на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Разработка рекомендаций по эффективному использованию экотуристского потенциала России


- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов

- организация и проведение научных исследований, включая Летописи природы

- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды

- экологическое просвещение

- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природной окружающей среды

Следует отметить, что настоящий Федеральный Закон подчеркивает эколого- просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хозяйственного пользования. При этом статья 9 Федерального закона допускает возможность проведения на территориях заповедников деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.

Необходимо иметь в виду, что государственные природные заповедники имеют статус учреждений, т.е. относятся к некоммерческим организациям. В соответствии же со статьей 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации заповедники как некоммерческие организации могут  осуществлять предпринимательскую деятельность, но постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями. Цели же и задачи заповедников исчерпывающе определены в статьях 6 и 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", к их числу относится и ведение эколого- просветительской деятельности.

Следует специально отметить, что Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не предусматривает полного запрета посещения территорий государственных природных заповедников гражданами. В соответствии с частью 5 статьи 9 этого закона пребывание на территории заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешения этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Важнейшим подзаконным актом, регламентирующим деятельность российских заповедников, является Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.91 №48 (в ред. Постановления Правительства России от 23.04.96 №527).

В частности, пунктом 14 Положения о государственных природных заповедниках для реализации поставленной перед ними задачи экологического просвещения населения допускаются организация и устройство на их территориях экскурсионных экологических маршрутов, также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.

Важную роль в деле развития эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках играют рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, утвержденные Госкомэкологией России 3 августа 1999 года. В частности, в упомянутых рекомендациях отмечено (п.4.5), что экологические экскурсии и познавательный туризм- традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской деятельности, так как возможность соприкоснуться с миром живой природы способна превратить посетителей в активных сторонников развития заповедного дела. Этими же рекомендациями  преедусмотрено:

- возможность и целесообразность работы с туристами и проведение экскурсий определяются заповедниками самостоятельно с учетом их размеров, специфики природных и социально-экономических условий

- вопросы регламентации экскурсионно-туристской деятельности, установления лимитов посещения. организации и обустройства экскурсионных маршрутов обсуждаются в установленном порядке на заседаниях научно-технических советов заповедников

- перечень и описание экскурсионных маршрутов, проходящих по территории заповедника, включаются в установленном порядке в индивидуальное Положение о заповеднике в качестве приложения к нему

- при развитии настоящей формы эколого-просветительской работы заповедник должен обеспеить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:

·           научно обоснованного выделения посещаемой части территории

·           организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов

·           оборудования экологических троп и маршрутов специальными информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информацию и эмоциональную нагрузку

·           установления специальных правил поведения посетителей на охраняемых территориях, введения специальных ограничений ( в том числе сезонных) при посещении отдельных уастков

·           разработки допустимых норм посещения, рассматриваемых научно-техническим советом заповедника

·           обеспечение постоянного контроля и слежения за состоянием посещаемой территории

- заповедники, имеющие охранные зоны, биосферные полигоны, а также находящиеся в их ведении государственные природные заказники и памятники природы, пригодные и перспективные для развития познавательной экскурсионно-туристической деятельности, осуществляют эту деятельность преимущественно на вышеперечисленных территориях

- экскурсионно- туристическая деятельность заповедников имеет исключительно познавательную направленность, посещение территорий заповедников в спортивных и иных развлекательных целях (включая "приключенческий " туризм) не осуществляется. В необходимых случаях исключения из этого правила устанавливаются по специальному разрешению и в порядке, предусмотренном индивидуальном Положении о заповеднике.

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" развитие экологического туризма относится к числу основных задач национальных парков России как природо-охранных и эколого-просветительских учреждений. Определенным образом этот вопрос регламентирует и действующая нормативно-правовая база.

Часть 2. Основные организационые решения по повышению эффективности использования экотуристского потенциала ОПТ.

