на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.


Реферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.

                 ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

                  ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

     Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учи-

тывали  особенностей  предприятий  отраслей  оборонной  промышленности

(ООП).  В то же время они составляют значительную долю научного,  про-

мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходит-

ся также большой  удельный  вес  производства  наукоемкой,  технически

сложной  гражданской продукции и непродовольственных товаров народного

потребления.  В 1994 г.  оборонный комплекс произвел 80% общего объема

выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий

ООП преследовала цель не только сохранения,  но и  дальнейшего  совер-

шенствования  их научно-технического и кадрового потенциала.  Основные

задачи приватизации в этой сфере включали:

     - минимизацию  затрат на производство и разработку вооружения (В)

и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и  обеспе-

чения на этой основе обороноспособности России;

     - создание оптимальной структуры производства в ООП, соответству-

ющей рыночным условиям;

     - максимально эффективное использование  кадрового,  научнотехни-

ческого  и  производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей

стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

     Приватизацию предприятий  ООП  предполагалось осуществлять исходя

из следующих принципов:

     - согласования интересов РФ,  национально-государственных и адми-

нистративно-территориальных образований в рамках РФ;

     -разграничения полномочий  и  функций при проведении приватизации

между органами государственной власти и управления;

     - приоритета  трудовых  коллективов  при приватизации предприятий

ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого науч-

но-технического  и производственного потенциала предприятий оборонного

комплекса;

     - оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разго-

сударствлению и приватизации (создание  специальных  фондов  поддержки

предприятий,  предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам

и т.д.).


                                - 2 -

     На процесс  приватизации  предприятий ООП оказал влияние комплекс

факторов.  Во-первых,  это действовавшая система управления оборонными

предприятиями,  основанная  на  жесткой централизации административных

функций,  существенно ограничивавшей  их  производственнохозяйственную

самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудня-

ло выкуп имущества трудовыми коллективами;  неравномерность размещения

научно-технического  и  производственного потенциала оборонной промыш-

ленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся

в  структуре  выпускаемой  предприятиями продукции (В и ВТ,  продукция

двойного назначения, общегражданская продукия, непродовольственные то-

вары народного потребления).  В-третьих,  наличие мобилизационных мощ-

ностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствле-

ния и приватизации.  В-четвертых, конверсия военного производства (из-

менение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприя-

тий, расширение возможностей приватизации).

     Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие

законодательно-правовые  документы,  определяющие развитие ООП (законы

об оборонном заказе,  включая разработку программ вооружения, сохране-

ния и развития мобилизационных мощностей,  о статусе оборонного предп-

риятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совмест-

ном производстве В и ВТ),  что затрудняло подготовку концепции и прог-

рамм приватизации предприятий комплекса.

                 ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И

                         ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Начало разгосударствления  собственности и приватизации в оборон-

ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтерна-

тивные  формы  собственности  в  рамках многоукладной социалистической

экономки,  а приватизация и разгосударствление собственности  не  были

узаконены  и  осуществлялись  в соответствии с отдельными решениями на

уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасш-

табная  программа  приватизации,  происходило  наращивание критической

массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой

структурной  перестройки  экономики ООП,  в это время быстрыми темпами

формируются холдинговые и акционернопромышленные компании  (АПК),  фи-

нансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и науч-

но-производственные центры.


                                - 3 -

     Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наб-

людалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализа-

ции  государственных  предприятий с одновременным их преобразованием в

акционерные общества открытого типа" (№721 от 1 июля 1992 г.).

     Стихийная приватизация,  происходившая  в ряде отраслей народного

хозяйства,  не должно была распространяться на ООП, так как могла при-

вести к их полному развалу.  Однако только 19 августа 1993 г. был под-

писан Указ президента РФ № 1267 "Об особенностях приватизации и допол-

нительных  мерах государственного регулирования деятельности предприя-

тий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было при-

нято постановление правительства РФ № 1285 "О предприятиях и организа-

циях оборонных отраслей промышленности,  не подлежащих приватизации  в

1993-1994 годах,  а также преобразуемых в акционерные общества", кото-

рые позволили перевести процесс приватизации в оборонном  комплексе  в

цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось:

     - отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных

процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;

     - составление  перечня  предприятий,  находящихся  в  федеральной

собственности и не подлежащих приватизации,  по обязательствам которых

отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и  обо-

ронных НИКОР,  гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение госу-

дарственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.);

     - установление порядка управления государственными пакетами акций

оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям;

     - закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в пе-

речни предприятий:  а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.;  б)

подлежащих  приватизации  на  основе  специально разработанных для них

концепций; в) преобразуемых в акционерные общества с сохранением конт-

рольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г) пре-

образуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции"  сро-

ком действия 3 года за государством;  д) приватизируемых без ограниче-

ний.

     Темпы приватизации,  особенно на начальной стадии, постоянно воз-

растали.  Если в 1991-1992 гг.  было приватизировано около 6,5% общего

количества предприятий ООП,  в 1993 г.  - 25%,  то в 1994 г.  - 60%. В

1995 г.  доля приватизированных предприятий ООП составила свыше  70  %

общего  их количества.  Наиболее активно процесс приватизации проходил

на  предприятиях  авиационной  промышленности,  радиопромышленности  и


                                - 4 -

электронной  промышленности.  В  таблице  1 представлено распределение

предприятий по способам приватизации на основе данных Госкомстата  РФ.

Из таблицы видно,  что наиболее распространенным способом приватизации

в ООП является продажа акций акционерных обществ открытого типа.

     Среди других способов приватизации в порядке убывания по итоговым

данным использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприя-

тий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих

и ликвидированных предприятий и объектов.  Необходимо также  отметить,

что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акций акционерных об-

ществ открытого типа предпочтение отдавалось также  продаже  имущества

действующих и ликвидированных предприятий и объектов.

     Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных

в  соответствии с их численностью и использованием первого или второго

варианта предоставления льгот трудовым коллективам,  а также сравнение

групп  государственных  и приватизированных предприятий показали,  что

после приватизации в рассматриваемых акционерных обществах в 1994  г.,

в  1  и  во 2 кварталах 1995 г.  ухудшились результаты деятельности по

сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет.

 Таблица 1

               РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

             НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ

                          (1992 - 1995 ГГ.)

 ┌───────────────────┬──────────────────────────────────────────┐

 │                   │    Доля предприятий, приватизированных   │

 │                   │     различными способами (в %)           │

 ├───────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┤

 │                   │  а   │   б  │  в   │   г  │  д   │    е  │

 ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

 │ 1992 г.           │ 73   │  -   │ 4,9  │  4,9 │  -   │  17,2 │

 │ 1993 г.           │ 90,2 │ 0,5  │ 0,5  │  1,0 │  -   │   7,6 │

 │ 1994 г.           │ 92,0 │ 0,5  │ 3,7  │  -   │ 0,5  │   3,3 │

 │1 полугодие 1995 г.│ 41,7 │ 8,3  │ 8,3  │ 41,7 │  -   │       │

 ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

 │  Итого            │ 85,8 │ 0,7  │ 3,2  │  0,9 │ 2,7  │  6,7  │

 └───────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘

    Примечание :


                                - 5 -

а - продажа акций акционерных обществ открытого типа;

б - продажа предприятий на аукционе;

в - продажа предприятий на коммерческом конкурсе;

г - приватизация через инвестиционный конкурс  (в  1992-1993  гг.

это  означало продажу предприятий целиком на некоммерческом инвестици-

онном конкурсе, в 1994 г. - продажу пакетов акций, в 1995 г. - продажу

предприятий целиком на инвестиционном конкурсе);

д- продажа имущества (актмивов) действующих, ликвидируемых,

ликвидированных предприятий и объектов, незавершенных

строительством;

е - выкуп арендованного имущества.

     В то же время отдельные акционерные общества по некоторым показа-

телям улучшили свои результаты. Наметилась также тенденция к повышению

показателей деятельности групп,  включающих предприятия с меньшей чис-

ленностью (до 5 тыс.  человек) и использующих второй вариант льгот, по

отношению к группам с  более  крупными  по  численности  предприятиями

(свыше 5 тыс. человек) и избравшим второй вариант льгот, а также групп

с большей численностью (более 5 тыс. человек), использующих первый ва-

риант льгот, при производстве изделий как гражданского назначения, так

и общего объема продукции.

     С целью оценки эффективности приватизации проведено сравнение де-

ятельности группы из 46 приватизированных предприятий и двух групп го-

сударственных предприятий, состоящих из 168 и 53 производств. Отдельно

рассматривались показатели их деятельности применительно к  производс-

тву  общего  объема продукции и изделий гражданского назначения.Анализ

показал:

     - все  группы предприятий в той или иной мере ухудшили результаты

своей деятельности в 1 квартале 1995 г. по сранению с 1 кварталом 1994

г.;

     - в то же время при производстве общего объема продукции на  при-

ватизированных  предприятийх  в  меньшей степени ухудшишись результаты

деятельности,  чем в обеих группах государственных предприятий. Однака

при  производстве  гражданской продукции наблюдалась обратная картина,

то есть приватизированные предприятия работали хуже,  чем  обе  группы

государственных предпрятий.


                                - 6 -

                  ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

     Институциональные преобразования  в ООП можно рассмотреть на при-

мере 8 отраслей, подведомственных Госкомоборонпрому России (АП - авиа-

ционной промышленности,  БП и СХ - боеприпасов и спецхимии,  ПВ - про-

мышленности вооружений,  РКТ - ракетно-космической техники, ПСС - про-

мышленности средств связи,  СП - судостроительной промышленности, ЭП -

электронной промышленности и РП - радиопромышленности).  Предприятия и

организации  каждой  отрасил были разделены на группы в зависимости от

их взаимоотношений с Госкомоборонпромом:  государственные предприятия,

подведомственные  Госкомоборонпрому;  акционерные  общества с участием

государства,  сотрудничающие с Госкомоборонпромом; акционерные общест-

ва,  приватизированные без органичений, но сотрудничающие с Госкомобо-

ронпромом; предприятия, полностью утратившие всвязь с Госкомоборонпро-

мом; (см. Табл. 2).

     Из таблицы видно,  что в настоящее время по рассматриваемым 8 от-

раслям Госкомоборонпром может реально проводить государстенную полити-

ку лишь на 34,6%  предприятий, на 28,6% предприяитй возможность реали-

зации  государственной  политики ограничивается долевым участием госу-

дарства в уставном капитале акционерных обществ,  на  24%  акционерных

обществ  государственная  политика осуществляется Госкомоборонпромом в

основном посредстом размещения государственного оборонного заказа. На-

именьшее  количество государственных предприятий оказалось в авиацион-

ной промышленности (21%), что вряд ли можно считать положительным фак-

том,  так  как  большинство  приватизированных предприятий авиационной

промышленности лишилось поддержки государства,  в том числе в виде го-

сударственного оборонного заказа, и находится на грани банкротства.


                                - 7 -

Таблица 2

             ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ

         ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОСКОМОБОРОНПРОМА РОССИИ (ГКООП), в %

────────────────────┬──────────────────────────────────────────┬─────┐

Формы               │            ООП                           │ГКООП│

взаимоотношений     ├────┬───────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┼─────┤

предприятий с ГКООП │ АП │БП и СХ│ ПВ │ РП │ РКТ│ ПСС│ СП │ ЭП │     │

────────────────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤

Госпредприятия,     │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

подведомственные    │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

ГКООП               │21,0│ 82,0  │34,6│28,0│54,2│41,4│40,7│26,8│34,6 │

АО с гос-ным        │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

участием,           │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

сотруд-щие с ГКООП  │40,9│ 12,0  │24,6│27,5│13,5│27,1│31,4│29,1│28,6 │

АО, приват-ные      │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

без ограничений,    │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

сотруд-щие с ГКООП  │28,7│  6,0  │19,0│33,0│22,9│14,9│18,1│27,2│24,0 │

Предприятия,        │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

полностью           │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

утратившие          │    │       │    │    │    │    │    │    │     │

связь с ГКООП       │9,4 │   0   │21,8│11,5│ 9,4│16,6│ 9,8│16,9│12,8 │

────────────────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤

    Всего           │100 │ 100   │100 │100 │100 │ 100│100 │100 │ 100 │

────────────────────┴────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┘

     Недавно превительством РФ было принято решение,  в соответствии с

которым  заводы  и  КБ отраслей оборонной промышленности,  выполняющие

оборонный заказ, могут рассчитывать при получении статуса Федерального

научно-производственного  центра (ФНПЦ) на особую государственную под-

держку.  Позднее  предполагается  финансировать  ФНПЦ  также  за  счет

средств  Миннаки России - по статье расходов на фундаментальные иссле-

дования.

     По разным оценкам, структурная перестройка предприятий оборонного

комплекса,  включающая модернизацию производства и конверсию оборонной

промышленности,  потребует от 150 млрд. до 300 млрд. долл. Адаптацион-

ной  реакцией предприятий оборонного комплекса,  тесно связанных между


                                - 8 -

собой научными,  производственными и кооперационными связями,  явилось

стремление к образованию различных интегрированных структур с преобла-

данием в последнее время акционерно-промышленных компаний  и  финансо-

во-промышленных групп.

     Создание разветвленной сети финансово-промышленнх групп - одно из

наиболее  действенных путей привлечения внебюджетных источников финан-

сирования для вывода ООП из кризиса, осуществления структурной перест-

ройки,  переориеннтации промышленных предприятий и научных организаций

на самофинансирование. Образование ФПГ на базе предприятий ООП повыша-

ет  устойчивость  входящих  в  них предприятий к внешним воздействиям,

способствует расширению самостоятельности предприятий во  всех  сферах

деятельности, уменьшает вероятность банкротства, содействует перерасп-

ределению управленческих функций.

     Возниконовение ФПГ  воджно  ренгламентироваться  и регулироваться

государством,  особенно при объединении предприятий,  оказывающих  су-

щественное  влияние на обороноспособность России,  так как в противном

случае могут возобладать групповые интересы,  идущие в разрез с  госу-

дарственной промышленной политикой в ООП. В то же время по другим, ме-

нее значимым  направленимям  деятельности  ФПГ  могут  консолидировать

предприятия на добровольной основе.

     Процесс формирования и регистрации ФПГ в настоящее время  опреде-

ляется положением о ФПГ и порядке из создания (приложение к Указу пре-

зидента РФ № 2096 от 8 декабря 1993 г.),  программой содействия форми-

рованию ФПГ (утверждена постановлением правительства РФ № 48 от 16 ян-

варя 1995 г.),  а также постановлениями правительства РФ,  касающимися

порядка проведения экспертизы проектов ФПГ (№ 508 от 23 мая 1994 г.) и

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.