на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Физкультура и здоровый образ жизни


Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет играть воспитание этих ка­честв с помощью общеподготовительных и избирательно-направлен­ных упражнений. При обучении же действиям, связанным с повы­шенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сфор­мировать позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и вырабо­тать необходимую уверенность.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным дейст­виям решается в целом на основе умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

1.2. Общая характеристика структуры процесса обучения

В построении процесса обучения каждому отдель­ному двигательному действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка. Если действие до­водится в процессе обучения до стадии более или менее совершен­ного навыка, для этого процесса характерны три этапа, различаю­щихся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения. На первом этапе происходит начальное разучи­вание двигательного действия, чему соответствует стадия обра­зования умения воспроизводить технику действия в общей, грубой, форме. Второй   этап  характеризуется   углублен­ным, детализированным разучиванием. В результа­те на этом этапе происходит уточнение двигательного умения, оно частично переходит в навык. На третьем этапе  обеспечивается закрепле­ние и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык; он приоб­ретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в различных условиях двигательной деятельности.

Фактически структура процесса обучения конкретизируется в зависимости от на­правленности занятий, особенностей изучаемых действий, а также особенностей контингента обучаемых.

2. Этап начального разучивания

На этом этапе преследуется цель—обучить осно­вам техники двигательного действия, сформировать умение выпол­нять его хотя бы в «грубой» форме. Частные задачи на пути к дан­ной цели обычно состоят в том, чтобы:

а) создать общее представление о двигательном действии и ус­тановку на овладение им;

б) научить частям техники действия, не освоенным ранее;

в) сформировать общий ритм двигательного акта;

г) предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники действия.

3. Этап углубленного разучивания

Цель обучения на этом этапе—довести первона­чальное, «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется детализирован­ное освоение ее.

Основные задачи обучения на этом этапе:

1) углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;

2) уточнить технику действия по ее пространственным, времен­ным и динамическим характеристикам в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемых;

3) усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного выполнения движений;

4) создать предпосылки вариативного выполнения действия.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономернос­тями совершенствования двигательного умения, частичного перехо­да его в навык. Уточнение техники происходит в процессе много­кратного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По мере отработки техники число автоматизированных ком­понентов движений увеличивается, что и определяет переход дви­гательного умения в навык.

4. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Цель обучения на этом этапе—обеспечить совер­шенное владение двигательным действием в условиях его практиче­ского применения, для чего необходимо решить следующие част­ные задачи:

1) закрепить навык владения техникой действия;

2) расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных проявлениях физических качеств;

3) завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей;

4) обеспечить в случае необходимости перестройку техники действия и ее дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.

Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части автоматизированная система движений еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам. На третьем этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления действия к различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно самостоятельную фазу закрепления навыка или закреплять навык, одновременно увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с развитием физических качеств.

Основы развития физических качеств

1. Воспитание силы (СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)

1.1. Сила как физическое качество

В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:

1) силу как механическую характеристику движения;

2) силу как определенное качество человека.

В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором — пред­метом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения силы как физического качества ис­пользоваться термины: силовые возможности, силовые способности, мышечная сила.

Силу человека можно определить, как его способность преодоле­вать внешнее сопоставление либо противодействовать ему посред­ством мышечных напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе — действующие по ходу дви­жения.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

1) без изменения своей длины (статический, изометрический, режим);

2) при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический, ре­жим);

3) при ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим). Преодолевающий и уступающий режимы объединяются поняти­ем «динамический режим».

Так как в этих условиях характер двигательных действий раз­личен, приведенное деление можно принять за классификацию ос­новных видов силовых способностей.

1.2. Основы методики воспитания силовых способностей

Общая задача в процессе многолетнего воспи­тания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.). Частными задачами будут:

1) приобретение и совершенствование способности осуществ­лять основные виды усилий — статические и динамические, собст­венно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступаю­щие;

2) гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышеч­ных групп двигательного аппарата;

3) развитие способности рационально пользоваться силой в раз­нообразных условиях.

Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной деятельности решаются специфические задачи по специали­зированному воспитанию силы.

Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением — силовые упражнения. В зависи­мости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления обычно используют:

а) вес предметов;

б) противодействие партнера;

в) сопротивление упругих предметов;

г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, на­пример).

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.

В отношении функционального воздействия на организм при­рода фактора, вызвавшего сопротивление, не особенно существенна. Во всех случаях воздействие на организм бу­дет сходным, если только величина сопротивления одинакова. Однако некоторой спецификой в методическом отношении различ­ные упражнения все же обладают.

Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на са­мые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт. Исходное по­ложение в упражнениях с тяжестями часто связано со статическим удержанием груза.

Для упражнений с преодолением сопротивления упругих пред­метов характерно возрастание напряжения к концу движения.

Упражнения, по ходу которых преодолевается тяжесть собст­венного тела, выполняются обычно при дистальной опоре конечно­стей. При этом характерный для мышечного аппарата нашего тела проигрыш в силе оказывается не столь вы­соким, как в случае движения при проксимальной опоре. Таким образом, если в каком-либо движении приходится преодолевать вес собственного тела или внешнего отягощения, то в первом случае движение в силовом отношении оказывается более легким.

Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму функционирования мышц — статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие.

Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществ­ляется в соответствии с общими методическими принципами фи­зического воспитания.

2. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей

2.1. Воспитание быстроты

2.1.1. Характеристика быстроты и виды скоростных способностей

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяю­щих скоростные характеристики движений, а также время двига­тельной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопро­тивлении);

3) частоту движений.

Проявления быстроты относительно независимы друг от дру­га. Это в особенности касается показателей времени реакции, ко­торые в большинстве случаев не коррелируют с показателями ско­рости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все слу­чаи проявления быстроты. Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двига­тельных актов, а не элементарные прояв­ления быстроты. Однако скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин.

Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: 1) фазу увеличения скорости (фазу разго­на) и 2) фазу относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, вто­рой — дистанционная скорость. Способность быстро набирать ско­рость и способность передвигаться с большой скоростью — относи­тельно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стар­товым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.

Скоростные способности человека вообще довольно специфич­ны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях. Значительный перенос быстроты наблю­дается главным образом у физически слабо подготовленных людей.

2.1.2. Методика воспитания скоростных способностей

В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные воз­можности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую мо­жет проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов—уров­ня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэто­му воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

В качестве средств воспитания быстроты движений исполь­зуют упражнения, которые можно выполнить с максимальной ско­ростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:

1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающими­ся, чтобы во время движения, основные волевые усилия были на­правлены не на способ, а на скорость выполнения;

3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скорост­ные упражнения относятся к работе максимальной мощности, про­должительность которой не превышает даже у квалифицирован­ных спортсменов 20—22 сек.

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость.

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оп­тимальное состояние возбудимости ц.н.с., которое может быть дос­тигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены пред­шествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.

Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и, в особенности, со­ревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмо­циональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению результата.

Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С од­ной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторе­ния приводят к образованию двигательного динамического стерео­типа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повыше­нию скоростных возможностей.

Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо од­ном упражнении, а, применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражне­ния здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах.

В случае, если стабилизация скорости все же наступает, при­меняют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его.

В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание та­ких дополнительных условий, которые способствовали бы превы­шению предельной скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спорт­смен мог в ближайшее время показать такую же в обычных усло­виях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, про­странственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упраж­нения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с по­мощью других средств повысить уровень скоростно-силовых ка­честв, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

2.2. Воспитание ловкости и некоторых частных способностей

2.2.1 Характеристика ловкости

Всякое произвольное движение направлено на ре­шение какой-либо конкретной задачи (двига­тельной задачи). Сложность двигательной задачи определяет­ся многими причинами, в частности требованиями к согласованно­сти одновременно и последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответ­ствует ей по своим пространственным, временным и силовым харак­теристикам, т. е. если оно достаточно точно. Точность движе­ния является вторым мерилом ловкости.

Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овла­девать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную дея­тельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся об­становки.

2.1.2. Основные направления в воспитании ловкости

Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные дви­гательные действия, во-вторых, из воспитания способности перест­раивать двигательную деятельность в соответствии с требования­ми внезапно меняющейся обстановки. Существен­ное значение при этом имеет избирательное совершенствование спо­собности точно воспринимать свои движения в пространстве и вре­мени, поддерживать равновесие, рационально чередовать напряжение и расслабление, а также других частных по отношению к ловкости способностей.

Основным путем в воспитании ловкости является овладение но­выми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положи­тельно сказывается на функциональных возможностях двигатель­ного анализатора.

При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере ав­томатизации навыка значение данного физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается. Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми дол­жны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основ­ном из требований: 1) к точности движений; 2) к их взаимной со­гласованности; 3) к внезапности изменения обстановки.

В процессе воспитания ловкости используют разные методи­ческие приемы, стимулирующие более высокое проявление двига­тельной координации.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно бы­стро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости исполь­зуют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного вос­становления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

3. Воспитание выносливости

3.1. Выносливость как физическое качество

3.1.1. Утомление и выносливость

Если человек выполняет какую-либо достаточно на­пряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что вы­полнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объек­тивно отметить по ряду видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. Одно­временно в организме происходят и более глубокие физиологиче­ские изменения. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям. Такое состояние получило название фазы компенсированного утомления. Если, несмотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы сни­жается, наступает фаза декомпенсированного утомле­ния. Утомлением называется вызванное работой временное снижение, работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с преж­ней эффективностью. Выносливостью назы­вается способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

В зависимости от специфики видов деятельности различают не­сколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физи­ческое. Хотя в любой деятельности представлены так или иначе компоненты всех перечисленных типов утомления, для сферы физи­ческого воспитания имеет значение преимущественно физическое утомление, вызванное мышечной деятельностью.

3.1.2. Показатели выносливости

Одним из основных критериев выносливости являет­ся время, в течение которого человек способен поддерживать задан­ную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способа­ми. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое либо задание и опре­деляют предельное время работы с данной интенсивностью. Этот способ практически не всегда удобен. Поэтому чаще пользуются косвенными способами измерения выносливости.

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности за­висит от многих факторов, следует учитывать два типа показателей вы­носливости: абсолютные — отвлеченные от конкретных показа­телей силы и быстроты у данного человека и относительные, парциальные — с учетом скоростных и силовых возможностей занимающегося.

3.2. Методика воспитания выносливости

3.2.1. Общие основы

В процессе воспитания выносливости требуется ре­шить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специаль­ные виды выносливости.

Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно прихо­дится продолжать упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качест­вам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить боль­шие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления.

3.2.2. Основные компоненты методов воспитания выносливости

Выносливость развивается лишь в тех случаях, ког­да в процессе занятий преодолевается утомление определенной сте­пени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют сте­пени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется сле­дующими пятью факторами:

1) абсолютная интенсивность упражнения (скорость передви­жения и т. д.);

2) продолжительность упражнения;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер отдыха (активный либо пассивный и формы актив­ного отдыха);

5) число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и — главное — качественные особенности от­ветных реакций организма.

4. Воспитание гибкости и пути воздействия на некоторые свойства телосложения

4.1. Воспитание гибкости

4.1.1. Гибкость как физическое качество

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит макси­мальная амплитуда движений. Различают активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных уси­лий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущей­ся части тела внешних сил).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.