Дипломная работа: Анализ правового регулирования реимпорта товара
Дипломная работа: Анализ правового регулирования реимпорта товара
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
"Анализ
правового регулирования реимпорта товара"
Студентки
V курса
Игнотенко
Елена
Москва 2011 год
Оглавление
Вступление
Глава
1.Основные таможенные процедуры перемещения товаров
1.1
Понятие
и виды таможенных режимов
1.2
Реимпорт:
понятие и сущность таможенной процедуры
1.3
Зарубежный
опыт регулирования таможенных процедур
Глава
2.Правовое регулирование реимпорта на современном этапе
2.1
Нормативно-правовое
регулирование таможенных процедур
2.2
Сравнительный
анализ правоприменительной практики процедуры реимпорта 2009 – 2010 гг
Глава
3. Реимпорт. Проблемы правовых аспектов и возможные пути их устранения
3.1
Проблемы при применении таможенных процедур
3.2
Возможные пути совершенствования правовой базы таможенной процедуры реимпорта
Заключение
Список
использованной литературы
Вступление
Интенсивная интеграция
России в мирохозяйственные связи вызывает необходимость совершенствования
таможенного регулирования как важного инструмента в использовании различных
форм экономического сотрудничества. Актуальность подобной регуляции заметно
возрастает для российской экономики, осуществляющей структурную перестройку.
Россия, обладающая значительным промышленным потенциалом, активно участвует в
мировой торговле, проводя экспортные и импортные операции. Емкость российского
рынка огромна, что особенно привлекает иностранные торговые организации,
которые заинтересованы в поставках своих товаров на этот рынок.
В ходе написания
дипломной работы анализу были подвергнуты положения таможенного
законодательства, регулирующие таможенное оформление и процедуры, с которыми
неразрывно связаны уплата таможенных платежей и соблюдение запретов и
ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, а также сложившаяся практика применения указанных
положений. Заявление таможенной процедуры рассматривается во взаимосвязи с
таможенным декларированием, так как они являются взаимообусловленными.
Теоретическая категория
"применение таможенных процедур" определяет принципиальную
возможность лиц быть участниками таможенных правоотношений, а правовой статус
товаров, помещенных в определенную таможенную процедуру, очерчивает границы
возможных прав и обязанностей хозяйствующего субъекта. Кроме того,
представляется необходимым проанализировать характер правоотношений, их
содержание в свете Международной конвенции об упрощении и гармонизации
таможенных процедур.
Актуальность темы
исследования. Переход к рыночным отношениям в России
с самого начала ознаменовал резкое повышение значения таможенной службы как
мощного регулятора хозяйственной и торговой деятельности государства, ее роли в
формировании федерального бюджета, защите безопасности и экономических
интересов России.На данном этапе переходного периода
отсутствуют достаточные институциональные, инфраструктурные и детально
проработанные нормативно-правовые инструменты, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность, что приводит к значительному распространению в этой сфере хаоса,
неустойчивости, криминала и коррупции. Реформирование российской экономики
неизбежно потребовало проведения преобразований в таможенной системе страны,
которые привели к созданию практически новой таможенной инфраструктуры,
разработке новой правовой основы - таможенного законодательства России.
Центральное место в концепции экономической активности таможни занимает система
таможенных процедур.
Мировой
опыт показывает, что регулирование внешнеэкономической деятельности не может
рассматриваться как изолированная и самодостаточная функция государства, а
контролирование потоков экспортно-импортных операций - задача только таможенных
органов. Все это должно стать неотъемлемой частью долговременной
социально-экономической стратегии, так как внешнеэкономическая деятельность
России в современных условиях имеет исключительно важное значение, ибо, как
отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному
Собранию Российской Федерации, ".. .Россия должна строить свою внешнюю
политику на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической
эффективности"
Степень
разработки проблемы. Экономическим разработкам проблем,
взаимосвязывающих различные аспекты внешнеэкономической деятельности,
таможенного регулирования и развития таможенной инфраструктуры с участием
государственных унитарных предприятий, посвящены в той или иной степени труды
таких ученых, как Л.Абалкин, З.Атлас, Б.Габричидзе, С.Глазьев, А.Городецкий,
В.Драганов, А.Козырин, Д.Львов, М.Максимова. Б.Мильнер, В.Орешкин,
Н.Перекалина, Л.Попова, В.Сенчагов, И.Фаминский, А.Хандруев, е.ясин и др. С переходом к рыночной
экономике возникла необходимость пересмотра ряда традиционных подходов в
осуществлении указанных выше видов деятельности. Существенный вклад в исследование
организационно-экономических и управленческих проблем внешнеэкономической
деятельности внесли зарубежные авторы: Дж.М.Кейнс, А.Маршалл, Д.Сорос,
П.Самуэльсон, Д.Сакс, М.фридмен. Однако, несмотря на значительный интерес,
проявляемый в научной литературе к совершенствованию внешнеэкономической и
таможенной деятельности, а также управлению государственной собственностью в
условиях переходного периода, многие теоретические, методологические и
практические аспекты проблемы остаются нерешенными.
Предметом исследования
выступает законодательство в областях таможенного права, ведомственные
нормативные акты, проекты актов законодательства, правоприменительная
деятельность судебных и таможенных органов в области применения таможенной
процедуры реимпорт.
Основной целью
настоящей работы является комплексное исследование таможенной процедуры
реимпорт товара, учитывая его роль в области таможенного дела, отражение
современного состояния проблем по данному вопросу, а также разработка
рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением
следующих задач исследования:
·
Изучить понятие и сущность реимпорта товара.
·
Рассмотреть условия помещения товара под процедуру реимпорта.
·
Изучить требования, предъявляемые к реимпортируемым товарам.
·
Ознакомиться с порядком уплаты сумм ввозных таможенных
пошлин, налогов, субсидий и иных сумм.
·
Рассмотреть и проанализировать условия возврата уплаченных
сумм вывозных таможенных пошлин.
·
Рассмотреть особенности применения таможенной процедуры
реимпорт товара в соответствии с постановлением правительства РФ.
·
Проанализировать преимущества при применении таможенной
процедуры реимпорт.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью и
новизной поднятых в дипломной работе проблем и предлагаемых решений.
Предложения и выводы могут быть использованы при разработке научных проблем
валютного права, таможенного права.
Теоретико-методологическая основа исследования основывается
на использовании диалектической логики и системного подхода. В работе
применялись общенаучные методы и приемы, к каким относятся: научная абстракция,
анализ и синтез, группировки, сравнения, качественные экспертные оценки.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих
отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности развития
рыночной экономики, основы внешнеэкономической деятельности стран - членов ВТО.
таможенный реимпорт
ввозный налог возврат
Глава 1.Основные таможенные процедуры перемещения товаров
1.1
Понятие
и виды таможенных режимов
Таможенный режим как
понятие в российском таможенном праве явление достаточно новое. В Таможенных
уставах Российской империи издания 1904 и 1910 гг., Таможенном кодексе СССР в
редакции 1928 г., Таможенном кодексе Союза ССР в редакции 1964 г., Таможенном
кодексе СССР в редакции 1991 года норм о таможенных режимах не содержится. В то
же время Таможенный кодекс СССР в редакции 1991 г. предусматривал общие
положения о пропуске через таможенную границу СССР (ст. 23), в соответствии с
которыми товары и иные предметы пропускались: 1) для свободного обращения на
таможенной территории СССР или за пределами этой территории; 2) в целях
временного ввоза или временного вывоза; 3) для транзита через территорию СССР,
т.е. в самых общих чертах определял статус товаров.
Впервые
понятие "таможенный режим" было введено в ТК РФ в редакции 1993 г.,
под которым понималась совокупность положений, определяющих статус товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации, для таможенных целей (ст. 18).
Таможенный
режим действующим таможенным законодательством определяется как таможенная
процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к
товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и
ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в
зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее
пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Обстоятельный
анализ понятия "таможенный режим" проведен А.Н. Яцушко: "Как
отмечается в литературе, таможенный режим становится одной из основных
категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется:
а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости
от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и
допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности
бенефициара таможенного режима. Под бенефициаром таможенного режима понимается
лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает
необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного
под таможенный режим товара и имеет право использовать все выгоды, льготы,
преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима; г) в некоторых
случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица,
перемещающего его через таможенную границу.
Таким
образом, термин "таможенный режим" и обозначаемое им понятие имеет
несколько значений. В словаре таможенных терминов в 1994 г. нами приведены три
его значения".
Комплексное
применение различных видов таможенных режимов, охватывающих основные
предназначения товаров при их перемещении через таможенную границу, создает
необходимые предпосылки для более гибкого использования "традиционных"
таможенных инструментов, средств и методов регулирования внешнеэкономической
деятельности (таможенный тариф, уравнительные налоги, количественные
ограничения и др.) Это, в свою очередь, позволяет полнее учитывать потребности
и интересы хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической
деятельности. Кроме того, это дает возможность на заранее определенных условиях
осуществлять поиск "компромиссного" решения между таможней и будущим
бенефициаром таможенного режима в зависимости от условий конкретной ситуации.
Видовое
многообразие таможенных режимов может рассматриваться как закономерный
результат, с одной стороны, практического решения проблемы сохранения в силе
большого арсенала инструментов регулирования внешнеторговой деятельности,
применение которых в настоящее время возлагается на таможенные органы, и с
другой – строго дифференцированного использования, "активизации"
таких инструментов для более эффективного выполнения возлагаемых на таможню
задач по реализации государственной политики в экономической, культурной,
социальной и иных сферах общественных отношений.
В
законе приведена классификация режимов: основные таможенные режимы;
экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы. Значение такой
классификации и ее цель в последующих положениях Таможенного кодекса Российской
Федерации не раскрывается. Сама по себе классификация способствует отражению
места и роли режимов в общем механизме таможенного регулирования, особенностей
таможенного оформления, пользования и распоряжения перемещенными товарами и
транспортными средствами.
С помощью таможенных
режимов определяется:
а) порядок перемещения
товара через таможенную границу Российской Федерации в зависимости от его
предназначения (цели перемещения);
б) условия нахождения
товара и допустимое использование его на (вне) таможенной территории;
в) права и обязанности
заявителя (бенефициара) таможенной процедуры;
г) в отдельных случаях
дополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица,
перемещающего его через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенные режимы
отражают свою внутреннюю структуру, которая раскрывает его содержание и
представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного
режима.
Под условиями
таможенного режима понимаются обстоятельства, которые обусловливают возможность
помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями - прямые
либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под
требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения
таможенного режима.
Выбор
конкретного режима не исключает возможность изменения его на другой режим,
поскольку могут измениться цели использования товара. Например, временно
ввезенный товар может быть переоформлен в процедуру выпуска для внутреннего
потребления или процедуру таможенного склада, либо отказа в пользу государства,
уничтожения и т.д.
Цель
перемещения товара контролируется таможенными органами, поэтому помещение
товара под какую-либо процедуру допускается с их разрешения, для чего необходимо
представить документы, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под
процедуру. Выдача разрешения может сопровождаться требованием предоставления
обеспечения уплаты таможенных платежей в тех случаях, когда закон допускает
полное или частичное освобождение от уплаты таких платежей либо их возврат,
применение иных мер надлежащего исполнения обязанностей заинтересованными
лицами.
В
настоящее время, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, таможенные
режимы называются таможенными процедурами.
В
целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие
виды таможенных процедур:
1) выпуск для
внутреннего потребления
Таможенная процедура,
при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на
таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и
распоряжению.
2) экспорт
Таможенная процедура,
при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории
таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
3) таможенный транзит
таможенная процедура, в
соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по
таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию
государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа
отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин,
налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и
технического регулирования.
4) таможенный склад
таможенная процедура,
при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном
складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и
без применения мер нетарифного регулирования.
5) переработка на
таможенной территории
таможенная процедура,
при которой иностранные товары используются для совершения операций по
переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с
полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и
без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов
переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.
6) переработка вне
таможенной территории
таможенная процедура,
при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории
таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной
территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным
освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер
нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на
таможенную территорию таможенного союза.
7) переработка для
внутреннего потребления
таможенная процедура,
при которой иностранные товары используются для совершения операций по
переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки
без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а
также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под
таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных
таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
8) временный ввоз
(допуск)
таможенная процедура,
при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на
таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или
частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер
нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру
реэкспорта.
9) временный вывоз
таможенная процедура,
при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение
установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с
полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер
нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру
реимпорта.
Товары, помещенные под
таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной
территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.
10) реимпорт
таможенная процедура,
при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза,
ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки,
установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных
пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
11) реэкспорт
таможенная процедура,
при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза,
либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру
переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и
(или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без
применения мер нетарифного регулирования.
12) беспошлинная
торговля
таможенная процедура,
при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли
физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо
иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним
представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также
дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей,
которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без
применения мер нетарифного регулирования.
13) уничтожение
таможенная процедура,
при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты
ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного
регулирования.
Под уничтожением
товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение
товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои
потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в
первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
14) отказ в пользу
государства
таможенная процедура,
при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность
государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без
применения мер нетарифного регулирования.
15) свободная
таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная
таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей
требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями
товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).
1.2
Реимпорт
понятие и сущность таможенной процедуры
Реимпорт - таможенный
режим(ныне таможенная процедура, примечание автора), при котором товары, ранее
вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную
территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных
пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений
экономического характера, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности.
Товары, помещенные под
таможенный режим реимпорта, приобретают статус товаров выпущенных для
свободного обращения.
Режим реимпорта отнесен
к завершающим таможенным режимам и предполагает завершение нахождение товаров,
ранее вывезенных с таможенной территории РФ за ее пределами путем их обратного
ввоза на эту территорию.
Таможенная процедура
"реимпорт" находит широкое применение при осуществлении
внешнеторговых операций и представляет собой таможенную процедуру, при котором
товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся
обратно в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без
применения к товарам запретов и ограничений экономического характера,
установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности. Правовое положение товаров, помещенных под рассматриваемую
процедуру, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного
обращения, т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории Российской
Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным
законодательством.
Необходимо отметить, что товары, заявляемые к
таможенной процедуре реимпорта, имеют таможенную предысторию, т.е. это товары,
которые ранее как минимум однажды уже помещались под иную таможенную процедуру,
например, в связи с их вывозом с таможенной территории. Таким образом,
реимпортируемые товары характеризуются наличием "фискальной биографии",
содержащей сведения об исполненных налоговых обязательствах и предоставленных
налоговых льготах, связанных с выполнением условий помещения их под предыдущие
таможенные процедуры и последствий пребывания в выбранном статусе. Если принять
во внимание, что таможенная политика характеризуется ярко выраженной
анизотропией свойств, т.е. зависимостью ее параметров от направления
перемещения объекта контроля, и порядок текущего применения некоторых видов
налогов зависит от пост-таможенной судьбы перемещаемых товаров, то
налогообложение при реимпорте может быть объяснено с привлечением представлений
о взаимодействии последовательно применяемых таможенных процедур. Заметим, что
если обратно ввозимый товар является продуктом переработки иностранных товаров,
помещавшихся ранее под процедуру "Переработка на таможенной
территории", то указанное взаимодействие процедур распространяется на
глубину более чем шаговой дальности. Следовательно, анализ особенностей
налоговой процедуры реимпортируемых товаров должен проводиться при условии
конкретизации начальных условий.
Помещение товаров под
процедуру реимпорта возможно при соблюдении ряда условий:
·
при
вывозе с таможенной территории Российской Федерации товары находились в
свободном обращении или были продуктами переработки иностранных товаров;
·
товары
заявлены к процедуре реимпорта в течение трех лет после пересечения ими при
вывозе таможенной границы, данный срок может быть продлен при определенных
обстоятельствах, о которых речь пойдет ниже;
·
товары
находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории
Российской Федерации, за исключением изменений, происшедших вследствие
естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях
транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
Страницы: 1, 2, 3, 4
|