на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Налогообложение владельцев транспортных средств


         Правда, обозначилась типично российская проблема: сбор за парковку «отдали» коммерсантам, чтобы они его собирали и отдавали властям. Однако, «во всём мире деньги за парковку собирает либо дорожная полиция, либо специальная налоговая служба»[28]. Чем это обернулось у нас? Оказалось, что немалая часть средств уходит к неизвестным лицам.

         1 марта 1999 года в Вологодской области был введён налог с продаж. Это автоматически означало отмену сбора за парковку автотранспортных средств, так как статья 2 федерального закона от 31.07.99г. №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в стать 20 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»»[29] предупреждает о том, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов сбор за парковку автотранспорта не взимается. Налоговый Кодекс РФ в ст.ст.13,14,15, которые устанавливают систему налогов и сборов, также не предусматривает сбор за парковку автотранспортных средств.

         Так устанавливается действующим законодательством. Что же происходит на практике – в нашей реальной действительности. В большинстве субъектов Российской Федерации уже введён налог с продаж, значит сбор за парковку автотранспорта не должен взиматься. Однако так происходит не везде. В частности в Москве и в Вологде он как взимался так и продолжает взиматься с автолюбителей, поставивших свои машины в центральной части города.

         Что-же происходит? Неужели в нашей стране можно так спокойно нарушать законы, причём нарушаться представителями власти, правителями и руководителями городов. В нашем городе события развивались следующим образом. Несколько лет назад в городе Вологде были введены первые платные парковки в центральной части города. Люди возмущались, ругались, но платили – не идти же пешком с сумками, если можно подъехать прямо к рынку или к магазину в центре города. Были попытки обжалования актов администрации, устанавливающих систему платных парковок, но они ничего не изменили, так как акты соответствовали действующему законодательству.

         Сейчас ситуация сложилась по иному. С 1 марта 1999 года в Вологодской области был введён налог с продаж, а значит и отменялись многие местные налоги и сборы, в том числе и сбор за парковку автотранспорта. Действительно, какое-то время плату за стоянку в местах, где раньше она взималась, требовать не стали. Но администрация нашего города хотела «убить сразу двух зайцев», поэтому после принятия областного закона «О налоге с продаж» от 31.12.98г. было принято постановление главы г.Вологды от 24.02.99г. «О зонах платной парковки автотранспорта в г.Вологде». Указанное положение показывает, что в нашей стране не только граждане и юридические лица умеют обходить законы, чтобы не платить лишние налоги и сборы, но и органы местного самоуправления обходят законы, правда с другой целью – пополнить бюджет за счёт населения. Возможно считают, что те кто ездит на машине – все, без исключения люди богатые и обеспеченные, а ведь это далеко не так.

         Разумеется, свои истинные цели установления платных парковок администрация скрывает. Вместо них в положении от 24.02.99г. указываются следующие:

-     упорядочение стоянок автомобилей на улицах и площадях города;

-     увеличение пропускной способности автотранспортных магистралей;

-     частичное ограничение пребывания автотранспорта в центральной части города.

В Вологде признано необходимым сохранение системы зон платной парковки автотранспортных средств. Но теперь плата за стоянку не является местным сбором, в обычном смысле этого слова. Участки городских дорог в границах зон платной парковки были переданы муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство» на праве хозяйственного ведения. Плата за стоянку от 5 минут до 1 часа в настоящее время составляет 3 рубля. Собранные средства МУП «Спецавтохозяйство» перечисляет в 10-тидневный срок в доход городского бюджета. Контроль за исполнением данного постановления возложен на председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, заместителя главы города Ю.В. Белякова.

Приложение №1 устанавливает 8 зон платной парковки автотранспортных средств в г.Вологде:

1.   Ул. Батюшкова: от пр .Победы до ул. Октябрьской;

2.   Ул. Мира: от пр. Победы до ул. Октябрьской;

3.   Сов. проспект: от ул. М. Ульяновой до ул. Предтеченской;

4.   Ул. Благовещенская: от ул. Батюшкова до ул. Мальцева;

5.   Пр. Победы: от ул. Мира до ул. Батюшкова, включая территорию между домами №21 и №25;

6.   Пл. Революции;

7.   Ул. Октябрьская: от ул. Батюшкова до ул. Мальцева (чётная сторона);

8.   Ул. Козлёнская: от ул. Мира до ул. М. Ульяновой.

На практике же почти на всех из указанных зон можно вставать на стоянку, не боясь, что к тебе подойдут и потребуют оплаты (зоны 8, 6, 3). В некоторых же местах, вообще нет ни знаков, ни разметки, ни контроллёров (зона 7 – М.Б.).

Приложение №2 к Постановлению от 24.2.99г. в п.3 содержит льготы по взиманию платы за пользование участками городских дорог в зоне платной парковки.

Так, освобождаются от оплаты за парковку автотранспорта:

Физические лица:

-     участники ВОВ (включая инвалидов ВОВ);

-     лица, пользующиеся льготами по статьям 22, 23 Закона РФ «О ветеранах»;

-     инвалиды при парковке специальных автотранспортных средств (соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов»);

Юридические лица:

-     органы государственной власти, городского самоуправления;

-     службы аварийной, пожарной и «Скорой помощи»;

-     суды и правоохранительные органы;

-     бюджетнае организации органов здравоохранения, соцобеспечения, образования и культуры.

Приложение №3 к Постановлению утверждает форму квитанции (парковочного билета), который каждый из автолюбителей г.Вологды наверняка видел и держал в руках. В нём указывается дата парковки, время, номер автомобиля, подпись контроллёра и печать МУП «Спецавтохозяйство». Отравная часть отдаётся плательщику, который должен хранить её всё время парковки. Корешки парковочных билетов являются отчётными документами и хранятся для проверки и контроля.

Таким образом, наша администрация нашла обходной путь для получения дополнительных доходов. По сути, у нас так и действует отменённый сбор за парковку автотранспорта.

В Москве проблема с платными парковками во многом схожа с вологодской. В столице, также в 1997 году был введён в действие сбор за парковку автотранспортных средств. Разница лишь в том, что в Вологде деньги собирают «ребята в куртках цвета «хаки», а в Москве – в тёмно-зелёных куртках. Да ещё и цены сильно рознятся с нашими. В Москве цены варьируются от 10 до 120 рублей в час, в зависимости от того, где ставишь автомобиль на стоянку: в центральной части города (в черте Садового кольца – М.Б.) или ближе к окраинам.

«1 июля 1999 года в Москве был введён налог с продаж и парковки автоматически стали бесплатными»[30]. Однако и в Москве «зелёные куртки» никуда не исчезли. Правда, все хотя бы немного юридически подкованные граждане платить перестали. Но грамотных, как водится, меньшинство – несведущих больше. Получается так, что налог платить не надо, а с большинства граждан деньги всё равно взимают. «Это, конечно, уже непохоже на сбор налога, скорее – на добродушное вымогательство или нагловатое попрошайничество. Что, в общем-то, одно и тоже».[31] Реакция от властей города Москвы последовала лишь в ноябре 1999 года, когда Московское правительство приняло «Положение о муниципальных парковках», где была введена новая услуга – «паркирование». Таким образом была сделана попытка узаконить сбор денег.

Юристы журнала «За рулём» обратились в Московский городской суд». За отмену платных парковок вместе с ними выступил прокурор города Москвы. Дело было выиграно за одно заседание. Причём аргументы защиты Московского правительства[32] были поистине несерьёзны:

-     аргумент первый (лирический): платные парковки практически единственный инструмент организации движения в городе. Не будет платных парковок – движение в Москве замрёт;

-     аргумент второй (юридический): плата за парковку уже не является налогом. Московское правительство рассматривает её как плату за услуги по «паркированию»;

-     аргумент третий (философский): парковки есть во всём мире – мы не исключение.

Таков опыт города Москвы. Но там нашли силы бороться с беззаконием властей и победили. Может и нам пора?


2.4. Контроль за расходами физических лиц при приобретении автомобилей.

        

         С 1 января 2000-го года вступили в силу поправки к Налоговому Кодексу Российской Федерации, которые предусматривают новый вид контроля – контроль за расходами физического лица. Теперь, по Налоговому Кодексу физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), приобретающие в собственность механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу[33]  (п.2, ч.2, ст. 86.1. НК РФ) может быть подвергнуто налоговому контролю за его расходами в том случае, если они превышают его доходы, полученные им в прошлом году.

Что же несут простым налогоплательщикам данные поправки?

         Во-первых, сами граждане, приобретающие автомобиль не обязаны сообщать об этом в налоговый орган – за них это сделает Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (далее ГИБДД) в течение 15 дней после регистрации транспортного средства. Статьёй 126 НК РФ предусмотрена ответственность ГИБДД за непредставление или отказ от предоставления информации о зарегистрированных транспортных средствах в налоговый орган в установленный срок. Она устанавливает наказание в виде штрафа: за непредставление информации – 50 рублей, за отказ либо иное уклонение – 5 000 рублей. На физического лица, совершившего данный проступок налагается штраф в размере 500 рублей.

         Во-вторых, проведение налогового контроля возможно лишь в случае, если произведённые расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в декларации за прошедший налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о его доходах за данный период. В этом случае налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в течение месяца направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение автомобиля. Граждане при получении указанного требования, в течение 60 дней обязаны предоставить специальную налоговую декларацию, с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение транспортного средства. При представлении указанной декларации, граждане могут приложить к ней заверенные копии документов, подтверждающие указанные требования, а по требованию налоговых органов – подлинники документов.

Так гласит закон (Налоговый Кодекс РФ), но что может произойти на практике?

         Член правления межрегиональной общественной организации «Общество налогоплательщиков» Сергей Пархоменков считает, что гражданину, который подвергся налоговой проверке за его расходами, может попасть в довольно неприятную ситуацию. Его могут вызвать в налоговую инспекцию и устроить там настоящий допрос. К сожалению, далеко не каждый человек сможет выдержать профессиональный психологический нажим, вследствие чего он наговорит лишнего, окончательно запутается и может быть подвергнут наказанию. Поэтому С.Пархоменков предлагает гражданам следующий действительно надёжный способ: в специальной декларации следует написать, определённую сумму, согласно декларации о доходах за прошлый год, заработал там-то и там-то, а остальные деньги накопил за предыдущие годы. В налоговой инспекции следует придерживаться своей линии: доходы не укрывал, деньги накопил, как – не помню. Вспомню – обязательно скажу. В случае, если гражданин не уверен в своей хладнокровности, ему рекомендуется послать в налоговую инспекцию вместо себя представителя, благо с 1 января 2000 года у нас стал действовать институт налогового представительства. Достаточно выписать доверенность, удостоверив её у нотариуса, и по любым делам в налоговой инспекции гражданина может представлять не только адвокат, но и любой родственник гражданина и даже знакомый, причем ему совсем не обязательно иметь высшее юридическое образование. От представителя требуется лишь иметь крепкие нервы и повторение всё тех же фраз: доверитель доходы не укрывал, деньги накопил, как – не помнит[34].

         Недостатком налогового контроля, введённого с 1 января 2000 года является и то, что ещё не созданы условия для его реализации в нашей стране. Опять хочется повторить избитую фразу Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это действительно так, что подтверждают и налоговики. Георгий Боос говорил, что в бытность свою главным налоговиком страны он был против таких поправок. Мол, вводить его рано, условий нет[35].

         Такой контроль за расходами является действенным средством надзора за уплатой налогов в тех странах, где на каждого гражданина заведена персональная налоговая история, в которой имущественное состояние расписано «от и до». А что у нас? Ну, призовут отчитаться за расходы, так мало ли чего накопилось за прошлые годы. В такой ситуации,

как считает экономист Борис Комоцкий, на сакраментальный вопрос: «Откуда деньги?», право не грех ответить не менее сакраментальной фразой: «Из тумбочки...»[36].

Можно привести и мнение одного из предпринимателей г.Москвы Алексея Горенко, который считает, что налоговики получили новое оружие против любого человека, который прилично зарабатывает. Страдать от поправок в Налоговом Кодексе РФ будут не преступники, а нормальные люди. Ведь гораздо легче поймать честного человека на мелком прегрешении, чем профессионального жулика – на крупном. Не секрет, что многие по мере возможности стараются оптимизировать свои налоги, не нарушая при этом закон. Лазейки есть, и многие о них знают, в том числе и налоговые органы. Однако теперь у налоговых органов появилась теоретическая возможность прихватить на этом «нечестных» налогоплательщиков. Хотя это и сложно, так как у нас не существует налоговых историй на каждого налогоплательщика, подобно странам Запада, а поэтому в большинстве случаев доказать нарушение невозможно[37].

Своё мнение на данный вопрос имеют и представители налоговых органов. В частности, представитель одной из московских районных налоговых инспекций представляет сложившуюся ситуацию следующим образом. В настоящее время дел, в связи с введением поправок к Налоговому Кодексу РФ, прибавилось. Сейчас работают с декларациями за 1996-97 годы, начинается создание компьютерных баз данных о налогоплательщиках – тем самым закладывается основа персональных налоговых историй граждан. Прежде всего, контролируется уплата налогов, подача налоговой декларации. На её основе проверяется соответствие доходов граждан их расходам. Если между ними нет соответствия, то налоговая инспекция может потребовать любые пояснения у любого физического лица[38].

Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.

Форма специальной декларации приводится в приложении №3 к Приказу МНС России от 02.12.99 №АП-3-08/379[39].

Раздел первый «Сведения о декларанте» содержит: инициалы физического лица (Ф.И.О.), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код налогового органа, адрес своего постоянного места жительства (где зарегистрирован по постоянному месту жительства); документ, удостоверяющий личность, его серию, номер, кем и когда выдан, дату и место рождения, а также контактные телефоны рабочий и домашний.

В разделе 2 «Сведения о приобретённом имуществе» отражаются сведения о приобретённом транспортном средстве (далее ТС): полное наименование приобретённого транспортного средства, дата приобретения транспортного средства, стоимость автомобиля на дату совершения сделки.

В разделе 3 «Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества» отражаются сведения о полученных средствах, израсходованных на приобретение автомобиля:

-                наименование источника получения средств. К источникам, от которых были получены средства, израсходованные на приобретение транспортного средства, относятся физические и юридические лица, от которых были получены средства, направленные на совершение сделки по приобретению автомобиля;

-             адрес местонахождения источника средств, израсходованных на приобретение ТС;

-             период получения средств, израсходованных на приобретение ТС, выраженный в месяце и (или) годе получения дохода;

-             вид полученных средств, израсходованных на приобретение ТС: включает заработную плату, различные вознаграждения и пособия, а также имущество, полученное в порядке наследования или дарения, средства, полученные от продажи имущества, займы, кредиты и другие поступления.

Суммы иностранной валюты при отсутствии подтверждающих документов о её продаже пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату совершения сделки по приобретению ТС.

В конце таблицы физическим лицом проставляется итоговая сумма всех средств, направленных на приобретение ТС.

Специальная декларация заполняется физическим лицом самостоятельно от руки или машинописным текстом. Исправления в декларации указанных сведений, не оговоренных подписью лица, подавшего её, не допускается.

По желанию лица, представившего декларацию, может заполнить два экземпляра специальной декларации. Второй экземпляр возвращается лицу, подавшего декларацию, с указанием на нём должности, фамилии, инициалов и подписью работника в налоговом органе при подаче декларации в налоговом органе. Он также вправе самостоятельно снять копию с представленной декларации и заверить её подписью работника налогового органа с указанием даты сдачи декларации.

Таким образом, можно сказать, что законодатели в очередной раз поспешили, стремясь, видимо, не отстать от развитых стран Запада. Введя налоговый контроль за расходами физических лиц, депутаты «запрягли телегу впереди лошади», так как ещё не созданы надлежащие условия для того, чтобы контроль за расходами стал действительно действенным инструментом в руках налоговых органов по надзору за правильностью уплаты налогов и соответствия доходов физических лиц их расходам. Сначала нужно создать на каждого налогоплательщика индивидуальное налоговое дело, так называемую «налоговую историю», в которой бы отражались все сведения об уплате налогов каждым конкретным физическим лицом, полученные им доходы и произведённые расходы в течении всей его жизни. Тогда станет реальным проследить за соблюдением каждым конкретным человеком налогового законодательства, появится возможность привлечения к ответственности виновных лиц. В настоящее время, похоже, мы начинаем двигаться в нужном направлении. Вот уже началось создание Всероссийского банка данных всех налогоплательщиков, который положит начало «налоговым историям» наших налогоплательщиков.


3. Совершенствование законодательства о налогах с владельцев транспортных средств.

        

         3.1. Налог на отдельные вилы транспортных средств.

         Как подтверждает долгая история нашей страны в тех случаях, когда в государственной казне не хватает средств на какие-либо цели, то недостающие деньги различными способами изымаются из карманов рядовых граждан. В наше время эта практика сохраняется и успешно применяется, что подтвердил в очередной раз, принятый депутатами Государственной Думы 25 июня 1999 года Федеральный закон №141-ФЗ «О налоге на отдельные вида транспортных средств»[40] и подписанный Президентом РФ 8 июля 1999 года, который вступил в силу со дня его официального опубликования, т. е. с 12 июля 1999 года.

         Началась история данного закона ещё в 1998 году, когда Правительством РФ был одобрен и внесён на рассмотрение Государственной Думы законопроект «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Денег в федеральном бюджете не хватает – надо искать пути его пополнения. Данный законопроект намечал более чувствительные поборы: владельцам импортных мотоциклов с объёмом двигателя более 500 кубических см – ежегодно платить в казну по рублю за один кубический метр. Хозяев импортных легковых автомобилей с объёмом двигателя от 2000 до 3000 куб. см обязывали отчислять государству по 1 рублю 20 копеек за кубический сантиметр рабочего объёма. Ну а если объём двигателя ещё больше, державе причиталось по 1 рублю 80 копеек за 1 куб. см. Ожидали, что это принесёт в бюджеты Центра и регионов до двух миллиардов рублей ежегодно.

         Пресса по-разному отнеслась к законопроекту. «Российская газета», например, была целиком и полностью за его принятие. Процитирем фрагмент из Российской газеты: «... Законопроект «О налоге на отдельные виды транспортных средств» борется с непроизводительной роскошью тем, что вводит «подать» на технику с особо мощными моторами. Отметим, что эта «подать» направлена прежде всего против импортных «джипов», длиннющих «каддилаков» и прочих атрибутов крутой жизни, уместных в терзаемой кризисом стране так же как покупка собак в пору голода»[41].

         Журнал «За рулём» выразил диаметрально-противоположную точку зрения. Он считал, что цель данного законопроекта не обложить дополнительным налогом атрибуты роскошной жизни, а пополнить казну государства: «...Меры, предлагаемые Правительством, преследуют лишь одну цель: любым способом залатать бюджетные дыры – сегодня, сейчас, а что будет потом, что из всего этого выйдет, подумать некогда. Словно забыт уже опыт недавних лет, когда налог на домашнюю птицу оставил деревню без кур и гусей, а «сбор» с плодовых деревьев опустошил сады. Последствия тех решений мы пожинали долго. Последствия нынешних ещё впереди...»[42].

         Несмотря на всю нецелесообразность настоящего законопроекта, ту опасность для простых граждан, эксплуатировавших недорогие иномарки с объёмом двигателя более 2000 куб. см, он всё-таки стал законом. Правда, он претерпел небольшие изменения, по сравнению со своим проектом. По закону налог должны уплачивать владельцы транспортных средств, с рабочим объёмом двигателя свыше 2500 куб. см, за исключением полноприводных автомобилей, произведённых на территории Российской Федерации, либо произведённых за двадцать пять лет и более до дня уплаты налога.

        «Пусть толстосумы, разъезжающие на «шестисотых», раскошеливаются...» – так, видимо, думали депутаты, голосуя 8 июля за закон «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Хорошо ещё, что они, видимо хоть немного, учли ту негативную реакцию населения на законопроект. Увеличили объём двигателя на 500 кубиков и решили, что этого достаточно, да, ещё освободили владельцев русских полноприводных машин. Но что же получается на самом деле? Почему не взяты в расчёт владельцы подержанных машин с большим объёмом двигателя, ведь, если гражданин покупает подержанную иномарку с 3-хлитровым и более объёмом двигателя, это далеко не значит, что у него карманы трещат по швам от зелёных купюр. Ситуация на рынке подержанных автомобилей сейчас такова, что российские подержанные автомашины вплотную по цене приближаются к подержанным иномаркам, вследствие того, что после августа 1998 года иномарки очень резко упали в цене, а российские автомобили, наоборот, подпрыгнули.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.