на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)


Необходимо иметь в виду, что в целом молодежь в возрасте 16-29 лет, составляет 39 % безработных. Но в составе социально-демографической группы содержится подгруппа несовершеннолетних 16-18 лет, которые имеют все права, предусмотренные Законом о занятости, но испытывают трудности в осуществлении этих прав из-за социально-психологических особенностей.[26]

С 1995 года численность обучающихся с отрывом от производства стабилизировалась. Число охвата различными формами образования молодежи всех возрастов, особенно 15-19-летних, стало возрастать. В период с октября 1992 года по март 1997 года уровень экономической активности молодежи 15-19 лет снизился на 10 %. В результате этого относительно уменьшился спрос на рабочие места. Кроме того, недостаток экономической активности молодежи, свидетельствует о недоиспользовании ее трудового потенциала и нарастании стихийных форм занятости. Негативный характер данной ситуации, прежде всего, относится к 15-19 летним молодым людям, находящихся на этапе выбора своего жизненного пути, которые в будущем должны обновить кадровый состав в различных отраслях экономики.[27]

Несмотря на то, что были значительные потери численности экономически активной молодежи, ее положение на рынке труда далеко от оптимального, а преодоление молодежной безработицы связано с определенными трудностями.

Высокий уровень безработицы относится к отличительным чертам занятости молодежи: 32% - среди 15-19-летних, 16% - среди 20-24-летних, 10% - среди 25-29 летних при 9,5 % в целом по населению от 15 до 72 лет . В результате, доля молодежи 15-29 лет в составе безработных немного превышает их долю среди экономически активного населения.[28]

Небольшое превышение числа безработных женщин над мужчинами имело место только в одной возрастной группе: от 15 до 19 лет, их доля составила 54%. В этом возрасте завершается учеба в общеобразовательных школах, профессиональных технических училищах (ПТУ), средне-специальных заведениях. Выпускники последних, особенно девушки, с трудом находят рабочие места. Свыше 60% безработных девушек 15-19 лет – это те, кто не устроен после окончания учебных заведений или прекращения учебы.

Безработица 15-19-летних формируется в значительной мере за счет впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди 25-29-летних высокую долю составляет ранее работавшая молодежь. Причины безработицы молодежи этих возрастов связаны в основном с различными увольнениями и с уходом по собственному желанию. Однако 30% безработных женщин 20-24 лет приходится на окончивших учебу в профессиональных учебных заведениях против 10% мужчин.[29]

По-другому складывается состав безработной молодежи, зарегистрированной в Государственной службе занятости. В 1998 году таковой в возрасте 16-29 лет приходилось 34 %. Во всех возрастных группах наблюдается преобладание женщин, что свидетельствует о меньшей конкурентоспособности женской молодежи и частично о наличии дискриминации женщин на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных из числа молодежи одну четвертую часть составляют выпускники общеобразовательных и учебных заведений. Среди последних самой крупной группой безработных являются выпускники ПТУ. В составе зарегистрированной безработной молодежи (выпускников всех видов учебных заведений) преобладают женщины. Особенно велика их доля среди выпускников ПТУ, что связано, прежде всего, с глубоким кризисом отраслей, где преобладает женская рабочая сила.[30]

Как видно, разница в масштабах и структуре безработицы молодежи, складывается за счет молодых мужчин, в том числе выпускников общеобразовательных школ, которые в большей мере, чем женщины рассчитывают на самостоятельный поиск работы.

Молодежи всегда присуща более высокая текучесть кадров, так как она утверждается в профессиональной жизни. При переходе к рыночной экономике, когда стали возникать новые сферы деятельности и увеличиваться дифференциации в оплате труда, складываются предпосылки для усиления движения рабочей силы из числа молодежи. Стали меняться профессиональные предпочтения молодых людей при выборе профессии. Молодежь предпочитает те виды деятельности, которые раньше для нее были не столь привлекательными (например: финансы и кредит, торгово-посредническая деятельность) и потеряла интерес к тем, которые еще недавно представляли интерес (машиностроение, наука и научное обслуживание).

Как правило, перераспределение занятых по отраслям и профессиям начинается с изменений в распределении молодежи по видам деятельности. В отраслевой структуре занятой молодежи повышается интерес к таким отраслям как финансирование, кредитование и страхование, управление, торговля и общественное питание, а снижается доля занятых в промышленности и науке. Последнее относится к негативным тенденциям в занятости молодежи. Разрыв преемственности молодых и старших поколений в науке может иметь трудно преодолимые последствия (например: потеря научных школ).

На отраслевую структуру работающей молодежи оказывает большое влияние в настоящее время, общая динамика занятости населения по всем отраслям экономики. Кроме того, в возрасте 20-29 лет завершается среднее и высшие профессионально образование. Эта молодежь пополняет те отрасли экономики, где требуются лица с указанным уровнем образования.

Большую долю среди работающей молодежи, составляют занятые в отраслях нематериального производства. Прежде всего - за счет повышения доли народного образования, кредитования, управления, финансирования и страхования, где происходит не столько смена поколений при стабильной численности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечь дополнительное количество молодежи.

В группе отраслей материального производства молодежь отдает предпочтение только одной отрасли: торговле и общественному питанию. Кроме того, среди 15-19-летних наибольшую долю составляют занятые в сельскохозяйственной деятельности, в основном за счет мужской части молодежи. В 1998 году 16% занятой молодежи работала в сельском хозяйстве против 12% в целом по всем занятным.[31]

Вряд ли возможно изменить положение молодежи на рынке труда в ближайшее годы, пока не начнется экономический рост и, в связи с ним, повышение спроса на работников массовых индустриальных рабочих профессий и инженерно-технических кадров.

Тем более, что ожидается прирост численности молодежи 15-29 лет во всех ее возрастах. В последующие годы продолжится увеличение контингента молодежи 20-29 лет.

Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 лет будет снижаться, в том числе в связи с ростом обучающейся молодежи. Это несколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. К тому же нерегистрируемая занятость будет расширяться так же интенсивно, как и в предыдущие годы. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи может измениться, если на этапе перехода к экономическому росту повысится заинтересованность работодателей в обновлении кадрового состава занятых, которые под влиянием кризисных явлений в экономике заметно устарели во многих видах деятельности. По видимому потребность в смене кадров появиться тогда, когда увеличится оплата труда наряду с ростом его интенсивности, а также с повышением качества продуктов и услуг.

2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности, городского центра занятости населения города Улан-Удэ)

Для выявления технологических подходов в решении проблем незанятости среди молодежи целесообразно рассмотреть правовые акты, регулирующие деятельность ГЦЗН города Улан-Удэ, который и применяет эти подходы. Таковыми являются Закон «О занятости населения в РФ», Положение о Федеральной государственной службе занятости населения, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Федеральной государственной службы занятости.

Основными задачами ГЦЗН города Улан-Удэ являются повышение уровня занятости населения, сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы на территориальных рынках труда, стимулирование активного поиска работы безработными, развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Ключевыми направлениями действий по решению проблем занятости являются:

- стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности;

- разработка и реализация программ содействия занятости населения;

- оказание социальной поддержки безработным всех групп населения.

Безработный, впервые обращаясь в ГЦЗН города Улан-Удэ, проходит через информационно-диспетчерскую службу. Ведущейся же службой ГЦЗН является служба трудоустройства и консультации, которая начала свою работу в 1996 году. Через эту службу проходит перерегистрацию основная масса безработных. Специалисты-консультанты подбирают безработным гражданам подходящую работу, дают консультации по трудовому законодательству, разъясняют положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Занятость молодежи и ее положение на рынке труда регламентируется республиканским законодательством, в частности Законом Республики Бурятия «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия».

С 1999 года ГЦЗН города Улан-Удэ организовал работу по программе «Молодежная практика», которая разработана в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков.

Также, в состав службы трудоустройства входит сектор по работе со слабозащищенными категориями населения, в том числе с молодежью. Данное подразделение образовалось в декабре 1998 года и работает в нем 5-6 специалистов. Один ведущий специалист занимается трудоустройством инвалидов, военнослужащих и членами их семей, сокращенными пенсионерами. Остальные специалисты работают с молодежью в возрасте от 16 до 23 лет, освободившейся из исправительно-трудовых учреждений, беженцами и вынужденными переселенцами, сиротами, многодетными родителями и другими слабозащищенными категориями населения.

С августа 1999 года согласно Постановления Администрации города Улан-Удэ от 10 августа 1999 года № 304 в работу специалистов подразделения включен пункт по квотированию рабочих мест для слабозащищенных групп населения, во исполнение которого ведется целенаправленная работа по заключению договоров на создание рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан.[32]Возможности проведения службой занятости активной политики по занятости всегда жестко ограничены нехваткой средств. Поэтому, в деятельности службы занятости выделены приоритетные направления содействия занятости населения города.

Одним из таких приоритетных направлений является профессиональное обучение. За период с 1996 по 1999 год на обучение и переподготовку было направлено 2370 безработных, из них закончили профессиональное обучение 2343 человека, которые смогли получить профессии по сорока наименованиям. Основную часть обучающихся составляют женщины (71%). Также выделяется молодежь (56,5%) и инвалиды (1,4%). С каждым годом возрастало количество обучающихся, динамика по которым составляет: 1996 год - 409 человек, 1999 год - 817 человек, 2000 год - 856 человек, окончили обучение 800 человек.[33]

Специалисты центра занятости участвуют в подготовке справочно-информационных материалов по вопросам, связанным с трудоустройством населения. Анализируют результаты своей работы и разрабатывают предложения по её совершенствованию.

Совершенствование системы обучения выражается в качественных формах работы. В последние два года внедряются новые формы и методы подготовки безработных граждан, как например, дистанционный метод обучения по блочно-модульной системе в межрегиональном центре повышения квалификации при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете. Получило широкое применение работа после завершения учебы в стажировочном цехе государственного предприятия «Учебно-курсовой комбинат», что позволяет повышать мастерство и квалификацию.

Также в ГЦЗН проводится тестирование выпускников по бланковым методикам: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) «Голланд», а также компьютерное тестирование по методике «Proft». Стали внедрять новые нетрадиционные и наиболее интересные формы профориентационной работы: внедрение методов саморегуляции, самопрограммирования, освоение аутотренинга, конкретных упражнений.

Для большего охвата безработных, получающих профконсультационные услуги проводят групповые методы работы по типу «Клуб ищущих работу», «Новый старт» которые активно взаимодействуют с безработной молодежью.[34]

«Клуб ищущих работу» при ГЦЗН города Улан-Удэ начал функционировать с июня 1996 года. С самого начала работа клуба заключалась в обучении безработных граждан поиску работы с использованием определенных навыков и методов, которые отрабатывались во время обучения. Участникам программы дают установку на умение преподнести себя и активно использовать все открывающиеся возможности трудоустройства. Отрабатываются такие техники как составление автобиографии, написание письма потенциальному работодателю, разговор по телефону, прохождение собеседования в отделе кадров.

Роль «Клуба ищущих работу» имеет огромное значение в области содействия занятости безработных граждан и поэтому необходимо дальнейшее совершенствование работы в этом направлении. Также популярны временные работы у подростков в возрасте 14-17 лет.

В период с 22 октября по 23 ноября 1998 года из группы маркетинга было выделено подразделение по взаимодействию с работодателями, вакансиями, организациями общественных работ и временной занятости. Основными задачами этого подразделения является сбор вакансий и формирование банка вакансий, а так же организация общественных работ.

По тем предприятиям, с которыми сотрудничает ГЦЗН в целях сбора банка данных вакансий, составляется паспорт. Все полученные вакансии заносятся в компьютер, и формируется банк данных о вакансии, ежедневно делаются распечатки, которые вывешиваются на стенде для информирования безработных и лиц, ищущих работу. Если вакансии длительное время не заполняются, то с согласия работодателей объявления даются в средства массовой информации (СМИ).

В 2000 году 245 организаций-работодателей республики заключили с органами службы занятости договора на организацию и проведение общественных работ и создали 2263 временные рабочие места для незанятых и безработных граждан.[35]

В целом по республике трудоустроено на общественные работы 2497 человек из числа безработных и ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.[36]Основными видами общественных работ в республике, утвержденными с Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления по предложениям службы занятости являются благоустройство территорий и эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на 1 января 2002 года сведения о потребности предприятий в рабочей силе сообщили 403 организации и предприятий города на 3252 вакантных места. Потребность в вакантных должностях возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,7 раза. Наибольшее число вакансий представлено по таким отраслям, как промышленность - 1218 единиц, строительство - 359 единиц, здравоохранение и социальное обеспечение - 433 единиц, торговля и общественное питание - 283 единиц и другие отрасли - 495 единиц. На долю рабочих профессий приходится 77,4% вакансий.[37]

Одной из основных форм работы для удовлетворения потребности в кадрах является проведение мини-конкурсов на заполнение вакансий. За 2001 год проведено 44 таких конкурса, в которых приняли участие 269 человек.[38]

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы, в республике действует постановление Правительства Республики Бурятия от 17 июня 1999 года № 220 «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности для трудоустройства инвалидов и молодежи».[39]

За отчетный период отделами занятости республики заключено 362 договора на 2647 рабочих мест, из них 893 для инвалидов, 580 для несовершеннолетней молодежи и 1174 для других слабозащищенных категорий населения, в зависимости от ситуации на рынке труда. В 2000 году трудоустроено в счет квот 164 инвалида, 216 несовершеннолетних граждан, 25 освобожденных из мест лишения свободы, 23 представителя малочисленных народов севера, 170 одиноких и многодетных родителей. В 2000 году в ГЦЗН обратилось в поисках работы 3570 молодых людей в возрасте до 18 лет, из них 3442 человека трудоустроены.[40]

Работа по временному трудоустройству подростков велась в соответствии с Республиканской Программой содействия занятости населения в РБ на 1999-2000 годов и постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 января 2000 года № 27 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2000 году».[41]

Виды работ, которые выполняли подростки, различны: посадка и выращивание саженцев, ранних сортов овощей; ремонт и благоустройство школ, детских площадок, лагерей, населенных пунктов; посадка и прополка сельскохозяйственных культур, стрижка и мытье овец. На организацию временной занятости подростков израсходовано 718,6 тысяч рублей, в том числе средства местного бюджета - 6 тысяч рублей (0,8%); средства работодателей - 231,5 тысяч рублей (32,3%). При реализации вышеописанной программы удалось охватить временной занятостью 390 подростков. На временную занятость несовершеннолетних заключено 11 договоров. Фактически за текущий год принимали участие 634 подростка, что по отношению к прошлому периоду в 1,3 раза больше. Подростки были задействованы на полевых работах, на уборке и благоустройстве территорий лесохозяйственных работах, пошиве и ремонте одежды.[42]

Во временной занятости принимали участие дети, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних при районных отделах внутренних дел, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей, сироты, из семей безработных граждан. Приоритетным правом при трудоустройстве пользовались дети из числа сирот и лишенных попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

В 2000 году в рамках программы «Молодежная практика» служба занятости населения республики проводила организацию занятости 86 молодых людей в возрасте 16-26 лет на базе 47 предприятий по следующим специальностям: газоэлектросварщик, электромонтер, токарь, фрезеровщик, столяр-станочник, каменщик, плотник, водитель, электрик, секретарь-референт, бухгалтер, повар, экономист, вязальщица, обувщик.[43]

Таким образом, к основным технологическим подходам, применяющихся ГЦЗН в решении проблемы незанятости в молодежной среде относятся реализация программы «Молодежная практика», групповые методы работы по типу «Клуб ищущих работу» и «Новый старт», сбор банка данных вакансий, заключение органами службы занятости договоров с работодателями Республики на организацию и проведение общественных работ, проведение мини конкурсов на заполнение вакансий.

2.3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда (опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября 2001 года в городе Улан-Удэ)

При проведении анкетного опроса среди посетителей ярмарки-выставки рабочих мест были сформулированы следующие задачи:

- изучение социального положения респондентов по следующим признакам: профессиональный статус, пол, возраст, образовательный уровень;

- изучение причин незанятости среди посетителей ярмарки, методов и способов их поиска работы, условий и требований, предъявляемых респондентами к будущей работе, возможностей их социальной мобильности при поиске работы;

- эффективность деятельности ярмарки, возможное решение задач трудоустройства.

1. Данные по всем опрошенным посетителям ярмарки.

Количество опрошенных респондентов составляет 330 человек, из них по полу: 147 мужчин (44,5%), 183 женщин (55,5%). По возрасту: от 14 до 16 лет – 1,2%, от 16 до 18 - 3,6, от 18 до 29 лет - 58,4%, от 29 до 40 лет - 16,2%, от 40 до 50 лет - 13.6%, от 50 и выше - 6,9%.

Таким образом, 63,2% опрошенных это молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет.

По образованию: основное среднее (8-9 классов) - 6,36 %, среднее общее (11 классов) - 20,3%, начальное профессиональное (ПТУ, лицей) - 14,85, среднее профессиональное (техникум, колледж) - 29,7%, высшее - 28,79%. По социальному положению: рабочих - 34,55%, служащих -24,85%, учащихся ПТУ- 3,94%, техникума - 4,85%, ВУЗа - 20,30%, выпускников учебных заведений 2001-2002 годах - 8,48%, военнослужащих уволенных в запас 1,21%, инвалидов - 1,82 %.

Наличие той или иной квалификации имеется у 35,75%, и не имеют квалификации - 64,25%.

По стажу работы: не имеет стажа работы 29,39%, менее одного года работы - 9,7%, от 1-4 лет - 16.97%, от 5-10 лет - 11, 21%, от 10-20 лет - 14,85%, более 20 лет-17,88%

На момент проведения опроса среди респондентов, училось - 28,1%, работало - 17,5%, к незанятым себя отнесли - 54,4% от количества всех опрошенных, из них 15,2 % состоят на учете в службе занятости, 39,2% не состоят на учете в службе занятости.

На вопрос о сроках безработицы указали: до месяца - 13,3% респондентов, 1-3 месяца - 17,58%, 3-6 месяца - 10,61%, 7-12 месяца - 8,48%, 1-3 года-10, 61%, 3-5 лет - 6,06%, более 5 лет - 8,18%.

В качестве причин безработицы указаны следующие причины:

- уволились по собственному желанию - 26,36%,

- по сокращению штатов - 5,15%,

- не трудоустроились после окончания учебного заведения 14,85%,

- в связи с переездом из других мест - 6,06%,

- в связи с ликвидацией предприятия - 3,93%,

- в связи с тем, что предприятие не работает в полном режиме - 3,63%,

- временно не заняты, в связи с административным отпуском - 2,72%,

- на увольнение по другим причинам указали 10,3%.

С целью поиска работы, из числа всех опрошенных:

- обращались в службу занятости - 22,72% всех опрошенных,

- не обращались в службу занятости - 4,24%,

- самостоятельно искали работу - 61,0%,

- обращались в коммерческое агентство по трудоустройству - 6,6%.

Этот же вопрос, более конкретно о способах поиска работы, по всем респондентам (можно было выбрать несколько вариантов):

- обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее - 37%,

- давали объявления в газету и другие СМИ - 6,9%,

- напрямую обращались к работодателям - 37,3%,

- обращались на объявления о найме на работу - 40,6%,

- никаких действий не предпринимали - 5,15%.

59,69% от числа всех опрошенных указали на то, что им приходилось отказываться от предлагаемого рабочего места, 24,24% - не отказывались, 12,42% - затруднились ответить на этот вопрос. Из числа тех, кто отказался от предлагаемой работы, указали следующие причины (несколько вариантов):

- низкая зарплата - 41,8%,

- возможные задержки в зарплате - 11,7%,

- не устраивают условия труда - 20,4%

- в связи с отдаленностью от места проживания - 17,4%,

- предлагаемая работа не по специальности - 11,7%,

- не имеет перспективы роста - 11,7%,

- другие причины - 12,9%.

На вопрос «Что для Вас является решающим при выборе места работы?» указали (несколько вариантов);

- престижная организация - 9.9%,

- интересная работа - 42,4%,

- простая и легкая работа - 2,7%,

- хорошие условия труда - 8,4%,

- высокая зарплата - 5 5,1%,

- свободный режим работы -12,6%,

- работа с перспективой роста 22,3%,

- другое - 2,12%.

По мнению наших респондентов, чтобы получить хорошую работу в службе занятости нужно иметь (несколько вариантов).

- высшее образование - 35,5,

- хорошую специальность и квалификацию - 49,3%,

- обладать навыками предпринимательства - 8,4 %,

-уметь работать на компьютере - 4,2%,

- иметь хорошие манеры и привлекательную внешность - 13,3%,

- другое - 6,67%.

Кроме того, успешное трудоустройство на работу, по мнению наших респондентов, в большей степени зависит от (несколько вариантов) :

- эффективной деятельности служб занятости - 19,8%,

- от кадровой политики предприятий и организаций - 20,1%,

- от уровня квалификации и подготовленности человека - 42,4%,

- от активного поиска работы самого человека - 33,4%,

- от наличия протекции и связей - 14,1%,

- от случайных факторов - 7,2%.

Предполагаемая готовность к социальной мобильности респондентов отражается в следующих ответах: 58,4% - однозначно готовы освоить новую профессию, 8,4% - согласны, хотя и без особого желания, 12,9% не станут менять профессию, 14,4% - затруднились ответить на этот вопрос, 49,6% -готовы сменить место жительства, если представиться возможность найти работу в другом месте, 36,3 % ответили «нет», 13,6% затруднились с ответом.

Если попытаться ранжировать ответы респондентов, о цели их посещения ярмарки:

- 40,6% -пришли на ярмарку с целью трудоустроиться по своей специальности,

- 23,93% - получить информацию о вакантных рабочих местах,

- 14, 24% - найти работу на неполный рабочий день,

- 10,6% - найти временную работу,

- 6,06% - просто посмотреть,

- 2,12% - узнать о возможности переобучиться.

В результате посещения ярмарки 14,84% - нашли работу по своей специальности, 8,48% - нашли работу, но не по своей специальности, не нашли работу - 70% от числа всех опрошенных респондентов.

Один из вопросов анкеты касался проблемы государственного решения занятости, конкретнее, ощущают ли наши респонденты поддержку властей в решении проблем занятости ответили «да» - 25,25% респондентов, «нет» -41,21%, и затруднились с ответом 30,9%.

80,9% - из числа опрошенных посетителей ярмарки впервые пришли на эту ярмарку, тем не менее, 53,93% удовлетворены работой ярмарки в целом, 15,75% не удовлетворены, 27,57 % - затруднились с ответом.

Что касается рекламы ярмарки, то преобладающее большинство - 38,48% узнали из TV-рекламы, 20,30% - через неформальную вербальную коммуникацию от знакомых и так далее, из наружной рекламы - 14,55%, по радио - 8,18%, из газет - 3,05%.

2. Данные по категории незанятого населения, состоящих на учете в службе занятости.

Возвращаясь к социальной группе безработных, напомним, что от общего количества респондентов таковые составляли - 54,4%. Из них 15,2% состоят на учете в службе занятости. По этой социальной категории складывается следующая ситуация, не работают в течение месяца - 10,64%, 1-3 месяца - 27,66%, 3-6 месяца - 21,28%, 7-12 месяца - 8,51%, итого менее года не работают - 68,09%, 1-3 года не работают – 14,89%, более 5 лет – 12,77%.

В качестве наиболее часто указанных причин незанятости можно выделить следующие:

- уволились по собственному желанию 38,30%,

- не трудоустроились после окончания учебных заведение - 19,15%,

- по сокращению штатов – 12,77%,

- связи с ликвидацией предприятия – 10,64%,

- другие причины - 10,64.

Несмотря на то, что представители данной группы состоят на учете в службе занятости, тем не менее, ищут работу следующим способом:

- по объявлению о найме на работу – 23,40%.

- обращаются за содействием к родственникам, знакомым и так далее -17.02%,

- прямо обращаются к работодателям – 12,77%,

- Самостоятельно ищут работу 14,89%.

По мнению этих респондентов для того, чтобы получить хорошую работу в службе занятости, нужно, прежде всего, иметь:

- хорошую специальность и квалификацию – 29,79%,

- уметь работать на компьютере – 6,38%,

- высшее образование – 6,38%,

- другое – 12,77%.

Решающим при выборе работы для этой группы является:

- высокая зарплата – 23,40%,

- интересная работа – 14,89%,

- работа с возможностью перспективы роста – 6,38%,

- другое – 4,26%.

59,57% респондентам из этой группы приходилось отказываться от предлагаемого места работы по причине:

- низкой зарплаты – 27,66%,

- отдаленности от места проживания – 8,51%,

- предлагаемая работа не по специальности – 6,38%,

- не устраивают условия труда – 4,26%.

Более половины респондентов – 53,19% однозначно готовы сменить профессию, если предложат другую специальность, 10,64% готовы, но без особого желания, также готовы сменить место жительства 31,91%, в то же время 51,06% не желали бы сменить место жительства.

По мнению этих респондентов, успешное трудоустройство зависит от следующих факторов:

- от уровня подготовленности и квалификации человека – 17,02%,

- от эффективной деятельности служб занятости – 8,51 %,

- от кадровой политики предприятия и организаций – 8,51%,

- от активности самого безработного – 6,38%.

3. Данные по категории незанятого населения, не состоящего на учете в службе занятости.

Оставшиеся из 54,5% безработных – 39,2% не состоят на учете в службе занятости, хотя только 5,3% из них не обращались в эту службу в целях поиска работы. Большинство из них не имеют работу на протяжении года –59,85%: в течение месяца 14,39 %, 1-3 месяца - 18,18%, 3-6-13,64%. 7-12 месяца – 13,64%. От 1-3 лет не работали – 16,67%, 3-5 лет – 10,62%, более 5 лет – 9,09%.

В качестве причин безработицы среди этой категории указаны следующие:

- 38,64% - уволились по собственному желанию,

- 13,64% - не трудоустроились после окончания учебного заведения,

- 6,82% - переехали из другого города,

- 6,06% - по сокращению штатов,

- 6,06% - в связи с тем, что предприятие не работает в полном режиме,

- 5,30% - в связи с ликвидацией предприятия,

- 3,03% -временно незаняты в связи с административным отпуском,

- 12,12% - указали другие причины.

Ровно половина 50,0% из числа вышеуказанных респондентов самостоятельно ищут работу, при этом:

- прямо обращались к работодателям 24,24% ,

- обращались на объявления о найме на работу – 17,2%,

- обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее – 13,64%.

- никаких действий не предпринимали - 5,3%.

При этом решающим для большинства, при выборе места работы для этой категории населения, является:

- высокая зарплата – 24,24%,

- интересная работа - 20,45%,

- работа с возможностью перспективы роста – 9,85%.

- свободный режим работы – 6,06%.

Более 65% от числа этих респондентов указали на то, что им приходилось отказываться от предлагаемого рабочего места по причине:

- низкой зарплаты – 25,0%,

- плохих условий труда –13,64%,

- предлагаемая работа не специальности - 9,09 %,

- отдаленности от места проживания - 5,30%,

- возможных задержек в выплате зарплаты – 5,30%.

По мнению этой группы респондентов успешное трудоустройство зависит:

- от уровня подготовленности и квалификации человека – 22,73%,

- от кадровой политики предприятий и организаций – 9,09%,

- от эффективной деятельности служб занятости – 6,82%,

- от активного поиска работы самого человека – 6,82%,

Поскольку данный опрос имеет пилотажный характер и проводился в целевой аудитории, то есть среди посетителей ярмарки-выставки вакансий рабочих мест, постольку в конечном итоге информация предоставленная в ней имеет недостаточно видимый характер и может быть использована только в контексте изучения вопросов эффективности данной ярмарки-выставки.

Как мы видим, в основном посетителями ярмарки-выставки является молодежь от 14 до29 лет (69,2%). Вероятно, именно поэтому большинство из посетителей ярмарки не имеют какой-либо квалификации (64,25%) и почти каждый третий не имеет стажа работы (29,39%).

Не смотря на то, что 28,1% посетителей ярмарки-выставки учились на момент опроса, при этом работало 17,5%. Тем не менее, эти люди находятся в поиске рабочих мест. Чуть больше половины (54,4%), являются действительно незанятыми. Из них почти половина не более одного года. Необходимо отметить, что эффективность ярмарки может определяться тем, что можно выделить латентный уровень безработицы. На это указывает то, что 39,2% от числа посетителей отнесли себя к незанятым и при этом не состоят на учете в службе занятости.

Кроме того, большинство посетителей в достаточной мере не доверяют службам и агентствам занятости, поскольку самостоятельно ищут работу (61%), при этом они предпочитают обращаться к родственникам (37%) или на прямую к работодателю (37,3%). Довольно высокий процент (40,6%) из числа опрошенных откликается на объявления о найме на работу. Однако 59,7% респондентов указывает на то, что им приходилось отказываться от работы в первую очередь из-за низкой оплаты (41,8%) и низких условий труда (20,4%).

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой (55,1%), хотя и достаточно много респондентов указывает на то, что она должна быть интересной (42,4%) и с перспективой роста (22,3%). Большинство респондентов совершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию (49,3%), а так же высшее образование (35,5%).

Что касается проблем государственного регулирования занятости, то мнение респондентов такое: большинство не ощущает поддержки властей и решения проблем занятости - 41,21%, ощущают – 25,25% и затрудняются с ответом - 30,9%. Более того, каждый третий респондент (33,4%) полагает, что «спасение утопающих, дело самих утопающих», то есть успешное трудоустройство зависит от активного поиска

работы самого человека, его уровня квалификации и подготовки (42,4%) и только 19,8% указывали на эффективную деятельность служб занятости.

Наконец, вопросы социальной мобильности указывают на то, что большинство респондентов достаточно готовы к возможности освоения новой профессии (58,4%), а 49,6% готовы сменить место жительства.

Социологическое исследование было проведено социологической лабораторией при кафедре «Социальные технологии» ВСГТУ, группой студентов под руководством кандидата социологических наук, доцента Н.К.Жамсуевой.

Заключение

Для социально-экономического развития страны в данный период были характерны явления, свидетельствующие о медленном, но устойчивом обострении на рынке труда. На фоне спада производства росло число обратившихся за помощью в трудоустройстве. Численность уволенных работников была выше, чем численность принятых. Сокращалось число вакансий. Увеличились масштабы длительной безработицы.

Неблагоприятное развитие условий функционирования рынка труда будет усугубляться под влиянием демографической ситуации.

Негативные тенденции в воспроизводстве населения отрицательно воздействуют на его возрастную структуру. Со снижением численности населения страны лиц в возрасте моложе трудоспособного, будет возрастать число лиц в трудоспособном возрасте за счет вхождения в этот возраст многочисленного поколения 80-х годов.

Для молодежи это несет дополнительные трудности, так как эта социально-демографическая группа оказывается наиболее многочисленной на рынке труда, что обусловливает ужесточение конкурентной борьбы за рабочее место. Являясь менее защищенной группой населения, молодежь наиболее остро ощущает на себе материальные лишения и психологические перегрузки от неудовлетворенных потребностей в работе, а значит в средствах для поддерживания жизнедеятельности.

Актуальность проблемы занятости будет сохраняться и в связи с существующей проблемой сокращения инвестиций для создания новых рабочих мест.

Исходя из сказанного, положение в сфере социально-трудовых отношений становится не только одним из источников социальной напряженности, но и важным направлением действий по стабилизации общественных отношений.

Складывающаяся неблагоприятная для молодежи ситуация на рынке труда требует принятия ряда компенсационных мер со стороны государства. Прежде всего, эти меры должны проявляться в проводимой государственной молодежной политике. Она должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека. Развитие молодых инициатив, что будет способствовать поддержанию социального согласия в обществе и направленности на достижение отдельных целей экономики, политики, нравственного и культурного развития молодежи.

Следует расширить практику перераспределения рабочих мест между большим числом работников на основе сокращения продолжительности рабочего дня, создания условий для добровольного ухода на пенсию лиц предпенсионного возраста.

Особенно тесно политика занятости молодежи должна совмещаться с образовательной политикой государства. Потому, что качество рабочей силы – это определенный показатель конкурентоспособности на рынке труда, нужно создать необходимые условия для увеличения численности обучаемых, в первую очередь в системе профессионального образования всех уровней.

Последовательное выполнение перечисленных нами методов по регулированию процессов на рынке труда дает возможность создать условия для его нормального функционирования и развития, позволит разрешить часть проблем, снизить социальную напряженность в обществе путем целенаправленного воздействия на настроения молодых незанятых, создавая благоприятные условия для осуществления их намерений в области социально-трудовых отношений.

Список литературы:

1. Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов - российский феномен // Человек и труд. - 1993. - № 11

2. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. - 1996. №9

3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенность российского бытия // Социологическое исследование. - 2001. - №5

4. Данные городского центра занятости населения города Улан-Удэ.

5. Деготь Б.А. Российской законодательство о социальной защите населения. - М., 1995.

6. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.1.

7. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.2.

8. Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М., 1998.

9. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. - 1995. - №5.

10.Кодекс законов о труде Российской Федерации в редакции на 25 сентября 1992 г. (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января 2001 г.)

11.Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К.Н. Гусова. – М., - 1999.

12.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.

13.Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными / Человек и труд. - 1996. - №5

14.Курбатов В.И. «Социальная работа». - М., 2000.

15.Лисовский В.Т. Социология молодежи. - С-Пб., 1996.

16.Методическое пособие. Улан-Удэ, ГЦЗН «Экспресс-информация». - 2001.

17.Молодежь: Будущее России / НИЦ при институте молодежи. - М., 1995.

18.Основы законодательства о занятости населения. - М., 1991 г.

19.Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М ., 1999.

20.Пронин С.В. Социальная болезнь «Номер один»: Как с ней бороться? - М., 1996.

21.Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее изменения // Вопросы экономики. - 1999. - №11

22.Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М. 1998.

23.СтендингГ., Четвернина Т. Загадки российской безработицы // Вопросы экономики. - 1993. - № 12.

24.Сыровайская Л.А. Трудовой право/ учебник для вузов. М., 1998 г.

25.Федеральный закон от 20 апреля 1996. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1998., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999., 7 августа 2000.)

26.Чукреев П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. - Улан-Удэ, 1998

27.Чукреев П.А. Социализация молодежи в обществе переходного периода. -Улан-Удэ, 1999.

28.Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости. - Улан-Удэ, 1999.

29.Чукреев П.А., Чукреев Е.П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, - 2000.

30.Шуваев А.В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - №3.

***

[1]Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости. - Улан-Удэ, 1999. – С.58.

[2]Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М ., 1999. – С.112.

[3]См.: Блинов Н.М. / Социологические исследования труда и воспитания Советской молодежи; Зайцев / Труд и быт рабочих подростков; Шубин В.П. / Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность.

[4]См.: Маслова Е.С. / Современные процессы занятости и проблемы их регулирования; Лисовский В.Т. / Социология молодежи; Романова Т.В. / Оптимальное регулирование занятости населения в режиме технополиса; Разумова В.Т. / Положение и поведение молодежи на рынке труда.

[5]Чукреев П.А. Социализация молодежи в обществе переходного периода. - Улан-Удэ, 1999; Молодежь на рынке труда депрессивного региона. – Улан-Удэ, 1998; Социальные технологии регулирования занятости молодежи. – Улан-Удэ, 1999.

[6]Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.1. - С. 51.

[7]Чукреев П.А., Чукреев Е.П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000. – С.46.

[8]Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В.И. Вилоненко. – М., 1998. – С.86.

[9]Чукреев П.А., Чукреев Е.П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000. – С.16. и Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.2. - С. 174

[10]Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В.И. Вилоненко. – М., 1998. – С.239.

[11]Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.2. - С. 175.

[12]Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К.Н. Гусова. – М., - 1999. – С.213.

[13]См. Федеральный закон от 20 апреля 1996. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1998., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999., 7 августа 2000.)

[14]Конституция РФ от 12 декабря 1993.

[15]См. Кодекс законов о труде Российской Федерации в редакции на 25 сентября 1992 г. (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января 2001 г.)

[16]Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К.Н. Гусова.

– М., - 1999. – С.278.

[17]Там же, С.300.

[18]Там же.

[19]Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К.Н. Гусова. – М., - 1999. – С.313.

[20]Там же.

[21]Там же, С.326.

[22]Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К.Н. Гусова. – М., - 1999.

[23]Там же.

[24]Шуваева А.В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2001. - №3

[25]Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М., 1998. С.114.

[26]Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости. - Улан-Удэ, 1999. – С.150.

[27]Лисовский В.Т. Социология молодежи. - С-Пб., 1996. – С.25.

[28]Чукреев П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. - Улан-Удэ, 1998. - С.118.

[29]Там же, С.130.

[30]Чукреев П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. - Улан-Удэ, 1998. - С.46.

[31]Молодежь: Будущее России / НИЦ при институте молодежи. - М., 1995. – С.15.

[32]См. Постановления Администрации города Улан-Удэ от 10 августа 1999 года.

[33]По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ.

[34]По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ.

[35]По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ.

[36]Там же.

[37]Там же.

[38]Там же.

[39]Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 июня 1999 года. - №220.

[40]По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ.

[41]Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 января 2000 года. - №27.

[42]По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ.

[43]По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.