на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Особенности развития и размещения газовой промышленности России


Ресурсы топлива в старых районах газодобывающей промышлен­ности в результате многолетней эксплуатации в значительной степе­ни истощены и не могут удовлетворять потребности народного хо­зяйства их за счет собственной добычи. Это относится к таким райо­нам, как Северный Кавказ и Поволжье, Украина и Азербайджанская Республика. Удельный вес этих регионов в добыче природного газа стран СНГ очень сильно сократился. На Украине сформировалась сложная система газопроводов: от Шебелинки на Харьков, на Полта­ву-Киев, на Днепропетровск-Одессу-Кишинев, от Дашавы на Киев, на Минск-Вильнюс-Ригу. Природный газ в республику поступает из Западной Сибири, Урала и Средней Азии. На Северном Кавказе сфор­мировалась система из следующих газопроводов: Ставрополь-Моск­ва, Краснодарский край-Ростов-на-Дону-Серпухов-Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону-Таганрог-Донецк, Ставрополь-Владикавказ-Тбилиси и др.

В Азербайджанской Республике газ добывается на Карадагском ме­сторождении (ежегодная добыча 10 млрд.мЗ; он транспортируется по газопроводу Карадаг-Тбилиси-Ереван.

Вторым крупным районом газовой промышленности являются государства Средней Азии и Казахстан. Вначале здесь добычей природного газа выделялась Республика Узбекистан (Бухаро-Газлинская провинция), а затем лидерство перешло к Республике Туркме­нистан. В Туркменистане разрабатываются такие крупные месторож­дения, как Шатлыкское, Майское, Ачакское, Наипское, Шахпахтынское, в Узбекистане - Джаркакское, Мубарекское, Газлинское и др. В Казахстане (его доля в добыче газа в СНГ составляет 0,9%) ускорен­ными темпами разрабатывается Карачаганакское газоконденсатное месторождение. Добыча природного газа в странах Средней Азии и Казахстане ведется в пустынных и полупустынных районах, где на­блюдается дефицит водных ресурсов и невысокий уровень вспомо­гательных производств. Среднеазиатский газ поступает потребите­лям по мощным многониточным газопроводам Средняя Азия-Центр и Средняя Азия-Урал, а также газопроводу Бухара-Ташкент-Чимкент-Бишкек-Алма-Ата.

В настоящее время правительство Республики Туркменистан для развития нефтегазового комплекса стремится привлечь капиталы фирм государств Ближнего и Среднего Востока. Предполагается по­строить газопровод через территорию Ирана и Турции в страны За­падной Европы.

Кроме природного газа страны СНГ богаты попутным нефтяным га­зом, который территориально связан с месторождениями нефти. По­путный газ отличается от природного наличием в нем наряду с мета­ном этана, пропана и бутана, являющихся ценным сырьем для про­мышленности органического синтеза. Попутный газ перерабатывают на газобензиновых (ГБЗ) и газоперерабатывающих заводах на от­дельные фракции, которые затем поступают потребителям. Основ­ная часть ГБЗ сосредоточена на территории европейской части в районах добычи нефти (Альметьевск, Отрадное, Туймазы, Шкапово Грозный), на Украине и в Закавказье. Новые газобензиновые заводы построены в главной нефтегазовой базе России - Западной Сибири (Нижневартовск, Правдинск). Начато строительство завода в Новом Уренгое, планируется построить в Архангельске. Добыча попутного газа составляет около 50 млрд.м2 в год. Однако большое количество этого ценного и дешевого углеводородного сы­рья не используется в народном хозяйстве, так как выбрасывается в атмосферу и сжигается в факелах.

Газовый конденсат перерабатывается на Оренбургском, Мубарекском, Чарджевском и Астраханском газохимических комплексах.

Одним из резервов получения газообразного топлива для некото­рых районов служит газификация угля и сланцев. Подземная газифи­кация угля осуществляется в Донбассе (Лисичанск), Кузбассе (Киселевск), Подмосковье (Тула) и на Ангренском месторождении в Узбе­кистане. Ежегодное производство искусственного газа достигает 20 млрд. м2.

3   Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.

Процесс приобретения газовой промышленно­стью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Отрасли удалось избежать разрушения сво­его ядра, более того, фактически только в новых условиях ее под­линная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся пер­венством нефтяной промышленности, оказалась в центре обществен­ного внимания. Тем не менее до сих пор остро ощущается неурегули­рованность многих вопросов функционирования отрасли и РАО "Газ­пром". В основном все концентрируется вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и возможных ме­рах по ее либерализации.

Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыноч­ной экономики - весьма специфическая отрасль, для которой стандарт­ные подходы малоприемлемы. В развитых странах Запада, в том числе в тех, где газовая промышленность прошла длительный путь развития, современное понимание ее статуса или сложилось в последние 10-15 лет, или и в настоящее время является предметом острой дискуссии.[12]

Проблемы либерализации газовой отрасли объективно связаны с необходимостью привлечения крупных финансовых средств для со­здания новых газотранспортных систем, гарантией возврата которых обычно выступает наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для его подачи по этим системам, и предвари­тельных договоренностей с потребителями на поставки газа по ним. Однако для достижения таких договоренностей нужно подтвержде­ние реальности сооружения системы в требуемые сроки и возможно­сти обеспечения надежных поставок газа. Все это легче сделать круп­ным интегрированным компаниям, зачастую опирающимся на госу­дарственную поддержку, чем потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований.

Регулирование отрасли будет происходить па­раллельно с развитием и унификацией методов регулирования газо­вой промышленности в странах Европы.[13] Именно европейский вари­ант станет решающим. Североамериканский опыт, на который обыч­но ссылаются, играет гораздо меньшую роль, поскольку отсутствует практическое взаимодействие с инфраструктурой этого рынка: российский газ экспортируется в основном на европейский рынок, кон­куренция и деловое сотрудничество осуществляются с его представи­телями и по принятым на нем правилам.

Надо отметить, что в настоящее время в Европе нет унифици­рованной модели организации и функционирования газовой промыш­ленности. Газовые рынки европейских стран за редким исключением не либерализованы. В большинстве случаев государство в той или иной степени контролирует отечественную газодобывающую отрасль (если таковая имеется), а также магистральный транспорт газа.

В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использова­нием национальных ресурсов природного газа.[14]

В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж добывае­мого газа ведутся специальным органом - Комитетом по переговорам по газу (КПГ), где представлены три основные норвежские газовые компании. В случае, если Коми­тет не может придти к общему мнению, он обращается в правительство за оконча­тельным решением. При создании КПГ предполагалось, что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских покупателей газа.

В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпада­ющего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией "Газюни", наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регу­лированию и утверждению правительством.

Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде стран, напри­мер, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности для сооруже­ния независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии применяется специфическая система регионализации рынков газа, препятствующая непосредствен­ной конкуренции поставщиков за конечного потребителя.[15]

Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах-членах ЕС и переходе от национальных моделей к функционированию единого газового рынка. Так, в 1994 г. введена в действие директива об углеводородном сырье, устанавливающая, что системы лицензирования должны основываться на открытых торгах, быть гласными и носить недискриминационный характер. В 1990-1991 гг. была принята директива о создании внутреннего энергети­ческого рынка, не затрагивавшая суверенных прав стран-членов ЕС. Однако проект директивы о либерализации рынка газа, опублико­ванный в 1992 г. и предполагавший разделение функций добычи и транспортировки, а также разрешение доступа третьих сторон, выз­вал серьезные споры и не был в полной мере реализован. В конце 1996 г. Генеральный секретариат Совета ЕС подготовил так называе­мое президентское компромиссное предложение о принципах работы газовой промышленности, которое стало объектом жесткой дискус­сии и пока окончательно не принято. Разногласия возникают в основ­ном из-за опасения, что нововведения не приведут к равноправию поставщиков и потребителей в различных странах ЕС. Это понятно, поскольку позиции привилегированных национальных участников газового рынка в европейских странах хорошо защищены, и главную угрозу влиятельные газовые компании видят в международной кон­куренции и открытии рынка.[16]

Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е го­ды были во многом вызваны падением спроса на газ. Последнее прои­зошло по ряду причин. Главная из них - господство традиционного, очень жесткого по форме, но малоориентированного на экономичес­кие стимулы и развитие конкуренции регулирования, включающего контроль цен как в добыче газа, так и у потребителей. Параллельно была создана система долгосрочных контрактов по принципу "бери или плати". Подобная система могла существовать только в условиях достаточно стабильных или растущих цен на альтернативные топливно-энергетические ресурсы. Когда же в начале 80-х годов цены на нефть стали снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и це­нообразования в газовой промышленности США сделало ее неконку­рентоспособной, предопределило сокращение спроса на газ и трудно­сти с выполнением долгосрочных контрактов. Вскоре аналогичная ситуация возникла и в газовой промышленности Канады.

Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности с поставщиками других топливно-энергети­ческих ресурсов. Для выражения такой конкуренции во многих слу­чаях, в том числе в импортно-экспортных контрактах, стали приме­нять формулы для цены газа как производной от "корзины цен" иных ресурсов (мазута, угля, возможно, электроэнергии и т.п.). Эти изме­нения условий контрактов получили широкое распространение после нефтяных кризисов. Причем введение компонент цены угля и ядер­ной энергии, учитывая высокую долю постоянной составляющей рас­ходов, рассматривается в качестве необходимого в газовых контрак­тах стабилизирующего фактора. Другой подход наряду с гибкой ре­акцией на внешнюю конкуренцию предусматривает также внутрен­ние преобразования в газовой промышленности для создания в ней стимулов повышения эффективности.[17]

В целом в Северной Америке кризисные явления конца 70-х го­дов способствовали реализации второго подхода. В 1984 г. в США были одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов поставок в долгосрочных контрактах (что облегчило положение тру­бопроводных компаний, бывших в то время и продавцами газа) и введены требования открытого доступа поставщиков к сетям трубо­проводного транспорта (при этом транспортные компании, приняв­шие принцип открытого доступа, должны были обменять часть своих контрактов по поставкам газа на контракты на его транспортировку). Затем логика преобразований постепенно привела к необходимости разделения видов деятельности и предоставляемых услуг, к сформи­рованию уже в начале 90-х годов полностью конкурентного рынка. Таким образом, развитие рыночных отношений в газовой промыш­ленности США и их глубина в значительной мере определялись ост­ротой возникших проблем и наличием соответствующих предпосы­лок - большого количества субъектов рынка (производителей газа и газотранспортных компаний), длительным периодом предшествую­щего развития, приведшего к созданию широкой и даже чрезмерно разветвленной газотранспортной сети и других мощностей (хране­ния, переработки газа и т.п.).

В Канаде в тех же условиях начала 80-х годов были приняты меры по либерализации ценообразования и разрешению доступа тре­тьих сторон к магистральным трубопроводам при сохранении факти­чески монопольного положения на трансконтинентальные перевозки компании "Трансканада".

В Европе к периоду ценовых кризисов газовая промышленность не успела пройти столь длительный путь развития и находилась на этапе становления. Решения принимались преимущественно на межго­сударственном уровне, поскольку зачастую определяющим фактором был импорт газа, в том числе из Советского Союза с его плановой экономикой. Это облегчало решение проблемы покрытия рисков, но одновременно усиливало государственное влияние. Неудивительно, что вполне естественным стало появление так называемых "уполно­моченных" компаний, то есть по сути государственных или ориенти­рованных на государство фирм, занимавшихся импортом газа, фор­мированием газового рынка и имевших монопольные или близкие к этому статусу права в соответствующих странах. Кроме того, функ­ционирование ограниченных национальными рамками рынков газа и других энергоносителей со своим специфическим законодательством препятствовало расширению конкуренции.

В России к настоящему времени создание основной инфраструк­туры магистрального транспорта газа для снабжения внутренних по­требителей в целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 г. снижения объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его уровня, особенно учитывая растущее стремление к сохранению только платежеспособного спроса, возник­ла определенная пауза в развитии отрасли. Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных газопро­водов для газоснабжения новых регионов (на Северо-Западе, юге За­падной Сибири и ряде других), а также газификации мелких и рас­средоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее на внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возник­нет потребность в предельно высоких темпах роста объемов поставок газа (не говоря уже о его дефицитности), что создает благоприятный фон для повышения качества газоснабжения. Причем возможная не­устойчивость внутреннего рынка не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время крупные инвестиции тре­буются для завоевания новых позиций для российского газа на устой­чиво растущем европейском рынке.

На внутреннем рынке долгосрочные контракты па поставку газа практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникавших при либерализации газового рынка в других странах, и облегчает введе­ние новых форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой про­мышленности России носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг. действовала формула, ценообразования, предусматривающая ежемесячную коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была дифференцирова­на ни в региональном, ни в сезонном разрезах. Номинальная цена на газ для промышленных потребителей достигла 60 долл. за 1 тыс. куб. м, что близко к официально установленной экспортной цене для Украи­ны (из-за отсутствия региональной дифференциации, которая нача­лась только в прошлом году, такая вполне "европейская" цена дей­ствует и на Урале, и в Западной Сибири). В Северной Америке опто­вая цена на газ в среднем не превышает этот уровень.[18]

Надо отметить, что оптовые цены на газ, составлявшие с 1982 г. 26 руб. за 1 тыс. куб. м, ас 1991 г. -52 руб., поднялись сейчас до 300 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м, то есть по сравнению с периодом до 1991 г. темп их роста обгонял инфляцию, а относительно 1991 г. находится на уровне несколько ниже нее. [19]По-видимому, для нынеш­них трудностей с неплатежами критически важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на газ и другие энер­гоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым (ев­ропейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт (что за­частую наиболее привлекательно для предприятий при ограниченно­сти внутреннего рынка), а также при конкуренции с импортируемы­ми товарами это становится определяющим фактором.

Газовое законодательство как таковое в России практически отсут­ствует. Основу законодательной базы составляют закон РФ о недрах, закон о естественных монополиях и ряд правительственных положений и актов (Временное положение о доступе производителей газа в газо­транспортную систему, Правила поставки газа потребителям и др.). Основываясь на этих документах, нынешнюю ситуацию, рациональные пути развития отрасли можно охарактеризовать следующим образом.

Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обусловливается как решающей ролью транспортного фактора (а транспорт опирается на уже созданную крупнейшую инфраструктуру сетевого типа), так и высокой, не име­ющей мировых аналогов концентрацией ресурсов (в настоящее время подавляющая часть добываемого газа приходится на три крупнейших месторождения, расположенных вблизи друг от друга и на расстоя­нии 2-5 тыс. км от потребителей).[20]

Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и до­бычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находя­щиеся в эксплуатации месторождения были переданы "Газпрому". Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке мес­торождения Западной Сибири. На часть месторождений среднего мас­штаба и извлечение газа из более глубоких, чем сеноманские залежи горизонтов, лицензии выданы не входящим в "Газпром" структурам, то есть первые шаги к демонополизации добычи природного газа уже предприняты. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтя­ных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неде­лимость существующей газотранспортной системы.

Указ президента РФ о создании РАО "Газпром" содержит поло­жение о доступе производителей газа на территории Российской Фе­дерации к транспортировке доли газа, пропорциональной уровню их добычи, по газотранспортной системе ЕСГ. Некоторые процедуры такого доступа регламентированы Временным положением. Однако на практике осуществляется не транспорт стороннего газа, а его по­купка газотранспортными предприятиями Газпрома для последую­щей перекачки в составе общего потока газа. В принципе оба вариан­та - и покупка газа у производителей, и транзитная транспортировка стороннего газа - могут рассматриваться как допустимые формы вза­имодействия монопольного собственника сети и других участников рынка, но условия монополиста и прежде всего ценовые должны стать открытыми и привлекательными для пользователей.

Целесообразно создать такую регулирующую систему, при ко­торой "Газпрому" будет выгодно расширение немонопольного сек­тора в газоснабжении. Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых месторождений не входящими в него струк­турами (хотя, возможно, и с финансовым и другими видами учас­тия последнего и ассоциированных с ним организаций) и поступле­нием этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного потребления, ценовые и прочие условия которого могут формиро­ваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа самим "Газпромом".[21]

Важно разработать и ввести в действие экономические механиз­мы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую оче­редь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение потребителей является обязанностью Газпрома. И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода это требование прак­тически не нарушалось. Увеличения количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось.

Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми - в системе несколькими способами резервирования: от объектного резер­вирования (резервные агрегаты на компрессорных станциях, резерв­ные мощности в добыче и на транспорте) до многониточной и заколь­цованной структуры газоснабжающей сети и объектов хранения газа, прежде всего подземных газохранилищ. Роль последних многофунк­циональна: они позволяют сочетать высокую внутригодовую загруз­ку базовых магистральных газопроводов с переменным во времени уровнем потребления газа отдельными потребителями, покрывать при необходимости экстремальные потребности (связанные с резкими по­холоданиями и другими причинами, лежащими как внутри системы газоснабжения, так и вне ее), обеспечивать резервные поставки газа при технических отказах и авариях на объектах газоснабжения.[22]

К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую ценность подземных хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их функции носят описательный характер, не подкреп­лены конкретными диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями, нуждающимися в соответствующем качестве услуг по газоснабжению.

Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собствен­ного газа Газпрома, так и газа сторонних производителей обеспече­ние надежности обоих видов поставок по крайней мере в течение достаточно длительного периода будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих функций, а также пра­вила справедливого поведения оператора по отношению к поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения отказов оборудова­ния или аварийных ситуаций еще предстоит разработать.[23]

4   Проблемы и перспективы развития.

Единая система газоснабжения создавалась в условиях плановой экономики, когда критерием успешной работы было выполнение ди­ректив по наращиванию валовых объемов добычи газа, а также на­пряженных плановых заданий по его поставкам. Все это настраивало на интенсивное развитие системы и высокую надежность ее функци­онирования. Причем возможности выбора поставщиков действитель­но эффективного и надежного оборудования, наилучших подрядчи­ков и т.п. были, как правило, ограничены. Зато капиталовложения выделялись централизованно и на определенных этапах в соответ­ствии с обоснованными потребностями. В подобных условиях прихо­дилось прибегать к избыточному с чисто экономических позиций резервированию, включая установку громоздкого парка резервных газоперекачивающих агрегатов, к форсированному вводу мощностей на новых объектах и т.д. Сейчас наиболее актуальным для отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой самостоя­тельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.[24]

В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возмож­ностей поставки российского газа. В этой связи вполне уместной счита­ется увязка перспектив развития ТЭК России и европейского рынка энергоресурсов. При этом описываются оптимистический и вероят­ный сценарии. Оптимистический сценарий предусматривает рост цен на российские энергоносители, объемов потребления российских энер­горесурсов и инвестиций в российский ТЭК (поскольку большее чис­ло проектов становится экономически эффективным), что в совокуп­ности позволит использовать его как "мотор" для выхода из кризиса и перехода в стадию поступательного развития экономики".

Здесь необходим более дифференцирован­ный и взвешенный подход. Что касается нефти, то цены на нее фор­мируются на основе довольно сложного баланса интересов и сил, вклю­чающего и механизмы квотирования добычи. Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих цену "корзины" энергоре­сурсов, в том числе мазута (как производной от цены нефти) и угля.

Представляется, что цена угля на мировом рынке может быть достаточно стабильной ввиду наличия доступных больших запасов качественного угля. По мнению многих экспертов, имеются также значительные резервы поддержания стабильных цен и на нефть. В этих условиях ожидания всеобщего роста цен на российские энерго­носители могут не оправдаться. В отраслях с длительным инвестици­онным циклом, прежде всего в газовой промышленности, опасность такого рода просчетов очень велика.

В то же время ситуация с природным газом гораздо благоприят­нее, чем по ТЭК в целом. Причины этого - крупные преимущества природного газа перед другими видами топлива в экологическом от­ношении, возможность достижения при его использовании более вы­соких технологических показателей (например, кпд на электростан­циях) и в целом особая технологичность природного газа, который, как уже отмечалось, при транспортировке представляет собой гото­вый к использованию продукт.

Сейчас появились предпосылки изменения сложившегося ценово­го баланса различных видов топлива и энергии. Электростанции, одни из самых крупных, но традиционно наименее эффективных ввиду взаимозаменяемости разных видов топлив контрагентов газо­вой промышленности при использовании современных парогазовых технологий, становятся его наиболее эффективными потребителя­ми. Поскольку в других сферах применение газа также дает значи­тельный эффект, то явно назревают изменения ценовой формулы в сторону увеличения его цены для поставщиков, что, однако, не при­ведет к снижению спроса, но позволит стимулировать реализацию новых проектов и тем самым обеспечит "гладкий" переход к ис­пользованию во все большем объеме потенциальных потребительс­ких преимуществ природного газа. На наш взгляд, адекватная реак­ция на рыночные сигналы со стороны оптовых покупателей газа будет облегчена при расширении их коммерческой ориентации и ли­берализации европейской газовой промышленности.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющейся транспорт­ной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспорт­ных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не менее по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов.

Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность во вводе но­вых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в раз­работку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное использование имеющихся и перспективных ресурсов в Надым-Пур-Тазовском и прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от воз­можностей привлечения инвестиций для такого освоения, от масшта­бов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и но­вых районах, от местных и экологических факторов и т.п.

Наиболее существенно то, что в среднесрочной перспективе предельные затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей цепи газоснабжения. При этом практи­чески при любом из вариантов конкретных решений в добыче по­высится уровень затрат, которые можно условно оценить в 15-25 долл. за 1 тыс. куб. м.

Для окупаемости строительства магистральных транспортных систем протяженностью 4-4,5 тысяч и более километров (в том числе частично в северных условиях, а частично в европейских странах -и то, и другое является фактором удорожания) до основных экс­портных потребителей транспортная компонента составит не менее 60 долл. за 1 тыс.куб.м. Конкретные оценки в немалой мере будут зависеть от уровней налогов, условий финансирования и сопряжен­ных затрат (например, на обеспечение надежности и резервирова­ния поставок).[25]

Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемо­сти и даже могут стать убыточными. В данном случае при расширяю­щемся европейском рынке и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая промышленность может превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.[26]

Явно недостаточно с экономических и правовых позиций про­работаны вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных поставок газа по трубопроводам осуществля­лось с использованием транзита через третьи страны. Несмотря на то что транзит получил столь широкое распространение, практичес­ки отсутствуют его международные юридически обязательные пра­вила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. До­говор о Европейской энергетической хартии включает только обя­зательство не препятствовать транзиту в случае внутригосударствен­ных конфликтов.

В России также ощущается необходимость развития специфиче­ского, ориентированного на газовую промышленность законодатель­ства. Проект закона о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был достаточно противоречив, поскольку в него пытались вклю­чить не только общие для этих отраслей вопросы (типа лицензиро­вания), но и частные, по которым имеются значительные различия (прежде всего это относится к транспорту и поставкам продукции потребителю). В настоящее время с учетом происшедших измене­ний (введение закона РФ о естественных монополиях, создание Федеральной энергетической комиссии, а также ставшей все более по­нятной обществу роли ЕСГ в народном хозяйстве страны) представ­ляется своевременными разработка и принятие специального закона о газоснабжении или о ЕСГ.

По-видимому, в среднесрочной перспективе доля газа в энерге­тике Европы будет ограничиваться прежде всего соображениями бе­зопасности. Экономика и экология однозначно указывают на газ, но серьезную опасность европейцы усматривают в энергетической зави­симости от недостаточно прогнозируемого и слабо регулируемого ги­ганта на Востоке. Надо сказать, что на этом весьма успешно спекули­рует ядерное лобби. Снять подобные опасения можно в первую оче­редь за счет установления ясных правил игры и более широких свя­зей и переплетения интересов участников рынка на Западе и Востоке.[27]

Отметим, наконец, важную роль системного моделирования функ­ционирования и развития газоснабжения, вытекающую из объектив­ной сложности системы и выполняемых ею задач. На протяжении последних трех десятилетий, фактически с начала создания ЕСГ, со­вершенствовались методы и средства такого моделирования. Со вто­рой половины 80-х годов они оформились в целостную систему ана­лиза и принятия решений по развитию ЕСГ. Для нынешней рыноч­ной ситуации, несмотря на усиление фактора неопределенности, тем не менее характерна большая ясность критериев в отличие от номи­нальных показателей плановой экономики.[28]

Даже в советских условиях применение методов системного мо­делирования при конкретном анализе направлений развития ЕСГ давало возможность существенной экономии инвестиционных ресур­сов и повышения качества принимаемых решений. Тем большие пер­спективы открываются перед этими методами в нынешней ситуации.

Заключение.

Газовая промышленность является одной из основных отраслей топ­ливной промышленности, которая охватывает добычу природного газа, переработку природного и попутного газа, подземную газификацию угля. Она принадлежит к молодым отраслям индустрии, быстро и ди­намично развивающимся в последние десятилетия.

Ресурсами природного газа особо выделяется Западная Сибирь, где разведаны такие уникальные месторождения, какУренгойское (запа­сы 6 трлн.м2 открыто в 1966г.), Ямбургское (4.5 трлн.м2 1969г.), Мед­вежье (1,5 трлн.м2 1967г.), Заполярное, Тазовское, Вынгапуровское и другие. Они расположены на севере Тюменской области в пределах зоны тундры, где природно-климатические условия особенно суровы, и образуют Пур-Тазовскую и Надым-Пурскую газоносные провин­ции. На Ямале открыты Бованенковское, являющееся вторым в мире по ресурсам и Харасавайское месторождения.

На территории России ресурсы природного газа разведаны в Баренцево-Печорской провинции (Вуктыльское, Войвожское и другие местрождения), на Урале (Оренбургское газоконденсатное), в Повол­жье (Астраханское газоконденсатное и другие), на Дальнем Востоке (Саха-Якутия, остров Сахалин) и Северном Кавказе (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область).

Велики запасы природного газа в странах Средней Азии (Шатлыкское, Майское, Ачакское в Туркменистане, Газлинское, Мубарекское в Узбекистане), в Казахстане (Карачаганакское). На Украине открыты Шебелинское, Дашавское, Рудковское и дру­гие месторождения природного газа, в Азербайджане - Карадагское месторождение.

В настоящее время в странах СНГ разведано большое количество газовых, газоконденсатных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений. Вторая особенность состоит в том, что ресурсы при­родного газа отличаются высокой территориальной концентрацией. Только пять месторождений: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, За­полярное и Оренбургское - сосредотачивают около половины всех промышленных запасов стран СНГ.

Эксплуатация чисто газовых месторождений началась в годы Вели­кой Отечественной войны, когда были построены газопроводы от ме­стных месторождений до Саратова (от Елшанки) и Самары (из Похвистнево). В 1947г. построен крупный газопровод Саратов - Москва, протяженностью 800 км, а в 1948г. Дашава - Киев - Брянск - Москва. В 1965г. в стране добывалось 128 млрд.м2 против 3,2 млрд.м2 в 1940г., то есть в 40 раз больше, в том числе в России - 1/2 и на Украине 1/3. В середине 50-х годов густая сеть газопроводов сформировалась на Северном Кавказе, где были построены газопроводы Ставрополь -Москва, Краснодарский край -Серпухов - Ленинград и другие. Вы­росло значение газовой промышленности Узбекистана, откуда про­шли газовые магистрали Средняя Азия - Центр, Средняя Азия -Урал и другие. В 1970г. добыча природного газа возросла до 198 млрд. м2.

