на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Материнский капитал, как форма дополнительной поддержки семьи


4. жилищная помощь – строительство социального жилья для бедных, субсидии на приобретение и строительство собственного жилья, субсидии на аренду и отопление жилища;

5. образовательные услуги – содействие в получении образования и специальной подготовки;

6. социальные услуги – обеспечение ухода за детьми учащихся и работающих получателей, содействие усыновлению детей и помощь приемным родителям, помощь сбежавшим из дома и беспризорным детям, юридическая и психологическая помощь подросткам, помощь жертвам преступлений и семейного насилия, розыск отцов, уклоняющихся от уплаты алиментов[14].

Но, как показывает практика, несмотря на то, что нуждающиеся семьи могут быть включены сразу в несколько социальных программ, это не гарантирует им выход из своего тяжелого положения.

Большинство программ социальной политики в США появились в периоды до и после Второй Мировой войны. В первом случае, это было обусловлено Великой депрессией, во втором – военными невзгодами, потерями среди населения. По ведомственной принадлежности программы были как федеральные, так и в совместном ведении федеральных органов и административных органов в штатах.

В 1960-1970-х годах был отмечен всплеск активности в сфере социальной защиты. Все больше семей стали получателями социальной помощи со стороны государства. Но проблема бедности в трущобах больших городов, мегаполисов, оставалась по-прежнему существенной и сложной. Общественность требовала пересмотра взглядов на социальную защиту в стране.

Существенные перемены произошли в 1990-х годах.

Социальные программы были переданы в компетенцию властей штатов, из федерального бюджета на социальные программы стали выделяться так называемые «блоковые гранты», которые власти штатов должны распределять по своему усмотрению. Многие восприняли и воспринимают эти меры как сокращение финансирования социальной защиты, перенесение полномочий за социальную политику на местные власти, ужесточение условий для получения социальной помощи.

Особый пик негодования общественности пришелся на 2005 год, когда администрации президента Буша удалось принять закон «О сокращении государственного дефицита», что было продиктовано финансовыми затруднениями, связанными с войной в Ираке, требующей все больших затрат, замедленными темпами экономического роста. Ряд положений этого закона ограничивал траты на социальные программы.

Одной из наиболее значимых социальных программ, была программа Помощи семьям с детьми на иждивении (ПСД). Которая была введена в 1935 году как средство преодоления последствий Великой депрессии и завершилась в 1996 году.

К 1990 году эта программа была распространена на семьи безработных и расширила спектр оказываемых услуг. Все штаты были обязаны ввести специальные программы по профессиональной подготовке и трудоустройства получателей социальной помощи по этой программе.

Право на ПСД имели:

1.  неполные семьи, где нет отца или матери;

2.  полные семьи, где отец безработный (пособие получают мать, отец и все живущие в семье дети);

3.  полные семьи, где отец нетрудоспособен;

4.  семьи, где нет собственных детей, но живут дети родственников – в таком случае пособие получают только дети.

Затем программу ПСД заменила программа Временная помощь нуждающимся семьям (ВПНС). Она охватывала те же категории населения, только теперь помощь получала вся семья, а не отдельные ее члены.

Главным условием предоставления ВПНС является семейный доход ниже установленного уровня. Также в программу попадают дети, оставшиеся без попечения родителей и живущие в семье других родственников.

С 1996 года продолжительность получения пособий ограничивалась 5 годами, а также условием получения ВПНС стала трудовая деятельность. То есть в течение двух лет со дня включения в программу один из родителей должен устроится на работу или на профессиональное обучение.

Введение ВПНС привело к сокращению числа получателей и размера пособий.

По данным последнего отчета программы ВПНС, представленного Конгрессу США, в 2002 году государство потратило на программу 25,4 миллиарда долларов, в том числе из федерального бюджета 14,6 миллиардов долларов.

Реформа социальной помощи не привела к улучшению положения бедных семей с детьми, что вызвало резкую критику со стороны общественности[15].

Также, практически все получатели ВПНС включаются в программы продовольственной помощи.

Оказание поддержки в форме продовольственной помощи очень популярно в США. Такая помощь оказывается одиноким пожилым гражданам, инвалидам, бездомным, и другим социально уязвимым категориям населения.

Более половины получателей продовольственных талонов – семьи с детьми.

Большую роль в продовольственной помощи играют школьные завтраки и обеды, которые нуждающиеся получают бесплатно или со скидкой.

Программой специального дополнительного питания для беременных женщин и имеющих маленьких детей охвачено 7,9 миллионов человек, а федеральные расходы составили 3,6 миллиардов долларов.

Значительная часть американских семей с детьми не может обеспечить себя жильем. Таким образом, проблемы семей в России и США похожи.

Несмотря на большое количество программ социальной помощи, их результативность невысока. Эти программы нескоординированы, вынуждены конкурировать друг с другом из-за ограниченного финансирования, они не решают проблему бедности в стране.

В последнее время в США государство все меньше участвует в социальной поддержки семей и в социальной сфере вообще, передавая ее в руки частного сектора и волонтеров.

Либеральная модель социальной политики подвергается критике, за свою неэффективность и ограниченность. По сути, широкий круг семей отрезан от получения социальной помощи, помощью обеспечиваются только наиболее нуждающиеся, да и эта помощь не гарантирует возможность вырваться из нищеты.

Правительства большинства развитых стран уже давно осознали проблему депопуляции и необходимость ее решения государство.

Тут встает ряд вопросов, таких как:

1)  может ли государство влиять на рождаемость?

2)  если может, то как?

3)  делается ли это в интересах граждан своей страны?

Во Франции на эти вопросы отвечали положительно.

Это обусловлено и тем, что после Второй Мировой войны вопросы, связанные с семейной политикой стояли в общем контексте проблем восстановления страны.

Во Франции, как и в других странах мира, существовало три основных подхода к решению проблем семьи и рождаемости:

1.  ограничение доступа к средствам контрацепции и абортам;

2.  экономическое поощрение семей к рождению детей – декретные отпуска, различные пособия и др.;

3.  пропаганда семейных ценностей.

В последнем случае, примечательно, что даже правительство Виши (1940-1945 годы) настаивало на роли женщины как домохозяйки; при приеме на работу предпочтение отдавалось мужчинам, которые имели семью и детей. Таким образом, они должны были финансово обеспечивать семью, в то время как женщина выполняла функции по воспитанию детей[16].

Экономические меры поддержки рождаемости всегда были во Франции основными.

Уже в 1932 году был принят закон, который обязывал работодателей делать ежемесячные взносы в специальный фонд, созданный для поддержки многодетных семей.

В 1938 году такие пособия стали выплачиваться женщинам, ухаживающим за усыновленными детьми.

Французское государство всегда поощряло официальные браки.

Это обусловлено двумя группами причин:

1.  моральными причинами – многие политики и общественные деятели призывали к патриархальной, традиционной модели семьи;

2.  демографическими причинами – партнеры, состоящие в официальном браке больше уверенны в стабильности и крепости данного союза;

Семьям во Франции и сейчас выплачиваются пособия. Часть из них охватывает все категории семей, часть из них зависит от уровня дохода семьи или родителя-одиночки, то есть, рассчитаны на малоимущие и социально уязвимые категории семей.

Важно, что демографическая политика ориентированна и на тех людей кто хочет, но по каким-то причинам не может иметь детей.

С начала 70-х годов ХХ века наблюдалось снижение коэффициента рождаемости.

А между тем, в современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям.

На сегодняшний момент во Франции действуют следующие виды пособий:

1.  пособия многодетным семьям (более двух детей в семье);

2.  пособие матерям (с пятого месяца беременности до трехмесячного возраста ребенка);

3.  родительское пособие (для семей с тремя и более детьми, если один из них младше трех лет);

4.  пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше трех лет);

5.  еще одно пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше 6 лет);

6.  пособие поддержки многодетных семей (для бедных семей с тремя и более детьми);

7.  пособие родителю-одиночке (до достижения ребенком трехлетнего возраста);

8.  пособие на подготовку ребенка к школе (только для бедных семей) и др.[17].

Как видно, государство во Франции оказывает ощутимую помощь семьям, особенно тем, в которых более трех детей.

Помимо этого, применяется политика ограничение доступа к абортам и контрацепции (достаточно спорная и поэтому постепенно меняющаяся в направлении большей либерализации). Также миграционная политика была до некоторого времени средством пополнения населения страны, пока мигранты не стали создавать определенные проблемы

Аборты во Франции были легализованы в 1975 году под влиянием движения феминисток. Но существуют определенные ограничения – аборт разрешен только в первом и втором триместре по заключению комиссии врачей, существует определенный период подачи заявки на аборт.

Сам способ ограничения абортов и контрацепции оказался неэффективен, так как привел к росту числа криминальных абортов и высокой смертности матерей.

В настоящее время показатели абортов во Франции составляют 27 абортов на 1000 женщин.

В целом, благодаря принимаемым мерам по поддержке семей с детьми достаточно трудная демографическая ситуация во Франции медленно выправляется.

Модель социальной поддержки семьи во Франции достаточно продуктивна, но для применения подобного опыта в нашей стране нет достаточной материальной, юридической, организационной, научно-методической базы.

Как и многие другие страны, после Второй Мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум».

Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов по-прежнему составлял 2,5Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание политиков и ученых из других стран, что было обусловлено тем, что в других странах Европы рождаемость падал до самых низких уровней.

Многие связывали последующий спад рождаемости тем, что поколения женщин, родившиеся после войны, попали в другую структуру возможностей – развитие средств контрацепции, возможности абортов позволили женщинам выбирать, когда рожать ребенка и сколько иметь детей.

Для норвежских матерей с одним ребенком по-прежнему очень характерно рожать еще одного.

Норвежское государство благосостояния имеет длительную традицию масштабной социальной политики, ориентированной на семью. Однако эта политика была вызвана не столько стремлением к повышению рождаемости, сколько идеологией гендерного равенства и заботой об общем благополучии детей и их семей. Несомненно, в числе программ, наиболее сокращающих издержки, связанные с рождением ребенка, - законодательно закрепленная, рассчитанная на всеобщий охват программа отпусков по уходу за ребенком, а также расширенная государственная поддержка детских садов.

В Норвегии всеобщее право на оплачиваемый отпуск по рождению ребенка гарантируется Национальным актом страхования, принятым в 1956 году. Чтобы получить данное пособие, мать должна работать, по крайней мере, 6 из 10 месяцев, предшествующих рождению ребенка. Женщины, не удовлетворяющие этим требованиям, получают единовременную помощь в размере (по состоянию на 2002 год) 32 138 норвежских крон (приблизительно 3900 евро). Первоначально период получения пособия составлял лишь 12 недель, и размер компенсации был невелик. Ситуация не менялась до 1977 года, когда период получения пособия был увеличен до 18 недель, при этом отцы также получили право находиться в таком отпуске почти весь его период. Одновременно период гарантированного сохранения рабочего места (такая гарантия всегда давалась в случае отпуска по уходу за ребенком) был увеличен до одного года, то есть родители могли брать дополнительный, уже неоплачиваемый отпуск, не боясь потерять работу. Еще через год размер компенсации был существенно увеличен и стал покрывать 100% заработка для большинства матерей, имевших работу перед рождением ребенка. Затем, спустя еще почти десятилетие, период отпуска был увеличен еще и с 1987 года увеличивался несколько раз, в 1993 году достигнув следующих вариантов: 52 недели с 80% компенсацией зарплаты или 42 недели с полной компенсацией. Такая схема остается и в настоящее время[18].

Отцы могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением трех недель перед рождением и шести недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить две недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка.

Чтобы побудить обоих родителей к участию в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов – так называемая «квота для пап».

В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. В настоящее время месячное пособие составляет 3657 норвежских крон (450 долларов). Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду.

Детские сады, субсидируемые государством, быстро распространились в 1980-1990-е годы. Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. Размер субсидии увеличивается в зависимости от количества часов пребывания детей в саду и выше для детей 0-2 лет, чем для других детей дошкольного возраста. Многие частные детские сады также получают субсидии на уровне муниципалитета.

Основной принцип финансирования детских садов заключается в том, что затраты должны быть распределены между государством, муниципалитетами и родителями. Планировалось, что государство будет покрывать 40% затрат, а оставшиеся 60% будут поделены поровну между родителями и муниципалитетами. Однако, в связи со стремительным распространением частных детских садов, средний вклад муниципалитетов оказался ниже, а родителей – выше.

На государственном уровне размер родительского вклада не регулируется.

Субъект местного самоуправления – муниципалитет – может назначать цены самостоятельно.

В половине государственных детских садов размер оплаты для родителей зависит от дохода, в частных оплата фиксированная.

Но и в государственных, и в частных детских садах предлагается скидка, если родители приводят более одного ребенка.

Наблюдаемый в скандинавских странах на протяжении 1980-1990-х годов рост рождаемости вновь вызвал интерес к вопросу о том, может ли щедрая семейная политика стимулировать рождаемость.

Надо сказать, что точка зрения, высказанная Й. Стольтенберга, премьер-министром Норвегии в 2001 году, - важным детерминантом рождаемости является «качество» общества и уверенность населения по поводу будущего.

Современные женщины образованны, выходят на рынок труда наравне с мужчинами и планируют наравне с мужчинами участвовать в жизни общества.

Как показывает норвежский опыт, дети остаются в планах и женщин, и мужчин, если общество будет готово принять на себя значительную часть ответственности и сопряженных издержек.

Это подразумевает под собой политику, которая позволит женщинам сочетать рождение детей и оплачиваемую занятость, меры, способствующие укреплению гендерного равенства и побуждающие мужчин участвовать в уходе за ребенком.

Возможно, страны с низким уровнем рождаемости, где еще многое улучшить в данной области, более всего выигрывают от реализации такой политики, особенно, если одновременно им удастся создать стабильную экономику и сформировать у населения оптимистичный взгляд в будущее[19].

Опыт зарубежных показывает, что государство осуществляет социальную политику в разных направлениях – через поддержку сети дошкольных образовательных учреждений, материальную помощь, юридическую защиту семьи и материнства, не материальную помощь

2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала

Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

Эта позиция обозначена в Конституции Российской Федерации, конституция или уставах субъектов Федерации, в международном (те нормативно-правовые документы, которые ратифицировала Россия), федеральном, региональном, местном законодательстве.

Семья является конституционно-правовой категорией, основанной на браке (то есть юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающем взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей).

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» будет сказано ниже, так как он лежит в основе данного исследования.

В этом параграфе внимание будет уделено трем нормативно-правовым документам – федеральным законам «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О государственной социальной поддержке», а также Концепция государственной семейной политики.

Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на следующие категории граждан:

1.  граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2.  граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;

3.  граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Этот закон устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Выплата этих пособий производится за счет:

- средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации и др.;

- средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся по очной форме обучения;

- средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;

- межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и др.;

- субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Наиболее важные статьи посвящены размерам пособий.

Так, пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; стипендии – женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д.

Размер пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариуса, прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию, составляет всего 300 рублей.

Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет семьдесят календарных дней до родов и семьдесят после родов.

Такой же размер (300 рублей) имеет единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей. Такой же размер имеет единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым; 40% среднего заработка, за который начисляются страховые взносы, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[20].

Сложно сказать, насколько соответствуют размеры этих пособий реальной социально-экономической ситуации и насущным потребностям молодых семей в России. Ниже будут приведены результаты блиц опроса, который был осуществлен с целью узнать мнение общественности о материнском капитале.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан.

Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.