на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Личностные особенности матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью


Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание — это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя. Нечестность даже по отношению к себе — это утрата моральных принципов, ложь неэтична. Обман себя — это деструктивный процесс, как для самого индивида, так и для других. Обман — форма духовной деградации.

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости.

Именно отрицание мешает мотивировать их на преодоление собственных проблем, попросить помощи, затягивает и усугубляет химическую зависимость у близкого, позволяет прогрессировать созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии[29].

Жизнь созависимых сопровождают телесные недуги. Это психосоматические нарушения, такие, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная дистония, астма, тахикардия, аритмия и др. Созависимые легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов.

Они болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе не поддается контролю (чью-то жизнь). Созависимые много работают. Они содержат в порядке вещи. Много сил тратят на то, чтобы выжить, из-за чего у них развивается функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости[49].

Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к собственным проблемам.

Таким образом, проявления созависимости довольно разнообразны. Они касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

1.3 Характеристика семей детей с химической зависимостью

Психотерапевт Г. Н. Луговкина говорит о том, что "довольно низкая эффективность терапии больных с химическими зависимостями традиционными методами связана с тем, что после курса лечения они возвращаются в прежнюю среду, особенно в семейную среду, химическая зависимость - это семейная болезнь. Наличие созависимости у родственника больного алкоголизмом и наркоманией - это всегда фактор риска нового рецидива болезни. Кроме того, все созависимые родственники имеют больше шансов, чтобы самим стать зависимыми от алкоголя или наркотиков. Доказано, что созависимость проявляет себя в потомстве, и не только в первом поколении у детей, но и у внуков алкоголиков и наркоманов"[34].

Несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях химически зависимых особого типа внутрисемейных отношений, описываемых понятием «созависимость», до сих пор ощущается дефицит теоретических и практических исследований механизмов взаимовлияния семьи и ребенка, употребляющего психоактивные вещества .

В отечественной и зарубежной психологической литературе достаточно хорошо представлены исследования семей алкоголиков: В.Е. Рожнов, Т.Г. Рыбакова, С. Hedder, V. Williez и др. В то же время исследования семей наркоманов чрезвычайно редки и малочисленны.

Семья - это первичная базовая структура общества, именно здесь формируется фундамент личности, это система, функционирующая по определенным правилам и законам. Основными законами функционирования семьи являются закон гомеостаза и закон развития. Семейная система стремится к сохранению равновесия, постоянству, но в тоже время постоянно находится в движении, стремясь пройти полный жизненный цикл[34].

Проблемы в «зависимой» семье не заканчиваются с прекращением злоупотребления алкоголем или наркотиками кого-то из членов семьи. Семейная система, рассчитанная на сохранение равновесия, при условии, что алкоголик или наркоман выступают в своей старой роли «алкоголика» или «наркомана», незаметно будет стремиться к тому, чтобы вернуть их к своей старой роли. Как правило, никто из членов семьи не осознает, что происходит [28].

Сложность заключается и в том, что из-за однообразия поведения зависимого от психоактивных веществ и повторяемости ситуации у членов семьи закрепляются ригидные и патогенные модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным и проявляется не только в семейных, но и в любых других жизненных ситуациях. Члены таких дисфункциональных семей и в дальнейшем не могут избавиться от сформированной роли. Таким образом, созависимость проявляется как в семье, так и вне ее, касаясь всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы его верований и ценностей [8, с. 255].

Обобщение опыта работы с семьями алкоголиков и наркоманов показывает, что семья может выступать, с одной стороны, как фактор, провоцирующий употребление психоактивных веществ; фиксации психологической зависимости от психоактивных веществ; провоцирующий срыв в период ремиссии - если реабилитационная работа с семьёй не проводится; и, с другой стороны, как фактор эффективности реабилитационной и профилактической работы - если проведена системная реабилитационная работа с семьёй [28].

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление психоактивных веществ, мы имеем в виду ещё и следующее.

Практически во всех случаях психической зависимости в период, предшествующий алкоголизации и наркотизации, обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:

-деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско - детский конфликт);

-неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком (мальчики - суррогатные «мужья»; девочки - симбиоз);

-ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

-распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него) [47].

Характерными особенностями таких семей являются:

-чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение детей к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;

-нередко в семьях наркотизирующихся детей в период предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у ребенка, Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с ребенком;

-использование ребенка как средство давления и манипуляции супругов друг другом;

-непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения [43, с. 77].

Созависимость родственников препятствует выздоровлению химическизависимого несовершеннолетнего, то есть служит фактором, "подкрепляющим" болезнь.

Можно выделить следующие стратегии созависимых лиц, способствующие развитию аддиктивного поведения:

-  чувство чрезмерной лояльности к ребенку, желание справиться с трудностями его поведения;

-  своеобразное чувство не только ответственности, но и вины зато что у несовершеннолетнего члена семьи развилась алко- и наркозависимость (на интуитивном уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы);

-  стремление сохранить позитивное впечатление о семье среди окружающих;

-  стремление предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального положения из-за деструктивного поведения несовершеннолетнего члена семьи);

-  желание смягчить агрессию ребенка и других значимых лиц - родственников, знакомых;

-  избегание помощи извне (психологической, медицинской и другой);

-  отсутствие осознания болезни и характера ситуации;

-  подсознательное желание быть незаменимым, необходимым для алко- и наркозависимого ребенка (это желание может превращаться в желание осуществлять контроль и власть) [28].

Когда выясняется, что ребенок употребляет алкоголь или наркотики, за помощью к психологам и наркологам обращаются чаще всего напуганные, беспокоящиеся за своего ребенка родители (как правило, матери). Чаще всего они искренне хотят помочь своему ребенку и себе избавиться от этого кошмара. В этих случаях у специалистов появляется возможность работать с самим подростком и его родителями [27].

Для зависимых детей и их матерей типичны значимые положительные взаимосвязи между возрастом матери и наличием конфликтов с подростком (r =0,64), а также сотрудничеством с ним (r =0,48) [22, с. 66].

Матери чаще указывают на доверительность отношений, общность интересов и считают, что являются авторитетом для своего ребенка, в то время, как подростки чаще подчеркивают конфликтность отношений.

В ряде исследований созависимых отношений показано, что, чем старше мать, тем меньше доверия между ней и подростком и больше конфликтов в отношениях между ними. Матери чаще склонны видеть взаимоотношения со своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки. Это связано с манипулятивным характером отношений зависимых подростков со своими родителями [23, с. 40].

Для созависимых семей характерны такие нарушения как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей - требований к ребенку, недостаточность санкций, применяемых к ребенку. Психологическими причинами нарушений семейного воспитания чаще является воспитательная неуверенность матери, страх утраты ребенка и проекция негативных качеств на него [28].

В случае недостаточности требований - обязанностей и требований - запретов подросток характеризуется минимальным вовлечением в общие семейные занятия, что проявляется в высказываниях родителей о трудности привлечения ребенка к какому-либо делу по дому. При этом ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что никто с него не спросит. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения [29].

Минимальность санкций свидетельствует о том, что родители предпочитают обходиться либо без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Воспитательная неуверенность родителя (чаще матери) и страх утраты ребенка относятся к нарушениям взаимного влияния членов семьи. Они могут быть обусловлены нарушениями воспитания либо по типу потворствующей гиперпротекции, либо пониженным уровнем требований к подростку. В этом случае происходит своеобразное перераспределение власти в семье между родителем и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя положения «минимум требований - максимум прав». «Слабое место» - неуверенность, боязнь ошибки, преувеличение представлений о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция), либо мелочно опекать (доминирующая гиперпротекция) [33].

Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств чаще обуславливает эмоциональное отвержение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит те черты характера, которые чувствует в самом себе [38].

Рядом исследователей показано, что для семей с созависимостью в большей степени характерны следующие особенности: ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье, стремление утвердить родительский авторитет, раздражительность и подавление активности ребенка.

Также установлено, что излишняя концентрация, как и излишняя эмоциональная дистанция с ребенком связаны с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью женщины ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная дистанция также связана с «безучастностью» мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с зависимостью матери и ограниченность ее интересов рамками семьи. Это отражается на связи теплоты эмоционального контакта и авторитета родителей. При этом матери приравнивают оптимальность эмоционального контакта к "послушности" ребенка, признанию авторитарности родительского мнения [33].

Для созависимых семей (по мнению подростков) в большей степени характерны «автономность» самого подростка и "непоследовательность" воспитательных воздействий со стороны матери. Как правило, баллы по шкале «автономность» означают параллельное, лишенное теплоты отношений существование членов семьи. Под непоследовательным отношением понимается такая оценка подростком поведения матери как чередование силы амбиций и уступчивости, деликатности и недоверчивой подозрительности [28].

В созависимых семьях «директивность», как правило, связана прямой зависимостью с «враждебностью» и обратной - с «позитивным отношением». Это интерпретируется следующим образом: проблемные отношения между матерью и подростком, отсутствие оптимального контакта определяют попытки матери применять директивные формы воздействия, использовать давление на подростка, что, в свою очередь, подростком воспринимается как негативное отношение к себе [28].

В исследовании И. В. Воеводина показано, что основными семейными факторами риска наркотизации ребенка являются негармоничные условия воспитания (57 %) и нарушенная семейная структура (37 %), которые порождают конфликтность взаимоотношений между членами семьи (57 %). Аналогичные данные получены С. Б. Ваисовым: в 85 % семей существует разобщенность ее членов, т.е. слабая эмоциональная взаимосвязь между подсистемами семьи в сочетании с жесткими внутрисемейными границами; в 70 % семей складывается хаотичная семейная структура. Таким образом, на первое место по степени значимости, очевидно, выходят факторы, связанные с внутрисемейными отношениями[28].

Выделяются следующие ведущие детерминанты, определяющие психологический климат внутрисемейных отношений в семье с феноменом созависимости «Отношение матери к семейной роли».

Значимое отношение включает такие признаки как: чрезмерность запретов, исключение несемейных влияний, раздражительность, зависимость матери или доминирование матери, неудовлетворенность ролью хозяйки, подавление агрессивности, семейные конфликты, ощущение матерью своего самопожертвования, чрезмерная забота, гиперпротекция[41].

«Особенности отношения к подростку». В эту позицию входят следующие признаки: недостаточность удовлетворения автономных потребностей подростка, желание ускорить развитие подростка, гипопротекция, уклонение от контакта с подростком, неразвитость родительских чувств, проекция качеств на подростка, строгость.

«Отношение матери к подростку глазами самого подростка». Данная позиция включает такие признаки как : негативное отношение к подростку, директивность требований, недоверие и отчуждение.

«Отношение подростка к матери» включает следующие значимые признаки: общность интересов, доверительность отношений, авторитет матери. Первые два фактора относятся к взгляду матери на семейные отношения, а вторые два - к мнению подростка о родительско-детских отношениях в семье[41].

Исходя из изложенного, подчеркиваются следующие черты семей, для которых характерно формирование феномена созависимости.

Первую группу, наиболее многочисленную, составляют семьи:

- с нарушением воспитания по типу гиперпротекции и недостаточности запретов;

- с характеристиками отношения матери к семейной роли как зависимому состоянию, доминирование матери, неудовлетворенность ролью хозяйки дома, самопожертвование в роли матери;

- с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком, для которых характерно подавление внесемейных влияний, активности ребенка, что свидетельствует об излишней концентрации матери на его проблемах. В таких семьях родительско-детские взаимоотношения строятся по принципу либо потворствующей, либо доминирующей гиперпротекции. Подросток в такой семье находится в центре внимания, семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей [41].

Вторую группу составляют семьи со следующими особенностями:

- с нарушениями воспитания по типу гипопротекции, с недостаточным удовлетворением потребностей ребенка и действием таких психологических причин как неразвитость родительских чувств, проекция нежелаемых качеств на ребенка;

- с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком как уклонение от контакта с ребенком [41].

В данных семьях родительско-детские взаимоотношения строятся либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. В первом случае ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. В основе второго типа лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним.

Следовательно, родительско-детские отношения в семьях зависимых подростков носят дисгармоничный характер. Отмечается нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками, что в последующем определяет формирование эффекта созависимости[41].

Нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одной из базовых причин становления аддиктивного поведения у подростков. Эти отношения могут значительно деформироваться в связи с формированием зависимости ребенка .

1. Для семей зависимых детей в большей степени, чем для группы здоровых, характерны такие нарушения воспитания как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к ребенку .

2. Наиболее часто встречающиеся психологические причины нарушений воспитания в семьях зависимых подростков и молодежи - это неуверенность матери в вопросах воспитания, страх утраты ребенка и проекция на ребенка нежелаемых качеств.

3. Особенностями отношения созависимых матерей детей- алкоголиков и наркоманов к своей семейной роли являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и стремление к сверхавторитету родителей.

4. В созависимых семьях доминируют следующие особенности эмоционального контакта между матерями и детьми : раздражительность и авторитарное подавление матерью активности ребенка.

5. Взаимоотношения в созависимых семьях характеризуются как автономное, параллельное существование матери и ребенка с зависимостью, а также непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей по отношению к ребенку [41].

Динамика созависимого состояния в семье зависимого подростка или юноши.

Первые пробы наркотиков и становление зависимости от них кардинальным образом меняют направленность профилактической работы с родителями и семьей в целом, потому что они никогда не остаются только проблемой ребенка, а всегда затрагивают всю семью.

Специалисты в динамике семейных отношений при формировании у ребенка зависимости от алкоголя наркотика выделяют несколько фаз [9, с 95-99]:

1. фаза: - аффективно-шоковая. Она связана с тем, что в своем большинстве родители в настоящее время достаточно осведомлены о трагичности взаимоотношений человека с алкоголем или наркотиком, однако, в целом для большинства родителей типична позиция, когда они понимают тяжесть последствий употребления алкоголя или наркотиков детьми, но убеждены, что «их ребенка эта беда никогда не коснется». Поэтому в ответ на сведения об алкоголизации или наркотизации ребенка у родителей, как правило, развивается реакция по типу «эмоционального шока». Эта реакция обычно непродолжительна, но сразу делает внутрисемейные отношения «родитель-ребенок» особыми отношениями.

2. фаза - фаза родительского гиперконтроля. Для этой фазы типично стремление родителей к установлению максимального контроля за поведением ребенка, за его контактами. На короткий период времени внутрисемейный гиперконтроль оказывает сдерживающее влияние, но в целом быстро выявляется его несостоятельность. Она обусловлена тем, что родители при установлении гиперконтроля ставят перед собой в действительности нереальную цель. На самом деле, так как ребенок должен, несмотря на случаи употребления алкоголя или наркотиков, посещать школу, иметь время для досуга, встречаться с друзьями, он не может быть изолирован от среды, в которой живет. Ставя нереалистичную цель и идя по этому пути, родители вынуждены все больше ужесточать меры контроля и ограничивать поведение. Это вызывает одно стремление - избавиться от контроля любыми средствами и путями, включая обман, пренебрежение требованиями родных. Фаза гиперконтроля может проявляться повышенными требованиями к ребенку, попытками «наверстать упущенное в воспитании», что вызывает напряженные отношения и также является одним из факторов рецидива [9, с. 96].

3. фаза - фаза оппозиционного противостояния формирования зависимости от психоактивных веществ ребенка и родителей. В этой фазе ребенок перестает скрывать свою зависимость, может бравировать пренебрежением требований родных или давать неоднократные обещания прекратить употребление алкоголя или наркотиков, но каждый раз у него возникают «объективные» причины, в силу которых алкоголизация и наркотизация возобновляется. Такая «концепция зависимости» принимается родителями, и они начинают обвинять в алкоголизации и наркотизации ребенка его друзей и знакомых, торговцев наркотиками, недостаточность работы со стороны правоохранительных органов. В большинстве случаев родители возлагают основные надежды на меры медицинского характера, однако, при обращении за диагностической и лечебно-оздоровительной помощью стремятся избегать учреждений государственной наркологической службы, чтобы не ставить ребенка на наркологический учет. Данная фаза, как правило, характеризуется доминирующим положением больного ребенка в семье, что позволяет ему манипулировать родителями, отношения с которыми складываются по принципу "пусть делает, что хочет, лишь бы не кололся". Такое положение, как правило, существует не более 3 - 4 месяцев, а затем следует рецидив[9, с. 97].

4. фаза - фаза «поляризации конфликтных отношений и нарастания безразличия к исходу». Эта фаза, как правило, развивается в связи с повторяющимися срывами после кратковременных или длительных курсов лечения. Родители в причинах повторяющихся срывов видят недостаточную компетентность наркологов, обвиняют подростка в «слабости воли», в «плохом характере» и отказываются от попыток решать проблему зависимости доступными им средствами. При этом стойкие конфликтные отношения сопровождаются тем, что и зависимый ребенок и родители продолжают существовать в своеобразных автономных условиях. Происходит капитуляция и фактический распад семьи как единого организма. Место постоянных ссор в семье начинает нарастать отчуждение, которое может сопровождаться активной неприязнью друг к другу, что по типу порочного круга повторно порождает кратковременные конфликты и вспышки раздражения. Индифферентная стадия сопровождается отвержением, почти полным разрывом контакта, поскольку поддержание адекватных отношений оказывается слишком болезненным. У матерей часто развивается «эмоциональное истощение» под воздействием возникающих семейных проблем и поэтому период госпитализации они иногда рассматривают как единственную возможность «отдыха». Свой негативный отпечаток накладывает также необходимость физического выживания в современных условиях, требующая полной отдачи физических и душевных сил [9, с. 98].

Перечисленные фазы нередко сменяют друг друга в возвратно-поступательном порядке, могут накладываться друг на друга. Часто различные члены семьи находятся на разных этапах: так отец может находиться в фазе гиперконтроля, запирая дочь в квартире и вставляя решетки в окна, а мать - в фазе оппозиционного противостояния. Фаза гиперконтроля может смениться индифферентной на период госпитализации подростка и вернуться к фазе оппозиционного отношения в случае «неудачного лечения». Особенности созависимости в современном обществе в значительной степени обусловлены и тем, что более 80% отцов зависимых подростков страдают алкоголизмом, поэтому нормальные отношения в таких семьях, являются скорее исключением, чем правилом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.