на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Условия формирования межкультурной толерантности у подростков


При этом важно, что в основной и старшей школе воспитательная работа не локализуется в границах школы, а наоборот, школа выступает в качестве особого ресурса-посредника в освоении подростками более широкой социальной и культурной действительности.

Школа позиционируется как активный участник международных и межкультурных проектов, контактов и взаимодействий в режиме «народной дипломатии», в первую очередь со странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Обучение в такой школе позволяет ребенку открыть для себя Миры Европейской и других культур, сформировать новые качества личности, получить опыт и возможность участия в городских, региональных и международных проектах и акциях. (15, с. 5).

Система воспитательной работы школы представляет собой устойчивую целостность, обеспечивающую единство субъектов, направлений и форм воспитательной работы и определяющей характер отношений педагогов, детей, родителей и социального окружения на основе общего смысла и цели воспитания.

В таком случае реализуется принцип комплексности – через координацию деятельности всех организационных структур школы, согласование воспитательных воздействий семьи, школы и социума через создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей и общественности к участию в управлении школой.

Школа №84 находится в микрорайоне со сложными социальными условиями: наблюдается большая разница в уровне семейных доходов; значительно различаются культурно-образовательные запросы семей и др. При этом школа сохраняет активную социальную позицию, задавая высокие нормы нравственности, образованности и человечности, которые понимаются и принимаются родителями.

В школе существует такая форма организации образовательной деятельности как познавательные праздники, организуемые в рамках проекта «Образовательные праздники в решении проблемы толерантности», цель которого создание таких образовательных ситуаций, в которых ребенок овладевает эффективными способами коммуникации с представителями различных национальностей и формирование у школьников умения выстраивать отношения с любыми людьми.

Задача проекта: выстроить праздник как неурочную, но образовательную деятельность. Конкретным содержанием такой деятельности является: выделение и анализ противоречий на предметность отношений, конструирование новой нормы отношений, в этом и состоит механизм решения проблемы национальной нетерпимости.

Формы работы, проведенные в рамках проекта: Форумы старшеклассников (9-11 классы): «Время решать: ты для общества или общество для тебя?» (2003 -2004 учебный год); «Стратегии развития Красноярского края» (2004-2005 учебный год); Фестивали (1-8 классы): Фестиваль «Школы бывали разные» (2003-2004 учебный год); Фестиваль «Народов Красноярского края» (2004 – 2005 учебный год).

Изучив и проанализировав положения концепции, можно сделать вывод, что школа создает все условия для формирования толерантности: формирование единого воспитательного пространства школы, расширение состава субъектов воспитания, координация взаимодействия различных образовательных и культурных институтов, общественности и семьи в воспитании подрастающих поколений. И конечно самое главное, что осуществляет школа - создает условия для включения ребенка в различные виды деятельности, где он получает опыт общения, опыт субъект-субъектного взаимодействия и осваивает новые нормы отношений.

3.2 Анализ «Фестиваля Народов Красноярского края»

 

3.2.1 Ситуационный анализ фестиваля

Проблема анализа фестиваля состояла в том, что мы не знали, что выбрать за основание анализа. Поскольку педагогическая ситуация в модели воспитательного процесса конкретизирует схему трансляции культуры, а деятельность выделяем как главное условие формирования толерантности, в своем исследовании мы рассматривали фестиваль как обучающую ситуацию (кейс) и как деятельность.

День творчества «Фестиваль народов Красноярского края», проходил 11 декабря в общеобразовательной школе №84 в рамках проекта «Образовательные праздники в решении проблемы толерантности».

Участники фестиваля: все субъекты образовательного процесса: учащиеся 1 – 8 классов, их родители, педагоги школы №84.

Каждому классу-участнику фестиваля было дано задание представить определенную народность (оформление класса; демонстрация традиций, обрядов, особенностей культуры; творческий конкурс; обряд гостеприимства).

Итак, фестиваль мы рассматриваем как конкретную ситуацию, событие, случай школьной жизни. Для анализа фестиваля как кейса целесообразно выделить проблему, которую он в себе содержит.

Основная проблема, которую затрагивает фестиваль – это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России, Красноярского края в целом, но и для школы, в которой проходил праздник, поскольку она по своему составу многонациональна. В этом заключается и актуальность ситуации.

Второстепенные проблемы:

Ø Недостаток информации о традициях и культуре народа, которого должны представлять;

Ø Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки;

Ø Проблема принятия, «примерки на себя» чужой национальности из за негативного отношения к ней;

Ø Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель;

Ø Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми.

Новизна и реальность ситуации состоит в том, что подобные мероприятия в школе не проводились, по массовости фестиваль напоминает ежегодные школьные праздники и мероприятия (первое сентября, новый год и др.), но по содержанию очень от них отличается: активность каждого участника, приобретение полезных знаний, эффективных способов взаимодействия.

Целью данного мероприятия было повышение роли национальных культур народов края, сплочение всех субъектов образовательного процесса, формирование толерантного отношения к людям разных культур.

Задачи, которые ставятся в ситуации:

1.  Самостоятельный поиск информации

2.  Погружение в имитированное событие

3.  Анализ предложенных способов решения существующих проблем, оценка разрешенной ситуации.

Поскольку цель фестиваля формирование толерантного отношения к различным культурам, создание эмоционально положительного образа представителя другой культуры, объединение всех субъектов образовательного процесса, задачей организаторов было воссоздать то мультикультурное пространство, которое характерно и для школы и для региона в целом.

Описание предпринятых действий по решению проблем, которые описывает ситуация:

Ø Только объединение всех субъектов образовательного процесса может решить проблему межкультурной нетерпимости;

Ø Только изучение особенностей своей и чужой культур помогает лучше понять и принять различия, существующих между людьми.

Ø Только толерантное отношение и доброжелательность способствую достижению взаимопонимания между представителями разных народностей.

Фестиваль представлен как:

Ситуация-иллюстрация. Фестиваль - пример взаимодействия разных культур, возрастов (разновозрастный состав участников), статусов (учитель-ученик, старшеклассник-младший школьник).

В целом фестиваль отобразил мультикультурное пространство (многонациональность нашего региона), в котором мы живем, и как оптимальный вариант («решение в готовом виде» описанной ситуации) существования этого пространства, показал возможность и право на самостоятельное существование и взаимодействие с другими культурами каждой народности.

Ситуация-оценка. Поскольку мероприятие было ориентировано на формирование толерантного отношения детей, родителей, учителей к различным национальным культурам, к представителям этих культур, достигалось это за счет знакомства детей с народностями (их обычаями и обрядами), которые проживают в нашем крае. А так же был хорошо представлен обряд гостеприимства, который формирует эмоционально положительный образ представителя той или иной культуры.

Ситуация-упражнение. Фестиваль – это игровое проектирование, представлен в виде игрового ситуационного упражнении, обучаемые имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной учебной цели.

На фестиваль была предоставлена возможность всем участникам «поупражняться» в оценивании и рефлексии, в выстраивании эффективного взаимодействия, в ведении переговоров и коммуникации, в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций, в организации и управлении деятельности, в поиске и анализе необходимой информации. Но самое главное, на что было нацелено мероприятие – это формирование толерантного отношения к представителям разных культур за счет формирования в сознании участников обобщенного положительного эмоционального образа «другого».

Фестиваль-кейс несет обучающую функцию, поскольку отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться. Во-вторых, на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни.

Особенности и методологическое содержание фестиваля-кейса состоит в том, что здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала, совмещает в себе многие виды наглядности. Но, скорее всего, его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим.

Преподаватель и ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. Используется как средство творческого обучения.

Образовательная функция праздника заключается в том, что в ходе совместной деятельности участники осваивают новые нормы отношений, способы решения противоречий. На примере изучения реальных межэтнических отношений облегчается и качественно улучшается освоение нового материала, правила ведения межгруппового взаимодействия.

Мы пришли к следующему выводу: развитие воспитательной ситуации через интересные для учащихся формы проведения – образовательные праздники – актуализирует их интерес к существующей проблеме межнациональных отношений, а посредством игры происходит освоение способов решение этой проблемы.

3.2.2 Описание фестиваля как деятельности

Поскольку главным условием формирования толерантности является деятельность, целесообразно рассмотреть фестиваль как деятельность по организации мероприятия и выстраиванию отношений (взаимодействие) с его участниками («внешняя деятельность») и как деятельность по созданию эмоционально положительного образа представителя другой культуры («внутренняя деятельность»).

Для этого опишем виды деятельностей, в которые были включены дети на каждом этапе фестиваля.

Фестиваль проходил в три этапа: подготовка, проведение мероприятия и его завершение.

Подготовка фестиваля включала в себя индивидуальную и коллективную работу по сбору и обработке информации, организацию мероприятия и управление детьми своей деятельностью.

Подбор материала по теме – подростки самостоятельно и совместно с родителями и классным руководителем собирали информацию о традициях, обычаях, танцах, песнях, элементах костюма, национальной кухне, играх, забавах, особенностях страны и истории того народа, которого они представляли (чтение литературы, посещение национальных диаспор, общение с представителями данной культуры).

Далее в процессе обсуждения, обмениваясь полученными знаниями, подростки отбирали материал для творческого выступления, представления своей культуры перед «гостями», назначали ответственных. Сюда же входило: изучение народного фольклора (песней, танцев) и подготовка творческого номера, оформление станций (национальных гостиных) – оформление класса в национальном стиле, создание национальных костюмов.

На подготовительном этапе происходит деятельность по формированию образа «другого» на основе полученных знаний о нем. Знакомство с обычаями позволяет лучше понять ценности народа, особенности его поведения, национальный характер. Оформление класса, изучение элементов национального костюма - эстетическое восприятие образа.

Фестиваль состоял из двух частей: общее выступление в зале и игра по станциям.

Открытие праздника начиналось с выступления в актовом зале. Публичное выступление участников и оценка зрителями самого выступления: каждый класс представлял творческий номер, после которого зрители определяли (по костюмам, танцам, песням), какая национальность была им представлена.

Творческое выступление – деятельность по транслированию того образа, который сформировался в сознании детей на начальном этапе подготовки.

Этот этап характеризуется так же деятельностью по анализу, оцениванию (сравнению) получаемой информации.

Вторая часть фестиваля – Путешествие по «Красноярскому краю». Посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей (азербайджанская, узбекская, армянская, украинская, белорусская, казачья, русская, молдавская).

Важным на этом этапе является организация «встречи» двух культур, ситуация «открытых дверей».

В такой ситуации взаимодействия образ представителя другой культуры «получает» положительную оценку, на основе чего формируется положительное, толерантное отношение к нему. Если на предыдущих этапах происходит деятельность по созданию и обобщению образа представителя другой культуры, то на этом этапе происходит деятельность по его анализу и дифференциации.

«Презентация» культуры – содержание программы «приема гостей», разработанной каждым классом еще на первоначальном этапе подготовки фестиваля.

Презентация включала в себя повествование о традициях и особенностях страны народа (история, природа, географическое положение), наглядное представление – оформление класса в национальном стиле (предметы мебели, украшения), приобщение «гостей» к национальным традициям (обучение танцам, инсценирование народных забав, угощение национальной кухней). Завершение фестиваля включало в себя оформление итоговых текстов - книги «Мы живем на земле Красноярской», в которой каждому классу-участнику необходимо было представить яркий содержательный рассказ о той народности, которую он представлял на фестивале. Этот этап предполагает подведение итогов работы, рефлексию – анализ детьми того, что с ними произошло на фестивале.

Рассматривая фестиваль как деятельность (информационная, организационная, презентационная, аналитическая)

Цели, которые ставились перед участниками фестиваля: поиск и подбор материала по теме, организация работы коллектива с материалом (использование полученной информации для подготовки к выступлению), презентация культуры (трансляция информации), анализ результатов деятельности. Согласно этим целям мы выделяем четыре основных вида деятельности, которые были реализованы в рамках фестиваля:

1.  Информационная

2.  Организационная

3.  Презентационная

4.  Аналитическая

Проанализировав действия, которые совершали подростки (совместно с родителями и учителями) для достижения вышеперечисленных целей, мы очертили круг предполагаемых результатов фестиваля (см. Приложение № 9):

·  приобретение обобщенных знаний о каждой представленной культуре;

·  навыки сбора и обработки информации;

·  опыт субъект-субъектного взаимодействия с одноклассниками и с взрослыми;

·  умение договариваться, принимать ответственные решения и совместно организовывать деятельность, контролировать ее результаты;

·  умение выстраивать конструктивную коммуникацию, навыки позитивного двустороннего диалога;

·  мобильность – способность встраиваться в любую ситуацию, признание и использование многообразия норм поведения и отношений;

·  приобретение навыков публичного выступления;

·  приобретение навыков оценивания, анализа деятельности;

·  развитие творческой активности - умения «выходить за пределы» имеющихся знаний, заданной ситуации, взаимоотношений.

И как результат фестиваля в сознании детей формируется образ «Другого», происходит его трансформация, обобщение, «наполнение» эмоциональным содержанием, тем самым меняется и отношение к нему:

- потребность в «Другом» как в источнике информации;

- интерес к «Другому»;

- обобщенный образ «Другого», формирует объективное отношение к нему;

- на основе субъект-субъектного взаимодействия, формируется отношение к «Другому» как к равноправному партнеру по общению, деятельности;

- положительное, эмоциональное, эстетическое восприятие образа;

- идентификация с образом (принятие).

Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля:

-   Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях;

-   Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;

-   Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

-   Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий;

-   Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах.

Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.

Итак, анализ фестиваля показал, что в ходе мероприятия подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, знания о культурах, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать, что позволяет судить о формировании компетентности

В результате диалогического взаимодействия педагога и учащегося происходит перестройка в процессе мышления учащихся: переход от типичной для традиционного обучения схемы: «услышал – запомнил - пересказал» к схеме: «познал путем поиска вместе с учителем и одноклассниками – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».

На фестивале происходит формирование определенного стиля деятельности, в котором преобладают позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни), закладывается гуманистический характер межличностных отношений (не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися).

Праздник приобретает черты гуманистической воспитательной системы, становится субъектным пространством саморазвития. Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения, когда достижения человеческой культуры – ценности, знания, опыт, человеческие достоинства – учащийся начинает воспринимать как средства утверждения в глазах других людей и тем самым как способ реализации своей потребности в личностной презентации, представлении своих личностных свойств и ценностей.

3.2.3 Проведение анкетирования по итогам фестиваля

Для подтверждения гипотезы о том, что фестиваль действительно формирует толерантность, нами была запущена анкета (см. Приложение № 1). Всего было исследовано 40 учеников школы № 84, среди которых 15 шестиклассников и 25 восьмиклассников.

Анкета состоит из шести вопросов, из которых три на определение отношения подростков к людям других национальностей, один на определение образа представителя другой национальности. И два последних вопроса посвящены самому фестивалю, отношению детей к празднику.

На вопрос анкеты «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» (см. Приложения № 2 - 3) почти половина 47,5% опрошенных выбрали вариант «затрудняюсь с ответом», 30% ответили «нет», а 22,5% - «да». Среди национальностей, которые вызывают негативное отношение, подростками были выделены: китайцы - 10%, «чурки» - 7,5%, русские – 5% и 2,5% - киргизы, чеченцы, цыгане.

При общении с человеком другой национальности 52,5% опрошенных испытывают позитивное отношение: интерес (17,5%), уважение (7,5%) и для 27,5% подростков (в основном восьмиклассники – 22,5%) национальность вообще не имеет значения в общении. Число опрошенных, которые «ничего особенного» не испытывают при общении с человеком другой национальности (нейтральная позиция), составило 25%. Негативного отношения как такового (раздражение и избегание общения) не выявлено, но 20% подростков испытывают недоверие по отношению к другим национальностям.

На вопрос-ситуацию «Представьте себе, что в Вашем присутствии плохо отзываются о представителях других национальностей в этом случае Вы…» (см. Приложения № 2 - 3) 37,5% опрошенных «попросили бы воздержаться», 27% никак бы не прореагировали (заняли нейтральную позицию), 20% «терпели, но испытывали при этом неприятное чувство», 10% не знали бы вообще как реагировать в подобной ситуации. Как мы видим, правомерная толерантность развита у 57,5% подростков и только 37,5% из них адекватно прореагировали бы в подобной ситуации, к сожалению, это очень мало ведь остается 37%, которые никак не относятся к этому либо сомневаются - не знают, как поступить в подобном случае. Показательно то, что никто не выбрал как вариант ответа «делал бы то же самое», но 5% «сделали бы вид, что не замечают».

В своем исследовании мы изучали этнические стереотипы школьников, каким себе они представляют человека другой национальности. Поэтому мы попросили подростков оценить по шкалам семантического дифференциала личные качества «среднестатистического» представителя другой культуры. (см. Приложения № 4 - 6). Шкалы семантического дифференциала: внешне привлекательный - безобразный, забавный – скучный, воспитанный - невоспитанный, интересный - неинтересный, хороший - плохой, вежливый - наглый, умный - глупый, добрый - злой, обычный – необычный, общительный - необщительный. Каждый должен был подчеркнуть пять важных на его взгляд качеств. В итоге, 72,5% опрошенных оценили образ представителя иной культуры как положительный, 22,5% - как отрицательный и всего 5% указали как положительные, так и отрицательные качества. Положительные качества, наиболее часто встречаемые в ответах: половина опрошенных охарактеризовали образ как «забавный» – 50%, «общительный» – 47,5% (из них 32,5% восьмиклассники), «интересный» - 45%, «воспитанный» – 40%, «добрый» – 40%, «необычный» - 40% (из которых 32,5% восьмиклассники), а 30% охарактеризовали как «обычный», причем 12,5% старшеклассников (см. Приложения № 4 - 6) отметили сразу оба противоположных качества. Предполагаем, что к этому проценту учащихся относятся те, для которых культурные различия имеют место быть, но в тоже время не столь значительны в общении с людьми. Еще 30% выделяют качество «вежливый» для характеристики образа и 27,5% оценивают его как «хороший». Из отрицательных качеств наиболее часто встречаемое «наглый» - 27,5%. (25% восьмиклассники).

Общее впечатления о фестивале (см. Приложение № 7): «было интересно» – 15%, причем из них 12,5% составляют восьмиклассники; положительные эмоции - «мне понравилось» - 12,5%; «ничего особенного», «скучно», «никаких впечатлений» - 7,5%; «было весело» - 7,5%. Запомнился фестиваль детям: подготовкой к празднику - «наш класс представлял еврейскую национальность», «мы были немцами», «репетировали 7 раз», «страх перед выступлением» - 10%; творческими номерами, внешним оформлением: «понравились костюмы, песни, стихи», «праздник запомнился костюмами и конкурсами» - 15%; многонациональным составом участников: «увидела много национальностей» - 7,5%. Но при этом 20% вообще никак не ответили на этот вопрос. Это часто встречающиеся ответы, но среди восьмиклассников были еще и такие ответы: «узнала новое о других народах», «интересно узнавать о других народах» - 17,5%, «выступающие старались во всем подражать» - 2,5%, «фестиваль запомнился «родством» народов» - 2,5%. Тем самым ответы старшеклассников более осмысленные, нежели у шестиклассников.

Цель последнего вопроса анкеты: узнать, какое значение имел фестиваль для детей, хотели бы они, чтобы фестиваль стал традицией. (см. Приложение № 8) 55% опрошенных на этот вопрос ответили положительно, и большинство обосновало свой ответ тем, что «это интересно» - 22,5% (среди них 17,5% старшеклассники), «очень познавательно, узнаем много нового» - 15%, «чтобы повеселиться» - 5%. Это общие ответы. Так же шестиклассники отвечали, что хотят узнать много нового о танцах других народов. Среди ответов восьмиклассников встречались и такие как: «можно пересмотреть свое отношение к другим народам», «позволяет отойти от обычной жизни». В целом на этот вопрос затруднились дать ответ 27,5% учеников и процент ответов восьмиклассников выше – 22,5%. Отрицательно ответили на этот вопрос 17,5% школьников, старшеклассники так это обосновали: «не интересно» - 2,5%, «скучно» - 2,5%. Среди подростков 5 % не дали обоснования ответа.

3.3 Выводы по результатам исследования

Изучив и проанализировав положения концепции, можно сделать вывод, что школа создает все условия для формирования толерантности: формирование единого воспитательного пространства школы, расширение состава субъектов воспитания, координация взаимодействия различных образовательных и культурных институтов, общественности и семьи в воспитании подрастающих поколений. И конечно самое главное, что осуществляет школа - создает условия для включения ребенка в различные виды деятельности, где он получает опыт общения, опыт субъект-субъектного взаимодействия и осваивает новые нормы отношений.

Принципы воспитательной работы школы соответствуют принципам формирования толерантного сознания принцип человечности, принцип экологичности принцип социальной и культурной открытости принцип комплексности.

В школе существует такая форма организации образовательной деятельности как познавательные праздники. Анализ фестиваля показал, что конкретным содержанием такой деятельности является: выделение и анализ противоречий на предметность отношений, конструирование новой нормы отношений (в чем собственно и состоит механизм решения проблемы национальной нетерпимости).

Фестиваль – это воспитательная ситуация, содержащая проблему. Этим и обусловлен обучающий эффект праздника. В ходе совместной деятельности участники осваивают способы решения противоречий, в результате такого взаимодействия усваиваются новые нормы отношений. На примере изучения реальных межэтнических отношений облегчается и качественно улучшается освоение нового материала, правила ведения межгруппового взаимодействия.

Проблемы, которые затрагивает фестиваль:

Ø Недостаток информации о традициях и культуре народа;

Ø Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки;

Ø Проблема принятия, «примерки на себя» чужой национальности из за негативного отношения к ней;

Ø Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель;

Ø Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми.

Анализ мероприятия показал, что в ходе фестиваля подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели умение выстраивать отношения с любыми людьми не зависимо от их статуса (родитель-ученик, ученик-ученик) и культурной принадлежности, знания о традициях и обрядах различных народов, навыки самостоятельной работы с информацией, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать.

Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля: Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях. Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;

Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.

Результаты анкетирования показали, что большинство подростков оценивают образ представителя другой культуры именно как эмоционально положительный – «забавный», «общительный», «интересный», «воспитанный», «добрый».

Но гипотеза о том, что положительно эмоциональный образ представителя другой культуры формирует позитивное отношение к ней, частично подтвердилась. Поскольку явно выраженного агрессивного, отрицательного отношения к представителям другой национальности у подростков не выявлено, но процент тех, кто положительно относится в среднем на 19% превышает процент тех, кто сомневается и занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других культур.

Старшие подростки, как показали результаты исследования, составляют число «сомневающихся» и тех, кто занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других культур. Мы предполагаем, что это обусловлено особенностями возраста и степенью активности на фестивале. Старшие подростки (самый «разгар» подросткового кризиса, когда все подвергается сомнению и отрицанию) воспринимают все осмысленно, в отличие от младших подростков, у которых восприятие происходит в основном на эмоционально-интуитивном уровне. Опрашиваемый нами восьмой класс был не так активен на фестивале по сравнению с шестым классом.

Поэтому для формирования образа представителя другой культуры у шестиклассника достаточно эмоционально насыщенной обстановки (в подтверждение этому, в ответе на вопрос о впечатлениях от фестиваля, большинство из них отметили «творческое» содержание мероприятия), а для восьмиклассника еще важен познавательный интерес, который он испытывает при этом. Анализ результатов анкетного опроса показал, что фестиваль выполнил и это условие. Подросткам фестиваль запомнился как интересное познавательное мероприятие (это доказывает еще и то, что праздник может выполнять не только развлекательную, но и образовательную функцию). Мы предполагаем, что нейтральная позиция большинства по отношению к представителям других культур – это свидетельство о скрытом, «незрелом» толерантном отношении, так как процент тех, кто оценивает образ представителя другой культуры положительно намного превышает процента тех, кто открыто проявляет свою толерантность.

Правомерная толерантность у большинства подростков сформирована, но только часть из них способны проявлять, а значит рассматривать ее как адекватную реакцию в ответ на агрессию по отношению к представителям других культур.

Поскольку, ответы на открытые вопросы о впечатлениях о празднике и его значении для детей, оказались общими, нам не удалось понять, чему «научил» их фестиваль кроме того, что они узнали много нового и интересного о других культурах.


Заключение

Развитие воспитательной ситуации через интересные для учащихся формы проведения – праздники – актуализирует их интерес к процессу деятельности, а через увлекательную перспективу – интерес к результату.

Мы представили исследование по проблеме межкультурной толерантностиподростков, состоящее из теоретической и практической частей.

Цель нашей работы заключалась в формировании толерантного отношения подростков к различным культурам. Мы предположили, что положительно эмоциональный образ представителя культуры формирует толерантное отношение к ней. В соответствии с целями и гипотезами мы выполнили следующие задачи.

1.  Провели теоретический анализ литературы, посвященной проблеме толерантности, дали рабочие определение толерантности как «отношению, формирующемуся на основании оценки некоего объекта благодаря постоянной связи с ним». (8, с.5). Выделили модель условий формирования толерантности, описали значимость деятельности и «событийности» в становлении толерантности.

2.  Дали характеристику подростковому возрасту, описали его основные новообразования. В описании особенностей детей были обозначены предпосылки в их развитии, которые могут привести к формированию толерантности. Прежде всего, это этап новых особых смысловых отношений подростков с окружающей средой, трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам.

3.  В практической части работы мы провели исследование

образовательного пространство школы, для этого проанализировали проект «Толерантная школа: Мосты в будущее» и отдельное школьное мероприятие («Фестиваль народов Красноярского края»), посвященное проблеме толерантности в подростковой среде на предмет условий формирования толерантных отношений. Провели анкетирование, чтобы узнать действительно ли фестиваль формирует положительный «образ» другого, толерантное отношение к представителям других культур.

4.  В выводах к практической части описаны результаты диагностической работы. В целом мы пришли к выводу, что в школе создаются все условия для формирования толерантности и ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, а именно: исследования показали, что положительный эмоциональный образ «другого» формирует толерантное отношение к представителям других культур лишь у части опрошенных подростков, остальные занимают нейтральную позицию. Мы предположили, что это обусловлено возрастными особенностями старших подростков и степенью активности в Фестивале. Подробнее это можно найти в выводах к главе 3 и в соответствующих приложения.

В целом эти факты могут послужить дальнейшим материалом для исследований в области изучения подростковой толерантности, а также для организации условий формирования толерантности в образовательных учреждениях, разработки специальных мер психолого-педагогической коррекции поведения детей.


Список литературы

1.  Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.

2.  Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.

3.  Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода // (http://www.career.kz/cases/home.htm).

4.  Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.36, 37-38.

5.  Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.

6.  Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.

7.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.

8.  Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

9.  Борытко Н. М. Субъектная позиция как цель воспитания // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Вып. 2. Волгоград, 2001. С.5 — 10

10.  Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – 208 с.

11.  Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 244-251.

12.  Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

13.  Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.

14.  Кленова Н.В., Абдулкаримов Г.Г. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе 2003, № 7.

15.  Концепция воспитательной работы школы № 84 «Толерантная школа: Мосты в будущее». Сост: Прилепа Л.П., Дивакова О.Ю., Магомедова Х. К., Савельева А.В., 2003.

16.  Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).

17.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

18.  Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний. 1997// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.

19.  Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, №5.

20.  Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с.

21.  Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII, Выпуск XIII / Под ред. В.С. Собкина. – М: Центр социологии образования РАО, 2003 – 391 с.

22.  Сангадиева И. Г. Методические указания по составлению "кейс-стади" по курсу экономики // (http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1).

23.  Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

24.  Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Авт. Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

25.  Соломин В., Панфилова А., Громова Л. , и др. Кейс – технологии активного обучения менеджеров // (http://www.piter.com/chapt.phtml?id=978594723936).

26.  Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67.

27.  Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 11-13.

28.  Смирнова Е.О. Психолого-педагогические условия становления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 76-78.

29.  Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Русский мир, 1997.

30.  Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. – 235 с.

31.  Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

32.  Шалин. В.Образование и формирование культуры толерантности // ( http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200405303)

33.  Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М, 2004. – 80 с.

34.  Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 144 с.

35.  Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

36.  Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.