![]() |
|
|
Реферат: Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентовРеферат: Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентовМинистерство образования Российской Федерации Кемеровский Государственный Технический Университет Механико-машиностроительный факультет Кафедра физической культуры Реферат на тему: «Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов».
Выполнил: Шелковников М. Ю. Группа: Ит – 021. Проверил: Гореликов А.И. Оглавление. Введение………………………………………………………………………3 Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебномзаведении………………………………………………………………….......4Цели и задачи общей физической подготовки.Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10 Общепедагогические задачи…………………………………………………16 Методические принципы физического воспитания. Дидактические принципы…………………………………………………….17 Специфические принципы……………………………………………………20 Воспитание физических качеств. Введение………………………………………………………………………..25 Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25 Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29 Выносливость ………………………………………………………………….32 Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34 Построение и структура учебно-тренировачного занятия. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43 Структура урока физической культуры……………………………………….47 Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52 Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55 Список литературы ……………………………………………………………..59 ВВЕДЕНИЕ.Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации. Как не парадоксально это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания. Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования. Физическая культура как учебная дисциплинав высшем учебном заведении.Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов. Является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности. Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе. С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. В законе говорится: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». (взято из «Закона российской Федерации об образовании»; учительская газета №28, от 4 августа 1992 года) Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие). На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано: - понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; - знать основы физической культуры и здорового образа жизни; - владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре; - приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. (взято из: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995 год. Страница 38 и далее по каждому профессиональному направлению). Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года). Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа). Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время. В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта. Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения. Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности. Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль. Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества. Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях. Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс. Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки. С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности. Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных. Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по состоянию основных функциональных систем организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические особенности личности, а также способность переносить специфические профессиональные вредности. Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь. ГЛАВА 1.Цели и задачи общей физической подготовки.Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки.
Материально-производственная сфера: а)
функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует
формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека,
участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция
подразделяется на более конкретные: -
лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры
восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма; - производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания; -
производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается
работоспособность и снижается утомление во время работы. - семейно – бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи); - воспитательная – благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности; -
престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться как личности,
добиться признания спортивного результата обществом. - военно – прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих; - классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает; -
агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере физической культуры и
спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и
государственного устройства; Духовные функции: -мировоззренческая,
данные функции отражают идеологическая, особенности проявления философская,
форм общественного научная, сознания в сфере ФК идейно-политическая, нравственная,
правовая, религиозная -
информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и
передача социального опыта физической культуры); -
эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к
воспитательным). - прикладные, - развивающие, - спортивные, - рекреативные, - реабилитационные. Специально
– образовательные функции выражены при использовании физической культуры в
общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений
и связанных с ними знаний; - прикладные функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки; -
спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются
в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении
максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных
достижений; -
реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных возможностей
(использование физической культуры в лечебных целях). Общепедагогические задачи Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи. ГЛАВА 2. Методические принципы физического воспитания. Дидактические принципы. В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих требований: -
формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям физического
воспитания и конкретным задачам занятия; - воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при решении задач. Наиболее
сложно для выполнения последнее требование на школьном уроке физической
культуры, где преобладает авторитарный стиль воспитания. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |