Реферат: Система таможенных органов РФ
Создание специализированных таможен достигло своей цели.
Во-первых, специализированные таможни обладают строго определенными
полномочиями, что способствует наиболее эффективному осуществлению поставленных
задач. Во-вторых. была снята нагрузка с таможен, осуществляющих основную
деятельность по реализации таможенной политики.
2.3. Взаимосвязь таможенных органов
с лабораториями, учебными заведениями
Статья 9 Таможенного
кодекса определяет, что для проведения экспертиз и исследований товаров в
таможенных целях, Государственный таможенный комитет Российской Федерации
создает таможенные лаборатории.
В целях проведения научно-исследовательских работ в области
таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе
Государственного таможенного контроля Российской Федерации действуют
научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и
дополнительного образования.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации создает
вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные
предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач
таможенных органов Российской Федерации[59].
Предусмотренные ст. 9 Таможенного кодекса таможенные лаборатории,
научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и
организации, подведомственные ГТК России, находящиеся в его системе, не входят
в единую систему таможенных органов, но принимают самое активное участие в
решении вопросов и задач, без которых не может осуществляться таможенное дело.
Например, функции экспертизы и исследования товаров в таможенных
целях осуществляют республиканские (региональные) и другие таможенные
лаборатории во главе с Центральной таможенной лабораторией — головным
экспертно-исследовательским учреждением ГТК России.
Данная лаборатория имеет статус юридического лица. В задачи
ЦТЛ входят проведение материаловедческих исследований и товароведческих
экспертиз с целью определения классификации и стоимостной оценки товаров
(веществ, материалов, изделий), перемещаемых через таможенную границу, и
правильного начисления таможенных пошлин за них; установление товароведческой
природы нарушений при экспортно-импортных операциях; классификация и
сертификация товаров согласно ТН ВЭД с целью обоснованного применения мер
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
(лицензирование, квотирование, запрещение и т.п.)[60], а также
для обеспечения правильного поступления в государственный бюджет таможенных
пошлин, сборов и выплат за проведение таможенных процедур; идентификация
товаров по месту их производства с целью соблюдения международных обязательств
в части, касающейся экономических и политических связей РФ с зарубежными
странами и для определения мест происхождения и маршрутов перевозки главным
образом наркотических веществ и исходных материалов для их изготовления;
организация и координация деятельности региональных и иных таможенных
учреждений, лабораторий и оказания им, а также таможенным экспертам
методической и технической помощи с целью проведения на местах
квалифицированных экспертиз товаров, разработка правовых и
нормативно-методических документов по проведению экспертных работ; участие в
качестве экспертов в аукционной деятельности и при необходимости, в работе
следственных органов[61].
Указанные задачи определяют основные функции ЦТЛ. К ним относятся:
проведение материаловедческих и товароведческих экспертиз и оформление
официальных документов в виде экспертного заключения, протокола, справки и
т.д.; привлечение к экспертизе товаров ведущих специалистов других ведомств;
участие в работе вневедомственных и международных экспертных комиссий,
научно-практических совещаний и конференций по исследованию свойств и
характеристик товаров и методов их контроля и экспертизы; приобретение,
освоение и внедрение новых технических средств и методов исследования товаров и
их экспортного контроля; методическое руководство и координация работ по
созданию и развитию таможенных лабораторий[62].
Структура ЦТЛ состоит из: экспертный отдел;
исследовательский отдел; технический отдел. В состав всех этих отделов входят
сектора и группы. Начальник ЦТЛ и его заместители назначаются на должность и
освобождаются от нее председателем ГТК России. Структура и численность работников
ЦТЛ утверждается председателем ГТК России. Начальник ЦТЛ распределяет
обязанности между подразделениями ЦТЛ, утверждает в пределах своей компетенции
руководящие и методические документы по экспертным вопросам, выполняет другие
функции[63].
Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела,
подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК России действует
Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ)[64]. В этом
учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения
и вычислительного центра. ГНИВЦ — государственное предприятие, действующее на
основе устава о нем, утвержденного председателем ГТК[65]. Основная
цель ГНИВЦ — повышение эффективности работы таможенных органов России путем
создания, внедрения и эксплуатация Единой автоматизированной информационной
системы (ЕАИС) таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности.
ГНИВЦ осуществляет подготовку предложений по развитию программно-технической
базы ЕАИС и технических средств таможенного контроля; разрабатывает, внедряет и
организует функционирование ЕАИС, обеспечивая качество, достоверность и
соблюдение сроков обработки и представления информации, производит сбор и
автоматизированную обработку исходной информации в интересах ведения таможенной
статистики внешней торговли специальной таможенной статистики; обеспечивает надежную
работу средств вычислительной техники и аппаратуры передачи данных для
центрального аппарата ГТК; осуществляет внедрение и машинное ведение
классификации и кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийских и
отраслевых классификаторов, подготовку и направление таможенным органам
методических материалов, справочников, классификаторов, других документов[66]. Кроме
того, ГНИВЦ участвует в пределах своей компетенции в контроле за кодом
проектирования, строительства и реконструкции помещений таможенных органов,
предназначенных под установку технических средств ЕАИС и технических средств
таможенного контроля[67].
Совместно с учебными заведениями ГТК проводят обучение специалистов таможенных
органов работе на сданных в опытную и промышленную эксплуатацию
автоматизированных рабочих местах и компонентах ЕАИС, на средствах
вычислительной техники и аппаратуре передачи данных, обеспечивает инструктаж по
эксплуатации разработанных средств таможенного контроля.
ГНИВЦ обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный
баланс, расчетный счет, гербовую печать со своим наименованием.
Находясь в непосредственном подчинении ГТК, ГНИВЦ обладает
значительной хозяйственной самостоятельности: не отвечают по обязательствам ГТК
)как и ГТК по обязательствам ГНИВЦ)[68];
действует по основе самофинансирования. Имущество ГНИВЦ является
государственной собственностью и закрепляется за ним на правах полного
хозяйственного ведения ГНИВЦ имеет право создавать собственные структурные
подразделения (отделы, отделения, филиалы) с правом открытия текущих и
расчетных счетов, входить в объединения и ассоциации. В ГНИВЦ применяется
конкретная система найма и оплата труда сотрудников.
ГНИВЦ возглавляет директор, назначаемый ГТК и утверждаемый
его коллегией. При назначении директора ГНИВЦ с ним заключается контракт, в
котором определяются права, обязанности и ответственность директора ГНИВЦ перед
ГТК и трудовым коллективом.
Директору ГНИВЦ предоставляется право разрабатывать,
утверждать и изменять структуру и штатное расписание подразделения ГНИВЦ, принимать
на работу и увольнять сотрудников; без доверенности распоряжаться имуществом и
денежными средствами ГНИВЦ, представлять интересы ГНИВЦ в государственных
органах и общественных объединениях. Ликвидация и реорганизация ГНИВЦ
проводятся на основании приказа ГТК[69].
ГТК России имеет также учебные заведения. В их числе
Российская таможенная академия, которая была основана в 1996 году[70].
Российская таможенная академия имеет ряд факультетов, специализирующихся на
подготовке юристов, экономистов, а также специалистов в области таможенного
контроля. Для повышения квалификации в академии имеется аспирантура.
Первоначальное обучение проходит в средних специальных
учебных заведениях с выдачей диплома о специальном образовании с присвоением
квалификации юрист-таможенник. Кроме того лица, получившие среднее специальное
образование, могут быть направлены в Российскую таможенную академию.
2.4. Взаимодействие таможенных органов
с иными правоохранительными органами
Таможенные органы для реализации задач, поставленных перед
ними, наделены широким кругом полномочий. Но изолированно осуществлять свою
деятельность они не могут. В целях повышения эффективности борьбы с
преступлениями в сфере таможенного дела и таможенными правонарушениями
осуществляется постоянное взаимодействие между всеми правоохранительными
органами и иными государственными органами. Сотрудничество регулируется рядом
соглашений, которые заключаются между таможенными органами и иными
правоохранительными органами[71].
Единое соглашение о взаимодействии и порядке обмена
информацией заключается на общероссийском уровне между ГТК РФ и иными органами
власти (МВД, ФСБ, Налоговая полиция).
На местном уровне с целью координации усилий борьбы с
преступлениями в сфере таможенного дела также заключаются соглашения о порядке
обмена информацией между правоохранительными органами и иными органами власти.
Например, для пресечения правонарушений налогового законодательства
ГТК России полностью передает базу данных грузовой таможенной декларации в
Налоговую полицию.
На местном уровне органы сами заключают договоры о
взаимодействии. В Томской таможне имеются соглашения с УВД Томской области,
ГИБДД, транспортной инспекцией, с Налоговой полицией, с областной налоговой
инспекцией, ФСБ. Все соглашения имеют гриф «секретно» или «для служебного
пользования»[72].
Есть соглашения с иными органами, а именно, с управлением госсвязьнадзором,
с госинспекцией по карантину растений, с томским пограничным ветеринарным
контрольным пунктом, с управлением государственной хлебной инспекции по Томской
области. Цель данных соглашений — осуществление совместных действий по контролю
за перемещением товаров из Томской области.
Предоставление информации происходит в соответствии со
статьями 16 и 214 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии
указаниями и приказами ГТК России.
Предоставление информации по письменным запросам ГТК России
осуществляет и на компьютерных носителях, о грузовых таможенных декларациях, на
основании которых осуществлены вывоз из Российской Федерации сырьевых ресурсов
и продукции производственно-технического назначения, вооружении и военной
техники, радиоактивных веществ и культурных ценностей, а также ввоз в РФ
экологически опасных грузов, оружия, товаров народного потребления и других
предметов.
Для обмена информацией между таможенными органами РФ и федеральными
органами налоговой полиции организовывается взаимодействие информационных
систем сторон и безвозмездно предоставляется друг другу по соответствующим
запросам информация, содержащаяся в архивах, учетах и банках данных;
информируют о фактах нарушения таможенного и налогового законодательства; о
физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах
и условиях, способствующих совершению таможенных и налоговых преступлений и
правонарушений.
Таможенные органы России, кроме того, информируют органы налоговой
полиции об участниках внешнеэкономических связей, предоставляют информацию о
декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через
государственную границу.
Таким образом, мы видим, что взаимодействие таможенных
органов с иными правоохранительными органами необходимо для более эффективного
осуществления и поддержания безопасности Российской Федерации.
Глава 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
Начиная с 1991 года реализовывалась программа формирования
российской таможенной службы, создания, укрепления и развития сети таможенных
органов на таможенной границе и таможенной территории России. И данная
программа дала свои результаты[73].
За короткий срок создана широкая, разветвленная сеть таможенных органов,
охватывающая всю территорию страны, в том числе новые границы с
государственными — бывшими союзными республиками СССР. В целом она отвечает
потребностям осуществления таможенного дела в интересах экономики страны.
Действующий состав таможенных органов имеет свою организационную структуру. Формализация
ее в структуре ГТК России, типовых структурах регионального таможенного
управления, таможни и таможенного поста является важнейшим фактором
организационного обеспечения этих органов. Создана вертикаль организационно
распорядительных отношений, обеспечивающая взаимосвязи и взаимодействие
подразделений с аналогичными функциями на разных уровнях единой организационной
и управленческой структуры. Такая структура создает упорядоченность и
организованность системы таможенных органов при выполнении возложенных на них
функций.
Рассмотрим современную организационную структуру таможенных
органов.
ГТК России имеет дифференцированную и разветвленную
структуру. Во главе его находится Председатель, имеющий ряд заместителей;
образуется коллегия, а также консультативный совет по таможенной политике. Деятельность
структурных подразделений ГТК строится по производственно-функциональному
признаку[74].
Это управления организации таможенного контроля; по борьбе с контрабандой и
нарушениями таможенных правил; правовое; таможенно-тарифное; федеральных
таможенных доходов; таможенной статистики и анализа; финансовое;
материально-технического снабжения; техническое; кадров и учебных заведений; внешних
сношений; отделы по связям со средствами массовой информации и общественностью;
валютного контроля; служба охраны таможенных органов РФ и др[75].
Одним из основных подразделений в структуре ГТК является
Управление организации таможенного контроля. Его задачи и функции определяются
характером и содержанием таможенного контроля, которые сформированы в ТК и в
других нормативных актах.
Таможенный контроля осуществляют должностные лица таможенных
органов путем проверки таможенных документов, досмотра товаров и транспортных
средств, личного досмотра. Последний является исключительной формой таможенного
контроля[76].
Управление не только непосредственно организует проведение
таможенно-контрольной деятельности на территории РФ, но и осуществляет методическое
руководство его в пределах своей компетенции.
Оно планирует деятельность таможенных учреждений по осуществлению
таможенного контроля, разрабатывает схемы технологического контроля, участвует
в организации взаимодействия с погранслужбами, санитарно-карантинными,
ветеринарными и другими государственными органами при осуществлении контроля за
перемещением через границу товаров, личной клади и багажа физических лиц,
транспортных средств, грузов и иного имущества.
Данное управление руководит таможенным контролем за автотранспортными
средствами, воздушными, морскими и речными судами, железнодорожными перевозками
и перевозимыми этими видами транспорта грузами, за перемещением через границу
литературы, печатных. аудиовизуальных материалов и культурных ценностей. В этих
целях управление разрабатывает рекомендации относительно сети зон таможенного
контроля, перечня документов и сведений, необходимых для таможенного контроля,
правил выборочности такого контроля и технологии его проведения. В состав
управления входят следующие отделы: создания и развития таможенной инфраструктуры;
организации таможенного контроля в неторговом обороте, контроля за грузами в
торговом обороте[77].
Руководство управления — начальник и его заместители. Одним из ведущих
подразделений ГТК России является управление по борьбе с контрабандой и
нарушениями таможенных правил[78].
С расширением и усложнением правоохранительных задач таможенных органов,
обусловленных в частности, принятием ГК, видоизменились и существенно
дополнились конкретные направления деятельности указанного управления.
Возложение на таможенные органы производства дознания по делам о контрабанде и
о других преступлениях в сфере таможенного дела, а также проведение
оперативно-розыскной деятельности, производство по делам о нарушениях таможенных
правил и рассмотрение этих дел не только расширило диапазон деятельности
таможенных органов в целом, но и потребовало серьезной перестройки работы
рассматриваемого управления.
Непосредственное руководство управлением осуществляет начальник,
который имеет своих заместителей. В состав управления входят отделы:
организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом обороте; по борьбе
с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы; организации
борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте; контроля за
соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил;
организации дознания по делам о контрабанде.
Большую роль при подготовке нормативных актов играет
правовое управление. Оно является в структуре ГТК своеобразным центром, непосредственно
объединяющим и в известной мере координирующим эту деятельность в рамках ГТК, а
также непосредственно осуществляющим в ходе ее проведения взаимосвязи с
нижестоящими таможенными органами — региональными таможенными управлениями,
региональными таможнями и таможнями[79].
Конечно, участие в подготовке и издании нормативных актов — это не
исключительная прерогатива данного управления, в этом процессе участвуют все
основные подразделения ГТК. Поэтому правовое управление выступает не только в
качестве объединяющего и координирующего центра, но и в качестве своеобразного
консультативного подразделения по правовым вопросам.
Управление проводит значительную работу по систематизации и
кодификации таможенного законодательства.
К числу сравнительно новых подразделений в структуре ГТК,
образование которых было связано, как уже отмечалось, с изменением характера и
развитием таможенного дела, относятся Таможенно-тарифное управление; Управление
федеральных таможенных доходов; Управление таможенной статистики и анализа;
Отдел валютного контроля[80].
Аналогичные подразделения создаются и в нижестоящих таможенных органах.
Названные структурные подразделения и таможенные учреждения (организации)
нацелены на осуществление таможенно-тарифных задач и функции, а также на организацию
деятельности в сфере таможенных доходов, валютного контроля, финансов, ведение
таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности[81].
Таможенно-тарифное управление отвечает за разработку предложений
о мерах таможенно-тарифного регулирования и введение этих мер в действие,
контролирует исполнение разработанных мер, оценивает результаты их применения и
вносит соответствующие предложения руководству ГТК[82].
Одна из главных задач управления — обеспечение введения
Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и внедрение ее в практику
таможенного тарифа. В составе управления имеются следующие отделы: отдел
таможенно-тарифного регулирования, который разрабатывает предложение по
таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по таможенному
обложению; отдел номенклатуры, решающий проблемы введения Гармонизированной
системы, контролирующий номенклатурный перечень товаров, подлежащих
лицензированию, квотированию и другим видам государственного регулирования
экспорта-импорта, а также доводящий этот перечень до сведения таможенных
органов, отдел экономических таможенных режимов, который внедряет меры
нетарифного регулирования, участвует в разработке нормативных актов о свободных
таможенных зонах, свободных таможенных складах.
Управление федеральных таможенных доходов отвечает за
организацию полной и своевременной уплаты таможенных платежей и таможенных
сборов. Его компетенция значительно шире простой организации взимания
экспортно-импортных пошлин и таможенных сборов и контроля за этими операциями.
Управление разрабатывает концепции и технологии взимания таможенных платежей,
проводит в этой области единую политику, а также осуществляет контроль за
декларированием товаров и за деятельностью таможенных органов в свободных
экономических зонах.
В разделе БТК определена компетенция таможенных органов РФ в
области валютного контроля[83].
Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через
таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и
свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей. а
также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу
товаров и транспортных средств. Рассматривая вопросы о функциях ГТК в области
валютного контроля, следует сказать о Федеральной службе России по валютному и
экспортному контролю в тесном взаимодействии с которой решает свои задачи ГТК.
Управление таможенной статистики и анализа организует и
объединяет деятельность по ведению таможенным органами таможенной статистики.
Таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через
таможенную границу, а также предоставляют и публикуют данные таможенной
статистики. Таможенные органы ведут также специальную таможенную статистику в
порядке, определенном ГТК[84].
Рассмотрим теперь статус структурных подразделений ГТК,
обосновывающих нормальную жизнедеятельность таможенных органов и таможенной
службы в РФ в целом, развитие таможенной инфраструктуры, создание жизненно-бытовых
условий, оплаты труда сотрудников этих органов.
Значение Финансового управления в осуществлении финансового
обеспечения сложной и многообразной деятельности таможенных органов и развитии
таможенной инфраструктуры трудно переоценить. Оно взаимодействует со всеми
структурными подразделениями ГТК. В отношении финансовой деятельности
нижестоящих таможенных органов оно выполняет также контрольные функции.
Управление возглавляет начальник, имеющий заместителей. В его состав входят
финансово-экономический отдел; контрольно-ревизионных отдел; отдел
бухгалтерского учета и отчетности.
Управление кадров и учебных заведений. Кадровая политика в
таможенной службе в целом осуществляется руководством ГТК и в определенной мере
практически реализуется каждым из управлений и отделов ГТК. а также
соответствующими подразделениями нижестоящих таможенных органов.
Данное управление объединяет и координирует кадровую работу,
а также деятельность подчиненных учебных заведений.
Управление кадров и учебных заведений имеет следующую структуру:
отдел по работе с кадрами местных таможенных органов; отдел подготовки кадров и
учебных заведений; организационно-инспекторский отдел по работе с личным
составом; отдел по подбору и расстановке кадров в центральном аппарате.
Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве в сфере
таможенного дела, расширение зарубежных связей ГТК и других таможенных органов
обусловили создание Отдела внешних связей. Отдел играет все более значительную
роль в углублении международных таможенных связей[85].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|