![]() |
|
|
Реферат: Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФПоложение устанавливает, что к участию в конкурсе допускаются соискатели: осуществляющие свою деятельность в приоритетных для республики направлениях: производство товаров народного потребления, промышленной и сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; транспортные перевозки, связанные с заготовкой и реализацией сельхозпродукции; бытовые услуги населению; строительство и ремонт жилья; транспортное обслуживание розничной торговли на селе; имеющие стабильное финансовое положение, положительную структуру баланса; не имеющие просроченных задолженностей по кредитам банков и обязательным платежам в бюджет; своевременно подавшие заявку на участие в конкурсе и другие необходимые документы и внесшие задаток. Победителями конкурса становятся соискатели, предложившие наибольший размер предварительного платежа, но не менее 30 процентов стоимости объекта лизинга. Вместе с тем, имеющаяся информаци позволяет заключить, что по причинам финансовых и организационных затруднений компани “Комилизинг” сегодня не ведет активной деятельности и не может рассматриваться как значимый фактор ускорения развития малого предпринимательства в регионе. Ряд регионов России в своих документах по развитию малого предпринимательства также формулировали предложения по развитию лизинга в интересах малого бизнеса. Так в Программе Государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1996-1997 г.г. есть следующие пункты: подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской области по снижению ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, получаемую банками и другими кредитными учреждениями от предоставления ими кредитов хозяйствующим субъектам (лизингодателям) для приобретени имущества, являющегося объектом финансового лизинга; подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской области по снижению ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, получаемую страховыми компаниями от операций страховани сделок лизинга; вывести из-под налогообложения часть прибыли специализированных лизинговых компаний (лизингодателей), направляемую на формирование фондов финансирования лизинговых операций, в части налога, зачисляемого в бюджет области; подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской области по освобождению специализированных лизинговых компаний (лизингодателей) от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, направляемую ими на погашение кредитов, получаемых для приобретения имущества, являющегося объектом финансового лизинга; предоставление специализированным лизинговым компаниям (лизингодателям) целевых инвестиционных кредитов при осуществлении ими операций финансового лизинга в целях реализации региональной инвестиционной политики; в целях повышения коэффициента использования производственных мощностей и переструктурирования производства, развити малого предпринимательства, в соответствии с концепцией Программы информатизации Пермской области, во взаимодействии с учрежденной фондом имущества Пермской области, комитетом по управлению имуществом администрации области, областным управлением статистики, заинтересованными предприятиями и организациями необходимо создание банка данных по неиспользуемому оборудованию, простаивающим производственным и складским помещениям; в целях обеспечения малого предпринимательства производственно-технологической базой, а также реализации Государственной программы конверсии оборонной промышленности совместно с отделом координации промышленности и конверсии администрации области, при участии других заинтересованных органов власти, разработать концепцию использования лизинговых операций на конверсионных предприятиях. Производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Конверсия и переструктурирование производства позволят высвободить производственные площади и оборудования для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать сеть субподрядных малых предприятий; совместно с Пермским территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, в соответствие п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 421 “О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций” разработать механизм использования лизинга при продаже имущества ликвидируемых предприятий-должников дл поддержки субъектов малого предпринимательства. Сказанное позволяет заключить: действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг федерального уровня не получает за единичным исключением необходимого развития и конкретизации на уровне субъектов РФ. Последнее особенно ущербно для интересов МП, т.к. только на региональном уровне нормотворчества возможно в полной мере учесть и реализовать регионально-особенные предпосылки и стимулы активного включения МП в сферу лизинговых отношений. Последующие три раздела доклада, посвященные нормативно-правовому регулированию информационных услуг, консалтинга и обучения в сфере МП, несут в себе определенные отличия от регулирования лизинговых отношений и ряда других аспектов деятельности МП и практики их государственной поддержки. Это связано с тем, что: во всех трех рассматриваемых ниже сферах объектом деятельности являетс создание/движение особого “интеллектуального продукта”, правовое регулирование которого всегда было более сложным, нежели производства и потребления вещественных благ; рассматриваемые ниже сферы деятельности в отношении МП тесно связаны и часто объединены друг с другом или логически и неразрывно следуют друг за другом (например, консалтинг и информационная поддержка - за обучением предпринимателей). Названные выше особенности трех элементов внешней среды развития малого предпринимательства предопределяют тесную взаимосвязь их институциональной и нормативно-правовой базы, включая ее практическое воздействие на сферу МП. Свидетельством этому может служить опыт реализации ряда проектов международной технической помощи российскому МП; проектов имевших “комплексный” характер и особенно тесно интегрированных по линии “обучение МП - консалтинг для МП”. Еще одним свидетельством сказанного может служить и новая иде руководства ГКРП России о создании на местах Региональных центров поддержки предпринимательства (РЦПП), интегрирующих, в частности, процессы обучения, консалтинга и информационной поддержки малого предпринимательства во всех регионах России. II.3. Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг Особенности консалтинговых услуг как элемента внешней среды малого предпринимательства В целях данного исследовани необходимо проведение понятийного разграничения и, соответственно, разделени вопросов нормативно-правого регулирования между такими сферами делового обслуживания малого предпринимательства, как консалтинг (консультационные услуги), с одной стороны, и обучение, бизнес-обучение (образовательные услуги) – с другой. Провести подобное разграничение иногда бывает достаточно сложно, т.к. функции консультирования часто логически продолжают функции обучения, причем как показывает практика, часто в рамках одного обучающе-консультационного Центра. Помимо естественного стремления многих предпринимателей получать консультации там, где они прошли курс качественного бизнес-обучения, названная выше интеграция стимулируетс факторами чисто экономического плана: консультационная деятельность более рентабельна, чем предоставление обучающих услуг, и позволяет “бизнес - школам” продолжать и расширять свою деятельность. В разграничении консультационных и образовательных услуг МП мы исходим из того, что обучение (как контактное, так и дистанционное) носит программно-системный характер в рамках достаточно долговременной подготовки как общеэкономического, так и профессионального плана и, как форма содействия МП и элемент его внешней среды, адресовано в первую очередь начинающим представителям малого бизнеса. Что касается услуг консалтинга (или консультирования), то они носят более дискретный, даже разовый, предметно более частный, целенаправленный характер и могут быть востребованы малым предприятием практически на любом этапе его деятельности - от открытия до процедуры банкротства или закрытия. Еще одно различие связано с тем, что бизнес-обучение в современных массовых формах ориентировано прежде всего именно на потребности развития сферы малого бизнеса, тогда как консалтинг (как показывает деятельность большинства функционирующих в этой сфере фирм) адресуется предпринимательству вообще и структурируется по несколько иным профилям (см. ниже). Тем не менее, в практике институтов поддержки МП обучающие и консалтинговые услуги постоянно тесно взаимодействуют. По данным российских экспертов, в настоящее время в стране действует примерно 1000 консалтинговых фирм и большое число индивидуальных частных консультантов. Сформировалось несколько российских ассоциаций консультантов и крупнейших общефедеральных провайдеров, лидирующее положение среди которых занимает РИА “РосБизнесКонсалтинг”, а для сферы малого бизнеса - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. По своему характеру консалтинговые услуги делятся классифицируются следующем образом: по предмету консалтинговых услуг - правовой консалтинг; консалтинг в области бухгалтерского учета и аудита; консалтинг в области финансов, кредита и инвестиций; инженерно-технический консалтинг; консалтинг в области маркетинга; консалтинг по вопросам социально-трудовых отношений, консалтинг по проблемам безопасности предпринимательства; по источнику консалтинговых услуг – универсальные консалтинговые услуги по различным предметам (как правило, предоставляемые от лица крупных консалтинговых фирм) и специализированные консалтинговые услуги по отдельным предметам (юридические, налоговые, маркетинговые, технико-инновационные, таможенные и пр., предоставляемые от лица мелких фирм и отдельных частных консультантов); по ситуации потребител консалтинговых услуг – стандартизированный (консалтинг, предоставляемый в обычных условиях жизнедеятельности предпринимательских структур) и специальный (например, комплексный консалтинг в случае очевидной угрозы банкротства предприятия, при осуществлении “перенятия” малого бизнеса, то есть процедуры его перехода к новому владельцу, при которой новый владелец пользуется теме же формами поддержки, как и предприниматель, учреждающий новое МП, и пр.; по доступу консультантов к деятельности предприятия – “внешний” консалтинг или документальный консалтинг, когда консультанты лишь анализируют первичную бухгалтерскую и иную информацию о деятельности данного предприятия и “внутренний” консалтинг, когда консультанты наряду с анализом первичной информации на некоторое врем непосредственно включаются в управление данным предприятием в целом или практически занимаетс одной из сторон его повседневной деятельности. Однако такая форма консалтинга пока не получила широкого распространения в практике хозяйствования и управления в России. При рассмотрении вопросов формирования систем консалтинга и обучения дл сферы российского малого предпринимательства следует также принять во внимание, что в значительной мере эта сфера формировалась в рамках реализации проектов международной технической помощи Российской Федерации как на многосторонней, так и на двусторонней основе. В частности, в рамках реализации программ международной помощи было создано Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМиСБ), затем в рамках программы TACIS было развернуто формирование сети региональных агентств поддержки МП. С Российской стороны основным участником проекта было РАПМиСБ. Особенностью этого проекта было то, что он был непосредственно подкреплен Постановлением Правительства РФ “О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”, №1434 от 29 декабря 1994 г. По данным за 1996 г., число региональных агентств составляло около 25, хотя, как показали обследования, многие их них, особенно после прекращения финансирования по линии TACIS, оказались в сложном финансовом положении и вынуждены были резко ограничить свою деятельность. Это говорит о необходимости принятия специальных мер по сохранению и продолжению деятельности этих важнейших институтов государственной и общественной поддержки МП, где накоплен ценный опыт работы, сформировались профессиональные кадры консультантов и преподавателей. Утрата этого потенциала была бы серьезным уроном дл перспектив развития российского малого бизнеса. Сказанное касается в первую очередь региональных агентств, функционирующих в регионах, которые по уровню своего социально-экономического развития (включая и реальную картину состояния МП) объективно не могут пока обеспечить функционирование указанных агентств на принципах самоокупаемости. Московское агентство развити предпринимательства (МАРП) было создано в 1994 году и в настоящее время имеет развитию филиальную сеть (10 агентств) в городе. МАРП, как было отмечено выше, является по существу комплексным информационно - консалтинговым и обучающим центром. В сфере консультирования его основные услуги определяются как: консультации по регистрации предприятий и выбору их организационно-хозяйственной формы; бизнес-планирование; маркетинг; финансовый анализ; консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению (в т.ч. упрощенному) и статистической отчетности МП; консультации по экспортно-импортным операциям и созданию совместных предприятий. Нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг для российского малого предпринимательства Анализ нормативно-правового регулирования консалтинга как формы бизнес - услуг предпринимательскому сектору затрудняется не только многообразным характером этого вида услуг, но и тем, что само по себе понятие “консалтинг” не является пока общепринятым обозначением той или иной сферы профессиональной (хозяйственной) деятельности. Например, в такой известной базе данных по правовым вопросам как “Гарант” понятие “Консалтинг” отсутствует вообще. Это типично и для других баз данных по правовым вопросам. Специфическая подотрасль “деловые услуги” или “бизнес-услуги” (что, несомненно, шире поняти предпринимательского консультирования) не представлена в “Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг” (ОКДП). В сложившейся ситуации наиболее близкой сферой правового регулирования к сфере предпринимательского консультирования являютс отрасли “Услуги” в их традиционном понимании и структуризации. Значительное внимание правовому регулированию деятельности сферы услуг уделено в ГК РФ. Эти вопросы рассмотрены главным образом в Главе 39 ГК РФ - “Возмездное оказание услуг”, хотя по мнению юристов, для правовой основы консалтинговой деятельности могут быть также взяты и иные нормы, в частности, регулирующие выполнение работ по договору и пр. При этом важно то, что статья 779 ГК, определяя характер договора возмездного оказания услуг, включает в сферу отношений, покрываемых этой статьей, оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, по туристическому обслуживанию и иных услуг. Это открывает возможность формирования по каждой из названных подотраслей сферы услуг самостоятельного блока нормативно-правового регулирования, хотя нет оснований полагать, что без него эффективное функционирование данной сферы услуг для предпринимательства в принципе невозможно. Следует также иметь в виду, что сфера услуг и возникающие здесь правоотношения регулируются также и Федеральным законом “О защите прав потребителей”. Применительно к нормативно-правовому регулированию сферы услуг следует выделить ряд юридических документов, которые можно рассматривать как на наиболее приемлемую правовую базу для оказания консультационных услуг предпринимательской среде. Прежде всего, необходимо обратить внимание на уже упоминавшийся закон “О торгово-промышленных палатах...”, который не только позволяет последним иметь собственные предприятия, но и прямо фиксирует в целях и задачах деятельности ТПП многие вопросы, тяготеющие к сфере консалтинга как дл российских, так и для иностранных предпринимателей. Примером нормативно-правового регулирования отдельных сфер, условно относимых к сфере предпринимательского консультирования, может служить действующее регулирование оказания юридических услуг, которые действительно занимают важное место в деятельности российских МП. Такое регулирование осуществляется Постановлением Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг” № 344 от 15 апреля 1995 г. Документ устанавливает практику лицензирования оказани юридических услуг. Выдача лицензий осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и органами юстиции субъектов Российской Федерации. Лицензии на оказание платных юридических услуг выдаются физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Согласно Постановлению и Положению, платные юридические услуги вправе оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Лицо, имеющее диплом иностранного государства о высшем юридическом образовании, вправе оказывать платные юридические услуги в виде консультаций только по законодательству государства, выдавшего диплом. Довольно жестко лицензируется также и право оказывать деловые консультационные услуги в области бухгалтерского учета и аудита, операций с ценными бумагами. В настоящее время решаетс вопрос о лицензировании консультирования в области оценочной деятельности. Таким образом, основное значение в правовом регулировании консалтинга имеет вопрос о его лицензировании. Практика лицензирования имеет своей главной целью защитить клиента от получения некачественных консультационных услуг. По существу, сегодн консалтинговое обслуживание предпринимательской среды (в том числе и МП) распалось на две составляющие: лицензируемый консалтинг и нелицензируемый консалтинг. К первому, как уже было отмечено выше, относятс консалтинговые услуги по широкому спектру вопросов юридического характера, а также по вопросам бухгалтерского учета и аудита, операций с ценными бумагами и пр. Напротив, консалтинговые услуги в области маркетинга, менеджмента, рекламы, социально-трудовых отношений не лицензируются. В настоящее время эксперты не поддерживают нормативного расширения сферы лицензируемого консалтинга или ужесточени самой процедуры лицензирования, т.к. это далеко не всегда (особенно в российских условий) является твердой гарантией качества услуг. Напротив, выдвигается идея профессионально-общественной аккредитации услуг консультантов как формы утверждения и контроля определенного имиджа фирмы-консультанта на рынке деловых услуг. Поскольку в законах субъектов РФ по вопросам развития и поддержки МП проблемы регулирования консалтинговых услуг для МП отражены неудовлетворительно, основная тяжесть по нормативному урегулированию данного элемента внешней среды российского МП по названным выше вопросам ложится на федеральное законодательство и нормативные документы российского Правительства. II.2. Нормативно-правовое обеспечение в области информационных услуг Развитие систем информационного обеспечения российского малого предпринимательства Нормативно-правовое обеспечение информационных услуг как составляющей внешней среды развития российского малого предпринимательства и практики его государственной поддержки следует считать чрезвычайно объемным и многогранным в связи с наличием значительного числа организационно-технических форм передачи (предоставления) такой информации ее потенциальным потребителям, включая и малые предприятия (разнообразные печатные издания, радио и телевидение, прочие системы и сети проводной и беспроводной связи, распространение информации на магнитных и иных носителях, предоставление услуг Интернет и пр.). Видимо, это многообразие технических средств и возможностей передачи информации и является причиной того, что в имеющихся публикациях отсутствуют данные как об объеме рынка информационных услуг предпринимательству (не говоря уже отдельно о сфере малого предпринимательства), так и структуре этого рынка (например, по видам информационных носителей). Серьезные проблемы связаны и с институциональным обеспечением информационной поддержки малого бизнеса. Начиная с 1994-1995гг. был предпринят ряд попыток создания системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), прежде всего, на многосторонней (государственно-частной) основе в виде акционерного общества “Российские информационные центры” (АО “РИЦ”) во главе с Московским Инфоцентром. АО РИЦ должен быть объединить в единую сеть региональные центры информации - как самостоятельные, так и действующие на местах при бюджетной поддержке. На первом этапе деятельности СИОМП предполагалось объединить таким образом 36 региональных информационно-аналитических центра. Перед АО “РИЦ” были поставлены определенные задачи в области информационного обеспечения как самого малого предпринимательства, так и всех звеньев (федеральных, региональных, местных)в области государственной политики развития и поддержки МП. Эти задачи, в основном сохраняющие свою актуальность и в настоящее время, таковы: создание, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования системы информационного обеспечени предпринимательства на основе сети региональных и местных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных; информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития и государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации; информационное обеспечение российских и иностранных субъектов хозяйствования по всем направлениям развити предпринимательской деятельности в Российской Федерации; содействие развитию предпринимательского сектора российской экономики, в том числе на региональном и местном уровнях, путем создания его информационной инфраструктуры. Однако сложные проблемы бюджетного финансирования, а также последующее упразднение Государственного Комитета РФ по промышленной политике, который нес основную долю ответственности за развертывание систем информационного обеспечени предпринимательства, привели к тому, что поставленные задачи по созданию СИОМП-РИЦ не был в полной мере реализованы даже в рамках базисного становления систем информационного обеспечения МП. Инфоцентры - региональные опорные точки СИОМП на местах - были вынуждены по преимуществу отказаться от специализированной ориентации на информационные нужды МП, т.к. это не позволяло им обеспечить себе “выживания” при сокращении бюджетного финансирования и переходе на принципы рыночной самоокупаемости. Это дает экспертам основание констатировать, что в настоящее время в России особого рынка информационного обслуживания МП, тем более - рынка федерального уровня, - не существует. Между тем, проблемы рынка информационного обеспечения МП складываются не только со стороны “предложения”, но и со стороны “спроса”. Выявляемая многими обследованиями относительная пассивность российских МП в отношении проблем их информационного обеспечения говорит о необходимости “агрессивно” демонстрировать возможности и преимущества высокой информационной обеспеченности МП, доказывать целесообразность затрат предпринимателей на приобщение к современным информационным системам (например, через компьютерную технику) и найма/подготовки кадров информационного обслуживани соответствующей квалификации. По оценке экспертов “Российской информационной сети делового сотрудничества”, затраты на информационное обеспечение предпринимательской деятельности дают 10-кратный эффект окупаемости. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |