на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики


Естественная норма безработицы подсчитывается, как усредненная величина фактического уровня безработицы за предыдущие десять лет и последующие десять лет. Надо сказать, что естественный уровень безработицы является стабильной, но не постоянной величиной. Например, в то время как в 60-х годах естественная норма безработицы равнялась 4%, то в настоящее время она равна 5-6%. Причин тому несколько. Во-первых, в изменилась структура рабочей силы: в ней увеличилась доля женщин и молодежи, у которых традиционно высокая норма безработицы. Во-вторых, увеличились социальные пособия по безработице, которые способствовали тому, что безработные стали более спокойно искать работу, кроме того они стали привередливее в отношении заработной платы – ведь высокое пособие по безработице им гарантировано. Относительно эффективности этих самых пособий спорят многие экономисты, мы же вернемся к этой проблеме в последующих главах.

 Естественный уровень безработицы современные экономисты все чаще называют NAIRU (Non- Accelerating- Inflation Rate of Unemployment), т. е. уровень безработицы, не повышающий инфлящию. При естественном уровне безработицы экономика работает на полную мощность, при уровне потенциального ВВП, и если попытаться снизить безработицу, то неизбежно возникнет инфляция. Эту связь безработицы и инфляции исследовал английский экономист А. Филлипс в 50-е годы. Он построил график обратной зависимости инфляции и безработицы, названный в его честь кривой Филлипса (рис. 2.10).

Рис. 2.10 Кривая Филлипса в краткосрочном периоде

2.4.     Экономические и социальные издержки безработицы. Закон Оукена

Экономические издержки безработицы проявляются прежде всего в невыпущенной продукции. Ведь безработица означает неполное использование трудовых ресурсов и следовательно разрыв между потенциальным и фактическим ВВП. Если вспомнить кривую производственных возможностей, то мы находимся левее и ниже этой кривой, что означает неполное использование ресурсов в условиях неполной занятости. Однако следует отметить, что не всегда разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства бывает положительным. Иногда, например, во время войн и других экстремальных ситуаций безработица опускается ниже ее естественного уровня. В таком случае имеет место отрицательный разрыв ВВП, в результате чего экономика испытывает инфляционное давление, что выражается в резком увеличении уровня цен при окончании, например, войны. Такой же вывод насчет инфляционного давления можно сделать, если вспомнить кривую Филлипса: с уменьшением безработицы увеличивается уровень инфляции в экономике.

Макроэкономист Артур Оукен в результате статистических наблюдений отклонения фактического ВВП от потенциального и фактической безработицы от естественной нормы нашел коэффициент,  используя который можно вычислить на сколько процентов фактический ВВП отстает от потенциального при данном уровне фактической безработицы и известном уровне естественной безработицы. Закон Оукена гласит: «Превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3% (в различных учебниках этот коэффициент колеблется от 2 до 3%)». Математически этот закон выражается следующей формулой:

,

где Y – фактический объем производства (ВВП);  - потенциальный ВВП (при полной занятости); U – фактический уровень безработицы;  - естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной занятости); b – коэффициент Оукена, который устанавливается эмпирическим путем.

Ущерб экономике наносится также в результате того, что бремя безработицы не ложится равным образом на все население. Увеличение безработицы на 1% было бы более приемлемым, если бы это означало сокращение рабочего дня всех работников. Но в действительности это не так. Некоторые социальные группы, например, молодежь, так называемые  «синие воротнички» и чернокожие более чувствительны к безработице, т. к. она касается в первую очередь именно этих групп.

Социальные издержки безработицы. Кроме экономических издержек безработица оказывает большое негативное влияние на общество. Это выражается прежде всего в том, что усиливается социальная напряженность, что может привести к политической напряженности, а в дальнейшем в случае сохранения высокого уровня безработицы и к политическим переворотам, потрясениям, забастовкам, митингам и т. д. Если оглянуться назад, то почти все диктаторы приходили к власти в условиях высокой нормы безработицы и социальной напряженности. Безработный человек не может использовать свои потенциальные возможности, лишается доходов, средств к существованию. На этой почве он часто впадает в депрессию, становится психологически неустойчивым, что является главной причиной многих заболеваний, в том числе, сердечно-сосудистых. Таким образом, увеличивается смертность. Кроме того лишенные средств к существованию, безработные люди часто идут на кражи, грабежи, убийства, суициды и другие противозаконные действия. В результате увеличивается преступность. На ликвидацию последствий безработицы правительства всех стран тратят значительные суммы, вот почему целесобразнее тратить значительно меньше средств на уменьшение безработицы путем проведения в жизнь различных программ по уменьшению безработицы. Особенно большое распространение нашли эти программы в США.

2.5.     Международный аспект безработицы

Занятость в развитых странах. Уровень безработицы в различных странах различается в широких пределах от 3-4% в Японии до 20% в Испании. Если брать абсолютное значение занятости в развитых странах, то она увеличивалась, но безработица вплоть до середины 90-х годов увеличивалась. Наибольший рост безработицы наблюдался в странах Западной Европы. Рост безработицы был вызван, во-первых, увеличением предложения рабочей силы за счет увеличения трудоспособного населения. Которое, в свою очередь было вызвано иммиграцией и пополнением рабочей силы женщинами. Еще в 60-е и 70-е годы США и Канада имели наибольший уровень безработицы среди развитых стран. Тогда безработица в Западной Европе была почти вдвое меньше уровня безработицы в США. Но уже в 90-е годы безработица в Европе на 1/6 превосходила его. Это положение подтверждают данные из таблицы 2.3.

Табл. 2.3 Безработица в развитых странах, 1967 - 1985

Период США Австралия Канада Германия Англия Италия Япония Швеция
1967 - 1973 4,5 2,0 5,1 1,0 2,4 5,6 1,2 2,2
1974 - 1980 6,8 5,2 7,2 3,5 4,7 6,7 1,9 1,9
1981 - 1985 8,2 8,0 10,4 7,2 12,0 9,5 2,5 3,0
1986 6,8 8,2 9,6 8,2 13,1 10,7 2,9 2,6

Источник: С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи Экономика, Москва, 1997

В чем же причина увеличения уровня безработицы в Западной Европе такими быстрыми темпами? Дело в том, что в отличие от США, где создание новых мест шло за счет увеличени низкооплачиваемых мест в сфере услуг, в Европе рабочие места не создавались темпами, соответствующими темпам роста предложения труда. Диаграмма, изображенная на рис.2.11, построена на основе данных из табл. 2.3 и наглядно показывает динамику изменений уровня безработицы в развитых странах.

Различие в уровне безработицы в различных странах объясняется прежде всего различным уровнем естественной безработицы и различием трудового законодательства в различных странах. Кроме того немаловажную роль играют социо-культурные и исторические факторы. Так, например, низкая безработица в Японии объясняется тем, что фирмам, нанимающим работника-мужчину, запрещается уволнять их до пенсионного возраста, женщины, уволенные с предприятий, в большинстве своем больше не ищут работы, т. е. исключаются из состава рабочей силы. В Швеции закон обязывает выплачивать большие компенсации уволенным работникам, поэтому там чаще всего невыгодно уволнять работника. В Германии вплоть до 1974 г. была низкая безработица, потому что иммигранты могли получить работу только в случае наличия свободных рабочих мест. Однако в результате роста цен на нефть в 1973 году экономический рост замедлился, соответственно увеличился уровень безработицы. В настоящее время Германия страдает от высокой безработицы. Одной из главных причин этого явления, по-моему, является слишком большая степень социализации экономики Германии. Большие пособия по безработице, в частности, способствуют развитию в немецком обществе иждивенческих настроений. В Великобритании высокий уровень безработицы обусловлен низкой мобильностью рабочей силы, что в свою очередь является очевидным результатом  английского консерватизма.

Использование трудовых ресурсов в развивающихся странах. В развивающихся странах в начале 90-х насчитывалось 0,5 млрд безработных. Основная масса населения сосредоточена в сельской местности, по этой причине уровень открытой безработицы достаточно низок. Это объясняется в первую очередь тем, что сельские жители не регистрируются в качестве безработных. Более половины сельского населения работает на себя, для того, чтобы просто выжить.

При оценке городской занятости используется термин неформальный сектор, который включает в себя самозанятых, или работающих на себя работников. По последним оценкам в развивающихся странах в неформальном секторе занято 25 – 50% работников. Вместе с высокой скрытой безработицей среди взрослого населения в этих странах присутствует эксплуатация детского труда. Около 120 млн детей работают для того, чтобы выжить, но вместе с тем их здоровью наносится непоправимый вред.

Безработица в странах с переходной экономикой. Как было отмечено выше при коммунистическом режиме в странах бывшего соцлагеря официальной безработицы не существовало. Однако существовала скрытая форма безработицы, которая перешла в открытую при переходе на рыночное хозяйство. В результате приватизации частной собственности и развала промышленности в странах бывшего СССР (ныне это страны с переходной экономикой) установилась высокая норма безработицы. Достаточно сказать, что количество безработных в восточно-европейских странах увеличилось с 1,6 млн в 1990 г. до 6,3 млн в 1993 г. Подробнее проблема безработицы в странах с переходной экономикой на примере России будет рассматриваться в разделе «Стабилизационная политика государства в России».

3. Стабилизационная политика государства

Представляющийся мне идеал основывается на том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою судьбу. Ты, государство, заботься о том, чтобы я был в состоянии так поступать».

Людвиг Эрхард

Промышленный переворот конца XVIII – начала XIX века обусловил бурное экономическое развитие, которое создало новую основу для проведения в жизнь экономической политики. Задача последнего заключалась лишь в том, чтобы обеспесить рыночный механизм соответсвтующей инфраструктурой (системой правовых норм, национальной валютой и т. д.). В то время государство находилось в роли постороннего наблюдателя. Однако после мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. стало ясно, что необходим иной подход к проблеме государственного участия в рыночной экономике. В результате появилось понятие «экономическая политика». Вот как охарактеризовал появление этого явления в экономике В. М. Соколинский: «В рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Но главное, что потребовало от него новое качественное состояние рыночного производственного механизма, - это нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыночный механизм».

Первые попытки государственного регулирования экономики были предприняты в Германии еще в конце XIX века. Автором нового социального законодательства стал О. Бисмарк, на основе этого законодательство возникла новая сфера – социальное страхование. Неслучайно, что и в настоящее время Германия является одной из первых среди промышленно развитых стран по уровню социализации экономики.

Существуют различные определения экономической политики. Я же приведу определение немецкого ученого Х. Гирша: экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Субъектами, или исполнителями экономической политки являются, во-первых, государство, во-вторых, негосударственные субъекты экономической политики. Это различные объединения, профсоюзы, картели и т. д. В развитых странах государство возлагает часть бремени по регулированию экономики на негосударственные субъекты. В России же эти институты не обладают достаточным влиянием и силой, чтобы помогать государству в проведении экономической политики.

Цели экономической политики. На глобальном уровне основной целью экономики является обеспечение благосостояния общества. Замечу, однако, что понятие «благосостояние» является обширным и абстрактным. Поэтому кроме основной задачи существуют задачи второго уровня, которые являются, по-моему, более практическими. К главным целям общества относятся:

1.    свободное развитие общества

2.    правовой порядок

3.    внешняя и внутренняя безопасность

Вышеперечисленные цели имеют социальный характер. Экономические же цели общества выглядят следующим образом:

1.    экономический рост

2.    полная занятость

3.    стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты

4.    внешнеэкономическое равновесие

Преследуя эти цели, государство в числе прочих мер осуществляет стабилизационную антициклическую политку и политику занятости, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах.

3.1   Экономические циклы и государственная политика

Из предыдущего анализа экономических циклов ясно, что это нежелательное явление в экономике, сопровождающееся колебаниями в ВВП, в уровне занятости и в уровне цен. Что не соответствует тем целям, которые были поставлены в предыдущей главе. Государственная политика направлена именно на то, чтобы сглаживать колебания ВВП вокруг тренда, т. е. на ликвидацию или хотя бы уменьшение амплитуды циклических колебаний. Надо сказать, что существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых дает свой рецепт к достижению данной цели. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

·     кейнсианский

·     классический

·     теория рациональные ожиданий

·     неоклассический синтез

·     новая кейнсианская теория

·     теория реального экономического цикла

Традиционным среди этих взглядов стал кейнсианский, который направлен на управление совокупным спросом. Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса. Каким же образом советуют кейнсианцы управлять совокупным спросом. Основными направлениями макроэкономической политики кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим вкратце их сущность.

Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

1.    снижение ставки налога

2.    увеличение расходов государства

3.    применение обоих методов одновременно

Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:

1.    увеличение ставки налога

2.    сокращение расходов

3.    применение обоих методов одновременно

Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса.  В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.

Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:

1.    Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы оснознать на какой стадии цикла находится экономика

2.    Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.

3.    Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит.

4.    Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветсвуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

1.    операции на открытом рынке

2.    изменение резервной нормы

3.    изменение учетной ставки

При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и  подразумевает:

1.    покупка ценных бумаг

2.    снижение резервной нормы

3.    снижение учетной ставки

В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.

Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:

1.    продажа ценных бумаг

2.    повышение резевной нормы

3.    повышение учетной ставки

Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:

1.    Ослабление контроля за предложением денег

2.    Циклическая ассиметрия

3.    Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применени кредитно-денежной политики.

4.    Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением  в жизнь кредитно-денежной политики.

Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесобразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.

Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства  почти всех стран  проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.