на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности


В связи с этим нами была изучена сила влияния фактора “тип местности” (ТМ) на вариацию результатов в зависимости от возраста, пола и квалификации.

Для решения этой задачи был применен однофакторный дисперсный анализ /36/, с помощью которого вычисляется показатель силы влияния  разнообразия фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании. Изучаемым признаком было среднее время преодоления 1 км дистанции в различных возрастно-половых группах в зависимости от типа местности. Число КП и длина дистанций отвечали требованиям правил соревнований  /39/.

Подвергнутый анализу дисперсионный комплекс составлялся не равномерно (произвольно) по принципу случайной выборки. При обработке материалов исследования вычислялись частные средние затрат времени на преодоление 1 км дистанции по отдельным соревнованиям, по каждому типу местности и по всему комплексу. Основные статистические характеристики и их достоверность по критерию – Стьюдента. Показатель силы влияния фактора ТМ в каждом дисперсионном комплексе в зависимости от квалификации, пола и возраста участников определяется по данным общей, межгрупповой или факторной (между отдельными типами местности), внутренней или случайной (между отдельными соревнованиями) вариации. Определялась его ошибка и доверительные границы. Показатель достоверности влияния (расч.) сравнивался со стандартным значением  - критерия ( ђ )  для двух степеней свободы и трех порогов вероятности: =0,95,   =0,99,    =0,999.

         Динамика влияния фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании на местности (в %) представлена в таблице 2 и на рисунках 1-4. По данным исследований, во всех возрастно-половых группах, независимо от степени подготовленности, имеется статистически-достоверная (Р 0,01-0,05) зависимость вариации результатов в соревнованиях по ориентированию от

типа местности. Динамика влияния фактора ТМ в четырех возрастных группах у мужчин в зависимости от роста квалификации показана на рис.1. Наиболее значительные величины ђ  отмечены у начинающих спортсменов. Самая низкая степень влияния выявлена в группе участников, имеющих II юношеский и III взрослый разряды (отмечено стрелкой). Причем, на данном этапе подготовленности тенденция снижения изучаемого показателя наблюдается во всех возрастно-половых группах. Так, у 10-13-летних мальчиков величина     снижается в этот момент до 39,1%, у 14-15-летних – до 30,7%, у 16-17-летних отмечено его небольшое увеличение с 24,6 до 38,7%. В группе взрослых (18-39 лет) у ориентировщиков II-III разрядов также отмечается  в этот период наименьшин значения величины     (до 21,5%).

При повышении квалификации от II разряда и до мастеров спорта влияние фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании у мужчин стабилизируется: II разряд – 46%, I разряд – 48,6%, КМС – 35%, МС – 38,3%. Динамика влияния величины   ђ   на вариацию результатов у женщин несколько иная (рис.2). В возрастных группах 10-13, 14-15, 16-17 лет у девочек и девушек от новичков до II разряда он изменяется незначительно в сторону увеличения. Даже в группе 18-39 лет величина   ђ        вплоть до III разряда повышается до 82%. Только потом начинается его снижение и в группах КМС и МС       ђ        равен 13-15%.

Таблица 2

Влияние фактора “тип местности” на вариацию результатов в соревнованиях по ориентированию, %

Квалификационные группы Пол Возрастные группы (лет)
10-13 14-15 16-17 18-39
Без разряда М 83,1ж 54,0 24,6 52,4
0,7 2,7 4,3 1,5
Ж 78,7 57,1 26,4 66,7
1,3 3,1 7,0 0,2
III юношеский М 77,9 55,4 - -
2,7 6,7
Ж 56,8 59,3 - -
5,2 8,4

II юношеский,

III разряд

М 39,1 30,1 38,7 21,5
7,7 10,7 5,1 10,2
Ж 86,8 51,3 38,0 82,0
7,7 5,9 10,5 3,3

I юношеский,

II разряд

М 60,2 67,3 58,9 46,0
4,6 7,1 4,7 7,2
Ж 97,4 81,1 41,0 74,6
0,9 4,0 19,4 5,3
I разряд М - - 62,2 48,6
6,9 8,2
Ж - - 54,8 51,8
21,2 9,8

Кандидаты и

Мастера спорта

М - - - 35,0
5,4
Ж - - - 13,8
9,5
Мастера спорта М - - - 38,4
17,1
Ж - - - 15,4
12,8

Ж/ Верхнее значение – показатель силы влияния (         );

Нижнее – предельное отклонение (±);

         Примечание: все значения величины  ђ  статистически достоверны

(Р     0,01-0,05)

         Приведенные результаты позволяют говорить об очень высокой степени влияния разнообразия местности на вариацию результатов в ориентировании у женщин и о более низкой физической подготовленности девочек, девушек и женщин массовых разрядов по сравнению с мужчинами.

         Возрастная динамика показателя силы влияния фактора ТМ на результаты в ориентировании показана на рисунках 3 и 4.

         В группе новичков этот показатель с возрастом снижается идентично как у мужчин, так и у женщин (сплошная линия) и к 16-17 годам достигает 24,6 (юноши) и 26,4% (девушки). Далее в возрастной группе 18-39 лет величина ђ снова увеличивается до 52,4% (мужчины) и до 66,7% (женщины).

         Таким образом, в результате проведенных исследований получены данные, позволяющие сделать заключение:

         - тип местности достоверно по всем возрастно-половым группам определяет вариативность результатов в соревнованиях по ориентированию, эта зависимость проявляется по-разному в зависимости от квалификации и пола участников;

         - фактор ТМ оказывает более сильное влияние на вариацию результатов в массовых соревнованиях II-III разрядов и менее значим у высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков;

         - показатель силы влияния фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании снижается у женщин от 10 до 17 лет, а с 18 лет повышается до исходных величин (новички) и также значительно увеличивается в группе массовых разрядов (III разряд – до 82%, II разряд – до 74,6%). У мужчин показатель силы влияния фактора ТМ в группах III, II и I разрядов с возрастом изменяется незначительно;

         - при выборе местности для соревнований по ориентированию необходимо учесть, что фактор ТМ наиболее значим для детей до 15 лет и взрослого населения в возрасте 30-39 лет.

         Изложенное выше позволяет считать, что при проведении соревнований по ориентированию необходимо ввести условия, определяющие наиболее предпочтительный тип местности. Такие условия необходимы для того, чтобы разработать сопоставимые критерии оценки достижений – нормативы в этом виде испытаний.

         В основу методики выбора типа местности легло предположение в том, что оптимальной местностью является та, на которой будет показана наименьшая вариативность результатов вокруг средней величины. Решение данной задачи осуществлялось с помощью вычисления коэффициента вариации  ( ђ ), характеризующего вариативность результатов по каждому типу местности.

         Рассчитанные величины коэффициента вариации (в %) представлены в таблице 10,  в зависимости от основного признака – рельефа – отражены на рисунках 5 и 6.

         Низкие значения коэффициента выявлены в соревнованиях с применением слабо и умеренно пересеченной местности. Например, у юношей 16-17 лет вариация результатов колеблется в пределах от 9,2 до 16,2%, у мужчин 18-29 лет: от 9,4 до 18,5%. Причем, наименьшие значения отмечены на местности типа 3.31 (умеренно пересеченная, закрытая, сухая).

         Следует отметить большую, по сравнению с мужчинами, амплитуду колебания результатов у женщин: от 8,6 до 36,9%. Особенностью является также то, что как у мужчин, так и у женщин выявлена большая вариативность результатов на непересеченной местности (1,45-28,2%).

         Таким образом, проведенный однофакторный дисперсионный анализ с предварительным вычислением общей, межгрупповой и внутренней вариации показал, что разброс результатов в соревнованиях по ориентированию в значительной степени определяется типом местности, на которой эти соревнования проводятся. Как показали исследования, в группе новичков фактор ТМ определяет вариативность результатов у 16-17-летних на 24,6-26,4%, у взрослых: 52,4-66,7%. Вычисление средних показателей коэффициента вариации на II  типах местности также показало, что у 16-17-летних юношей и девушек влияние типа местности на результаты меньше, чем у взрослых (юноши – 16,6; девушки – 19,6%; 18-29 лет: мужчины – 18,0; женщины – 25,7%).

         Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для соревнований по ориентированию наиболее пригодна местность типа 2.21, 2.22, 2.31, 3.21, 3.31, то есть слабо и умеренно пересеченная по рельефу, полуоткрытая и закрытая по проходимости, сухая или с небольшими заболоченными участками по характеру грунта. Наиболее универсальной местностью, пригодной для всех возрастно-половых групп, является слабо пересеченная, полуоткрытая и сухая местность (2.21), имеющая наименьший средний коэффициент вариации по всем возрастно-половым группам, который не превышает 11,5%. Ближайшее наименьшее среднее значение коэффициента вариации по всем четырем возрастно-половым группам выявлено на местности типа 2.22 (слабо пересеченная, полуоткрытая, болотистая) – 13,1%, но это значение достоверно больше (Р   0,05), чем на местности предыдущего типа.

2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов

Как во всех циклических видах спорта, основная нагрузка в ориентировании определяется длиной дистанции (объём) и временем ее преодоления (интенсивность).

Однако, в ориентировании, соотношению двух основных компонентов нагрузки сопутствуют еще несколько других, а именно: особенности планирования дистанции и постановки контрольных пунктов, тип местности, число контрольных пунктов и т.п. Эти специфические компоненты могут в значительной степени влиять на истинную длину дистанции и эффективную скорость бега, тогда как физическая скорость бега может и не изменяться.

Исходя из этого, мы предположили, что технической сложностью дистанции можно в некоторой степени управлять не только качеством постановки, но и изменением числа КП, тем самым  изменяя количество применяемых технико-тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции.

Для того, чтобы выявить количественные характеристики этой зависимости и обосновать оптимальное число контрольных пунктов на дистанции ориентирования, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.Выявить корреляционную зависимость между затратами времени на

преодоление дистанции в ориентировании и числом КП.

2.Исследовать соотношение элементов соревновательной деятельно-

сти (СД) в ориентировании в зависимости от числа КП.

         3.Изучить зависимость удлинения маршрутов при выборе путей движения от числа КП.

         В таблице  3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о высокой зависимости скорости движения в беге с ориентированием от числа КП.

Таблица 3

Динамика результатов бега с ориентированием в зависимости

от числа КП на дистанции

Пол № п/п

Исследуемые

параметры

Число контрольных пунктов
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Мужчины 1 Количество участников соревнований, чел. - - 29 80 52 80 92 60 76 89
2 Длина дистанции, км - - 4 4 4 4 4 4 4 4
3 Число КП на 1 км пути - 2 3 1,25 1,5 1,75 2 2,25 2,5 2,75
4

Затраты времени на

1 км дистанции, с/км

- -

547/

88,1

582/

98,1

625/

113

664/

58,6

729/

141

906/

101

947/

162

991/

139

Женщины 1 Количество участников соревнований,чел 24 71 71 101 82 86 87 91 - -
2 Длина дистанции, км 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 - -
3 Число КП на 1 км пути 0,57 0,85 1,14 1,42 1,71 2 2,28 2,57 - -
4

Затраты времени на

1 км дистанции, с/км

593/

87,7

677/

151

759/

176

737/

150

927/

189

941/

161

985/

198

946/

146

- -

Примечание: в параметре 4:  числитель – среднее арифметическое;

                                               знаменатель – стандартное отклонение (±)

Вычисление коэффициентов ранговой корреляции по Спирмену выявило высокую положительную связь между затратами времени на преодаление каждого километра дистанции и числом КП (у женщин – до 0,998, у мужчин – до 0,994). Критическое значение коэффициента – 0,783 при Р 0,01.

            Регрессивный анализ показал, что при последовательном увеличении числа КП на дистанции на один время преодоления каждого километра увеличивается на 60,7 с у женщин и на 53 с у мужчин.

        

Графическое изображение этой зависимости показано на рисунке 5.

                    

Таблица 4

Соотношение элементов соревновательной деятельности в ориентировании в зависимости от числа КП на дистанции

Пол № п/п

Исследуемые

Параметры

Число контрольных пунктов
3 4 5 6 7 8 9 10 11
Мужчины 1

Отметка и чтение скарты в КП                       с/км

                               %

-

-

-

-

30,1

7,9

36,2

8,6

42,2

8,4

48,2

8,8

54,3

9,2

60,4

9,6

66,4

9,8

2

Технические остановки и ходьба с ориентированием                          

                             с/км

                                %

-

-

-

-

146,5

25,2

187,8

30

172,6

26

244,2

33,5

391,3

43,2

395,8

41,8

434

43,8

3

Эффективный бег                         

                               с/км

                               %

-

-

-

-

389

66,8

383,3

61,3

435,7

65,6

420,3

57,6

430,9

47,5

460,5

48,6

459,1

46,3

Женщины 1

Отметка и чтение скарты в КП                       с/км

                               %

26,9

4,6

34,7

5,5

42,7

6,3

50,8

7

58,9

7,6

66,5

8,2

74,3

8,6

-

-

-

-

2

Технические остановки и ходьба с ориентированием                          

                             с/км

                                %

84,2

14,2

218,6

32,3

275,5

36,3

249,1

33,8

380

41

393,3

41,8

461,7

48,2

-

-

-

-

3

Эффективный бег                         

                               с/км

                               %

481,6

81,2

421,2

62,2

435,8

57,4

436,1

59,1

475,9

51,3

473,3

50,3

413,4

43,1

-

-

-

-

                             

                             

Рис. 6. Соотношение элементов соревновательной деятельности в зависимости от числа

КП в ориентировании (мужчины)

а) динамика показателей

б) соотношение элементов, %

1 – время отметки в КП

2 – технические остановки и ходьба с ориентированием

3 – эффективный бег

                               

                               

Рис. 7. Соотношение элементов соревновательной деятельности в зависимости от числа

КП в ориентировании (женщины)

а) динамика показателей

б) соотношение элементов, %

1 – время отметки в КП

2 – технические остановки и ходьба с ориентированием

3 – эффективный бег

         Видно, что с увеличением числа КП увеличиваются и затраты времени на преодоление каждого километра дистанции, так как увеличивается число этапов и участники вынуждены чаще обращаться к карте, больше применять различных технических приемов при работе с компасом, тратить больше времени на регистрацию в КП.

         В таблице 4 представлены результаты проведенных наблюдений и хронометража соревновательной деятельности, а на рисунках 6 и 7 показана динамика и соотношение различных элементов, составляющих ее содержание. Анализ данных показал, что в зависимости от числа КП изменяется и соотношение времени, расходуемого на различные виды деятельности: регистрацию в КП, остановки и чтение карты в КП, ходьбу и эффективный бег. Прямо пропорционально растет и общее время. Характерная особенность на рисунках 6 и 7 – пересечение кривых 2 и 3, показывающих время (в %), необходимое для чтения карты и выполнения приемов ориентирования, эффективного бега. Это пересечение означает, что при данном числе КП время, расходуемое на бег, становится меньше, чем все время остановок и ходьбы с ориентированием. Эту точку (обозначим ее индексом “A”) примем за критическую. Очевидно, что при количестве КП за точкой “A” участники не способны в полной мере реализовать свою физическую подготовленность. Следовательно, именно это количество КП на каждый километр дистанции является максимальным.

         При дальнейшем увеличении числа КП нарастающий объем информации, необходимость постоянного чтения карты снижают скорость движения настолько, что участник большую часть времени вынужден идти шагом. Например, у женщин это соотношение при числе КП, равном 9 (2,57 на 1 км), соответственно – 48,2 и 43,1%; у мужчин (2,25 на 1 км) – 43,2 и 47,5%. Время, необходимое для регистрации в КП, с увеличением их числа растет и достигает у женщин 8,6; у мужчин – 9,2%.

         Итак, основываясь на проведенных наблюдениях, можно определить критическую границу максимально допустимого числа КП на дистанциях ориентирования на примере женщин и мужчин в возрасте от 18 до 24 лет. Для женщин это число составило – 2,57; для мужчин – 2,25 КП на каждый километр дистанции.

         Для определения максимального количества КП был собран материал об удлинении маршрутов участников соревнований в зависимости от увеличения числа КП.

         Как оказалось, число КП влияет не только на соотношение элементов соревновательной деятельности и спортивный результат. Изменяется и пробегаемое участниками истинное расстояние. В таблице 5 представлены величины увеличения пути в абсолютных (метры) и относительных (%) единицах измерения.

Таблица 5

Удлинение маршрута (К пути) в зависимости от числа контрольных пунктов

Пол

№ п/п

Показатели

Число КП на дистанции

3 5 7 9
Мужчины

1

2

Число КП на 1 км

Удлинение пути движения

на 1 км                   %

                               м

0,75

30,8

308

1,25

29,1

291

1,75

20,0

200

2,25

18,2

182

Женщины

1

2

Число КП на 1 км

Удлинение пути движения

на 1 км                   %

                               м

0,85

22,5

225

1,42

24,6

246

2,0

17,0

170

2,57

16,6

166

         В результате полученных данных выявлены следующие закономерности:

1.    Величина коэффициента удлинения пути (Кпути) [1] при всех значениях КП меньше у женщин, чем у мужчин.

2.    При уменьшении числа КП с 7 до 5 отмечается значительное увеличение Кпути ( на рис. 8 показано стрелкой).

Большие (до 30,8%) увеличения маршрутов на дистанциях с числом КП 0,75-0,85 на каждый километр дистанции вызваны особенностями выбора пути движения при прохождении длинных (до 800 м) этапов. Дальнейшее увеличение длины этапа не влечет за собой большого изменения Кпути. Напри-

мер, при уменьшении числа КП с 1,42 до 0,85 (женщины) удлинение пути даже сократилось на 2,1%.

         Таким образом, основываясь на результатах анализа путей движения участников массовых соревнований, можно сделать вывод о том, что на дистанциях ориентирования целесообразно устанавливать не меньше 1,42 (женщины) и 1,25 (мужчины) КП на каждый километр дистанции. Дальнейшее уменьшение числа КП не рационально и ведет к значительному снижению числа применяемых технико-тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции (время на остановки и ходьбу с ориентированием уменьшается до 25,2 – мужчины, 14,2% - женщины и увеличивается процент времени, затрачиваемый на чистый бег без ориентирования – до 81,2%). Это снижает качество оценки главного показателя – умения ориентироваться.

         Длину дистанции по ориентированию принято целесообразным устанавливать по нижней границе правил соревнований по спортивному ориентированию /39/ с тем, чтобы была возможность выполнять спортивные разряды. Поэтому, с учетом принятой длины предлагаются следующие граничные значения числа КП в соревнованиях по ориентированию (таблица 6).

Таким образом, по данным анализа соотношения элементов соревновательной деятельности, а также величин удлинения путей движения в зависимости от изменения числа КП, определены критерии для установления граничных значений числа КП отдельно для мужчин и женщин. С учетом принятой для соревнований по ориентированию длины дистанции установлены конкретные значения числа контрольных пунктов, находящиеся в границах предельно допустимых величин, которые можно рекомендовать для дистанций ориентирования.

Таблица 6

Рекомендуемое количество КП на дистанциях ориентирования

Возраст

(лет)

Пол

Длина

дистанции

(км)

Предельные

значения числа КП

Рекомендуемое

число КП

Миним. Максим.
16-17 ю 4 5 9 7
16-17 д 3 4,2 7,7 5
18-29 м 5 6,2 11,2 8
30-39 м 4 5 9 7
18-29 ж 3 4,2 7,7 7
30-39 ж 3 4,2 7,7 7

        

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке. – География в школе, 1965. N 5, с.12-15.

2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е изд. – М.: Воениздат, 1982. – 102 с.

3. Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения ориентирования на местности в группах здоровья. – Теория и практика физической культуры, 1967, N 12, с. 59-61.

4. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. – Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1983. – 108 с.

5. Воронич В.Д. Роль спортивного ориентирования в подготовке студентов естественно-географического факультета к будущей  профессиональной деятельности. – В кн.: Совершенствование физкультурно-массовой и спортивной работы со студентами вузов в свете требований постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта”: Тез. докл. науч.-метод. конф. (Ижевск, июнь 1983 г.). Ижевск: УдГУ, 1983. с. 94-95.

6. Вьюнков В.Н. Подготовка к массовым кроссам. - Теория и практика физической культуры, 1941, N 3, с. 17-18.

7. Гаврилов В.Д. Качества, определяющие эффективность спортивной деятельности в ориентировании на местности, и характеризующие их тесты /на примере ориентировщиков юношеских разрядов/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 16 с.

8. Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет под влиянием занятий спортивным ориентированием. – В кню: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 82-83.

9. Горбачев В.И. Спортивное ориентирование – эффективное средство повышения двигательной подготовленности школьников. – В кн.:  III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.

10. Деметер Р.С. Особенности учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой на открытом воздухе зимой в физкультурном коллективе: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1955. – 25 с.

11. Зильбер А. Я. Эффективность круглогодичных учебных занятий по физическому воспитанию в средне школе на открытом воздухе: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1956. – 17c.

12. Зовут лесные стадионы. – Правда, 1984, 24 сентября.

13. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности. - Теория и практика физической культуры, 1971, N 12, с. 26-28.

14. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов землеустроительного и геодезистского факультетов. – Теория и практика физической культуры, 1973, N 4, c. 53-56.

15. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка  будущих агрономов. – Теория и практика физической культуры, 1980, N 1, c. 41-43.

16. Карманова Л. В. Содержание и методика ежедневных физкультурных занятий на воздухе и их роль на физическое воспитание детей старшего школьного возраста: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 27 с.

17. Кочергин В.В. Исследование взаимосвязи в преподавании географии и туризма в школе. – В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых ГДОМФК им. П.Ф.Лесгафта, Л.: 1971, c. 78-80.

18. Кивистик А.К. О теории подготовки дистанций спортивного ориентирования  /в заданном направлении/ и ее применении в Эстонской ССР: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – Тарту., 1973. – 27 с.

19. Магде А.С. Организация и проведение факультативных занятий по топологии в школе. – География в школе, 1970. N 6, с.12.

20. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников по спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1978. – 19 с.

21. Максимов Н.А. География в 5 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – 112 с.

22. Максимов Н.А. Вычерчивание плана пришкольного участка. – География в школе, 1967. N 4, с.6.

23. Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием на функциональное состояние организма. – Теория и практика физической культуры, 1983, N 12, с. 30-31.

24. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

25. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. – М.: Просвещение, 1972. – 67 с.

26. Малахов Н.В. О картографической подготовке учащихся. – География в школе, 1966, N 8, c. 11.

27. Моисеенко А.Л. Определение зрительной памяти у спортсменов-ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1974, N 4, c. 58.

28. Моисеенко А.Л. , Ганюшкин А.Д. Исследование наглядообразной памяти у занимающихся спортивным ориентированием. – Теория и практика физической культуры, 1971, N 9, c.70.

29. Мухаметянов Ф.Д. Спортивное ориентирование как эффективное средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите Родины. - В кн.:  III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и

школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.

30. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1978, - 112 с.

31. Огородников Б.И. и др. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию  – М.: Физкультура и спорт, 1980, - 72 с.

32. Озолин Н.Г. Спорт на местности. – Теория и практика физической культуры, 1941, N 4, с. 9-10.

33. Озолин Н.Г. Спорт на местности. Пособие для инструкторов физической культуры, комсомольского и физкультурного актива. – М.: Физкультура и спорт, 1943. – 183 c.

34. Первов Г.А. Исследование эффективности и особенностей методики круглогодичных занятий по физической культуре в школе на открытом воздухе /на материалах школ Кустанайской и Запорожской областей/:  - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1972. – 18 с.

35. Петров Н.В. Обязательный курс физического воспитания студентов вузов в условиях открытого воздуха /разработка методики и ее исследование/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1959. – 19 с.

36. Плохинский Н.А. Биометрия. –М.: МГУ, 1970, с. 62-76.

37. Полиевский С.А., Сидоренко Н. Я., Кедрова Г.М. Профессионально-прикладная подготовка, как средство повышения эффекимвности производственной практики учащихся горных ПТУ. Теория и практика физической культуры, 1975, N 9, с. 52-54.

38. Приймак Е.С.  Развитие глазомерных навыков у спорсменов-ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N 6, c.17-19.

39. Спортивное ориентирование: Правила соревнований. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 88 с.

40. Фатеева Л.П. Повышение физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры на открытом воздухе /в услови

ях нечерноземной полосы РСФСР/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1977. – 26 с.

41. Черкасова И. Б. Альпинизм, туризм и ориентирование как составные части профессионально-прикладной подготовки студентов горных специальностей. – В кн.: Вопросы физического воспитания студентов, Лю: изд. Ленинградского университета им. А.А. Жданова, 1970, вып. XII, c. 71-72

42. Штакельберг Л.Д. О физкультурной работе школы в связи с введением начальной допризывной подготовки учащихся. - Теория и практика физической культуры, 1940, N 11, с. 10-11.

43. Saltin B. Talingserienterung, del II. Kondition och lopteknikraning, Stockholm, SOFT.


[1]  Величина, характеризующая увеличение маршрутов при выборе путей движения. За единицу принят путь движения идеального ориентировщика – по прямой /157, с. 76/


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.