на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности


Реферат: Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

курсовая работа

О Г Л А В Л Е Н И Е

ГЛАВА      I.       СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1.   Оздоровительное и прикладное

значение ориентирования

ГЛАВА      II.      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ

СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

2.1.   Обоснование типа местности для проведения

соревнований по ориентированию

2.2.   Обоснование оптимального числа  контрольных

         пунктов

ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВА I

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования

По своему воздействию на организм занимающихся ориентирование занимает важное место в числе других видов спорта. В работах, в той или иной степени характеризующих эффективность занятий ориентированием, можно условно выделить следующую тематику:

         1. Обоснование влияния длительного бега на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся.

         2. Оздоровительная направленность занятий на открытом воздухе.

         3. Воздействие занятий ориентированием на уровень физической подготовленности и уровень развития психических качеств.

         4. Влияние занятий ориентированием на  формирование познавательных  интересов, уровень картографических знаний, успешность освоения курса географии в школе.

         5. Значение занятий ориентированием в военно-прикладной и профессионально-прикладной подготовке.

         Высокая эффективность различных форм занятий физическими упражнениями на открытом воздухе отмечена многими авторами. Изучено влияние таких занятий  на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста

/11,16,34,40/.

         Положительное влияние занятий физическими упражнениями на открытом воздухе  на примере студентов выявили Р. С. Деметер /10/, Н. В. Петров /35/. Авторы единодушно отмечают повышение умственной      работоспособности на 10-12%, снижение числа респираторных заболеваний до 50%, улучшение показателей физического развития и физической подготовленно-

сти на 16-70%. Кроме того, доказано, что свежий воздух оказывает закаливающее воздействие на организм занимающихся, повышает его имунно-биологическую активность. Выявлено также улучшение показателей некоторых свойств внимания /35/. Даются рекомендации увеличить продолжительность занятий на свежем воздухе до 90 мин.

Вместе с тем, мы не встретили работ, которые бы оценивали эффективность занятий ориентированием именно с этой точки зрения, однако подтверждением сказанному могут быть данные изменения МПК у ведущих ориентировщиков Дании, Швеции, Норвегии. Потребление кислорода достигает 80 мл/кг у мужчин, 57-61 мл/кг у женщин /4 /.

На основании сравнения МПК у представителей разных видов спорта B. Saltin /43/ пришел к выводу, что в “табеле о рангах” ориентировщики занимают третью позицию, немного уступая спортсменам, специализирующихся на лыжных гонках и беге на длинные дистанции.

Анализ литературы /3,8,9,28,27,23,29/ показал, что спортивное ориентирование как средство направленного формирования и повышения физической подготовленности и уровня развития физических качеств у школьников и взрослых используется давно. Однако конкретные цифры, отражающие эффективность применения ориентирования в повышении двигательной подготовленности человека, получены только в последние годы.

Так, например, В. Д. Гаврилов /8/ отмечает, что в возрасте 13-16 лет занятия ориентированием способствуют повышению уровня развития большинства физических и психических качеств. 

В. И. Горбачев /9/ определил влияние занятий ориентированием на 150 школьниках по тестам школьной программы физического воспитания. Автор отменил в экспериментальной группе значительное улучшение элементарных форм быстроты и динамометрии ( прирост составил 31-44%), точностных характеристик – 49-53%, физической работоспособности – 48%.

Ф. Д. Мухамитянов  /29/  на примере школьников-старшеклассников показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование психических процессов:  восприятия, внимания, мышления, памяти и морально-волевых качеств.

Г. Э. Максименко /23/  получил прирост показателей физического развития и физической подготовленности за три месяца занятий ориентированием. За это время улучшились: ЖЕЛ – на 200 см3  у мужчин и на 100 см3 у женщин, суммарная динамометрия кистей возросла  соответственно на 500 г и на 1 кг. В беге на 100 м улучшение составило – 0,6 и 0,4 с, а расстояние, пробегаемое за 1 час (показатель выносливости), у мужчин увеличился с 8,6 до 10,6 км и с 7,2 до 7,7 км у женщин.

Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр /12,30/. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера /13,38,28,27/.

По данным венгерских ориентировщиков /31/, проводивших оценку наблюдательности спортсменов различной квалификации с помощью лабиринтов Кворри, новички заканчивали упражнение со всеми четырьмя лабиринтами за 4 мин, разрядники – за 2,5 мин, мастера – за 2 мин.

Е. С. Приймак /38/ установил, что уровень развития глазомера зависит от квалификации и у опытных ориентировщиков он значительно выше, чем у новичков.

Отмечается также, что занятия ориентированием способствуют развитию внимания и памяти /78,28,139/. Выявлена прямая зависимость от квалификации в показателях переключения внимания  /7/.

Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М. Магомедов /20/ у детей 10 лет после года занятий ориентированием.

А. Л. Моисенков, А. Д. Ганюшкин /28/ изучали объём наглядообразной памяти у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации и стажа и обнаружили статистически достоверные различия как по квалификации (выше в группе МС), так и по стажу занятий ориентированием (выше в группе со стажем занятий более четырех лет).

Не менее важно использование практических умений и навыков ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии /1,26,22,19,21,25,24/.

В. В. Кочергин /17/  отметил улучшение успеваемости на 1 балл, появление устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Однако, наряду с этим, выявился низкий уровень картографической подготовки школьников, который, по мнению автора, не соответствует значению карты в жизни общества.

Влияние занятий ориентированием на военно-прикладную подготовку, отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д. Штакельбергом /41,32,6,33/, не устарело и в наши дни. Более того, по мнению С.Ф. Богатова, О. И. Крюкова /2/, оно возрастает: “Занятия спортивным ориентированием обеспечивает подготовку офицеров, сержантов и солдат, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия. Поэтому ориентированием должен в первую очередь овладеть личный состав разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, которым

предстоит действовать мелкими группами в тылу врага в отрыве от своих войск” /2, c. 4/.

Большое значение в настоящее время приобретает профессионально-прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /14,15,41,4/.

Например, В. И. Ильинич /14,15/, С. А. Полиевский  с соавторами

/37/, И. Б. Черкасова /41/ считают, что в профессиональную подготовку студентов землеустроительного и геодезического факультетов, студентов горных специальностей и геологических факультетов, учащихся горных ПТУ необходимо включить занятия ориентированием.

         В. Д. Воронич /4/ при проведении зимней полевой практики студентов – будущих учителей географии использовал спортивные карты, ,элементы и приемы ориентирования при освоении тем теоретического раздела программы. Автор отметил, что студенты, ранее занимавшиеся ориентированием, лучше справились с предложенными видами работ.

Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку.

ГЛАВА II

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ

УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ  ОРИЕНТИРОВАНИИ

2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию

Одним из важных элементов, определяющим уровень результатов в соревнованиях по ориентированию, является соответствие типа местности уровню подготовленности участников.

В настоящем разделе предпринята попытка обоснования типа местности для соревнований по ориентированию.

Различное сочетание признаков, характеризующих сложность местности, по А. К. Кивистику /18/, позволяет выделить более 30 самостоятельных типов. Однако, как показал проведенный анализ, в практике проведения соревнований используются не более 26, при этом соревнования проводятся на местности различного типа, прежде всего, в зависимости от возраста и пола участников. Типы местности, встречающиеся на практике проведения соревнований по ориентированию среди новичков и спортсменов массовых разрядов, представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, частота тех или иных типов местности в соревнованиях для различных возрастно-половых групп не одинакова. Наиболее четко выражено усложнение местности по рельефу. Для мальчиков 10-13 лет отмечается более равномерное распределение числа соревнований с применением местности различного рельефа: непересеченная – 23,8;  умеренно пересеченная – 28,6; слабо пересеченная – 23,8; сильно пересеченная – 23,8; 14-15 лет соответственно: 16,7; 25,0; 33,3; 25,0%. То есть, для этого возраста соревнования чаще всего

Таблица 1

Частота применения различных типов местности

в зависимости от возраста и пола, %

Тип местности (по А.К. Кивистику, 1973) Возрастно-половые группы

10-13

лет

14-15

лет

16-17

лет

18-39

лет

М Д М Д М Д М Д
Непересеченная 1.21 9,5 9,0 8,3 8,0 4,0 5,3 3,0 4,2
1.22 - - - - - - - -
1.23 - - - - - - - -
1.31 14,3 - 8,3 8,0 8,0 5,3 - -
1.32 - - - - - - - -
1.33 - - - - - - - -
Сумма 23,8 9,0 16,7 16,0 12,0 10,6 3,0 4,2
Слабо непересеченная 2.11 - - - - - - 3,0 4,1
2.12 - - - - - - - -
2.13 - - - - - - - -
2.21 9,5 - 16,7 16,0 20,0 21,5 3,0 4,2
2.22 4,8 9,1 4,2 4,0 4,0 5,3 - -
2.23 - - - - - - - -
2.31 9,5 18,2 8,3 8,0 12,0 15,8 3,0 8,3
2.32 - 9,1 4,2 4,0 - - - -
Сумма 23,8 36,4 33,3 32 36 42,1 9,1 16,7
Умеренно пересеченная 3.21 9,5 9,1 12,5 12,0 8,0 10,5 - -
3.22 - - - - - - 3,0 12,5
3.23 - - - - - - 6,1 8,3
3.31 14,3 9,1 8,3 8,0 20 15,8 6,1 4,2
3.32 4,8 9,1 14,2 4,0 4,0 5,3 9,1 8,3
3.33 - - - - - - 15,1 12,5
Сумма 28,6 27,3 25,0 24 32 31,6 39,4 45,8
Сильно пересеченная 4.21 - - - 4,0 - - 6,1 8,3
4.22 4,8 - 4,2 4,0 - - 6,1 4,2
4.23 - 9,1 - - - - 6,1 8,3
4.31 9,5 9,1 12,5 12 8,0 10 18,2 4,2
4.32 9,5 9,1 8,3 8,0 12,0 5,3 12,1 8,3
Сумма 23,8 27,3 25,0 28,0 20 15 48,5 33,1

проводятся на слабо и умеренно пересеченной местности, также и для 16-17 лет – 36,0 и 32,0%.

Напротив, для взрослых мужчин (18-39 лет) преобладает    умеренно (39,4%) и сильно пересеченная местность (48,5%). Примерно тоже соотношение распределения типов местности в зависимости от возраста по основному признаку – рельефу у женщин.

В результате проведенного анализа выявлено, что открытая местность  в соревнованиях по ориентированию практически не встречается (2 соревнования из 182). Наибольшее распространение находит полуоткрытая и закрытая местность. Соотношение между ними в разных возрастных группах также не одинаково. Например, для мальчиков 10-13 лет – 38, девочек – 36% соревнований проведено на полуоткрытой местности. Для 14-15-летних полуоткрытая местность встречается у мальчиков в 50, у девочек в 48% проведенных соревнований. Для 16-17 лет у юношей 36, у девушек – 42% на полуоткрытой, 44 и 57% на закрытой местности. Еще чаще закрытая местность применяется в соревнованиях взрослых: у мужчин – 63, у женщин – 50%.

Тенденция усложнения местности с возрастом наблюдается и по третьему признаку – характеристике грунта.

Анализ показал, что болотистая местность для возраста 10-13 лет встречается редко (9,1%), 18-39 лет достаточно часто (мужчины – 27,3%, женщины – 29,1%).

Таким образом, в практике проведения массовых соревнований по ориентированию среди новичков и спортсменов массовых разрядов применяется местность различных типов. Однако с увеличением возраста и подготовленности участников в соревнованиях применяется все более сложная       местность, ее усложнение происходит по рельефу (от непересеченной до сильно пересеченной), по проходимости (от открытой до закрытой растительным покровом), по характеру грунта (от сухой до заболоченной).

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.