на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Связь интенсивности физических упражнений с объемом учебной и умственной деятельности


-      Для 1-й категории характерна поза свободная.

-      Для 2-й категории - вынужденные наклоны до 30° 50-100 раз за смену, или нахождение в наклонном поло­жении до 30° 10-25% рабочего времени, либо ходьба на расстояние до 4 км за смену (при нестационарном рабо­чем месте).

-      Для 3-й категории - вынужденные наклоны до 30° 100-300 раз в смену, или нахождение в таком наклон­ном положении 26-50% рабочего времени, либо ходьба до 7 км за смену.

-      4-я категория характеризуется вынужденными наклонами до 30° более 300 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° более половины рабочего времени, либо ходьба свыше 7 км за смену.

Эмоциональное напряжение: 1-я категория - работа по индивидуальному плану; 2-я - работа по графику с возможной его корректировкой в процессе работы; 3-я - работа с повышенной ответственностью в условиях дефицита времени; 4-я - личный риск, опасность, ответ­ственности за безопасность других.

Интеллектуальная напряженность: 1-я категория - нет необходимости принимать решение; 2-я — решение простых альтернативных задач по инструкции; 3-я - решение неотложных задач по алгоритму; 4-я - творческая деятельность.

Объем оперативной памяти: 1-я категория - необхо­димо запомнить менее двух элементов на протяжении смены; 2-я - запомнить до двух элементов за 2 ч; 3-я — запомнить 3-5 элементов в течение 2 ч и более; 4-я - запомнить на протяжении смены более 5 элементов.

По степени напряженности зрения работа подразделя­ется на грубую, мало точную, точную и особо точную.

По степени напряженности слуха: 1-я категория - помех нет, разборчивость слов 100%; 2-я - имеются по­мехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2,5 м, разборчивость слов 70-80%; 3-я - имеются по­мехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2 м, разборчивость слов 30-60%; 4-я - имеются помехи; на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м, разборчивость слов ниже 30%.

В характеристике микроклимата производственной среды можно выделить восемь классов: оптимальные условия; допустимые условия; неблагоприятные условия в связи с технологическими требованиями производства (охлаждающий микроклимат); то же (нагревающий мик­роклимат); неблагоприятные условия в связи с работами на открытом воздухе (охлаждающий микроклимат); то же (нагревающий микроклимат); особо неблагоприятные условия; аварийные и вынужденные условия работы при температуре воздуха - 40° при штиле, или - 25° при скорости ветра более 10 м/сек, или свыше 45° или 35° и 100% относительной влажности.

Такой дифференцированный подход к описанию ос­новных профессиональных факторов дает возможность составить профессиограмму более точно.

Имея полные данные о профессиях, их можно классифицировать, сгруппировав согласно общности психофизиограмм. Это облегчит профориентацию молодежи и поможет в выборе подходящей по психофизическим требованиям профессии.

СОСТАВИМ СПОРТОГРАММУ

Как составить спортограмму? То есть определить ту спортивную деятельность, которая «зазвучит» в унисон профессии, те средства, которые помогут развить и воспи­тать необходимые трудовые качества?

Виды спорта в разной степени развивают показатели физического развития, физической подготовленности, пси­хофизиологические функции. Рассмотрим те из показате­лей, хорошее развитие которых требуется для большин­ства профессий.

Выносливость. Выносливостью называется способ­ность к длительному выполнению какой-либо деятельно­сти, без снижения ее эффективности. На всех этапах развития общества она очень высоко ценилась.

Это качество и сегодня не потеряло своей значимости. Можно сказать, что многие современные профессии тре­буют не меньшего развития выносливости, чем сто лет назад.[7]

Физиологической основой общей выносливости явля­ются аэробные возможности человека, обеспечивающие успешное выполнение продолжительной работы умерен­ной интенсивности, которая наиболее распространена в мире современных профессий. Выносливость часто и оп­ределяется как основное профессионально важное ка­чество, обеспечивающее полноценное освоение профессии и высокопроизводительный труд.

У спортсменов, занимающихся разнообразными вида­ми спорта, развитие этого качества различно. Самые высокие показатели у лыжников, потом идут легкоатлеты (бегуны на средние и длинные дистанции), конькобежцы, велосипедисты, футболисты, гребцы, боксеры, хоккеисты, баскетболисты, борцы, гимнасты» тяжелоатлеты. Если виды спорта объединить в группы, то самое высокое развитие выносливости отмечается у тех, кто занимается циклическими видами спорта, несколько ниже у спортигровиков и самые низкие в тех видах, где выносливость специально не развивается.

Мышечная сила. Силу можно определить, как способ­ность преодолевать внешнее сопротивление или противо­действовать ему за счет мышечных усилий. Сила как фи­зическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. При развитии силы различных мышечных групп изменя­ется телосложение, - оно становится рельефным, муску­листым.

Сила измеряется динамометром. Средние показатели силы кисти у мужчин - 40-50 кг, У женщин - 30-35 кг. У квалифицированных спортсменов показатели гораздо выше: 60-75 кг у мужчин и 50-55 кг у женщин.

В процессе профессиональной деятельности также происходит развитие силы. Это характеризуется, прежде всего, развитием отдельных мышечных групп, участвую­щих в той или иной профессиональной деятельности. Так, к примеру, у кузнеца велика сила мышц плечевого пояса, у слесаря — сила мышц кисти, у строителя - сила мышц спины.

Для многих профессий важна мышечная сила, осо­бенно для таких, как Кузнец, фрезеровщик, авто слесарь, сверловщик и т. п.

Силу различных групп мышц можно развить, за­нимаясь определенными видами спорта. Например, мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели — у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Состояние вестибулярного аппарата. Исследования показали, что систематические занятия определенными видами спорта являются хорошим тренингом для вестибулярного аппарата человека, его вегетативно-рефлекторная возбудимость после специальных тренировок заметно понижается.

При испытании на кресле Барани реакция оказалась самой незначительной у борцов, акробатов, баскетболистов и конькобежцев. Почему же именно эти спортсмены не испугались грозного аппарата?

Ответ прост: в тренировочной и спортивной деятельности этих спортсменов много упражнений с элементами вращения, и их вестибулярный аппарат постепенно стано­вится устойчивым к заверчивающей силе кресла, А вот лыжники, штангисты, боксеры такой выдержки не проявляют.

Есть еще один «грозный снаряд» - четырех шаговые качели. Проведенные на нем исследования рефлекторной чувствительности методом комбинированного вращения по Воячеку, принятым в практике авиационной медицины определили наибольшую устойчивость вестибулярного аппарата у акробатов, борцов, гребцов, гимнастов конькобежцев, баскетболистов. Опять победили те виды спорта, которые требуют особенно точной координации (акробатика и гимнастика) или точного баланса (академическая гребля).

Такие же данные были получены из наблюдений за спортсменами в море во время качки и при фигурной пилотаже на самолете. Отмечалось, что вегетативная устойчивость зависит также и от «спортивного стажа» - чем он больше, тем организм меньше подвержен укачиванию.

Следовательно, монтажнику-высотнику или моряку рекомендованы указанные виды спорта. Это поможет им  в работе.

Подвижность нервных процессов и функционалы подвижность нервной системы. Исследования показывают, что у представителей многих специальностей, требующих быстрого переключения внимания, эмоционального напряжения, успешность выполнения работы в огромной степени зависит от этих показателей. Некоторые виды спорта направленно развивают эти качества. Операторам, водителям автомашин, трактористам, комбайнерам можно порекомендовать спортивные игры: баскетбол, волейбол, настольный теннис, а из видов легкой атлетики - спринт и прыжки. Путем тренировок также сокращается латентный (скрытый) период условной двигательной ре­акции. А это означает, что на один и тот же раздражи­тель нервная системе) у волейболиста будет реагировать правильнее и быстрее, чем у тех, кто спортом не увлека­ется, или у тех, кто занимается гимнастикой или лыжами

Кроме того, занятия спортом, соревнования тоже являются тренировкой для нервной системы. Человек перестает бояться непривычного, учится принимать реше­ния в неожиданных ситуациях.

Функции зрительного анализатора. Футболисты гово­рят: «Хорошо видеть поле». Это значит быстро разли­чать ситуацию, обладать большим объемом зрения, а, следовательно, быстро решать, как вести себя в данной игровой ситуации. Фехтовальщикам, футболистам, бас­кетболистам, боксерам, чтобы обладать высокоразвитыми функциями зрительного анализатора, необходимо, трени­ровать также, чувство пространственной ориентировки, Выявлена зависимость: чем выше уровень зрительного анализатора, тем точнее реакция на движущийся объект, тем совершеннее мы владеем своим телом.

Высокое развитие этих функций зрительного анализа­тора важно для операторских профессий.

Двигательный анализатор. Его функции - точность движения и усилия. Под воздействием специальной спор­тивной тренировки он меняет свою чувствительность. Точность движений высока у спортсменов -игровиков, гим­настов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев. У тех же, кто занимается боксом, баскетболом, волейболом, гим­настикой или греблей, увеличивается и показатель точ­ности мышечных усилий. Движения становятся более четкими. Функции двигательного анализатора следует особенно развивать представителям профессий тонкого ручного труда.

Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры - особенно баскетбол и волейбол. Это качество просто необходимо сборщикам изделий из мел­ких деталей, хирургам, полировщикам турбинных лопа­ток - словом, всем, кто выполняет тонкие работы, где необходимо «видеть пальцами».

Тренировка в спортивных играх вообще предоставля­ет большие возможности для развития многих психо­физиологических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, предъявляющих повышенные требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического (двигательного) анализаторов. Это профессии точных и тонких ручных работ (сборщики изделий из мелких деталей, швейники, чертежники), профессии металлообработки (токари, сверловщики, фрезеровщики), авиаторы и т. д. Установлено, что далеко не каждый вид спорта подходит для той или иной специальности. Например, заня­тия штангой не годятся для сборщика часов или элек­тронно-вычислительных машин, а теннис — для работни­ка на угольном комбайне. Ведь свое профессионально-прикладное значение спорт лучше всего оправдывает тогда, когда он способствует развитию определенных двигательных и психофизиологических качеств, обрете­нию навыков, которые наиболее характерны для данной производственной специальности.

Какие же виды спорта или отдельные спортивные упражнения наиболее полезны в целях ППФП?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко пред­ставлять классификацию видов спорта по развиваемым ими психофизиологическим качествам.

Интерес представляют несколько классификаций ви­дов спорта. Например, одна из них, наиболее общая, раз­работана старшим научным сотрудником ВНИИФКа С. С. Грошенковым, который разделил все виды спорта на три группы. Первая объединяет виды спорта, отличи­тельная черта которых - тренировка быстроты, силы и специальной выносливости. Вторая требует преиму­щественно развитых координационных способностей. И третья - психофизиологических качеств, позволяющих точно решать двигательные задачи тактического свой­ства.

Приведем наиболее детальную и удобную для определения задач ППФП классификацию, предложенную профессорами А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым. Согласно ей все виды спорта объединены в семь групп:

Первую группу составляют виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений. Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду.

Во вторую группу входят виды спорта, характеризую­щиеся циклическими движениями, главная черта кото­рых — развитие выносливости. К ним относятся бег, конькобежный спорт, велоспорт.

Для третьей группы характерна сила и быстрота движений, в свою очередь она делится на две подгруппы перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика); создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

Четвертая группа объединяет виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств.

Пятая группа особенно успешно тренирует центральную нервную систему в связи с необходимостью обес­печить опережающее и предупреждающее действие. К ней относятся мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.

Шестая группа «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шах­маты, русские шашки.

И наконец, последняя, седьмая группа тренирует способность быстрого переключения с одного вида дея­тельности на другой. Это современное пятиборье, биат­лон.

КАК РАЗВИТЬ НУЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Пользуясь уже известными нам профессиограммами и спортограммами, можно дать вполне обоснованные рекомендации для профессионального обучения.

Естественно, для этого нужно хорошо знать особенности профессиональной деятельности, реально оценивать направленность отбираемого вида спорта и уметь сопоставлять их.

Пригодность вида спорта для целей ППФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизиологических функций. При полном совпадении направленности влияния вида спорта на организм с основ­ными требованиями специальности прикладной эффект.

Если прикладное значение многих видов спорта выявлено в экспериментальных исследованиях, то методики исполь­зования отдельных элементов вида спорта во многих случаях еще не разрабатывалась. Какое полезное влияние на то или иное физическое качество или функцию сказывают те или иные элементы разные виды спорта? Здесь большой простор для личной инициативы инструк­тора физкультуры на предприятии иди преподавателя физического воспитания учебного заведения, которые могут помочь своими наблюдениями ученым.


Глава 4. Средства оздоровления и управления работоспособностью

В задачу физической культуры наряду с оздоровлением условий спортивной среды входит разработка мер, спо­собствующих оздоровлению молодежи, повышению об­щей и спортивной работоспособности, ускорению процес­сов восстановления после учебы, работы и занятий физкультурой и спортом.

К средствам физического воспитания относятся физи­ческие упражнения, естественные силы природы, гигиени­ческие факторы.

Комплексное использование этих средств обеспечивает всестороннее развитие физических способностей учащихся, их гармоничное развитие и здоровье. Общая цель физического воспитания, одного из важнейших направлений деятельности учебных заведений - формирование здорово­го, физически совершенного, бодрого и жизнерадостного, социально активного, морально стойкого молодого поколе­ния строителей и защитников нашего общества.

В задачи физического воспитания входит:

-      укрепление и повышение уровня здоровья, развитие физических способностей, закаливание, достижение физи­ческого совершенства;

-      формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, в том числе профессионально-прикладных;

-      углубление знаний, необходимых для широкого ис­пользования физической культуры в повседневной жизни;

-      привитие любви к систематическим занятиям физи­ческой культурой и спортом, повышение уровня спортив­ных достижений;

-      формирование лучших черт характера и воли для созидания и творческой деятельности.

Гигиенические требования к процессу физического вос­питания учащейся молодежи базируются на физиологиче­ских закономерностях влияния двигательной активности на организм.

Формы физического воспитания характеризуются боль­шим разнообразием:

1) учебные занятия, как обязатель­ные, так и факультативные;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебы, производственного обучения и практики;

3) физкультурно-массовая и спортив­но-массовая работа с учащимися в свободное от учебных занятий время.

Все названные формы дополняют друг друга и пред­ставляют собой единое целое в физическом воспитании.

На организм учащегося-спортсмена приходится очень боль­шая психическая и физическая нагрузка, которая может быть причиной травм и нарушений деятельности отдель­ных органов и систем, для чего необходимо использовать различные средства.

РЕЖИМ ДНЯ - РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Проверенные в разные годы эксперименты и массовые обследования наглядно доказали, что систематическое использование средств физической культуры заметно повышает производительность индивидуального и кол­лективного труда. Тренированный человек быстрее и пол­нее восстанавливает силы после рабочего дня, меньше подвержен травматизму, быстрее преодолевает его по­следствия, Высокая физическая подготовленность значительно повышает устойчивость организма к неблаго­приятным условиям труда, перегреванию и охлаждению, и это очень важно для сохранения здоровья работников ряда отраслей промышленности, к примеру, в металлур­гии.

Средствами физической культуры можно эффективно снять утомление, быстро и полноценно восстановить си­лы. Знают об этом многие, но делают не все. Почему? Главная причина, на которую ссылаются обычно, — не­достаток времени. И все же, как бы ни был занят человек, всегда есть возможность правильно спланировать свой распорядок дня.

Альфа и омега здорового образа жизни - так можно назвать режим дня, чередование труда и отдыха. В его основу положен суточный биоритм, присущий всему жи­вому.

Как же достроить свой день? Советы на эту тему не­избежно будут общими. Каждый человек в первую оче­редь ориентируется на продолжительность и содержание своей работы. Именно с ней соотносятся его занятия до­машним хозяйством, отдых.

Воспитание навыков организации рационального режи­ма дня у учащихся и студентов в процессе учебной дея­тельности должно основываться на необходимости многое успевать и без ущерба для здоровья переносить высокие умственные и физические нагрузки. Почему рациональный режим дня помогает сохранять высокую работоспособ­ность на длительный период времени и дает возможность эффективнее его использовать?

В первую очередь учащимся необходимо объяснить, что функциональная активность организма ритмически изме­няется. Ритмы функционирования или биоритмы имеют различные периоды. Период суточного или циркадианного ритма равен 24 ч. Общая продолжительность учебных за­нятий достигает подчас 10-12 ч в день за счет сокраще­ния, как правило, ночного сна и свободного времени. Вме­сте с тем ночью снижается уровень обменных процессов, температура тела, функции сердечно-сосудистой, дыхатель­ной и нервной систем. Рассогласование биологических и социальных ритмов приводит к заболеваниям, бессоннице, Ухудшает память, снижает работоспособность.

Большое значение имеет полноценность ночного сна. Для восстановления организма. Недаром существует народ­ная поговорка - «утро вечера мудренее». При рациональ­ном режиме продолжительность ночного сна составляет не менее 9'/2 ч для 15-16-летних и 8'/2-9 ч -для 17-18-летних. Для быстрого засыпания при нарушениях сна, связанных с излишним волнением, рекомендуется на ночь выпить стакан горячего молока с 2-3 чайными ложками меда, но не крепкий чай или кофе, а перед сном - прогул­ка на свежем воздухе и расслабляющая ванна или душ. Систематические тренировки и соревнования после 21-22 ч нарушают полноценность сна и диссонируют с нарас­танием в силу циркадианной ритмики тормозных процессов в коре головного мозга, не рекомендуется их проводить и тотчас после пробуждения, особенно с упражнениями на .координацию, быстроту и силу.

Режим понимается как система условно-рефлекторных реакций, формирующих динамический стереотип. Выработ­ка динамического стереотипа для центральной нервной си­стемы, по представлениям И. П. Павлова, - большой нерв­ный труд, а его переделка еще более трудна для организ­ма. Отсюда вытекает один из принципов организации суточного режима - недопустимость беспорядочности и ча­стых изменений режимных компонентов, постепенность пе­рехода к новому режиму обучения, новому объему и харак­теру двигательной активности.

Особое значение имеет воспитание потребности к еже­дневной утренней гимнастике в сочетании с закаливающи­ми процедурами, на открытом воздухе или в проветренном помещении.

При анализе режима дня оценивают, прежде всего, рас­пределение различных видов деятельности, время и про­должительность сна, режим питания, интервалы между

приемом пищи и физическими упражнениями. Рекоменду­ется утром завтракать за 1-11/3 ч до тренировки, обедать за 2-2/2 ч. Количество тренировочных занятий и их про­должительность зависит от квалификации и возраста спортсменов и др.

ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

У учащихся необходимо воспитывать навыки самокон­троля за состоянием здоровья, самочувствием, физическим развитием и физической подготовленностью.

Самоконтроль осуществляется простыми и доступными приемами наблюдения и определения субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переноси­мость нагрузок и др.) и объективных показателей (взвешивание, измерение частоты пульса, определение мышечной силы ручным динамометром и некоторых антропометри­ческих параметров обычным сантиметром иди ростомером - рост, окружность грудной клетки в покое, на мак­симальном вдохе и выдохе). Полученные данные заносят в дневник и анализируют их. Спортсменам дневник следует вести ежедневно и периодически показывать тренеру или преподавателю физического воспитания.

При субъективном самоконтроле после первых занятий физическими упражнениями отмечается боль в мышцах - это естественная реакция на непривычную мышечную нагрузку. Занятия в этом случае нужно продолжать, правда, немного снизив интенсивность упражнений. Через несколь­ко дней боль в мышцах исчезает. Боль исчезает быстрее, если использовать тепловые процедуры (душ, ванна) и само массаж.

В результате занятий может возникать и физической перенапряжение, для которого характерны боль в области печени, слабость, головокружения. Нужно записать, какие нагрузки вызывают эти явления, скорректировать нагрузку после врачебных консультаций.

Признаки переутомления — вялость, апатия, плохой аппетит, раздражительность. При их появлении нагрузку надо снизить, но пропускать занятия не рекомендуется.

О состоянии организма можно, судить, наблюдая за ди­намикой массы тела. В первые дни занятий физкультурой я спортом масса тела несколько уменьшается, главным образом за счет резервного жира и воды, в дальнейшем может возрастать благодаря развитию мышечной массы и затем стабилизируется.

Каждый учащийся должен знать нормальную величину массы своего тела и стараться поддерживать ее на опти­мальном уровне.

Важное место в дневнике самоконтроля отведите на­блюдениям за частотой пульса, так как оно доступно для любого учащегося. Пульс можно считать или в течение минуты, или за 30, 15 и 10 сек. с последующим пересчетом на минуту.          

У спортсменов в состоянии покоя частота пульса по­нижается при адекватных физических нагрузках постепен­но, через 6-7 месяцев тренировки на 3-4 удара в 1 мин, после года занятий - на 5-8 ударов и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее может достигать 160-170 ударов в I мин, а иногда и больше. Чем трени­рованнее организм, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствие прекращения или уменьшения, нагрузки пульс в покое вновь несколько учащается.

В состоянии переутомления пульс может быть как уча­щенным, так и замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т.е. удары ощущаются через неравные промежут­ки времени.

Если в процессе занятий после одной и той же нагруз­ки уменьшается время восстановления частоты пульса к исходной величине, то это служит одним из показателей оптимальной нагрузки и роста тренированности.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СНИЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

После напряженных спортивных соревнований, по мнению некото­рых спортсменов, можно выпить алкогольный напиток для снятия напряжения и утомления. Это вредно, т.к. алкоголь тормозит восстановительный процессы и на дли­тельное время снижает работоспособность. При этом упот­ребление спиртных напитков юными спортсменами не только разрушает тренированность, но и отрицательно ска­зывается на морально-волевых качествах, приводя зача­стую к аморальным поступкам.

К сожалению, имеются примеры морального падения спортсменов, даже высшей квалификации из-за употребле­ния алкоголя. Ясно одно, что из выпивающего учащегося не получится спортсмена, а спортсмена, который выпивает, ждет бесславный конец. И. М. Саркизов-Серазини писал:

"Не могу не отметить весьма интересный факт наблюде­ния на протяжении 40 лет людей, занимающихся спортом и физическими упражнениями. Те из них кто на протяже­нии всей своей жизни не прикасался к алкоголю, не знали болезней и прожили долгую жизнь".

Альтернатива пьянству - здоровый образ жизни, отли­чительной чертой которого являются систематические за­нятия физкультурой и спортом.

Особую тревогу вызывает раннее приобщение молодежи к разного рода пагубным привычкам. Так, по данным ВНИИФК (Царик И. 1987), в возрасте 16-20 лет к упот­реблению алкогольных напитков приобщаются 47,6%, а к курению в этом же возрасте - 50,9%.

Поэтому необходимо персонально приглашать «труд­ных» подростков в секции и команды, учитывая их склон­ность к тому или иному виду спорта.

При употреблении наркотиков происходит отравление организма с глубокими нарушениями психических и физи­ческих функций. Как известно, допинги запрещены в спорте и на крупных соревнованиях осуществляется антидопинговый контроль.

Борьба с вредными привычками и их предупреждение - ­важнейшая задача гигиенического воспитания учащейся молодежи. Главным средством служит рациональная организация суточного режима, наполненного творческой, со­зидательной деятельностью и содержательным досугом. Именно в этом ее профилактическая сущность.

Курение вредно людям всех профессий. Но особен­ный вред обществу наносят курящие педагоги и врачи. Борьба с курением ширится. На предприятиях, в лабора­ториях, в мастерских курить на рабочем месте не раз­решается. Запрещено курить в школах, поликлиниках, боль­ницах.

Пьянство и курение и наркомания ведут к болезням, утрате тру­доспособности. Эти пороки, часто называемые безобидно «вредными привычками», нередко приводит к потере про­фессионального мастерства.

Приложить максимум усилий для искоренения этих зол - таково требование не только здорового образа жизни, но и требование времени.


Заключение

Уровень физической подготовленности и здоровья уча­щейся молодежи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют (до 60% подрост­ков страдают острыми респираторными заболеваниям!), имеют избыточную массу (до 20%), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40%), лишь 20-30% осваива­ют в целом нормы комплекса ГТО.

Факты подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодежи. Решение этой задачи важно, ибо сегодняшние школьники, учащиеся СПТУ, студенты - завтра квалифицированные рабочие, организаторы промышленности и сельского хозяйства, вои­ны Российской Армии. Именно от их здоровья, физической и профессиональной подготовленности зависит успешность участия в сфере общественного производства, повышение производительности труда.

Почему так остро и принципиально ставится в наши дни вопрос о массовой физкультуре? Не только потому, что забота о здоровье народа - главная социальная забота нашего общества. Сегодня связь физической культуры и здоровья работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.

«В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поста­вить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоро­вый образ жизни».

"Перестройка, ведущаяся после съезда, должна про­изойти и в нашем отношении к здоровью", - так считает Юрий Петрович Власов, прославленный атлет, долгие годы носивший звание самого сильного человека планеты.

- Пора всем нам понять, что здоровье каждый за­рабатывает сам, что за него надо бороться, что ради него, ради полноценной творческой, счастливой жизни надо и поработать и «потерпеть». Конечно же, для этого нужно, прежде всего психологически перестроиться, изба­виться от лени, от расхлябанности, внутренней недис­циплинированности. Если верно, что каждый из нас куз­нец собственного здоровья».

Физкультура и профессиональная деятельность. Вот что писал нарком здравоохранения Н. Се­машко:

- "В проведении физической культуры на местах в громадном большинстве случаев понятие физической культуры подменивается понятием физических упражнений. Такой подмен совершенно неправилен и способен извратить все перспективы. Физическая культура означает не только, и далеко не только физические упражнения. «Физкультурно-образованный» (если можно так выразиться) человек должен проводить ее принципы еже­часно, ежеминутно. Вот почему правилен наш лозунг: «Физкультура про­должается 24 часа в день..."

Физические упражнения составляют лишь часть ее, и, часть, как видим, очень небольшую. Эти физические упражнения, конечно, очень важны, и мы горячо приветствуем их распространение. Они имеют уже, прежде всего то значение, что исправляют (корригируют) вредности нашего быта. Если человек 22 часа в сутки дышит испор­ченным воздухом, хорошо, если он будет упражняться 1—2 часа на свежем воздухе; если он целую неделю сидит в канцелярии, то хорошо, если хоть в воскресенье сходит на охоту или побегает на лыжах. Но настоящая физическая культура все же не в этом, или, точнее, не только в этом. Надо так устроить жизнь, быт, чтобы каждый час не подрезывать сук, на котором держится наше трудовое государство, то есть силы, трудоспособность, здоровье населения.

А мы в этом отношении пока варвары. Если объективные усло­вия затрудняют пока оздоровление производства и некоторых сторон жизни и быта, то, по крайней мере, нужно делать то, что зависит от нас самих.

«Культурность народа измеряется количеством мыла, им потреб­ляемого»,— сказал один ученый. Культурность народа зависит вообще от уяснения и проведения им правил гигиены. Вот почему настаиваем мы на проведении правил физической культуры в широком смысле слова. Ибо путь к культуре лежит через физическую культуру. Это особенно важно помнить в нашем трудовом государстве, где живые трудовые ресурсы населения — основа благополучия страны.

Отрывок из этой статьи Н. А. Семашко, написанной в 20-е годы, мы привели не случайно. И сейчас проблема взаимосвязи физкультуры и здоровья не потеряла своей актуальности и находится в центре внимания специалис­тов самых различных областей науки. О важности оздо­ровительной роли физкультуры и спорта свидетельствуют данные социологов. Учеными подсчитано, что сокращение заболеваемости хотя бы на 1 % позволит получить до­полнительно 35 млн. рабочих дней.

Пока наши болезни обществу обходятся дорого. Из-за слабой физической подготовки молодых рабочих и инже­нерно-технических работников происходит 24% всех видов брака, аварий, остановок оборудования. Недостатки в физическом воспитании, отсутствие должной закалки приводят к тому, что из трудового процесса ежедневно по болезни выключается около 3 млн. человек!

Для решения этой и многих других проблем необхо­димы совместные усилия ученых и практических работни­ков, всего общества.

Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена нашего общества, так и физическая культура ныне превращается в неотъемлемый атрибут жизни, средство адаптации к изменяющимся природным, социальным и другим усло­виям. Из способа проведения досуга, требующего расхо­да мышечной энергии, физическая культура превращается в основной фактор физического развития человека,

Специалисты, к примеру, доказали, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от медицины и на 90% от уровня его физической подготовленности и здорового образа жизни. Проведенные исследования показывают, что расходы, направленные на поощрение профилактических спортивных мероприятий (даже учи­тывая возможность травм), много меньше, чем затраты на пособия по нетрудоспособности.

Сегодня лозунг «Физическая культура — залог здо­ровья» уже недостаточно актуален. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творче­ского долголетия.

А закончить нам хочется словами известного советского ученого И. М. Саркизова-Серазини: «Систематически при­меняемые физкультура и спорт - это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это — старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это — долго­летие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье — самый большой источник кра­соты».

Литературные источники:

1.     «Профессионально-прикладная физическая подготовка»     В.И. Ильинич. Изд. "Москва - Высшая школа - 1978г."

2.     «Физкультура и профессия».                                                          С.П. Полиевский. И.Д. Старцева. Изд. "Москва - Физкультура и спорт - 1988г."

3.    «Физическое воспитание учащейся молодежи».                                               С.П. Полиевский. Изд. "Москва - Медицина - 1989г."

4.    «Физическая культура в жизни человека».                                               С.М. Оплавин. Ю.Т. Чихаев. Изд. "Ленинград - Знание - 1986г."

5.    «Активизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания».                                                        Г.Д. Иванов.  Изд. "Алма-Ата - Мектел - 1989г."


[1] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.

[2] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.

[3] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.

[4] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.

[5] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.

[6] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.

[7] Определения физических качеств даются в этом разделе по Казациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.