на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)


Дипломная работа: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)

Введение

Актуальность темы исследования. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 34,4 млн. человек. За последние 10 лет численность молодежи сократилась на 4,8 млн. человек. Падение рождаемости в нашей стране привело к старению населения, увеличилась доля 25-29–летних [1]

Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в продолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж или пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятых складывается «нерациональная структура занятости». На большинстве предприятий сохраняется значительная численность неполностью занятых работников, что, как правило, ведет к снижению производительности труда и реальных доходов. Также молодежная среда становится опасной «криминогенной зоной». Так, в 1997 году число совершенных малолетними преступниками грабежей увеличилась в 2,2 раза; хулиганств в 1,6 раза; мошенничеств на 75,8%, вымогательств – 2,2 раза. Из года в год растет число женских преступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омолаживанию женской преступности. В воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек – подростков. Большая часть осуждена за тяжкие преступления. В 1997 году было зафиксировано 150 случаев детоубийства. Как правило, на убийство детей идут молодые матери, не нашедшие себя в жизни, без семьи, без жилья, без работы.[2]

Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

Научная разработанность темы. В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XXвека, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев, В.П.Шубин и другими.[3]

В конце XXвека в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященных проблеме занятости в обще и молодежи в том числе.[4]Однако большинство работ имеет относительно поверхностный характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди молодежи.

К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной России относится П.А.Чукреев.[5]

Целью исследования данной курсовой работы является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости молодежи.

3. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.

4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости молодежи.

5. Исследовать данные социологического опроса для практического применения методов изучения субъектов рынка труда.

Объект исследования – молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости.

Предметом исследования– является изучение методических и технологических подходов к регулированию проблем занятости молодежи.

Практическая значимостькурсовой работы заключается в возможности использования основных положений для написания других курсовых работ и использовании их на научно-практических конференциях.

Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости

1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как предмет научного исследования

Для изучения методологических основ социальных технологий регулирования занятости молодежи, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом проблем занятости. Поскольку «занятость населения», очень часто соотносится с понятиями «незанятость» и «безработица», мы остановимся на определении этих терминов.

Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельности.[6]Более подробнее, категории «занятость» и «безработица» определены в работах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда».

Международное стандартное определение безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: "без работы", "сейчас готов приступить к работе" и "ищет работу". Соответственно "безработные" включают всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода:

а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии, как это предусмотрено международным определением занятости;

б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода;

в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии.

Согласно международному определению к "занятым" причисляются все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение одной недели относились к следующим категориям:

- занятые по найму:

1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) "имеющие рабочее место, но не работающие", лица, которые уже работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в течение отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место;

- занятые на собственном предприятии:

1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;

2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие предприятия, которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.[7]

В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане:

— работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

— временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

— обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.[8]

Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда.

В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержание: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.[9]

Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.[10]

Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как известно, заложены в классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо, предполагавших, что обеспечение труда определяется его стоимостью – уровнем заработной платы. Что касается процессов регулирования рынка труда имеющего стихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокоррекция спроса и предложения, и рынок труда во вмешательстве государствах не нуждается.

Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Дж.Кейнс показал, что данные процессы не всегда саморегулируются и правительство должно противодействовать длительным спадам, а так же гарантировать полную занятость, посредством управления валютной и финансовой политикой, то есть увеличением правительственных расходов во времена спада и уменьшения в период полной занятости.

Проблемы регулирования рынка труда и занятости слабозащищенных слоев населения, в том числе молодежи, стали актуальными для изучения в 70-е годы, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двух секторов: первичного и вторичного.

Модель была разработана Доурингеном и Фларом. Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантией сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым технологическим изменениям. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпорациях, вкладывающих капитал в поддержание их преобладания на рынке через применение технологических новшеств. Однако политика сохранения ядра рабочих первичного сектора дорогостояща и для своей жизнеспособности другие группы рабочих должны иметь более низкую заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе предприниматели могут допустить намного более высокие коэффициенты текучести рабочей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса производства. Как правило, он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями.

Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое непостоянство условий на рынке труда, поскольку основана на технологически детерминистском предположении, согласно которому политика фирм в данной области направлена исключительно на поддержание своего экономического преобладания путем применения технологии (Рабери, 1978). Модель не в состоянии объяснить и социальные группы, связанные, с двумя частями двойного рынка труда, например, почему молодежь имеет тенденцию получать работу во вторичном секторе.[11]

Таким образом, мы попытались рассмотреть стандартные определения «безработица», «занятость» и «рынок труда», для того чтобы оперировать этими понятиями в дальнейшем. Поскольку работа имеет скорее социологический характер, мы очень коротко остановились на теоретических основах исследования проблем занятости населения в классической экономической теории.

1.2. Нормативно-правовые основы регулирования занятости

Принцип занятости, господствовавший в государственной политике нашей страны в течении многих лет, опирался на закрепленном в Конституциях СССР 1936 и 1977 годах сочетании права на труд и всеобщей обязанности трудиться, что прикрывало фактически скрытую безработицу. Этот принцип вел к уровню распределения доходов, снижая заинтересованность в результатах труда.

Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где закреплено право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.[12]

С переходом к рынку в нашей стране открылись многие проблемы, в том числе и незанятость молодежи и других категорий населения, и все они требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы трудовые права работникам.

В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной задачей становится реформа трудового законодательства. Формально началом образования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был принят Закон «О занятости населения РСФСР».

Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с изменениями приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности, государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу. Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости населения Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями и дополнениями.[13]

Среди источников трудового права – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, который носит юридическую силу и гарантирует добровольность труда, когда гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ее объем и нагрузку.[14]

Кроме Конституции Российской Федерации, следует отметить Кодекс Законов о труде (КЗоТ), который за всю историю развития трудового права является третьим. Первый КЗоТ был принят в 1918 году и просуществовал 4 года. Второй КЗоТ был принят 1922 году и действовал 50 лет. Действовавший до 2002 года КЗоТ был принят 1971 году и введен в действие 1 апреля 1972 года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако самые крупные были внесены 5 февраля 1988 года и 25 сентября 1992 года. Последние изменения были внесены 18 января 2001 году.[15]

Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемы трудоустройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темы курсовой работы.

В КЗоТ есть отдельная глава, посвященная труду молодежи, где содержится комплекс основных норм, которые образуют систему охраны труда молодых людей, особенно несовершеннолетних (до 18 лет). В эту главу помещены специальные нормы – льготы по труду молодежи, относящихся к различным институтам трудового права.

В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу. Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ профтехучилищ, средних специальных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.[16]

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993 года утверждены основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, закрепившие общие принципы этой политики, среди которых есть две, касающихся труда молодежи:

1. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан.

2. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовки и трудоустройства.[17]

В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовых отношениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовые льготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравственно - психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями 43,64,174-183 КЗоТ.[18]Льготы и особенности регулирования труда молодежи можно условно разделить на следующее:

- льготное предоставление работы;

- запреты и ограничения, направленные на сохранение здоровья и трудоспособности;

- льготные нормы выработки;

- льготы в оплате труда;

- льготное представление отпусков;

- гарантии при расторжении трудового договора.[19]

В настоящее время действует пока союзный «Список тяжелых работ, с вредными и опасными условиями труда», выполнение которых может причинить вред нравственному развитию молодежи, запрещенных для несовершеннолетних. По указанному списку определяется около 500 видов тяжелых, вредных и опасных работ, на какой бы форме собственности и организационно-правовой форме производства они не производились.

Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право его принять на работу.[20]

Как показывают медицинские осмотры при призыве в армию, здоровье молодежи резко ухудшилось. Многие выпускники средних образовательных школ имеют пониженный слух, зрение, увеличилось число нервных и других заболеваний. Чтобы работа по предлагаемому виду труда еще больше не вредила здоровью юноши или девушки и не стала причиной их увольнения по несоответствию состояния здоровья – введены обязательный предварительный медицинский осмотр для лиц моложе 21 года.

Статья 181 отстаивает квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи, которая обязывает работодателя принимать выпускников общеобразовательных учреждений, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и поиске рабочего места.[21]

Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде. Необходимо отметить, что старая редакция статьи 181 КЗоТ, то есть до ее изменения Законом Российской Федерации 18 июля 1995 года, говорила лишь об установлении квоты приема на работу и профессиональном обучении молодежи на производстве после окончания общеобразовательных, профессиональных учреждений, а также других лиц моложе 18 лет и запрещала отказ в приеме на работу этим лицам, направленным в счет квоты, представляя им право обжалования в суде. Новая редакция значительно расширила категорию молодежи, которую работодатель обязан принять на работу, направляемых службой занятости в порядке трудоустройства в счет квоты.[22]

Также хорошо отражено обеспечение работой лиц, окончивших учреждения начального, среднего и высшего образования в статье 182, где предусмотрено, что лица, окончившие образовательные учреждения, обеспечиваются работой по полученной специальности, квалификации по заключенным с работодателями договорам.[23]

Таким образом, вместо десятилетиями существующей реформы обеспечения работой в правовом порядке (что ныне упразднено), всех выпускников общеобразовательных, профессиональных учреждений, готовивших молодых квалифицированных рабочих и специалистов введена договорная основа.

Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы увидели, что некоторые моменты недостаточно отражены, хотя совершенство - это необходимое условие законодательной базы. Не все статьи исполняются. Например, обязательство работодателя обеспечивать рабочие места молодым специалистам – это требование закона не выполняется. Существует много других неточностей и недостатков в нормативно-правовой базе. Поэтому, следует обратить особое внимание на действующий Закон о труде, так как без хорошей законодательной базы невозможно и построение хорошей государственной политики.

Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи

2.1. Молодежь на рынке труда

В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного населения и прежде всего - молодежи, как наименее защищенной категории рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу же после окончания учебного заведения. По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников ввозрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %.[24]По данным Городского Центра Занятости Населения (ГЦЗН) города Улан-Удэ на 1 января 2002 года из 3783 безработных 31,5 % составляет молодежь в возрасте от 16 до 19 лет.

Основные показатели занятости и рынка труда варьируют в зависимости от возрастных характеристик экономически активного населения. Как правило, наибольшие проблемы с трудом возникают у молодежи.

Экономическая активность молодежи во многом зависит от того, какая ее часть, обучается с отрывом от производства и какая претендует на рабочие места. Поэтому, в составе молодежи можно выделить три основные возрастные группы:

1 группа: 15-19 лет, с низким уровнем активности (около 20 %), так как большинство представителей этой группы обучается с отрывом производства.

2 группа: 20 -24 лет, уровень экономической активности составляет 76%, а доля обучающихся с отрывом от производства 19%.

3 группа: 25-29 лет, имеющие высокий уровень экономической активности – 86 %, доля обучающихся - всего 1,5 %.[25]

В первой половине девяностых годов была нарушена взаимосвязь динамики уровня молодежи с динамикой числа обучающихся с отрывом от производства. В отдельные годы численность не росла, а уменьшалась. Между тем, уровень экономической активности молодежи тоже снижался, особенно у 15-19-летних, являющихся наиболее «обучающейся» группой среди молодых людей старше 15 лет. Главная причина, снижения уровня экономической активности этой группы молодежи в увеличении демонстрируемой занятости. Кроме того, какая-то часть молодежи 15-19 лет находится на иждивении у родителей в связи с неопределенностью выбора в своем жизненном пути, не работает и не обучается.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.