на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития


p>Целесообразно решить вопрос об обязательном проведении Высшим экологическим советом экспертизы не только чисто экологичес---------------


1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодательства // Государство и право. 1995. N 2. С.54.


57


ких законопроектов, но и иных проектов законов, реализация которых связана с охраной окружающей среды.

Надлежащая экспертиза подготавливаемых проектов на предмет их соответствия должна проводиться и в администрации Президента РФ, а также в системе Правительства РФ.

До настоящего времени остается важнейшей задача повышения эффективности механизма реализации экологического законодательства. Ибо законы, которые не исполняются, создают впечатление своего отсутствия.

Кроме того, следует определиться в том, что экологическое законодательство по большому счету представляет собой "затратную" отрасль законодательства. Для большинства субъектов данных отношений (предприятий, учреждений, организаций) исполнение соответствующих норм и нормативов связано со значительными финансовыми вложениями.

Ставя цель повышения эффективности нормативно-правового акта необходимо стремиться главным образом к реализации закрепленных в этом акте прав и обязанностей участников экологических отношений. С другой стороны, своеобразной страховкой "от повисания в воздухе" данных актов будут предусмотренные в них же гарантии обеспечения материальными, техническими и финансовыми средствами.


58


З А К Л Ю Ч Е Н И Е


На сегодняшний день в системе российского законодательства сложилась относительно самостоятельная отрасль, - экологическое законодательство, под которой следует понимать систему экологизированных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отношений в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вытекающие из данного определения, подразделяются на отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранительные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферного воздуха, а также лесоохранительные и водоохранительные отношения. К комплексным экологическим отношениям относятся отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного Фонда и т.д.

Обеспечение качества природной среды достигается именно во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений.

Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сделать ряд выводов.

1. Экологизированный нормативно-правовой акт, являясь структурной частью экологического законодательства, должен отвечать следующим требованиям:

а) нормативный правовой акт должен иметь объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;

б) не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом;


59


в) принятые нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом;

г) принятие нормативно-правового акта необходимо производить в установленной процессуальной форме правотворчества;

д) обязательно соблюдение порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правового акта.

2. Особенностями экологического законодательства являются следующие.

Во-первых, данная отрасль законодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение характеризует не только особенность нашего государства как федеративного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении указанных вопросов.

Во-вторых, система экологического законодательства РФ состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и рациональному использованию природных ресурсов. Природоохранительное законодательство, представляя собой совокупность нормативноправовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочетания экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной среды.


60


В-третьих, рассматривая нормативные правовые акты, как источники экологического права их можно распределить по отраслям законодательства. Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-правовыми актами экологического законодательства во главе с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового законодательства, такие как Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д. Замыкают круг правовые акты иных отраслей законодательства или экологизированных. При этом отнесение этих актов к источникам экологического права объясняется наличием в них отдельных эколого-правовых норм.

3. Нормативно-правовые акты, входящие в структуру экологического законодательства, по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Основой формирования всего законодательства, а в частности и экологического, является Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет прямой действие и применяется на всей территории РФ.

Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными для данных регионов особенностями.

4. Рассматривая соотношение российского федерального экологического законодательства и законодательства субъектов Федерации, необходимо отметить, что в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Феде-


61


рации кроме природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

5. В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций:

1) на сегодняшний день явно прослеживается высокая степень дублирования федеральных нормативно-правовых актов. Многие законодатели субъектов РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него изменения;

2) большая часть субъектов РФ, особенно республики, в изданных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра объявляются их достоянием;

3) в масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной концепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслеживаются противоречия действующему федеральному экологическому законодательству;

4) просматривается слабая профессиональная подготовка законодателей в субъектах РФ. В подготовке проектов законодательных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из научной среды и юристы;

5) слабым местом остается механизм реализации законов. Многие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники финансирования и материальная база под них.

6. Процесс развития экологического законодательства определяется различными факторами, среди которых можно выделить: поли-


62


тический, экономический, социологический, экологический. Особое место занимают организационно-правовые факторы.

Действующее экологическое законодательство сейчас едва ли не полностью устарело. Оно излишне абстрактно, декларативно. В стране отсутствуют практические механизмы правореализации. Система экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом.

7. Важнейшим направлением совершенствования системы экологического законодательства является создание серии специальных законов. Так необходимо принять федеральные законы: об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологической информации (статистике), об экологическом страховании.

Заслуживает внимания концепция внедрения модельных законов, особенно в области природноресурсового права (земельного, лесного, водного и т.д.). Но для этого необходимо провести изучение законотворчества субъектов РФ, а также всех особенностей (экономических, географических, демографических и т.д.) того или иного региона.

8. Решение вопроса, связанного с определением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов Конституции РФ возможно с помощью проведения экспертизы законопроектов.


63


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Российское федеральное законодательство


1.1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

// Росс.газ. - 1993. - 25 дек. 1.2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости Съезда

народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. N 67.

- Ст.898. 1.3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22

июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1318. 1.4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня

1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1984. -

N 27. - Ст.899. 1.5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: За-

кон РСФСР от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных

депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 20.

- Ст.641. 1.6. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости

Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

- 1991. - N 22. - Ст.768. 1.7. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19 де-

кабря 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ. - 1991. - N 10. - Ст.457. 1.8. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных

конституционных законов, федеральных законов, актов палат

Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июля 1994 г.

// Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 8. - Ст.801.


64


1.9. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный за-

кон от 21 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. -

1994. - N 13. - Ст.1447. 1.10. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 21 октября 1994 г.

// Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст.3301. 1.11. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного техногенного характера: Федеральный закон от 21

декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -

N 35. - Ст.3648. 1.12. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля

1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 9. -

Ст.713. 1.13. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный за-

кон от 14 марта 1995 г. // Собрание законодательства РФ. -

1995. - N 12. - Ст.1024. 1.14. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. //

Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 17. - Ст.1462. 1.15. О международных договорах РФ: Федеральный закон от 15 июля

1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 29. -

Ст.2757. 1.16. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. // Собрание законо-

дательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст.4471. 1.17. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 нояб-

ря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 48.

- Ст.4556. 1.18. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 22 декабря 1995 г.

// Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - Ст.410.

65


1.19. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон

от 9 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. -

1996. - N 3. - Ст.141. 1.20. Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. // Собрание законо-

дательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст.2954. 1.21. Лесной кодекс РФ от 22 января 1997 г. // Росс.газ. - 1997.

- 4 февр. 1.22. Договор о разграничении предметов ведения и взаимном деле-

гировании полномочий между органами государственной власти

РФ и органами государственной власти Республики Татарстан

от 15 февраля 1994 г. // Росс. газ. - 1994. - 18 февр. 1.23. О нормативных актах центральных органов Государственного

управления РФ: Указ Президента РФ от 21 января 1993 г.

N 104 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -

1993. - N 4. - Ст.301. 1.24. О федеральных природных ресурсах: Указ Президента РФ от 16

декабря 1993 г. N 144 // Собрание законодательства РФ. -

1993. - N 51. - Ст.4932. 1.25. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды

и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от

4 февраля 1994 г. N 156 // Собрание актов Президента и

Правительства РФ. - 1994. - N 6. - Ст.436. 1.26. О структуре федеральных органов исполнительной власти:

Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 // Собра-

ние законодательства РФ. - 1996. - N 34. - Ст.4082. 1.27. Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеуст-

ройству: Утв. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля

1993 г. N 91 // Собрание законодательства РФ. - 1993. -

N 6. - Ст.488.


66


1.28. Положение о государственной экологической экспертизе: Утв.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г.

N 942 // Собрание законодательства РФ. - 1993. - Ст.3621. 1.29. Типовое положение о порядке добровольного экологического

страхования в РФ: Утв. Минприродой РФ 3 декабря 1992 г.

N 04-04/72-6132 и Российской государственной страховой

компанией 20 ноября 1992 г. N 22 // Закон. - 1993. N 3. -

С.47-51. 1.30. Порядок направления средств предприятиями, учреждениями,

организациями, иностранными юридическими лицами и гражда-

нами в государственные внебюджетные экологические фонды:

Утв. Минфином РФ 22 декабря 1992 г. N 9-5-12 и Минприродой

РФ от 21 декабря 1992 г. N 04-04/72-6344 // Росс. вести. -

1993. - N 47. 1.31. Инструкция о порядке работы госземинспекторов по привлече-

нию физических, должностных и юридических лиц к админист-

ративной ответственности за нарушение земельного законода-

тельства: Утв. Приказом Государственного комитета РФ по

земельным ресурсам и землеустройству от 18 февраля 1994 г.

N 18 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств

РФ. - 1994. - N 7. - С.3-10. 1.32. Инструкция по организации и осуществлению государственного

контроля за использованием и охраной земель органами Минп-

рироды России: Утв. Приказом Министерства охраны окружаю-

щей среды и природных ресурсов от 25 мая 1994 г. N 160 //

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. -

1994. - N 9. - С.11-30.


67


1.33. Порядок выдачи разрешений на использование символики госу-

дарственных природных заповедников: Утв. Приказом Госу-

дарственного комитета РФ по охране окружающей среды от 31

декабря 1996 г. N 543 // Бюллетень нормативных актов феде-

ральных органов исполнительной власти. - 1997. - N 4. -

С.6-8.


2. Законодательство Республики Мордовия


2.34. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. //

Известия Мордовии. - 1995. - 22 сент. 2.35. Земельный кодекс МАССР от 24 января 1992 г. // Советская

Мордовия. - 1992. - 13 марта. 2.36. Лесной кодекс РМ от 18 февраля 1994 г. // Ведомости Вер-

ховного Совета РМ. - 1994. - N 6-8. Ст.150. 2.37. О государственной экспертизе градостроительной документа-

ции, целевых инвестиционных программ и проектов строитель-

ства в РМ: Закон РМ от 11 ноября 1996 г. // Ведомости Го-

сударственного Собрания РМ. - 1996. - N 14. - Ст.481. 2.38. Об использовании средств экологического фонда РМ: Поста-

новление Государственного Собрания РМ от 20 июня 1995 г.

// Известия Мордовии. - 1995. - 11 июля. 2.39. О положении о внебюджетном экологическом Фонде РМ: Поста-

новление Государственного Собрания РМ от 20 июня 1995 г.

// Известия Мордовии. - 1995. - 11 июля.


68


2.40. Об водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в

Мордовской АССР: Постановление Совета Министров МАССР от

24 апреля 1989 г. N 113 // Архив Министерства экологии и

природопользования РМ. - 1996. 2.41. О неотложных мерах по обеспечению радиационной безопаснос-

ти на территории МССР: Постановление Правительства МССР от

31 марта 1993 г. N 71 // Справочно-правовая система "Га-

рант" - информационная база "Законодательство РМ". Версия

от 31 мая 1997 г. 2.42. Положение о Министерстве экологии и природопользования

МССР: Утв. Постановлением Правительства МССР от 2 сентября

1993 г. N 142 // Справочно-правовая система "Гарант" - ин-

формационная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая

1997 г. 2.43. Положение о государственных природных заказниках в Мор-

довской ССР, о памятниках природы в Мордовской ССР и пе-

речне природных объектов, признаваемых памятниками природы

республиканского значения: Постановление Правительства

МССР от 25 января 1994 г. N 21 // Справочно-правовая сис-

тема "Гарант" - информационная база "Законодательство РМ".

Версия от 31 мая 1997 г. 2.44. О региональной научно-технической программе "Научное обес-

печение экологической безопасности и устойчивого развития

РМ": Постановление Правительства РМ от 27 марта 1996 г. N

147 // Справочно-правовая система "Гарант" - информацион-

ная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.45. Положение о Министерстве экологии и природопользования РМ:

Утв. Постановлением Правительства РМ от 15 апреля 1996 г.

N 195 // Справочно-правовая система "Гарант" - информаци-

онная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.46. О Красной книге РМ: Постановление Правительства РМ от 25

июля 1996 г. N 376 // Справочно-правовая система "Гарант"


69


- информационная база "Законодательство РМ". Версия от 31

мая 1997 г. 2.47. О создании научно-координационного Совета социально-эколо-

гической реабилитации РМ: Постановление Правительства РМ

от 16 августа 1996 г. N 405 // Справочно-правовая система

"Гарант" - информационная база "Законодательство РМ". Вер-

сия от 31 мая 1997 г.


3. Специальная литература


3.48. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.1. - М.: Юрид.

лит., 1981. - 360 с. 3.49. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.2. - М.: Юрид.

лит., 1982. - 360 с. 3.50. Бажайкин А.Л. Сравнительный анализ природноресурсового за-

конодательства РФ и Удмуртской Республики. - Ижевск, 1997.

- С.4. 3.51. Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологичес-

кой политики Российской Федерации // Государство и право.

- 1994. - N 1. - С.65-86. 3.52. Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные

проблемы земельного и экологического права // Государство

и право. - 1995. - N 12. - С.132-147. 3.53. Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы экологи-

ческой экспертизы // Государство и право. - 1996. - N 11.

- С.105-126. 3.54. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать

экологическую безопасность // Государство и право. - 1994.

- N 8-9. - С.118-128. 3.55. Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А.

Проблемы развития системы Российского экологического зако-

дательства // Государство и право. - 1995.- N 2.- С.53-66.

70


3.56. Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. - М.: ТЕИС,

1996. - 552 с. 3.57. Голиченков А.К. Санитарный кодекс России: проблемы разра-

ботки проекта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. -

1991. - N 4. - С.42. 3.58. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Юристъ,

1996. - 624 с. 3.59. Калиниченко Т.Г. Правовое регулирование охраны окружающей

среды регионов // Государство и право. - 1994. - N 7. -

С.70-81. 3.60. Кокотов А.Н., Салинов М.С. Проблемы регионального управле-

ния и законодательства // Российский юридический журнал. -

1994. - N 1. - С.3-8. 3.61. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - Саранск:

Изд-во Морд. ун-та, 1994. - 304 с. 3.62. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред.

Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,

1994. - 624 с. 3.63. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой

охраны окружающей среды. - Львов: Вища шк., 1988. - 156 с. 3.64. Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск.

ун-та. Сер.11, Право. - 1991. - N 1. - С.71-78. 3.65. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий

к Закону России. - М.: Республика, 1993. - 224 с. 3.66. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Бек, 1995. -

557 с. 3.67. Практикум по экологическому праву России / Под ред. А.К.

Голиченкова. - М.: Бек, 1996. - 222 с. 3.68. Страутманис Я.Я. Научно-технический прогресс и прогнозиро-

вание природоохранительного законодательства. - Рига: Зи-

натне, 1983. - 152 с. 3.69. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области

как субъекта РФ // Государство и право. - 1997. - N 1. -

С.12-17.


71


3.70. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энцикло-

педия, 1983. - 840 с. 3.71. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабахов,

Ткачев, Димов, 1995. - 384 с. 3.72. Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания

построения // Правоведение. - 1976. - N 4. - С.15-25. 3.73. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. - Киев: Науко-

ва думка, 1989. - 232 с. 3.74. Эффективность природоохранительного законодательства. -

Алма-Ата: Наука, 1988. - 160 с.


4. Материалы практики, статистические материалы


4.75. О практике применения судами законодательства об охране

природы: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7

июля 1983 г. N 4 // Бюллетень Верховного Суда СССР. -

1983. - N 2. - С.10-13. 4.76. О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об

охране окружающей природной среды": Постановление Пленума

Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. N 22 //

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1994. - N 3. -

С.87-93. 4.77. Протест Прокурора РМ на приказ N 10 т 5 июня 1995 г. //

Архив Прокуратуры РМ. - 1995. - Наряд N 7-1-95. 4.78. Об устранении нарушений законности: Представление Прокуро-

ра РМ от 27 ноября 1995 г. // Архив Прокуратуры РМ. - 1995.

Наряд N 7-1-95. 4.79. Решение Ромодановского районного суда РМ от 18 января 1996

г. // Архив Ромодановского районного суда РМ. - 1996. -

Дело N 2-13/96. 4.80. Об устранении нарушений законности: Представление Прокуро-


72


ра РМ от 28 января 1996 г. // Архив Прокуратуры РМ. -

1996. - Наряд N 7-1-96. 4.81. Государственный доклад о состоянии окружающей природной

среды Российской Федерации в 1994 году // Зеленый мир. -

1995. - NN 6, 29, 31-33, 35; - 1996. - N 1-8.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.