на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Развитие координационных способностей к равновесию у детей 7-9 лет


Реферат: Развитие координационных способностей к равновесию у детей 7-9 лет

Курсовая работа

Тема «Средства и методы физического воспитания. Координационные способности в младших классах»

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Виды координационных способностей и их характеристика.

1.1. Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями.

1.2. Классификация координационных способностей.

1.3. Средства воспитания координационных способностей.

ГЛАВА 2. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте.

2.1. Возрастные особенности школьника 7-9 лет.

2.2.Основные приемы воспитания координационных способностей.

2.3. Методика воспитания координационных способностей.

2.4. Тесты для определения способности к равновесию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ.

Понятие  "координационные способности" выделяется из об­щего и менее определенного понятия  "ловкость",  широко распространен­ного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых,  способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.  Эти особенности в значительной мере совпадают,  но имеют и свою специфику.  Нетрудно представить себе,  допустим,  учени­ка,  который успешно справляется с разучиванием новой комбинации дви­жений,  но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее,  как только внезапно меняется условие выполнения.

Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей,  а также приобретение знаний,  умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инерт­ных  сторон.

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной сис­темы.  Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые,  все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,  имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика,  фигурное катание и так да­лее).  От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта  со сложным составом двигательных действий.

Актуальность. Координационное совершенствование направлено так­же на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

- быстро реагировать на различные сигналы,  в частности,  на движущий­ся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный про­межуток времени;

- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям,  к необычной постанов­ке задачи;

- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

Новизна. Исследование заключается в том,  что определены целесообразные объемы   специальных упражнений,  применяемых в развитии равновесия для школьников 7-9 лет.  Предпринята попытка построений элективного комплекса упражнений для развития равновесия и включе­ние его в уроки Физкультуры учащихся 7-9 лет.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать равновесия в основании программного материала за минимально короткий промежуток времени.

Объектом исследования является физическое развитие детей 7-9 лет.

Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей школьного возраста 7-9 лет.

Гипнотическое предложение (рабочая гипотеза).  Предполагается, что применение различных средств как Физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способ­ностей детей 7-9 лет.

Цель исследования.  Развитие и совершенствование координацион­ных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средством специальных Физических упражнений.

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо ре­шать следующие задачи:

1.  Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.

2.  Развивать план и методы развития координационных способностей.

3.  Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координа­ционных способностей.

4.  Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

5.  Обосновать результаты эксперимента.


ГЛАВА 1.  Виды координационных способностей и их характеристика.

1.1.  Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями.

Одной из важнейших задач физического воспитания является раз­витие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт,  говоря о задачах физического образования,  отмечал важность "умение изолировать отдельные движения,  сравнивать между собой,  сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию,  а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняет­ся четырьмя основными причинами:

1.  Хорошо развитые координационные способности являются необходимы­ми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп,  вид и способ усвоения спортивной техники,  а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.  Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движения­ми, к увеличению двигательного опыта.

2.  Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни,  труду,  службе в армии.  Они спо­собствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности,  повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3.  Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей,  влияют на величину их использова­ния,  так как точно дозированное во времени,  пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходо­ванию сил.

4.  Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития коор­динационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от учас­тия в спортивной деятельности.

Поэтому,  помимо Физических качеств,  в школьном возрасте не ме­нее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.  Тем более,  что этот возраст,  особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

1.2. Классификация координационных способностей.

Под координационными способностями понимаются способности чело­века к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую,  целостную двигательную деятельность.

Для эффективного Формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к Физическому воспитанию вырабо­тать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека.  Отсюда и вытекает необ­ходимость классификации координационных способностей.

Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности челове­ка в процессе управления двигательными действиями:

- способность к реагированию;

- способность к равновесию;

- ориентационная способность;

- дифференцированная способность,  разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.

Способность к реагированию это способность быстро и точно на­чать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например,  старт по свистку,  отмашки флажка или сигнал,  поданный голо­сом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положе­ния тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают стати­ческое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на раз­личные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом,  бегом,  прыжками,  различные виды лазания и так далее.

Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов,  обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствова­ния вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолиней­ными и угловыми ускорениями.  Например,  кувырок вперед,  перекат в сторону (колесо).

Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени,  особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта.  Например,  вы­ход после прыжка в три оборота,  акробатические прыжки,  вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.

Способность к дифференцированию – это способность к достиже­нию высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движе­ния,  а также движения в целом.  Например,  бросок в кольцо с различ­ных точек,  ритмическая способность при броске.

Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.  Ритмический характер работы организма позволяет выпол­нять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относитель­но маленькими наполнениями.  Например,  выполнение вольных упражне­ний под музыку.

1.3.     Средства воспитания координационных способностей.

Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности.

Основным средством для воспитания координационных способнос­тей являются физические упражнения повышенной координационной слож­ности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных,  временных и динамических параметров,  а также за счет внешних условий,  изменяя порядок расположения средств,  их вес,  высоту;  изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;  комбинируя двигательные навыки;  сочетая ходьбу с прыж­ками,  бег и ловлю предметов;  выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.  Это упражнения без предметов и с пред­метами (мячами,  гимнастическими палками,  скакалками и другие),  относительно простые и достаточно сложные,  выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей,  в разные стороны элементы акробатики (кувырки,  различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраи­вать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спор­тивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

1.  Подводящие,  способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

2.  Развивающие, направленныее на непосредственно воспитание координационных способностей,  проявляющихся конкретных видах спорта (например,  в баскетболе специальные упражнения в затрудненных ус­ловиях -  ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способнос­тей,  эффективны до тех пор,  пока они не будут выполняться автомати­чески.  Зятем,  они теряют свою ценность,  так как любое,  основанное  до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координацион­ных способностей.


ГЛАВА 2.  Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте.

2.1.  Возрастные особенности школьника 7-9 лет.

Особенности детского организма в том,  что в ходе роста и раз­вития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершен­ствуются.

Мышцы детей эластичны,  поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению,  а также к нарушению правильной осанки.  Развитие силы мышц туловища,  особенно статической (статическая сила – нет движений),  имеет большое значение для формирования правильной осанки,  которая в этом возрасте не устой­чива.

Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной  деятельности (ходьба,  бег,  прыжки) и профилактика плоскостопия.  Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 го­дам.

Следовательно,  детям младшего школьного возраста нельзя выпол­нять прыжки на жесткий  грунт с высоты более 80 см.,  а также длите­льное время выполнять упражнения сидя.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов,  высокой возбудимостью нервных процессов,  слабостью процес­сов внутреннего торможения,  поэтому дети быстро утомляются.  Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции,  которые влияют на обмен веществ,  пост и развитие всех систем и органов.

Детям 7 - 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики:  ходьба,  бег,  лазанье по наклонной поставленной ска­мейке,  гимнастической стенке, лестнице,  перелазание через препят­ствие высотой до 1 м.,  бросание и ловля мячей,  метание в цель,  переноска набивных мячей,  упражнения в равновесии,  прыжки (в длину, в высоту до 80 см),  акробатические упражнения:  перекаты,  кувырки,  стойка на лопатках (для 3 класса).  При обучении детей этого воз­раста нужно пользоваться методами показа и рассказа.  Объяснить дос­тупные упражнения лаконично,  просто,  понятно.  Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий,  указыванию на то,  как их вы­полнять,  показ следует сопровождать образным рассказом,  акценти­руя внимание на тех действиях,  которые обеспечивают выполнение изу­чаемого упражнения.  Дети 7-9 лет склонны к подражанию,  поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации.  Учителю ре­комендуется говорить:  "Делай,  как я".

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными,  необходимы короткие паузы для отдыха,  так как дети склонны быстро уставать.  У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее,  чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным.  Чем слож­нее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкооб­разного становления двигательных навыков. Для быстрейшего станов­ления двигательных навыков,  необходимо изучаемое упражнение повто­рять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения,  в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

Дети младшего школьного возраста любят играть,  склонны к фантазированию,  позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия.  Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

2.2.  Основные приемы воспитания координационных способностей.

Координационная способность – определение более емкое,  чем ловкость и рассматривается этот вопрос шире.

Ловкость – только часть координационных способностей.

Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека,  а именно:  согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему,  соответственно поставлен­ных двигательных задач.

Двигательное действие – это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:

- интеллектуальная (когнитивная);

- чувствительная (сенсорная);

- исполнительная (моторная).

Между этими элементами существуют многообразные связи,  которые еще более усложняют анализ координационных способностей.  Существует много типов координационных способностей:

1 тип.  Реагирующая способность (слуховая и зрительная).

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях.  Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро да­ет заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуж­дает детей делать задания быстрее и точнее.

Для воспитания способности к реагированию следует применять:

а) свободный бег, дополнительный заданиями,  на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине,  на животе стоя спиной к направлению движения,  стоя на одном или двух коленях,  из приседа,  седа и тому подобное);

в) интенсивность движения,  ее изменения:  ходьба обычная – бег быстрый,  бег медленный – бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия,  в которых выполняется задание.  Оно выражается в увеличении скорости реагирования,  в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.

2 тип.  Способность к равновесию.

Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения,  связанные с вращением в различных плоскостях головы,  конечностей,  туловища.  К ним относятся повороты,  кувырки, перевороты,  повороты или комбинации упражнений.

 Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры,  относятся:  положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры;  высота снаряда,  служащего опорой,  его устойчивость; скорость движения тела,  его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы:  удлинение времени сохранения позы,  временное исключение зрительного самоконтроля,  уменьшение площади опоры,  включение предварительных и сопутствующих движений,  введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равнове­сию является адаптация к различным внешним условиям. К важным сред­ствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.


3 тип. Дифференцированная способность.

При воспитании способности дифференцировать   различные парамет­ры,  следует использовать такие методические приемы,  как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и  "контрастные" задания.

При воспитании точности движений используется метод "контраст­ных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине   максимального результата,  броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно.  Указанные приемы намного эффективнее,  чем многократное повторение.

В процессе развития у детей пространственной точности мета­тельных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику,  а не стабильную.

Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередо­вании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.

Воспитание у детей способности точно реагировать величины си­ловых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначен­ную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.

Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки примене­ния изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных   движениях.

При воспитании дифференцировки временных интервалов использу­ют звуковые сигналы,  которые выступают как источники срочной информации.  Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигна­лами,  воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определен­ном темпе.

Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обу­чении выполнять движения в медленном,  среднем и быстром темпе,  фор­мирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

1.  Коллективный подсчет от одного до десяти,  под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром тем­пе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый  (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро,  8 –медленно) и другие.

5 тип. Ритмическая способность.

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространствен­ных соотношениях,  танцы,  танцевальные шаги.

Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.