Как уже упоминалось выше, Россия обладает огромным экотуристским потенциалом, но в силу различных обстоятельств поток туристов на  территорию ОПТ не так уж и высок. Из этого можно сделать вывод, что для привлечения клиентов необходимо предпринять ряд решений по повышению эффективности использования экотурстского потенциала ОПТ. Одним из таких решений является более грамотное создание и оформление экологических троп в Российских заповедниках и национальных парках.

Для начала, необходимо отметить , что же собой представляет экологическая тропа и какие задачи она выполняет. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный природоведческий ликбез, то есть расширение у посетителей элементарного объема знаний об объектах, процессах, явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача проводников- научить своих слушателей замечать различные проявления воздействия антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь комплексно их оценивать.Третья, и,  в конечном итоге главная, задача учебных троп- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека. Наряду с решением задач обучения , воспитания и отдыха, экотропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регуляторами потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил. Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам заповедников, рекреационным зонам национальных парков, ландшафтным заказникам. При этом рядом с тропами выделяется защитная полоса, ширина которой может меняться в зависимости от окружающей природы. Цель ее создания - иметь вдоль тропы территорию, свободную от любых видов хозяйственного использования.

Экотропы можно характеризовать по разным критериям, прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Как и туристские маршруты, экотропы могут быть линейными, радиальными, кольцевыми и полукольцевыми. Однако основным критерием классификации экологических троп все-таки является их назначение- познавательно-прогулочные(4-8 км), познавательно-туристские (от нескольких десятков до нескольких сотен км) и собственно учебные ( не более 2 км).

Итак , для того, чтобы привлекать туристов при создании экологических троп на ОПТ следует учитывать 3 важных составляющих: привлекательность , доступность и информативность.

Привлекательность троп - это красота природы + ее своеобразие + ее разнообразие.

Каждая тропа должна быть непохожа на другие. В создании определенного своеобразия тропы могут участвовать и антропогенные объекты, в частности детали ее оформления, если таковые предусмотрены. К ним относятся маркировочный знак тропы, стоянки, мостики-переходы, другие малые архитектурные формы.

Любая тропа, где бы она не проходила не должна быть монотонной.

Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут следует планировать таким образом, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны.

Доступность для посетителей- одно из главных требований при проектировании тропы. Оно влияет прежде всего на выбор трассы. Необходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от входного (въездного) центра заповедника или национального парка или чтобы к нему вели хорошие подъездные пути.

Сама трасса не должна быть слишком сложной для прохождения.

Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и тому подобных проблем, - это то. что отличает тропу от обычного туристского маршрута.

Для того, чтобы привлекать туристов на туристические маршруты по ОПТ существуют определенные способы повышения информативности экологической тропы.

1) Входной аншлаг- это своеобразные ворота тропы. То, как он составлен, что на нем изображено и в какой форме- все это может повысить, а может и снизить степень заинтересованности потребителя в прохождении тропы. Именно на входном аншлаге посетители должны получить общую информацию о маршруте, об основных достопримечательностях и правилах поведения на тропе.

2)Информация на входном аншлаге (да и не только на входном) обязательно должна быть достоверной.

3) На самой тропе, на каждой остановке, если есть необходимость и позволяет ситуация, устанавливается информационная доска-щит. Расстояние между такими информационными остановками может быть самым разнообразным: на коротких учебных тропах- 100 - 200 м, на прогулочных - побольше, на туристских- 1-2 км. Щит укрепляется вертикально, горизонтально или лучше под наклоном, чтобы удобнее было читать.

4) В некоторых российских заповедниках и национальных парках можно встретить прекрасно оформленные стенды.

5) Способ подачи информации зависит от контингента посетителей. Если тропа создается для дошкольников и младших школьников, следует дать больше рисунков, можно забавных. На тропах для взрослых текст, как правило, преобладает над рисунками, но зато большое внимание уделяется его художественному оформлению, размеру букв, сочетанию различных шрифтов.

6) Говоря о природных особенностях окружающей территориии, необходимо избегать излишне сухой информации. Для усиления эмоционально-воспитательной роли можно дать текст в поэтической форме.

7) Материалы и конструкция аншлагов в принципе могут быть любыми, однако они должны отвечать трем основным требованиям- простота, удобство, долговечность сооружения.

8) Особое внимание должно быть обращено на своевременный ремонт информационных сооружений и обновление информации.

9) Своеобразными информационными объектами являются столбы, установленные на каждой точке-остановке и на перекрестках.

10) Обозначение троп следует проводить таким образом, чтобы оно гармонировало с окружающей природой.

11) В тех местах, где маршрут тропы обходит стороной местообитания редких и исчезающих видов растений, для удовлетворения познавательной потребности посетителей и отвлечения их от мест естественного произрастания этих видов рядом с тропой организуют специальные геоботанические площадки.

12) Помимо ботанических площадок создают также зоологические площадки или вольеры.

13) Помимо всего вышеперечисленного , одним из основных источников информации служит буклет. Особенно велика его роль для тех троп, которые предназначены для самостоятельного прохождения. Здесь буклет играет роль своего рода личного проводника. В тексте буклета должно быть совсем немного цифр и только наиболее важные из них- те, что нужны не для запоминания, а лишь для лучшего понимания остального содержания.

14) Обязательным элементом на горных тропах или на пересеченной местности являются обзорные точки. Они нужны на тропе как для повышения информативности, так и для ее большей привлекательности. Чаще всго их устраивают на естественных возвышениях: вершинах, склонах гор, береговых уступах и т.д. Но своеобразными обзорными точками могут служить не только точки возвышения, но и овраги, провалы и т.д. Если на местности нет естественных обзорных точек, то можно соорудить искуственные. Особенно они нужны на выровненной или слабопересеченной местности.

Кроме того, для более эффективного использования экотуристского потенциала ОПТ заповедникам и национальным паркам необходима также организация музейного дела, визит-центров на их территории. Главный экоцентр (или визит-центр) обычно создается при въезде  (входе) в ОПТ. Экоцентр организует походы -экскурсии в границах ОПТ. Продолжительность их может быть самой разной - от 1-2 часов до нескольких дней. Здесь же можно получить дополнительную информацию об объектах и явлениях, труднодоступных для наблюдения на маршруте. Кроме того, визит-центр проводит игры, викторины, фестивали, готовит выставки по природным и культурным ресурсам ОПТ.

При 15 заповедниках (15%) для посетителей организованы визит-центры, еще в 38 заповедниках (40%) созданы информационные пункты других форм ( экоцентры, "уголки" и др.).

Также очень важным моментом является улучшение условий проживания, питания, транспортных условий, предоставление услуг по организации досуга. Пока еще в этом направлении были сделаны незначительные шаги.

Жизненно необходимо наладить специальную подготовку гидов и экскурсоводов для работы в заповедниках и национальных парках. Это дело требует высокого профессионализма и не терпит дилетантства.

Часть 3. Мотивация интереса к развитию экологического туризма на ОПТ.

Для привлечения туристов на территории национальных парков и заповедников необходима не только работа внутри этих территорий ( о которой говорилось в предыдущей части), но и интенсивная работа с внешней средой , которая бы воздействовала на экотуристов и мотивировала интерес к природоохранным территориям. К видам такой работы относится реклама, программы экологического образования и просвещения, участие в выставках, семинарах, выступления и публикации в СМИ.

Собственно экологическая или прямая экологическая информация, которую следует включать в определенных (но  не чрезмерных !) количествах в рекламные материалы, должна быть конкретной, регионально специфичной и опирающейся, насколько это возможно, на официальные источники.

Наряду с прямой экологической информацией для привлечения клиентов и их воспитания необходимо использовать косвенные способы представления экологических сведений. Эффективным инструментом такого рода являются экологические торговые марки и знаки, а также сертификаты, которые могут присуждаться отелям, фирмам, товарам и даже местностям.

Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная печатная продукция - самый распространенный и привычный тип рекламы. Он может использоваться как на различных выставках, ярмарках, так и непосредственно на территории ОПТ и распростаняться при посещении ОПТ.

Вместе с тем во всем мире и в определеной степени в России все более заметную роль начинает играть компьютерно-сетевая реклама. В частности ряд эколого-туристских фирм, а также некоторые заповедники и национальные парки уже имеют свои страницы в сети ИНТЕРНЕТ.

Несколько слов следует сказать о наружной рекламе , применяемой в национальных парках. На территории парков находятся торговые  учреждения, турбазы и кемпинги, нередко музеи. Вот их и следует рекламировать средствами наружной рекламы, особенно если они принадлежат парку или сотрудничают с ним.

Многие заповедники и национальные парки уже активно используют  вышеперечисленные способы мотивации интереса туристов к данным территориям.

Например, в 2000 году сотрудниками 93 заповедников (94%) было опубликовано 2160 статей. Наибольшую активность здесь проявили заповедники: Лапландский- 197 публикаций, Хакасский-112, Таймырский-81, Басеги-78, Сихотэ-Алинский- 73, Брянский лес и Саяно-Шушенский- по 60.

В центральной прессе сотрудниками 44 заповедников (44%) было опубликовано 44 статьи и заметки. Здесь наиболее высокие показатели у Таймырского- 16 материалов, Хинганского-14, Астраханского- 13 и Саяно-Шушенского-12.

Сотрудники 31 заповедника (31%) 73 раза выступали по центральному телевидению. Чаще всего это делали сотрудники сотрудники Лапландского (12 раз) и Тебердинского (6 раз) заповедников.

19 заповедников в 2000 году (19%) выпускали свои информационные бюллетени или газеты,. предназначенные для местного населения. Самыми большими тиражами вышли печатные издания заповедников - Хакасского- 6500 экз., Тебердинского- 2000 экз.,Пинежского- 1400 экз.,и Лапландского- 1000 экз.

Буклеты, брошюры и популярные фотоальбомы издавались по материалам 45 заповедников(45%).

Разнообразная рекламная продукция ( значки, наклейки, медали, тетради, керамические кружки и иные сувениры) была выпущена 17 заповедниками (17%)-.

На территории 68 заповедников (69%) велись фото- и видеосъемки сюжетов природоохранного характера, копии отснятых материалов остались в 48 заповедниках.

Что касается принципов организации экологического образования и просвещения на базе ОПТ , то общей целью является  повышение уровня экологического и краеведческого знания, адекватного восприятия природы, знакомство со связанными с природой народными традициями и обычаями, подготовка профессиональных кадров.

Осуществление широкого экологического просвещения на базе ОПТ высокого ранга возможно преимущественно при активности специалистов, работающих на ОПТ, и может быть успешным при выделении специальных грантов.

Не исключено и даже желательно частичное использование природоохранной пропаганды и экологического просвещения на традиционной основе- чтения бесплатных лекций ученикам близлежащих школ, организации встреч с местным населением.

В 2000 году сотрудниками 20 заповедников (20%) были организованы постоянные курсы по природоохранной тематике. Это преподавание экологии, ведение факультативных и внешкольных занятий по экологии и охране природы. Всего эти курсы посетили 2635 школьников.

В школьных экологических конференциях и семинарах участвовали 47 заповедников. К подобным мероприятиям были привлечены 3103 школьника.

Всего в 2000 году в мероприятиях, организованными заповедниками , в той или иной форме  приняли участие 174 391 человек.

Традиционным стало участие заповедников в организации мероприятий, где представители различных предприятий, властных структур, средств массовой информации, ученые и просто энтузиасты - экологи имеют возможность поделиться своими проектами опытом, результатами исследований. Это- круглые столы, семинары, тематические вечера.

Итак, мы видим, что в принципе, заповедники и национальные парки пытаются использовать различные методы мотивации интереса к их территориям. Но все же этого , видимо, недостаточно , и они должны приложить больше усилий к привлечению клиентов. Причем также необходима и государственная поддержка в этой области.

Согласно "Основным Направлениям Развития и Организации Деятельности Государственных Природных Заповедников РФ на период до 2010 года" целью рекламно-информационного обеспечения является подготовка к рекламной кампании возможностей познавательного туризма в заповедниках России. Предусматриваются следующие мероприятия:

1. Издание рекламно-информационной продукции для посетителей

1.1 Иллюстрированные брошюры о природе регионов и охраняемых территориях, флоре и фауне, возможных маршрутах и программах познавательного туризма

1.2 Буклеты по отдельным ключевым территориям; путеводители по тропам и маршрутам

1.3 Рекламные плакаты и листовки для распросранения в гостиницах, на турбазах, в домах отдыха, на авиалиниях

1.4 Рекламно-информационные фильмы

2. Издание сопутствующих материалов, необходимых для эффективного развития экотуризма в регионе

2.1 Брошюры с правилами поведения посетителей в заповеднике

2.2 Карты региона в целом с указанием охраняемых территорий и возможных экотуристических маршрутов

2.3 Карты отдельных охраняемых территорий   с указанием  возможных экотуристических маршрутов на них

2.4 Путеводители по региону и отдельным ключевым территориям

2.5 Фотоальбомы и буклеты о природе региона и его охраняемых территориях

2.6 Сувенирная продукция с символикой заповедников: открытки, календари, футболки, значки

3. Подготовка ежедневного базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях познавательного туризма в заповедниках.(приложение 6)

Крайне важно расширять обмен опытом между заповедниками и национальными парками в сфере организации экологического туризма и привлечения клиентов. В этом важную роль могут сыграть действующие региональные ассоциации государственных природных заповедников и национальных парков. Не менее актуальным представляется дальнейшее изучение специалистами-практиками из российских заповедников и национальных парков зарубежного опыта в рассматриваемой сфере ( в целом этот процесс успешно развивается с 1993 года).

 

Заключение.

Проведенное исследование показало, что в России имеются значительные резервы по использованию ее экотуристского потенциала. При этом важно не только знать этот потенциал, но и уметь определять его пропускную туристскую способность. В работе на это сделан акцент. Безгранично эксплуатировать экотуристский потенциал невозможно не только по природоохранным соображениям, но и по техническим и организационным причинам. Препятствием этому служит и существующее законодательство в сфере заповедного дела.

Несмотря на отсуствие единых методических рекомендаций по определению пропускного туристского потенциала охраняемых заповедных территорий, каждый заповедник и национальный парк в силу своей специфики по своему подходит к решению этой проблемы. А это действительно проблема и притом важная. Не определив размеров заповедной территории, выделяемой под экотуризм, можно нанести серьезный ущерб природе и тем самым дискредитировать идею природоохранной деятельности заповедников, что для них является наиболее важным.

В работе подчеркивается не только значимость решения этой проблемы, но и показаны пути ее решения. Основу решения состовляет бережное отношение к природозначимым ценностям заповедных территорий, вследствии умелой организации туристских троп и маршрутов, продуманности туристских программ, разумной мотивации экотуристов и безусловно жесткого контроля за их пребыванием на заповедной природной територии. Именно благодаря профессиональному менеджменту экологического туризма становится возможным эффективное практическое освоение природных территорий в туристских целях.

В работе роль администрации заповедников и национальных парков в развитии экотуризма. Она сводится не только к предоставлению специально выделенных мест посещения туристами, но и в их обустройстве, а также в оценке пропускной способности посещаемой территории. Все это должно осуществляться совместно со специализированными экотуристскими фирмами на взаимовыгодных условиях. Администрация здесь выступает не только владельцем природных ресурсов и субъектом их эффективного использования в экотуристских целях. Здесь должен быть взаимный интерес. Заповедники и национальные парки получают денежные средства от туристских организаций за осуществление на их территории экологического туризма. Туристские организации направляют эти средства из своей прибыли в размерах, согласованных с администрацией, исходя именно из фактической ( реально существующей) пропускной способности.

Вопросы, связанные с оценкой эффективности использования экотуристского потенциала, достаточно сложны. В этом направлении предстоит провести разнообразные исследования на разных уровнях разными организациями. В настоящей работе предпринята попытка обратиться к такого рода вопросам в связи с важностью развития экологического туризма в России.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.