![]() |
|
|
Реферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.Реферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учи- тывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности (ООП). В то же время они составляют значительную долю научного, про- мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходит- ся также большой удельный вес производства наукоемкой, технически сложной гражданской продукции и непродовольственных товаров народного потребления. В 1994 г. оборонный комплекс произвел 80% общего объема выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий ООП преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совер- шенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали: - минимизацию затрат на производство и разработку вооружения (В) и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и обеспе- чения на этой основе обороноспособности России; - создание оптимальной структуры производства в ООП, соответству- ющей рыночным условиям; - максимально эффективное использование кадрового, научнотехни- ческого и производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Приватизацию предприятий ООП предполагалось осуществлять исходя из следующих принципов: - согласования интересов РФ, национально-государственных и адми- нистративно-территориальных образований в рамках РФ; -разграничения полномочий и функций при проведении приватизации между органами государственной власти и управления; - приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого науч- но-технического и производственного потенциала предприятий оборонного комплекса; - оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разго- сударствлению и приватизации (создание специальных фондов поддержки предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам и т.д.). - 2 - На процесс приватизации предприятий ООП оказал влияние комплекс факторов. Во-первых, это действовавшая система управления оборонными предприятиями, основанная на жесткой централизации административных функций, существенно ограничивавшей их производственнохозяйственную самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудня- ло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонной промыш- ленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (В и ВТ, продукция двойного назначения, общегражданская продукия, непродовольственные то- вары народного потребления). В-третьих, наличие мобилизационных мощ- ностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствле- ния и приватизации. В-четвертых, конверсия военного производства (из- менение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприя- тий, расширение возможностей приватизации). Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие законодательно-правовые документы, определяющие развитие ООП (законы об оборонном заказе, включая разработку программ вооружения, сохране- ния и развития мобилизационных мощностей, о статусе оборонного предп- риятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совмест- ном производстве В и ВТ), что затрудняло подготовку концепции и прог- рамм приватизации предприятий комплекса. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборон- ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтерна- тивные формы собственности в рамках многоукладной социалистической экономки, а приватизация и разгосударствление собственности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасш- табная программа приватизации, происходило наращивание критической массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой структурной перестройки экономики ООП, в это время быстрыми темпами формируются холдинговые и акционернопромышленные компании (АПК), фи- нансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и науч- но-производственные центры. - 3 - Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наб- людалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализа- ции государственных предприятий с одновременным их преобразованием в акционерные общества открытого типа" (№721 от 1 июля 1992 г.). Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей народного хозяйства, не должно была распространяться на ООП, так как могла при- вести к их полному развалу. Однако только 19 августа 1993 г. был под- писан Указ президента РФ № 1267 "Об особенностях приватизации и допол- нительных мерах государственного регулирования деятельности предприя- тий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было при- нято постановление правительства РФ № 1285 "О предприятиях и организа- циях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в 1993-1994 годах, а также преобразуемых в акционерные общества", кото- рые позволили перевести процесс приватизации в оборонном комплексе в цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось: - отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных процедур, предусмотренных государственной программой приватизации; - составление перечня предприятий, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, по обязательствам которых отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и обо- ронных НИКОР, гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение госу- дарственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.); - установление порядка управления государственными пакетами акций оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям; - закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в пе- речни предприятий: а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.; б) подлежащих приватизации на основе специально разработанных для них концепций; в) преобразуемых в акционерные общества с сохранением конт- рольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г) пре- образуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции" сро- ком действия 3 года за государством; д) приватизируемых без ограниче- ний. Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, постоянно воз- растали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около 6,5% общего количества предприятий ООП, в 1993 г. - 25%, то в 1994 г. - 60%. В 1995 г. доля приватизированных предприятий ООП составила свыше 70 % общего их количества. Наиболее активно процесс приватизации проходил на предприятиях авиационной промышленности, радиопромышленности и - 4 - электронной промышленности. В таблице 1 представлено распределение предприятий по способам приватизации на основе данных Госкомстата РФ. Из таблицы видно, что наиболее распространенным способом приватизации в ООП является продажа акций акционерных обществ открытого типа. Среди других способов приватизации в порядке убывания по итоговым данным использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприя- тий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Необходимо также отметить, что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акций акционерных об- ществ открытого типа предпочтение отдавалось также продаже имущества действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных в соответствии с их численностью и использованием первого или второго варианта предоставления льгот трудовым коллективам, а также сравнение групп государственных и приватизированных предприятий показали, что после приватизации в рассматриваемых акционерных обществах в 1994 г., в 1 и во 2 кварталах 1995 г. ухудшились результаты деятельности по сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет. Таблица 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ (1992 - 1995 ГГ.) ┌───────────────────┬──────────────────────────────────────────┐ │ │ Доля предприятий, приватизированных │ │ │ различными способами (в %) │ ├───────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┤ │ │ а │ б │ в │ г │ д │ е │ ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤ │ 1992 г. │ 73 │ - │ 4,9 │ 4,9 │ - │ 17,2 │ │ 1993 г. │ 90,2 │ 0,5 │ 0,5 │ 1,0 │ - │ 7,6 │ │ 1994 г. │ 92,0 │ 0,5 │ 3,7 │ - │ 0,5 │ 3,3 │ │1 полугодие 1995 г.│ 41,7 │ 8,3 │ 8,3 │ 41,7 │ - │ │ ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤ │ Итого │ 85,8 │ 0,7 │ 3,2 │ 0,9 │ 2,7 │ 6,7 │ └───────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘ Примечание : - 5 - а - продажа акций акционерных обществ открытого типа; б - продажа предприятий на аукционе; в - продажа предприятий на коммерческом конкурсе; г - приватизация через инвестиционный конкурс (в 1992-1993 гг. это означало продажу предприятий целиком на некоммерческом инвестици- онном конкурсе, в 1994 г. - продажу пакетов акций, в 1995 г. - продажу предприятий целиком на инвестиционном конкурсе); д- продажа имущества (актмивов) действующих, ликвидируемых, ликвидированных предприятий и объектов, незавершенных строительством; е - выкуп арендованного имущества. В то же время отдельные акционерные общества по некоторым показа- телям улучшили свои результаты. Наметилась также тенденция к повышению показателей деятельности групп, включающих предприятия с меньшей чис- ленностью (до 5 тыс. человек) и использующих второй вариант льгот, по отношению к группам с более крупными по численности предприятиями (свыше 5 тыс. человек) и избравшим второй вариант льгот, а также групп с большей численностью (более 5 тыс. человек), использующих первый ва- риант льгот, при производстве изделий как гражданского назначения, так и общего объема продукции. С целью оценки эффективности приватизации проведено сравнение де- ятельности группы из 46 приватизированных предприятий и двух групп го- сударственных предприятий, состоящих из 168 и 53 производств. Отдельно рассматривались показатели их деятельности применительно к производс- тву общего объема продукции и изделий гражданского назначения.Анализ показал: - все группы предприятий в той или иной мере ухудшили результаты своей деятельности в 1 квартале 1995 г. по сранению с 1 кварталом 1994 г.; - в то же время при производстве общего объема продукции на при- ватизированных предприятийх в меньшей степени ухудшишись результаты деятельности, чем в обеих группах государственных предприятий. Однака при производстве гражданской продукции наблюдалась обратная картина, то есть приватизированные предприятия работали хуже, чем обе группы государственных предпрятий. - 6 - ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ Институциональные преобразования в ООП можно рассмотреть на при- мере 8 отраслей, подведомственных Госкомоборонпрому России (АП - авиа- ционной промышленности, БП и СХ - боеприпасов и спецхимии, ПВ - про- мышленности вооружений, РКТ - ракетно-космической техники, ПСС - про- мышленности средств связи, СП - судостроительной промышленности, ЭП - электронной промышленности и РП - радиопромышленности). Предприятия и организации каждой отрасил были разделены на группы в зависимости от их взаимоотношений с Госкомоборонпромом: государственные предприятия, подведомственные Госкомоборонпрому; акционерные общества с участием государства, сотрудничающие с Госкомоборонпромом; акционерные общест- ва, приватизированные без органичений, но сотрудничающие с Госкомобо- ронпромом; предприятия, полностью утратившие всвязь с Госкомоборонпро- мом; (см. Табл. 2). Из таблицы видно, что в настоящее время по рассматриваемым 8 от- раслям Госкомоборонпром может реально проводить государстенную полити- ку лишь на 34,6% предприятий, на 28,6% предприяитй возможность реали- зации государственной политики ограничивается долевым участием госу- дарства в уставном капитале акционерных обществ, на 24% акционерных обществ государственная политика осуществляется Госкомоборонпромом в основном посредстом размещения государственного оборонного заказа. На- именьшее количество государственных предприятий оказалось в авиацион- ной промышленности (21%), что вряд ли можно считать положительным фак- том, так как большинство приватизированных предприятий авиационной промышленности лишилось поддержки государства, в том числе в виде го- сударственного оборонного заказа, и находится на грани банкротства. - 7 - Таблица 2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОСКОМОБОРОНПРОМА РОССИИ (ГКООП), в % ────────────────────┬──────────────────────────────────────────┬─────┐ Формы │ ООП │ГКООП│ взаимоотношений ├────┬───────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┼─────┤ предприятий с ГКООП │ АП │БП и СХ│ ПВ │ РП │ РКТ│ ПСС│ СП │ ЭП │ │ ────────────────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤ Госпредприятия, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ подведомственные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ГКООП │21,0│ 82,0 │34,6│28,0│54,2│41,4│40,7│26,8│34,6 │ АО с гос-ным │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ участием, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ сотруд-щие с ГКООП │40,9│ 12,0 │24,6│27,5│13,5│27,1│31,4│29,1│28,6 │ АО, приват-ные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ без ограничений, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ сотруд-щие с ГКООП │28,7│ 6,0 │19,0│33,0│22,9│14,9│18,1│27,2│24,0 │ Предприятия, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ полностью │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ утратившие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ связь с ГКООП │9,4 │ 0 │21,8│11,5│ 9,4│16,6│ 9,8│16,9│12,8 │ ────────────────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤ Всего │100 │ 100 │100 │100 │100 │ 100│100 │100 │ 100 │ ────────────────────┴────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┘ Недавно превительством РФ было принято решение, в соответствии с которым заводы и КБ отраслей оборонной промышленности, выполняющие оборонный заказ, могут рассчитывать при получении статуса Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ) на особую государственную под- держку. Позднее предполагается финансировать ФНПЦ также за счет средств Миннаки России - по статье расходов на фундаментальные иссле- дования. По разным оценкам, структурная перестройка предприятий оборонного комплекса, включающая модернизацию производства и конверсию оборонной промышленности, потребует от 150 млрд. до 300 млрд. долл. Адаптацион- ной реакцией предприятий оборонного комплекса, тесно связанных между - 8 - собой научными, производственными и кооперационными связями, явилось стремление к образованию различных интегрированных структур с преобла- данием в последнее время акционерно-промышленных компаний и финансо- во-промышленных групп. Создание разветвленной сети финансово-промышленнх групп - одно из наиболее действенных путей привлечения внебюджетных источников финан- сирования для вывода ООП из кризиса, осуществления структурной перест- ройки, переориеннтации промышленных предприятий и научных организаций на самофинансирование. Образование ФПГ на базе предприятий ООП повыша- ет устойчивость входящих в них предприятий к внешним воздействиям, способствует расширению самостоятельности предприятий во всех сферах деятельности, уменьшает вероятность банкротства, содействует перерасп- ределению управленческих функций. Возниконовение ФПГ воджно ренгламентироваться и регулироваться государством, особенно при объединении предприятий, оказывающих су- щественное влияние на обороноспособность России, так как в противном случае могут возобладать групповые интересы, идущие в разрез с госу- дарственной промышленной политикой в ООП. В то же время по другим, ме- нее значимым направленимям деятельности ФПГ могут консолидировать предприятия на добровольной основе. Процесс формирования и регистрации ФПГ в настоящее время опреде- ляется положением о ФПГ и порядке из создания (приложение к Указу пре- зидента РФ № 2096 от 8 декабря 1993 г.), программой содействия форми- рованию ФПГ (утверждена постановлением правительства РФ № 48 от 16 ян- варя 1995 г.), а также постановлениями правительства РФ, касающимися порядка проведения экспертизы проектов ФПГ (№ 508 от 23 мая 1994 г.) и Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |