на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды


Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с распределением обязаннос­тей. В зависимости от уровня и места соответствующего ор­гана в системе таможенных органов такой штат может со­стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на­звать аппаратом при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его советники, рефе­ренты и другие категории служащих.

К числу специалистов относятся служащие таможен­ных органов и учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, ко­торые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков, но не являются руководителями. Спе­циалистами являются инспектора, экономисты и юрискон­сульты, референты, бухгалтеры различных категорий, това­роведы, инженеры, программисты, эксперты.

Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, де­лопроизводители, кассиры и другие служащие, занятые под­готовкой и оформлением документов, хозяйственным обслу­живанием, организационно-технической стороной учета и кон­троля, ведением делопроизводства.

Нужно отметить, что деление служащих на руководите­лей, специалистов (именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату­ры должностей служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки должностных характерис­тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номен­клатурой должностей деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу­жащих, в частности, в учебниках по административному пра­ву. Такой подход, апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных служащих.

Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих. Та­моженные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.

Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та­моженных органов с учетом того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица таможенных ор­ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты. Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законо­дательстве и в юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически значимые действуя.

В этом смысле удачным можно признать следующее оп­ределение: "Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические дейст­вия". Такие юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное отличие должност­ных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол­номочия, а вторые — нет.

По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля­ются те государственные служащие, которые обладают рас­порядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, оп­ределяющие поведение других людей, или акты администра­тивного распоряжения материальными и денежными ресур­сами, либо осуществляют контроль. Это определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем ха­рактеристики должностного лица более подробно раскрыва­ют его понятие.

Разновидностью должностных лиц являются представи­тели власти. В законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного Суда СССР в постановле­нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия. К представителям власти были отнесены работники государ­ственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организа­циями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их замес­тители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры, сле­дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры и др.).

В литературе в качестве основного признака представи­телей власти выделяется следующее положение: эти госу­дарственные служащие имеют право предъявлять государ­ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Б.М. Лаза­рев также отмечает: "...представители власти облечены го­сударственно-властными полномочиями по отношению к ли­цам, не находящимся у них в служебном подчинении."

На основе высказанных выше общих соображений отно­сительно характера и особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих перейдем к ха­рактеристике специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпе­чаток на организацию и прохождение службы в таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает пра­воохранительный характер этих органов.

Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным лицам таможен­ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука­занных органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданст­ва), способные по своим деловым и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен­ные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим тре­бованиям, не должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу.

Деловые качества предполагают профессионализм и ком­петентность в сфере прежде всего таможенного дела, деталь­ное знание лицом особенностей его участков, на которых не­посредственно придется работать должностному лицу тамо­женного органа, и смежных участков, а также организацион­ные способности и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К деловым качест­вам следует отнести также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.

Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и оши­бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите­ту таможенных органов и государственным интересам.

Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое и свое­временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов.

Важным правовым требованием является принятие долж­ностным лицом присяги. Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе­дерации, защищать ее экономический суверенитет и безопас­ность, добросовестно выполнять свои служебные обязаннос­ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной служ­бы". Церемония принятия присяги утверждается ГТК.

Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного вы­полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с ус­ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша­ется роль экономической и правовой подготовки преобла­дающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функ­ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов — от ру­ководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных та­моженных управлений, таможен, их структурных подраз­делений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уров­ня образования для такой категории таможенных служа­щих, как специалисты — экономисты, юрисконсульты, то­вароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению.

В целях повышения квалификации и организации пере­подготовки таможенных кадров в таможенной системе Рос­сийской Федерации создана постоянно действующая на раз­ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных реги­онах, на уровне таможен — система обучения и переподго­товки кадров. В нее входят Институт повышения квалифи­кации и переподготовки работников таможенных учрежде­ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы обу­чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит большая ор­ганизационная и методическая работа, которая призвана су­щественно помочь делу образования и переподготовки тамо­женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые занимались бы подготовкой квалифицированных таможенных кадров с выс­шим образованием, а также разветвленную сеть средних спе­циальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры для непосредственной работы в тамож­нях и таможенных постах.

Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица та­моженных органов должны быть способны по состоянию здоро­вья выполнять возложенные на эти органы задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц. Но особенно важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осу­ществляет таможенное дело, находится на оперативной рабо­те, связанной с перемещением товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным контролем, прове­дением дознания и оперативно-розыскной деятельности, про­изводством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере деятельности, связанной с таможенными правонару­шениями (уголовными, административными и др.), фактор креп­кого здоровья должностных лиц, которые участвуют в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое усло­вие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности применять специальные средства и огнестрель­ное оружие. В гл. 61 ТК подробно регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут рассмотрены несколько ниже.

Рассмотрим другие общие вопросы статуса должност­ных лиц таможенных органов. Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются Прези­дентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий служит одной из форм аттестации должностных лиц таможенных органов. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий долж­ностным лицам таможенных органов и организаций тамо­женной службы Российской Федерации. На основании на­званного Положения должностным лицам таможенных орга­нов и организаций присваиваются персональные звания, со­ответствующие должностям:

а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы — Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга — заместители Пред­седателя ГТК; государственный советник таможенной служ­бы II ранга — начальники управлений; государственный со­ветник таможенной службы III ранга — заместители началь­ников управлений, начальники самостоятельных отделов советник таможенной службы I, II рангов — начальники от­делов управлений, их заместители, заместители начальни­ков самостоятельных отделов, экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по ос­новной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник таможенной службы II, III рангов — ведущие спе­циалисты по основной деятельности; советник таможен­ной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — специалисты I, II категорий, специалисты по основной деятельности;

б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях, подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений; государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной службы I ранга — ректоры вузов, директор ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I, II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ, начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники таможенных лаборато­рий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III рангов — заместители директоров средних специальных учеб­ных заведений, заместители директоров филиалов вузов и средних специальных учебных заведений, деканы, заведую­щие кафедрами, заведующие лабораториями, начальники отделов и их заместители, заместители начальников тамо­женных лабораторий, главные специалисты, главные науч­ные сотрудники, профессора; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доцен­ты, ведущие специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты I категории, старшие инспектора; инспектор та­моженной службы I, II, III рангов — старшие преподава­тели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты, старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники, младшие научные сотруд­ники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных отде­лов, другие специалисты;

в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов, советник таможенной службы I ран­га — начальники таможен; государственный советник та­моженной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III рангов — заместители начальников таможен; совет­ник таможенной службы I, II, III рангов, инспектор тамо­женной службы I ранга — начальники таможенных постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их замес­тители, главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — стар­шие инспектора, специалисты I категории; инспектор тамо­женной службы I, II, III рангов — инспектора, специалисты II категории, другие специалисты.

Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соот­ветствующие новой должности знания присваиваются, как правило, по нижнему пределу.

Персональные звания действительного государственного советника таможенной службы присваиваются Президен­том Российской Федерации, а государственного советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Предсе­дателя ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК.

Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в со­ответствии с занимаемой должностью и при наличии поло­жительной аттестации. Установлены следующие сроки вы­слуги в персональном звании: инспектор таможенной служ­бы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3 года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки выслуги в отношении персональных званий дей­ствительного государственного советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника та­моженной службы I ранга не устанавливаются.

Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения последовательности. Это право предоставле­но Председателю ГТК, который имеет право за особые отли­чия при выполнении служебного долга присваивать очеред­ное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или обращаться в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний государственного совет­ника таможенной службы I, II, III рангов, не предусмотрен­ных по должности; при выдвижении на более высокую долж­ность присваивать работнику таможенной службы персональ­ное звание без соблюдения очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а так­же в организации, подведомственные ГТК, из рядов Воору­женных Сил, правоохранительных органов, других органи­заций и учреждений, персональные звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих воин­ских званий или классных чинов.

Для должностных лиц таможенных органов устанавли­вается ношение форменной одежды. Форма одежды опреде­ляется Правительством, а правила ее ношения — ГТК. Фор­менная одежда выдается бесплатно.

К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных органов следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных лабораторий, лиц профессорско-преподава­тельского состава, руководителей и специалистов научно-ис­следовательских учреждений и учебных заведений ГТК.

Аттестация должностных лиц таможенных органов яв­ляется одним из способов оценки и выявления служебного соответствия таможенных кадров возрастающим профессиональ­ным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16 марта 1992 г.

Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится в целях совершенствования деятельности этих ор­ганов, улучшения подбора, расстановки и воспитания кад­ров, оценки их работы, стимулирования повышения квали­фикации и ответственности за охрану государственных ин­тересов России.

При аттестации оцениваются квалификация, компетент­ность, работоспособность, добросовестность сотрудников, уро­вень их культуры, морально-нравственные качества, способ­ность выполнять служебные обязанности в таможенной сис­теме. По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая ГТК, РТУ, ГНИВЦ, таможенные лаборатории, а так­же учебные заведения. Аттестация лиц руководящего соста­ва номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с уче­том мнения таможенного органа.

Руководство аттестацией, контроль за организацией ра­боты по ее проведению в таможенных органах осуществля­ются Управлением кадров и учебных заведений ГТК.

Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится один раз в четыре года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные сроки, а так­же график проведения аттестации утверждаются начальни­ком соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, беременные жен­щины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребен­ком, включаются в очередную аттестацию не ранее чем че­рез год после выхода их на работу.

При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях снижения качества исполне­ния функциональных обязанностей или допущения сущест­венных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена досрочно.

Для проведения аттестации ГТК и другими таможенны­ми органами утверждаются аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря и членов комиссии из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представи­телей профсоюзной организации.

Аттестационная комиссия является постоянно действу­ющим органом и строит свою деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместите­лем начальника) другого таможенного органа.

Аттестационная комиссия рассматривает также вопро­сы присвоения персональных званий.

Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности приказами ГТК, проводится ко­миссией, возглавляемой первым заместителем Председате­ля ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых прика­зом других таможенных органов, проводится комиссией, воз­главляемой начальником или заместителем начальника со­ответствующего таможенного органа. Персональный состав комиссии утверждается приказом начальника таможни.

Поведению аттестации предшествует необходимая под­готовительная работа. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала аттеста­ции представляется аттестационный лист, составной частью которого является характеристика, подготовленная непосред­ственным начальником аттестуемого. Характеристика долж­на содержать оценку индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию представляется так­же аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представ­ленным на него аттестационным листом. В случае несогла­сия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных ка­честв им могут быть представлены в комиссию мотивиро­ванные возражения.

Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуе­мый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе и рассмат­ривает представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных качеств аттестуемого долж­но проходить в обстановке требовательности, принципиаль­ности, объективности и доброжелательности. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без ува­жительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине сотрудника таможенного органа на заседание аттестацион­ной комиссии должен быть подтвержден соответствующим документом.

На основе всестороннего объективного рассмотрения де­ловых и нравственных качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комис­сия дает одну из следующих оценок его деятельности: а) заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии улуч­шения работы и выполнения рекомендаций комиссии с воз­можной повторной аттестацией через шесть месяцев или год;

г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований несоответствия).

Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации о поощрении отдельных ра­ботников за достигнутые ими успехи, об изменении долж­ностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в долж­ности, а также высказывать предложения по повышению деловой квалификации, улучшению служебной деятельнос­ти аттестуемых лиц (с указанием мотивов, по которым дают­ся соответствующими рекомендации и предложения).

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.