно нормативным документам по приватизации, интеллектуальная собственность должна оцениваться отдельно в ходе общей оценки стоимос- ти имущества, однако из-за отсутствия соответствующих механизмов и контроля за использованием интеллектуальной собственности предприятия во многих случаях этого не делали. Подобное положение нередко приводи- ло к ее разбазариванию, передаче в другие отрасли и коммерческие структуры. Большой интерес к интеллектуальной собственности российских оборонных предприятий проявляют и иностранные фирмы. 5. _ Разрушение научных, технологических и кооперационных связей _между предприятиями в результате приватизации отдельных предприятий, _объединенных в единый комплекс; ослабление научно-исследовательского _потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и _опытно-производственной базы. . Действовавшее до недавнего времени зако- нодательство не только не открывало простора для формирования акцио- нерно-промышленных компаний и финансово-помышленных групп, но, напро- тив, даже ориентировало на разрушение ранее сложившихся прогрессивных технологических комплексов. Логика при этом была такая: вначале надо увеличить число субъектов хозяйствования, а потом они сами объединят- ся, если захотят. Осуществляя в процессе приватизации политику демонополизации, Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельной приватизации научных организаций и промышленных предприятий, входящих в единый - 13 - комплекс. Это приводило к разрушению связей между наукой и производс- твом, технологических и кооперационных связей как внутри ООП, так и между смежными отраслями. На начальном этапе приватизации были факти- чески лишены своей производственной базы крупнейшие научно-производс- твенные комплексы (ОКБ имени П.О.Сухого, АНТК имени А.Н.Туполева и др.). Аналогичная ситуация складывалась и в менее крупных объединени- ях. 6. _Ослабление государственного контроля за деятельностью привати- _зированных обороненных предприятий, участвующих в выполнении государс- _твенного оборонного заказа. . Из-за отсутствия до последнего времени за- кона о государственном оборонном заказе (от был принят Государственной думой только 24 ноября 1995 г.) не было налажено эффективное взаимо- действие органов государственного управления с приватизированными обо- ронными предприятиями. Это приводило к тому, что акционированные предприятия, вышедшие из Госкомоборонпрома, и даже предприятия, пакет акций которых был закреплен в государственной собственности, отказыва- лись от выполнения оборонного заказа из-за его невыгодности. Можно привести множество примеров невыполнения государством своих обязатель- ств в рамках государственного оборонного заказа. Так, Министерство обороны РФ заказало 7 ракетоносителей "Протон" Государственному косми- ческому научнопроизводственному центру имени М.В.Хруничева, но оплачен пока только 1. В целом доля государственного финансирования в общем объеме заказов объединения не превышает 6%. 7. _Система ваучерной приватизации не создала эффективных собс- _твенников, способных обеспечить приток необходимых инвестиций в обо- _ронный комплекс. . Как показал анализ, приватизация не стимулировала до- полнительные инвестиции. Количество предприятий, в которые были вложе- ны средства отечественными и зарубежными инвесторами, оказалось нич- тожно малым. Иностранные инвесторы предпочитают участвовать в создании совместных предприятий, соучредителями которых являются государствен- ные оборонные предприятия, поскольку в этом случае снижается риск по- тер вложенных капиталов. 8. _Одним из нежелательных последствий проводимой приватизации _предприятий является неконтролируемая скупка значительных пакетов из _акций иностранными физическими и юридическими лицами, а также отечест- _венными компаниями и физическими лицами, не заинтересованными в разви- _тии производства. . Скупая напрямую или через подставных лиц значитель- ные пакеты акций приватизированных предприятий оборонного комплекса, - 14 - иностранные фирмы стремятся к смене из руководства с тем, чтобы в пос- ледующем прекратить на них выпуск военной продукции. Приватизация в ряде случаев непосредственно подрывала безопасность России. Так, Гос- комоборонпром был вынужден потребовать от Госкомимущества РФ снятия с аукционов государственных пакетов акций ОКБ имени П.О.Сухого (Москва), являющегося базой создания новейших образцов отечественной авиационной техники. Также снимаются с аукциона государственные пакеты акций Ар- сеньевского машиностроительного завода "Прогресс" (Приморский край) и Улан-Удинского авиационного завода (Республика Бурятия). 9. _ Развал сложившейся социальной сферы в результате передачи объ- _ектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную _собственность. . Кризисное состояние экономки ООП оказало негативное влияние на всю социальную сферу, особенно в городах-заводах. В систему Госкомоборонпрома России входит более 70 городов-заводов с обособлен- ными научными и промышленными подразделениями и замкнутой социальной инфраструктурой, которая в условиях продолжающегося кризиса пострадала в наибольшей степени. Передача объектов социально-культурного и сбыто- вого назначения в муниципальную собственность в этом случае не могла способствовать сохранению данных объектов, поскольку отчисления обо- ронных предприятий в местные бюджеты незначительны. Муниципальные ор- ганы, не имея необходимых средств для поддержания социальной инфраст- руктуры, вынуждены передавать объекты социальной сферы коммерческим организациям, которые используют из не по назначению. Приватизирован- ные предприятия, не располагая достаточными средствами на содержание имеющихся у них объектов социальной сферы, также стремяться к перепро- филированию этих объектов, обеспечивающему получение прибыли. Таким образом, большинство акционированных (приватизированных) предприятий ООП , как и государственных, оказалось в сложном экономи- ческом и финансовом положении из-за существенного сокращения оборонно- го заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударствление собственности в ООП при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эф- фективности производства. В то же время отдельные приватизированные и акционирванные предприятия расширяют деловое сотрудничество с иност- ранными партнерами, объединяют усилия для совместного производства во- енной и конверсионной продукции, ищут пути диверсификации своей дея- тельности на основе создания различного вида интегрированных структур. НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ - 15 - ПОСЛЕДСТВИЙ ВАУЧЕРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ Существует ряд серьезных проблем, отрицательно сказывающихся на ходе приватизации и сохранении промышленного и научного потенциала предприятий оборонных отраслей промышленности. Среди них можно выде- лить следующие: - проведение аукционов не учитывает особенностей предприятий обо- ронных отраслей промышленности, в результате пакеты из акций скупаются коммерческими организациями, частными лицами и иностранными фирмами, не заинтересованными в инвестициях; - недостаточно эффективен государственный контроль над разработ- кой и производством вооружения и военной техники на приватизированных предприятиях, в акционерно-промышленных компаниях и финансово-промыш- ленных группах; - не установлен механизм реализации государством своих прав на интеллектуальную собственность, что приводит к неправильной оценке собственности и научно-технического потенциала предприятий и невозмож- ности возмещения государственных расходов, затрачиваемых на разработку документации. При дальнейшей приватизации предприятий ООП нужно устранить нега- тивные явления, характерные для ее первого этапа. Приватизации предп- риятий должна способствовать возникновению стратегических собственного прежде всего путем формирования частных акционернопромышленных компа- ний и финансово-промышленных групп, восстановлению нарушенных хозяйс- твенных связей на базе проводимых институциональных преобразований, широкому привлечению внебюджетных инвестиций, а также обеспечению реа- лизации социальных программ. ЦНИИЭК совместно с ЦНИИЭИСУ в рамках подготовки проекта Государс- твенной программы содействия занятости в ООП были разработаны предло- жения, касающиеся комплексного решения проблем приватизации в оборон- ном комплексе. Для решения проблем, стоящих перед ООП в области прива- тизации, необходимо: - оказывать поддержку обороны предприятиям по созданию АПК и ФПГ, способствующих сохранению и восстановлению научных, производственных и кооперацпионных связей между предприятиями оборонного комплекса и предприятиями смежных отраслей промышленности как в России, так и в других странах СНГ; - содействовать формированию: акционерно-промышленных компаний в - 16 - составе предприятий, расположенных в различных регионах России и дру- гих странах СНГ; межотраслевых акционернопромышленных компаний и фи- нансово-промышленных групп на базе высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса с участием предприятий машиностроения, металлур- гической и химической промышленности; - способствовать образованию на базе ведущих НИИ, КБ и предприя- тий оборонного комплекса федеральных научнопроизводственных (науч- но-технических) центров по разработке важнейших видов вооружения, во- енной техники и продукции на основе двойных технологий; - обеспечить условия для участия коммерческих банков и инвестици- онных институтов в ФПГ, формируемых на базе предприятий ООП; - создать в ООП за счет средств, полученных от приватизации, ме- жотраслевой фонд содействия сохранению и развития производственного и кадрового потенциала оборонных и приватизированных предприятий, выпол- няющих государственный оборонной заказ; - привлекать иностранные инвестиции в процессе приватизации предприятий ООП исключительно по решению правительства РФ по предложе- нию Госкомоборонпрома России. Количество приобретаемых иностранными инвесторами акций, долей, паев имущества на должно превышать 10 % ус- тавного капитала; - закрепить контрольный пакет акций предприятий, осуществляющих разработку и производство вооружения и военной техники и проходящих акционирование, в федеральной собственности на срок не менее 5 лет; - отнести к компетенции Госкомоборонпрома России утверждение ус- тавов центральных компаний ФПГ, созданных на базе государственных предприятий оборонных отраслей промышленности, а также уставов АПК и центральных компаний ФПГ, сформированных на базе предприятий оборонных отраслей промышленности (с различной формой собственности), если в ус- тавном капитале имеется доля государства. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |