![]() |
|
|
Реферат: Налогообложение владельцев транспортных средствРеферат: Налогообложение владельцев транспортных средствСодержание
Введение.
Эта тема избрана автором не случайно, так как с начала 90-х годов XX-го века в России, а в последствии и в Российской Федерации начал, несмотря на все препятствия и преграды, формироваться так называемый «средний класс», который, как показывает опыт зарубежных стран должен стать в будущем основным слоем населения, в руках которого будет сосредоточена значительная часть всех богатств страны. Представители «среднего класса» имеют в большинстве своём довольно высокий уровень доходов и, естественно, имеют возможность приобретения для пользования в личных и предпринимательских целях транспортные средства. В процессе, проводимых в нашей стране экономических реформ, ситуация в сфере экономики постепенно стабилизируется, и к середине рокового 1998-го года, уровень доходов большинства населения достигает того уровня, когда граждане имеют финансовые возможности для приобретения и последующего обслуживания не только автомобилей отечественного производства, но и иностранного. Парк автомобилей стремительно увеличивается. В частности, парк легковых автомобилей на 1 января 1999 года в Вологодской области составил 145 510 автомобилей, из которых 14 128 автомобилей иностранного производства (9,7 % от всего количества легковых автомобилей). Прирост, по сравнению с той же датой 1998 года, составил 14,8 %. К слову, Вологодская область находилась в тот период на седьмом месте среди регионов Российской Федерации с наибольшими темпами автомобилизации, обогнав такие крупные субъекты федерации, как Ленинградскую, Московскую и Ярославскую области, республики Удмуртию и Татарстан.[1] Рассмотрев статистические данные, можно сказать, что не только в таких богатых и преуспевающих субъектах федерации, как Москва, автомобилизация происходит быстрыми темпами. В других регионах, пусть и не настолько экономически – развитых автомобилизация с каждым годом, несмотря на кризисные явления, происходящие в нашей стране, набирает обороты. Автомобиль уже не рассматривается как роскошь, а активно используется в трудовой деятельности, в сфере предпринимательства, в личных целях. Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с проблемами налогообложения, которые возникают при покупке, эксплуатации, прохождении ежегодного технического осмотра, в процессе использования автомобиля в предпринимательской деятельности, платы за парковку в центре города и другими. В данной работе сделана попытка раскрыть содержание и сущность каждого из предусмотренных законодательством налогов и сборов, проблемами, с которыми сталкиваются владельцы транспортных средств, и объяснить экономическую необходимость введения этих налогов. Эта тема интересна и тем, что в своей настоящей и будущей работе в качестве юриста автор сталкивается, и будет сталкиваться с проблемами налогообложения владельцев автомобилей, которые появляются в связи с нашим далёким от совершенства налоговым законодательством. 1. Сущность и проблемы налоговой системы, связанной с налогообложением средств транспорта. Для разных целей мы приобретаем автомобиль. Одни покупают его для редких поездок на дачу, другой – для постоянных разъездов по делам, третьему – просто нужно средство передвижения, а четвёртый – только ради факта обладания автомобилем, ради повышения социального статуса в глазах окружающих. Организациям транспортные средства требуютя, чаще, для обеспечения производственного процесса. Все цели приобретения автомобиля не перечислить. Однако, большинство владельцев и потенциальных приобретателей не предполагают, во что им обойдётся содержание автомобиля – имеется в виду не только техническое обслуживание, стоимость запасных частей, сложность ремонта, распространённость определённых марок автомобилей, престижность, привлекательность для угонщиков и другие подобные факторы, связанные с технической стороной обладания автомобилем. Сложность вызывают правовые факторы, а точнее законодательство обо всех тех налогах и сборах, которые лягут на плечи новоиспечённого обладателя автомобиля. Действительно, о чём думает потенциальный покупатель, если намеревается приобрести автомобиль – разумеется, о технических факторах (см. выше – М.Б.), а о правовой стороне вопроса часто забывают. Что же ждёт будущего обладателя автомобиля? Прежде всего, ему потребуется зарегистрировать свой автомобиль в ГИБДД, а за получение паспорта, свидетельства о регистрации, государственных номерных знаков транспортного средства и прохождение технического осмотра нужно платить, причём платить немало. В Вологодской области так называемые специальные сборы ГИБДД предусмотрены в Приложении к Постановлению Губернатора Вологодской области от 17 июля 1996 года №528 «О вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств в Вологодской области»[2]. Они составляют (на сегодняшний день): - выдача паспорта транспортного средства – 70 руб 98 коп; - выдача свидетельства о регистрации транспортного средства – 67 руб 98 коп; - выдача государственного номерного знака: - на автотранспортные средства – 306 рублей; - на прицепы – 171 рубль; - на мототранспортные средства – 216 рублей; - выдача акта технического осмотра – 37 руб 98 коп; - прохождение технического осмотра – 54 руб 90 коп; - выдача талона технического осмотра – 34 руб 92 коп. Все вышеперечисленные затраты не относятся напрямую к налогам. Они лишь предназначены для того, чтобы оплатить труд и материальные затраты на изготовление указанных документов ГИБДД. Система налогов же, которыми облагаются собственники и пользователи транспортных средств следующая: - налог с владельцев транспортных средств; - налог на пользователей автодорог; - сбор за парковку автомобилей. Налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автодорог предусмотрены Законом «О дорожных фондах в РФ» от 18 октября 1991 года с последними изменениями от 05 августа 2000 года[3]. В Вологодской области ставки налога установлены Законом Вологодской области «О территориальном дорожном фонде», утверждённым Законодательным собранием Вологодской области №517 от 15.11.2000 года[4] и вступившим в силу с 01 января 2001 года. Сбор за парковку автотранспорта был установлен Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»[5] от 27 декабря 1991 года с последними изменениями от 05 августа 2000 года[6], который действует в субъекте РФ, если не введён им налог с продаж. Два первых налога и сбор за парковку действуют в РФ уже долгое время. Представленная работа предлагает и анализирует материал о налогах, предусмотренных действующим законодательством, о существенных изменениях в налоговом законодательстве в последние годы, а также о сборе за парковку автотранспортных средств. 2. Действующая система налогов с владельцев транспортных средств. 2.1. Налог с владельцев транспортных средств.
Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №1759-1[7] (далее- Закон «о дорожных фондах» - М.Б.). Он регулируется статьёй 6 настоящего закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 04 апреля 2000 года № 59[8] (далее – Инструкция № 59 – М.Б.) в главе 3 которой, разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя инструкция и не является, согласно пункту 1 статьи 1 Налогового Кодекса, нормативным актом и не относится к налоговому законодательству, но ею всё равно руководствуются при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании. Плательщиками налога являются (п.1 ст.6 Закона «О дорожных фондах»): - юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации» (М.Б.); - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели» – М.Б.); - граждане Российской Федерации; - иностранные граждане и юридические лица; - лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Налог уплачивается ежегодно. Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств установлены следующие (п.1 ст6 Закона «О дорожных фондах»):
Ставки налога, относительно ставок, указанных выше, увеличиваются, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождаются отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога законодательными органами власти субъектов РФ (п.50 Инструкции № 59). По транспортным средствам, приобретённым во втором полугодии, налог уплачивается в половинном размере (п.51 Инструкции № 59). В случаях, когда транспортное средство находится на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производят собственники данного транспортного средства, соразмерно их доле собственности на транспортное средство (п.47 Инструкции № 59) Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств. В тех случаях, когда транспортное средство находится в долевой собственности, налог уплачивается каждым из собственников, соразмерно их доле собственности на это транспортное средство. Налог взимается с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»[9]. Фактически, сборщиками налога выступают органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивается в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявляется при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не проходился, то должны быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе будет отказано в указанных действиях. В случае, если владелец освобождён от уплаты налога, то подаётся заявление, где указывается, что он не является плательщиков данного налога. Льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств. От уплаты налога освобождаются (п.4 ст.6 Закона «О дорожных фондах в РФ» и п.58 Инструкции МНС РФ № 59 от 04.04.2001г.: - категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации, вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[10], а также иные категории граждан, на которые распространяется в соответствии с законодательством Российской Федерации действие указанного Закона; - герои СССР, РФ, граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней, а также их общественные объединения, использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности; - колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов; - предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы их доходов; - организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси); - иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; - органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ; - российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции; - владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи. Юридические лица – плательщики налога (п.38 Инструкции № 59), представляют налоговой инспекции, а также организации, ведущей учёт поступления налогов, по месту своего нахождения налоговою декларацию ежегодно в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчётности за соответствующий год, в котором был уплачен налог (подлежит уплате), а для предпринимателей – в срок, установленный для представления декларации о доходах. Физические лица уплачивают налог ежегодно в учреждения банков в сроки, установленные для юридических лиц. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платёжного поручения об уплате налога не производится. Сумма платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются налогоплательщиками – юридическими лицами в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг, а предпринимателями – в состав расходов декларации о доходах. Налог с владельцев транспортных средств полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды. Налог с владельцев транспортных средств в Вологодской области. Регулируется Законом Вологодской области «О территориальном дорожном фонде», который был утверждён Законодательным Собранием Вологодской области № 517 от 15.11.2000 года и вступил в силу с 01.01.2001 года. Им были изменены ставки налога, действующие в настоящее время. Ставки налога и объект налогообложения.
Следует отметить, что ставки в Вологодской области в два и более раз по отдельным видам транспортных средств выше, чем по федеральному законодательству. В отдельных же регионах России ставки налогов рознятся в 5-7 раз (например в Москве – М.Б.). Согласно изменениям в Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» от 05 августа 2000 года[11], средства территориальных дорожных фондов уменьшаются почти вдвое. Поэтому дорожники и заявляют, что новых дорог они смогут построить вдвое меньше и содержать их будут в два раза хуже. Но наше Правительство и здесь находит выход из сложившейся ситуации - это: резко увеличить налог с владельцев транспортных средств. Председатель Правительства Михаил Касьянов на совещании с работниками налоговых органов отметил: «Владелец «Жигулей» платит в год какие-то 80 рублей. Их не хватит даже на то, чтобы заасфальтировать место, которое занимает на стоянке одно колесо его машины!»[12]. Получается так, что с автовладельца можно взять любую сумму – «раз уж он один раз нашёл деньги на его покупку»[13]. К тому же без уплаты налога с владельцев транспортных средств нельзя пройти техосмотр – значит в любой сумме налог будет удержан. Возможно, Председатель Правительства в чём-то прав: дороги у нас далеко не самые лучшие и деньги на строительство новых и реконструкции старых нужны. Автор считает, что многие владельцы автомобилей действительно имеют деньги и готовы их отдать – лишь бы дороги улучшились, но при одном условии – у них должна быть уверенность, что их деньги пойдут, действительно, на нужды дорожного фонда, а не футбольных команд и иные подобные цели, как происходит на самом деле. Вот, например, в прошлом году было решено построить новую дорогу от Новосибирска до Томска через Колывань. Москва эту мысль подхватила и выделила 208 миллионов рублей. Проект делали с размахом: одна толщина покрытия – 70 см! Такая дорога должна была прослужить как минимум лет сто. В начали осени провели испытания и ужаснулись – новая дорога и года не простоит! Ответ был прозаичен: дорожники пожалели стройматериалов, а где не пожалели – почему-то забыли уплотнить. Такая дорога просто впитает воду и пойдёт трещинами. Да плюс ко всему рабочие не уложились и в график работ. Это – результат работы ОАО «Сибирская дорога», а достижения ОАО «Сибаэродромдорстрой» (далее «СибАРДС» - М.Б.) более «весомы». «СибАРДС» должен был построить семнадцатикилометровый участок дороги Новосибирск-Колывань. Был построен асфальтовый завод, который должен был работать в полную силу, а на самом деле – он давно уже зарос паутиной. Зачем же он нужен? Руководители «СибАРДС» строят дороги не первый год – знают хорошо, что нужно делать, где и как. «А вот начальники из Москвы», - отмечают А.Кузнецов и И.Моржаретто, - «вряд ли знают, что трасса от Новосибирска до Колывани уже давным-давно построена. Поэтому можно просто на этом участке провести поверхностные работы, чтобы потом как-бы отремонтированные километры выдать за только-что построенные. Самое главное – чтобы свежим асфальтом пахло…»[14]. Вся работа «СибПРДСа» и заключалась в том, чтобы, проявив чудеса «высшего пилотажа» выбит деньги из Москвы. И сумели… Куда же смотрит Росавтодор[15]? Ведь его задача – блюсти государственные интересы в области дорожного строительства. Получается так, что он раздаёт деньги из Федерального дорожного фонда направо и налево и не интересуется, куда его денежки уходят. К счастью, это не так. Прошлой осенью руководство Российского дорожного агентства направило в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации материалы о нарушениях в деятельности Территориального управления автодорог Новосибирской области. Проблема состоит в том, что нарушений, подобных тем, что имели место в Новосибирской области слишком много во многих регионах России. В прошлом году Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 регионов страны – от Карелии до Приморского края – в связи с выявленными фактами нецелевого использования средств территориальных дорожных фондов. Тратили регионы деньги на что хотели, врдоть до финансирования футбольной команды. Причём в этом списке лишь самые злостные нарушители, которые «размотали» 50-60% «дорожных» денег. Те деньги, которые остаются после расходов на всё что угодно, но только не на нужды автодорожного хозяйства, тоже можно легко разграбить, утверждают авторы указанной статьи[16]. Ведь из 500 нормативов, действующих в отрасли, лишь 8% разработаны в течение последних пяти лет, зато треть – больше 20 лет назад. По этим нормам стоимость дорожных работ сегодня может варьироваться, причём разница составляет до двух раз![17] Думается, что первейшей задачей Правительства на данном этапе должно являться не собирание как можно больше денег, а контроль, чтобы истратили их куда требуется. Сейчас у автовладельцев нет никаких гарантий, что собранные с них многократно увеличенные налоги пойдут действительно на строительство новых качественных или реконструкцию старых автодорог. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |