Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие
подростком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием
данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой факторов
и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Поисковый этап предполагает
и поддержку в определении цели предстоящего выбора: по ходу выяснения факторов и
причин проявляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения
целей как выхода из проблемы. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе
и выразить готовность помочь в любом случае.
Договорный - проектирование действий педагога и ребёнка группы
риска (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных
отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера
проблемы и причин её вызвавших специалист применяет ту или иную социально-педагогическую
технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения
того или иного противоречия
Деятельностный - для обеспечения успеха педагог поддерживает
подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы
и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением
безопасности на пути самостоятельного действий. Рефлексивный этап - это обсуждение
с ребёнком группы риска продвижение к решению проблемы. Опыт работы по комплексному
сопровождению детей группы риска в гимназии показывает, что очень важно помочь ребёнку,
замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. По
мнению специалистов, осуществляющих данную технологию в гимназии, рефлексивный этап
может быть выделен как самостоятельный.
Деятельность гимназии направлена на оказание своевременной помощи
детям группы риска и привлечение специалистов для поддержки образовательного учреждения
в профилактической работе с ними.
организация действенного взаимодействия специалистов социально-педагогических
и других организаций в решении проблем несовершеннолетних;
создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.
В последние годы в подростковой среде наблюдается рост наркомании,
курения, пьянства, токсикомании, что является причиной увеличения числа детей группы
риска. Поэтому на заключительном этапе своей исследовательской деятельности по проблеме
социально-педагогическое сопровождение детей группы риска мы опробировали программу
"Жизнь даётся один раз" с учениками старших классов гимназии.
Объединение основных участников профилактического процесса (образовательных,
социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических
средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка,
его социальной адаптации. Профилактика безнадзорности и правонарушений.
Задача, которую мы перед собой ставили заключалась в организации
и осуществлению действенной профилактики правонарушений, потребления наркотиков
и других социальных отклонений среди подростков. Данную задачу нам помогали решать
специалисты: психолог, классные руководители, завуч по воспитательной работе, социальный
педагог, врач и др.
Потенциальные наркоманы - это не только дети из групп риска.
Наркоманом может стать и вполне благополучный ребенок (попробовал из любопытства
и не смог остановиться). Зачастую ребенок начинает проявлять интерес к наркотикам
под влиянием друзей.
Свою работу мы спланировали.
План работы по социальной
защите, профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся гимназии
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Проведение акции "Помоги собраться в школу"
|
июнь -
октябрь
|
Соц. педагог, завуч по ВР, кл. руководители |
Взаимодействие со специалистами социальных служб. Управления образования
и административными органами для принятия1 мер по социальной защите
и поддержке обучающихся
|
в течение года |
Соц. педагог |
- Сбор документов и составление списков учащихся на бесплатное питание,
учебники |
|
Соц. педагог, школьный библиотекарь |
- Организация бесплатного питания для учащихся из бедных семей |
|
Соц. педагог,
ответственный за питание
|
- Проверка по обеспечению учебниками учащихся льготных категорий
(опекаемых, многодетных, детей-инвалидов, детей из неблагополучных, бедных семей) |
до 15 сентября |
Завуч по УВР,
соц. педагог
|
Контроль и сопровождение выпускников из неблагополучных семей и семей
"группы риска" |
в течение года |
Завуч по УВР,
соц. педагог
психолог
|
Посещение на дому учащихся с целью обследования жилищно-бытовых условий. |
в течение года |
Соц. педагог, кл. руководители, председатели классных родительских
комитетов |
Анализ летней занятости детей из неблагополучных семей и состоящих
на внутришкольном контроле |
до 15 сентября |
Соц. педагог. |
Проведение родительских собраний с инспектором ПДН "Проблемы
социального сиротства". |
ноябрь |
Директор гимназии
кл. руководители
|
Социально-педагогическая работа но адаптации вновь прибывших учащихся |
сентябрь-ноябрь |
Психолог, соц педагог.
кл. руководители
|
Формирование Совета профилактики |
сентябрь |
Директор гимназии,
соц педагог
|
Заседание Совета профилактики |
1 раза в месяц |
Директор гимназии,
соц педагог.
|
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных
семей. |
в течение года |
Соц. педагог
кл. руководители
|
Работа с детьми и родителями из неблагополучных семей с целью оказания
педагогической и другой помощи совместно с центром социальной помощи населению. |
в течение года |
Соц. педагог, завуч по ВР, психолог, инспектор ПДН. |
Рейды в неблагополучные семьи. |
по мере необходимости в течение года |
Инспектор ПДН, соц. педагог
кл. руководители
|
Работа с детьми, отстающими в учёбе, с проблемами в поведении. |
в течение года |
Завуч по УВР,
соц. педагог, психолог
|
Проведение месячника по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма
с привле-ченим специалистов. |
октябрь,
апрель
|
Завуч по ВР
кл. руководители
|
-Конкурс рисунков "Хорошие привычки, плохие привычки" |
апрель |
Завуч по ВР
учитель ИЗО
|
-Гимназический конкурс агитбригад "Наш выбор - здоровье".8
- 1 1 кл. |
октябрь, апрель |
Завуч по ВР |
- Участие в городском конкурсе агитбригад "Мы за здоровый образ
жизни" |
октябрь |
Завуч по ВР
кл. руководители
|
-Конкурс рисунков и плакатов "Жизнь даётся только раз". |
октябрь |
Завуч по ВР,
зав. лаборатории начальных классов
|
-Выставка работ Окна РОСТа "Мы выбираем жизнь". |
октябрь |
Зав. лаборатории русского языка и литературы |
- Книжная выставка в библиотеке "Наркотик-враг всего живого". |
в течение года |
Школьный библиотекарь. |
- Круглый стол "Твой выбор" |
апрель |
Завуч по ВР |
Классные часы, беседы с целью пропаганды здорового образа жизни с
привлечением медицинских работников, специалистов из числа родителей, педагогов. |
октябрь, апрель |
Завуч по ВР
кл. руководители
зав. лабораторий
|
Проведение акции "Милосердие" с посещением учащихся-инвалидов,
обучающихся на дому |
ноябрь-декабрь |
Соц. педагог, завуч по ВР,
завуч по УВР
|
Организация профилактических бесед с учащимися на правовые темы. Разъяснение
учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем
поведении вблизи железных дорог. |
1 раз в четверть |
Завуч по ВР,
соц. педагог
|
Беседы с инспектором ПДН по профилактике правонарушений среди учащихся. |
1 раз в месяц |
Инспектор ПДН,
соц. педагог
|
Организация досуга и отдыха детей и подростков "группы риска"
в каникулярное время. |
в течение года |
Соц. педагог, завуч по ВР,
кл. руководители
|
Организация занятий для подростков по саморегуляции и межличностному
общению. |
по запросу кл. руководителей |
Психолог |
Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. |
ежедневно |
Соц. педагог, завуч по ВР,
психолог
|
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся. |
ежедневно |
Соц. педагог,
кл. руководители
|
Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, об успеваемости
детей, состоящих на внутришкольном контроле |
в течение года |
Соц. педагог,
завуч по УВР
|
Организация работы по выделению бесплатных путёвок в ГОЛ детям из
бедных и неблагополучных семей на время каникул. |
в течение года |
Соц. педагог, завуч по ВР,
кл. руководители
|
Вовлечение детей "группы риска" в проведение гимназических
праздников, вечеров. |
в течение года |
Соц. педагог, завуч по ВР,
кл. руководители
|
Профориентационная работа по дальнейшему трудоустройству выпускников
основной школы из неблагополучных семей, опекаемых. Тестирование. |
апрель - май |
Психолог,
кл. руководители
|
Организация летнего отдыха и трудовой практики детей различных категорий
по интересам |
апрель - май |
Соц. педагог, завуч по ВР,
кл. руководители
|
Выступление на родительских собраниях об ответственности родителей
за воспитание учащихся |
По графику школы |
Соц. педагог, инспектор ПДН |
Правовое обучение учащихся "Я и закон" |
Ежемесячно |
Учитель правоведения, кл. руководитель, соц. педагог, инспектор ПДН |
Книжная выставка о праве и кодексах законов РФ |
Декабрь, март |
Школьный библиотекарь |
Просмотр видеофильмов: "Уголовная ответственность несовершеннолетних";
"Наркоманы о вреде наркотиков" |
Апрель |
Соц. педагог,
кл. руководитель
|
Международный день борьбы со "СПИДОМ" |
1 декабря |
Соц. педагог,
кл. руководитель,
|
Профилактические семинары для учащихся в центре "Контакт" |
В течение года |
Завуч по ВР,
кл. руководители
|
Проведение операции "Никотин" |
Еженедельно |
Соц. педагог,
деж. администратор
|
Анкетирование учащихся для выявления курильщиков |
Два раза в год |
Соц. педагог,
кл. руководитель
|
Беседы с учащимися о вреде табакокурения |
В течение года |
Соц. педагог, врач-онколог |
Показ видеофильмов о вреде курения |
В течение года |
Соц. педагог,
кл. руководитель
|
Ознакомление учащихся с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией
о правах человека |
В течение года |
Соц. педагог,
уч. правоведения
|
Проведение "Недели права" |
Первые декады декабря, марта |
Кл руководители,
уч. правоведения
|
Проведение классного часа "Нужны ли нам законы" |
В течение года |
Кл руководители,
уч. правоведения
|