Газовая промышленность СНГ имеет некоторые отличительные осо­бенности развития по сравнению с другими отраслями топливно-энер­гетического комплекса. Во-первых, добыча природного газа отлича­ется высокой концентрацией и ориентируется на регионы с наибо­лее крупными месторождениями, имеющими выгодные условия экс­плуатации. Во-вторых, газовой промышленности характерны быст­рые темпы развития. Абсолютный прирост добычи природного газа за 1976-1980 гг. составил 146 млрд.м2 1981-1985 гг. - 208 млрд.мЗ, 1986-1990 гг. - 172 млрд.мЗ В 80-е годы СССР вышел на первое ме­сто в мире, обогнав США. В-третьих, добыча природного газа отличается динамичностью размещения производства, что обусловлено быстрым расширением границ выявленных ресурсов природного газа, а также относительной доступностью и дешевизной вовлечения их в эксплуатацию. За небольшой период главные районы по добыче при­родного газа переместились из Поволжья на Украину и Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги в 60-е годы были выз­ваны освоением месторождений Средней Азии, Урала и Севера. В 70-е - 80-е годы развернулась массовая разработка ресурсов при­родного газа в Западно-Сибирском регионе. Как показывают данные таблицы 1.3., добыча природного газа в Рос­сии с 1970 г. по 1990 г. увеличилась в восемь раз, в Туркменистане -почти в девять раз, а на Украине уменьшилась в 2,2 раза. В 90-е годы добыча газа сократилась во всех странах Содружества, за исключе­нием Узбекистана, где она возросла на 16%.

В размещении газовой промышленности произошел заметный сдвиг в восточные районы. Главной базой России и стран СНГ по добыче природного газа стала Западная Сибирь, которая дает в настоящее время свыше 60% всего газа. В 1990 г. в Российской Федерации добывалось 78,6%, в Туркмени­стане -10,8%, Узбекистане - 5%, на Украине - 3,5% всего природного газа. На морских месторождениях добывается 12-13 млрд.мЗ или око­ло 1,5% газа в СНГ.

 

Приложение.

Список использованной литературы.

1. Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской промышленности//ЭКО,№5,1998.

2. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс,1997.

3. Гурвич Е. Экологические последствия субсидирования  энергетического сектора// Вопросы экономики,№6,1998

4. Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-нв-Дону, 1996.

5. Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997.

6. Крупнейшие компаниии: итоги года//Эксперт,№38,1998.

7. Куранов Г., Волков В. Российская экономика (январь-май1998г)//экономист, №8,1998,стр.8,9

8. Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11.

9. Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

10.  Промышленность в 1 квартале 1997г. (по материалам Госкомстата РФ)// Экономист, №6,1998.

11.  Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,№2,1998

12.  Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, №1,1998.

13.  Хрущев А.Т. Георрафия промышленности. М.: Дело, 1992.

14.  Экономика России в 1996 г.// ЭКО, №5,97.

15.  Экономическая география /под ред Данилова А.Д. (доп., перераб.) - М.: Дело, 1990.


[1] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, 1,1998.

[2] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс,1997.

[3] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, 1,1998.

[4] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[5] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской промышленности//ЭКО,5,1998.

[6] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, 1,1998.

[7] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-нв-Дону, 1996.

[8] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс,1997.

[9] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс,1997.

[10] Хрущев А.Т. Георрафия промышленности. М.: Дело, 1992.

[11] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-нв-Дону, 1996.

[12] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской промышленности//ЭКО,5,1998.

[13] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998

[14] Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11.

[15] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998

[16] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской промышленности//ЭКО,5,1998.

[17] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998

[18] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, 1,1998.

[19] Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11.

[20] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[21] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской промышленности//ЭКО,5,1998.

[22] Крупнейшие компаниии: итоги года//Эксперт,№38,1998.

[23] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, 1,1998.

[24] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[25] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[26] Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997.

[27] Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997.

[28] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы //Вопросы экономики, 1,1998.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.