![]() |
|
|
Курсовая работа: Таможенно-правовые нормы, понятие и видыРуководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с распределением обязанностей. В зависимости от уровня и места соответствующего органа в системе таможенных органов такой штат может состоять из двух и более сотрудников. Условно его можно назвать аппаратом при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его советники, референты и другие категории служащих. К числу специалистов относятся служащие таможенных органов и учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, которые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков, но не являются руководителями. Специалистами являются инспектора, экономисты и юрисконсульты, референты, бухгалтеры различных категорий, товароведы, инженеры, программисты, эксперты. Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, делопроизводители, кассиры и другие служащие, занятые подготовкой и оформлением документов, хозяйственным обслуживанием, организационно-технической стороной учета и контроля, ведением делопроизводства. Нужно отметить, что деление служащих на руководителей, специалистов (именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклатуры должностей служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки должностных характеристик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номенклатурой должностей деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории служащих, в частности, в учебниках по административному праву. Такой подход, апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных служащих. Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих. Таможенные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих. Охарактеризуем правовой статус должностных лиц таможенных органов с учетом того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица таможенных органов Российской Федерации", а также другие правовые акты. Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законодательстве и в юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически значимые действуя. В этом смысле удачным можно признать следующее определение: "Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия". Такие юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное отличие должностных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые — нет. По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами являются те государственные служащие, которые обладают распорядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, определяющие поведение других людей, или акты административного распоряжения материальными и денежными ресурсами, либо осуществляют контроль. Это определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем характеристики должностного лица более подробно раскрывают его понятие. Разновидностью должностных лиц являются представители власти. В законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия. К представителям власти были отнесены работники государственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры и др.). В литературе в качестве основного признака представителей власти выделяется следующее положение: эти государственные служащие имеют право предъявлять государственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Б.М. Лазарев также отмечает: "...представители власти облечены государственно-властными полномочиями по отношению к лицам, не находящимся у них в служебном подчинении." На основе высказанных выше общих соображений относительно характера и особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих перейдем к характеристике специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпечаток на организацию и прохождение службы в таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает правоохранительный характер этих органов. Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным лицам таможенных органов, определены в ТК. Должностными лицами указанных органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства), способные по своим деловым и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим требованиям, не должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу. Деловые качества предполагают профессионализм и компетентность в сфере прежде всего таможенного дела, детальное знание лицом особенностей его участков, на которых непосредственно придется работать должностному лицу таможенного органа, и смежных участков, а также организационные способности и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К деловым качествам следует отнести также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач. Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и ошибок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторитету таможенных органов и государственным интересам. Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое и своевременное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов. Важным правовым требованием является принятие должностным лицом присяги. Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, защищать ее экономический суверенитет и безопасность, добросовестно выполнять свои служебные обязанности и подчиняться требованиям дисциплины таможенной службы". Церемония принятия присяги утверждается ГТК. Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного выполнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с усложнением таких задач в сфере таможенного дела повышается роль экономической и правовой подготовки преобладающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов — от руководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных таможенных управлений, таможен, их структурных подразделений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уровня образования для такой категории таможенных служащих, как специалисты — экономисты, юрисконсульты, товароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению. В целях повышения квалификации и организации переподготовки таможенных кадров в таможенной системе Российской Федерации создана постоянно действующая на разных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных регионах, на уровне таможен — система обучения и переподготовки кадров. В нее входят Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы обучения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит большая организационная и методическая работа, которая призвана существенно помочь делу образования и переподготовки таможенных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые занимались бы подготовкой квалифицированных таможенных кадров с высшим образованием, а также разветвленную сеть средних специальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры для непосредственной работы в таможнях и таможенных постах. Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица таможенных органов должны быть способны по состоянию здоровья выполнять возложенные на эти органы задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц. Но особенно важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осуществляет таможенное дело, находится на оперативной работе, связанной с перемещением товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным контролем, проведением дознания и оперативно-розыскной деятельности, производством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере деятельности, связанной с таможенными правонарушениями (уголовными, административными и др.), фактор крепкого здоровья должностных лиц, которые участвуют в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое условие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности применять специальные средства и огнестрельное оружие. В гл. 61 ТК подробно регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут рассмотрены несколько ниже. Рассмотрим другие общие вопросы статуса должностных лиц таможенных органов. Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются Президентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий служит одной из форм аттестации должностных лиц таможенных органов. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации. На основании названного Положения должностным лицам таможенных органов и организаций присваиваются персональные звания, соответствующие должностям: а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы — Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга — заместители Председателя ГТК; государственный советник таможенной службы II ранга — начальники управлений; государственный советник таможенной службы III ранга — заместители начальников управлений, начальники самостоятельных отделов советник таможенной службы I, II рангов — начальники отделов управлений, их заместители, заместители начальников самостоятельных отделов, экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по основной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник таможенной службы II, III рангов — ведущие специалисты по основной деятельности; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — специалисты I, II категорий, специалисты по основной деятельности; б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях, подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений; государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной службы I ранга — ректоры вузов, директор ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I, II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ, начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники таможенных лабораторий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III рангов — заместители директоров средних специальных учебных заведений, заместители директоров филиалов вузов и средних специальных учебных заведений, деканы, заведующие кафедрами, заведующие лабораториями, начальники отделов и их заместители, заместители начальников таможенных лабораторий, главные специалисты, главные научные сотрудники, профессора; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доценты, ведущие специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты I категории, старшие инспектора; инспектор таможенной службы I, II, III рангов — старшие преподаватели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты, старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники, младшие научные сотрудники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных отделов, другие специалисты; в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов, советник таможенной службы I ранга — начальники таможен; государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III рангов — заместители начальников таможен; советник таможенной службы I, II, III рангов, инспектор таможенной службы I ранга — начальники таможенных постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их заместители, главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — старшие инспектора, специалисты I категории; инспектор таможенной службы I, II, III рангов — инспектора, специалисты II категории, другие специалисты. Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соответствующие новой должности знания присваиваются, как правило, по нижнему пределу. Персональные звания действительного государственного советника таможенной службы присваиваются Президентом Российской Федерации, а государственного советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Председателя ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК. Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации. Установлены следующие сроки выслуги в персональном звании: инспектор таможенной службы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3 года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки выслуги в отношении персональных званий действительного государственного советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника таможенной службы I ранга не устанавливаются. Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения последовательности. Это право предоставлено Председателю ГТК, который имеет право за особые отличия при выполнении служебного долга присваивать очередное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или обращаться в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, не предусмотренных по должности; при выдвижении на более высокую должность присваивать работнику таможенной службы персональное звание без соблюдения очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а также в организации, подведомственные ГТК, из рядов Вооруженных Сил, правоохранительных органов, других организаций и учреждений, персональные звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих воинских званий или классных чинов. Для должностных лиц таможенных органов устанавливается ношение форменной одежды. Форма одежды определяется Правительством, а правила ее ношения — ГТК. Форменная одежда выдается бесплатно. К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных органов следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных лабораторий, лиц профессорско-преподавательского состава, руководителей и специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений ГТК. Аттестация должностных лиц таможенных органов является одним из способов оценки и выявления служебного соответствия таможенных кадров возрастающим профессиональным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16 марта 1992 г. Аттестация должностных лиц таможенных органов проводится в целях совершенствования деятельности этих органов, улучшения подбора, расстановки и воспитания кадров, оценки их работы, стимулирования повышения квалификации и ответственности за охрану государственных интересов России. При аттестации оцениваются квалификация, компетентность, работоспособность, добросовестность сотрудников, уровень их культуры, морально-нравственные качества, способность выполнять служебные обязанности в таможенной системе. По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой должности. Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая ГТК, РТУ, ГНИВЦ, таможенные лаборатории, а также учебные заведения. Аттестация лиц руководящего состава номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с учетом мнения таможенного органа. Руководство аттестацией, контроль за организацией работы по ее проведению в таможенных органах осуществляются Управлением кадров и учебных заведений ГТК. Аттестация должностных лиц таможенных органов проводится один раз в четыре года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются начальником соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, беременные женщины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, включаются в очередную аттестацию не ранее чем через год после выхода их на работу. При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях снижения качества исполнения функциональных обязанностей или допущения существенных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена досрочно. Для проведения аттестации ГТК и другими таможенными органами утверждаются аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря и членов комиссии из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представителей профсоюзной организации. Аттестационная комиссия является постоянно действующим органом и строит свою деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместителем начальника) другого таможенного органа. Аттестационная комиссия рассматривает также вопросы присвоения персональных званий. Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности приказами ГТК, проводится комиссией, возглавляемой первым заместителем Председателя ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых приказом других таможенных органов, проводится комиссией, возглавляемой начальником или заместителем начальника соответствующего таможенного органа. Персональный состав комиссии утверждается приказом начальника таможни. Поведению аттестации предшествует необходимая подготовительная работа. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала аттестации представляется аттестационный лист, составной частью которого является характеристика, подготовленная непосредственным начальником аттестуемого. Характеристика должна содержать оценку индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию представляется также аттестационный лист предыдущей аттестации. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленным на него аттестационным листом. В случае несогласия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных качеств им могут быть представлены в комиссию мотивированные возражения. Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуемый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе и рассматривает представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных качеств аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, принципиальности, объективности и доброжелательности. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине сотрудника таможенного органа на заседание аттестационной комиссии должен быть подтвержден соответствующим документом. На основе всестороннего объективного рассмотрения деловых и нравственных качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок его деятельности: а) заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с возможной повторной аттестацией через шесть месяцев или год; г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований несоответствия). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации о поощрении отдельных работников за достигнутые ими успехи, об изменении должностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в должности, а также высказывать предложения по повышению деловой квалификации, улучшению служебной деятельности аттестуемых лиц (с указанием мотивов, по которым даются соответствующими рекомендации и предложения). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |