на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Условия формирования межкультурной толерантности у подростков


1.2 Формирование толерантного отношения

Основной формой отражения человеком окружающей его действительности является отношение. В своей работе мы рассматриваем толерантность как особое отношение.

Психически отношения представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных или неосознанных связей индивида с различными факторами объективной действительности, наполненных оценками этих факторов. При этом отношение выражает активную позицию индивида, определяя характер как отдельных его поступков, так и направление всей его деятельности.

Итак, отношение – это связь, содержащая в себе оценку.

С.К. Бондырева утверждает, что «связь – это такое взаимное пребывание материальных объектов во времени и пространстве, которое делает возможным их взаимодействие». Следовательно, отношение возникает там, где появляется заслуживающий оценки значимый объект.

Отношение имеет двойственную природу: это и связь (как основа отношения), и собственно отношение – наполненность связи оценочной информацией.

Сама по себе оценка не может рассматриваться как толерантность или интолерантность: она только лишь их основание.

Оценка – это психический механизм, процесс и результат выявления степени соответствия чего-либо во внешней среде внутренней определенности существа (индивида). Следовательно, оценивание – это нахождение меры и характера значимости объекта, явления, процесса для того, кто их оценивает.

Необходимость оценки определяется тем, что без нее у человека не может сложиться определенного отношения к объектам и явлениям окружающего и он не сможет избирать наиболее успешные направления и способы взаимодействия с ними.

Любая оценка базируется на сравнении (сопоставлении черт и свойств) оцениваемого объекта с неким ощущением, эмоцией, понятием, образом, которые выступают в роли основы для выработки (новой) оценки. В качестве такой основы выступает эталон – зафиксированное в психике устойчивое сочетание значимых свойств некоего объекта или группы сходных объектов, служащих основой для сравнения с ними нового объекта и дающего возможность оценить его как в целом, так и в главных деталях. Это – первая фаза оценки. Вторая фаза оценки – распространение нашего отношения к эталону на оцениваемый объект. Следовательно, здесь происходит процесс распространения значимости эталона на новый объект (оценки) – вследствие наличия сходств между ними в главном.

Эталонными могут быть не только образы вещей, но и образы людей – особенности их внешности и поведения. Чем больше эталонов (эталонных образов) запечатлено в психике индивида, тем богаче его внутренний мир и тем выше его способность к оценке новых для него объектов, процессов, явлений окружающего. (8, с. 38-39).


Эталонный образ человека тесно связан с образом «Я».

По утверждению Бондыревой С.К., эти два образа эмоционально могут подкрепляться по-разному: образ «Я» всегда подкрепляется интенсивно, образ же другого человека может утрачивать интенсивного эмоционального подкрепления, в этом случае он попросту вырождается до понятия другого человека, за которым нет эмоционально насыщенного образа.

В результате для подобного индивида другие люди превращаются лишь в ходячих носителей абстрактного понятия «человек». Поэтому этот образ другого человека должен постоянно подкрепляться и «освежаться».

Когда у индивида взаимодействие эталона другого с содержаниями комплекса «Я» и представлениями о себе связано (взаимодействует) плохо. Подобные индивиды способны унижать других, не переживая собственного унижения. Таким образом, особенности взаимодействия в психике обобщенного образа другого человека и образа своего «Я» определяют глубинную толерантность или интолерантность данного индивида, т.е. его «человечность» или «бесчеловечность». (8, с. 212-213).

Итак, эталонный образ человека (т.е. образ другого) выполняет, по крайней мере, четыре психические функции, являясь:

Ø источником побуждения к общению;

Ø ориентиром в общении;

Ø фактором значимости, относительного которого строиться система взаимоотношений с окружающими;

Ø основой для придания направленности проявлениям эмоциональной сферы и стимулом ее проявления.

Таким образом, в ходе оценки любого объекта мы сначала ищем аналогию (процесс обращения к эталону), а затем уже черты различия, которые далее оцениваются с разных точек зрения.

Оценки бывают разных видов. В отношении человека правомочны только два вида оценки: фактурная и критериальная.

Фактурная оценка базируется на углубленном анализе черт и свойств человека, а оценка его критериальных свойств (принадлежности, различия) может базироваться лишь на каком-либо сигнале этой принадлежности, поскольку самого этого человека мы, по существу, так и не знаем, критериальная оценка – это всегда оценка-обобщение, нередко по формальному признаку.

Фактурная оценка человека: добрый или злой, жадный или щедрый, умный или глупый. Критериальная оценка: Союзник, Враг, Свой, Чужой, Иностранец, Пришелец. (58, с. 44-46).

Принадлежность составляет основу критериальной оценки. Принадлежность – особое свойство объекта, которое определяется чертами его сходства с другими (в чем-то подобными ему) объектами, наличие связей объекта с другими и возможностью объединения некоторого числа подобных объектов в некое множество.

Принципиально важным и весомым в плане толерантности требованием к оценке людей является требование обязательно развернутой оценки, причем начинать эту оценку надо именно с фактурной.

В случае преобладания фактурной оценки, наше отношение к человеку будет определяться его сущностными (фактурными) свойствами, а не его принадлежностью к какому-либо сообществу, нации, расе или его отличиями от нас. И тогда у нас будет меньше оснований для предвзятости, для условно-рефлекторной оценки людей. (58, с. 44-46).

Если же мы пренебрегаем этой оценкой и базируем нашу окончательную оценку индивида только на каких-либо отдельных критериях (т.е. оцениваем его не как такового, а лишь в связи, в соответствии с чем-либо), то мы легко впадаем в интолерантность, в основе многих случаев которой лежит предвзятость.

Поэтому одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала – объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.

Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.

Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу – это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки – определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали.

Предубеждение – это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер.

Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение.

Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде). (8, с. 79-80).

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение.

Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта.

Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность.

Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это – толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому – психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).

Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!».

Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал – делайте что хотите!»


Схема 1 Схема формирования толерантности

Наконец, возникновение снисходительной толерантности ( СТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь – не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил. (58, с. 47- 51).

Выводы

1.  Толерантность – это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2.  Толерантность – это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

3.  Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это – толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

4.  Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.


Глава 2. Формирование толерантности в подростковом возрасте

 

2.1 Особенности подросткового возраста

Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта.

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.

И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап – переход от подростничества к юности – характеризуется особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности.

В свое время, обобщая работы по педологии подростка, Л.С. Выготский охарактеризовал этот этап как «расширение социальной среды». Подросток выстраивает новые отношения с окружающей средой, точнее, по-новому переживает свои отношения с окружающей социальной действительностью. Существенной особенностью в изменении этих социальных отношений и является трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам.

Анализируя своеобразие этого возрастного этапа, Э. Эриксон обозначил его как «кризис идентичности». (35, с. 5-6). Проблемы, связанные с формированием идентичности, являются важными для подросткового возраста. Этническая интолерантность – значимая форма проявления трансформации этнической идентичности. Можно заметить, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, негативные стереотипы и предубеждения. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими».

С другой стороны, формирование этнической идентичности подростка может пойти по типу гипоидентичности, в первую очередь этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддержать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. (33, с. 22-23).

Поэтому, одной из главных педагогических задач должно быть создание благоприятных условий для протекания кризиса идентичности.

Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которых находится ученик, задачами, которые он решает, а также отношениями, в которые он включается в образовательном сообществе.

В подростковом возрасте учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. У ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Ведущей для подростка является деятельность проб. Содержанием пробы может стать любое культурное содержание. Образовательное пространство подросткового возраста адекватно возрастным образовательным задачам, если оно предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве (в виде мастерской, лаборатории, учебного исследования).

Испытывая любое культурное содержание, подросток тем самым испытывает себя: может ли он сам нести испытываемую форму действия.

Переход из подросткового возраста в старший школьный возраст связан с появлением у школьника образа себя как результата множества пробных действий. На следующем шаге появляется необходимость самоопределения, т. е. определения себя в отношении к многообразию форм взрослой жизни. Оно опирается на формирующееся мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Общение со своими сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Адекватной формой реализации образовательных задач этого возраста являются детско-взрослые совместные мероприятия.

2.2 Роль образования в формировании толерантности

Актуализируется проблема условий, средств, механизмов формирования толерантного сознания.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной, сформированной.

Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России.

А ведь образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания.

Именно благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

В качестве главной задачи образования определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. (31, с. 3-4).

В формировании толерантного сознания фактор национальной культуры приобретает особое значение.

Соотношение образования и культуры можно рассматривать в аспекте поликультурного образования.

Г.В. Палаткина среди конкретных задач поликультурного образования выделяет следующие:

·  глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;

·  формирование представлений о многообразии культур в России и мире;

·  воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

·  создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

·  развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

·  воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

·  воспитание уважения к истории и культуре других народов;

·  создание мультикультурное среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Мультикультурное образование предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур. (19, с. 41).

Принимая во внимание эту трактовку, мы полагаем, что межкультурная толерантность является результатом мультикультурного образования.

Для существования и развития любой локальной культуры и человеческой культуры в целом требуется наличие сложной среды, позволяющей строить систему оппозиций и обобщений. В этой сложной среде способом развития культуры является диалог.

Для бахтинской научной традиции характерно понимание диалогической пары «Я - Другой» как основы для непрерывного проживания процесса становления индивидуального сознания, культуры, языка, художественных форм и образов. (4, с. 36).

В этой связи подчеркнем, что феномены толерантности неразрывно связаны с идентичностью и самоидентификацией, ведь именно на оппозициях «мы-они», «свое-чужое», «я-ты» и обнаруживают себя толерантный и интолерантный типы отношений. (21, с. 6).

Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами.

Возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом.

Поэтому успех процесса формирования толерантного сознания, прежде всего связан с преодолением кризиса культурной идентичности. Идентификация понималась Э. Эриксоном как результат отождествления с определенными социальными группами, принятие на себя системы социальных ролей. (36, с. 366).

Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности так же обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

Е.О. Смирнова пишет: «Без отождествления ее с высшими духовными ценностями, которые запечатлены в памятниках культуры, невозможно добиться от индивида осознания ценности другой культуры». (31, с. 65-66).

Чтобы научить детей ценить и понимать культуру своего этноса, уважать культуру других народов, нужно кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса.

Решение этой трудной задачи лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности детей ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов.

По утверждению Е.М. Аджиевой, «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образовательных граждан страны. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей». (1, с. 85-86).

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вред другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми.

Практическая реализация названных проблем требует соответствующей подготовки педагогов, освоения ими новых приемов работы и т.д. Особое значение приобретает требование — сформировать толерантность самого педагога, в том числе в сфере межэтнических отношений.

При организации жизнедеятельности разнонационального детского коллектива очень важна установка педагога на этнокультурное взаимодействие.

Под этнокультурным взаимодействием понимаются целенаправленные субъкт-субъктные связи, которые заключаются в обмене, взаимообогащении культурными традициями, обычаями, ценностями и ведут к взаимосовершенствованию личностей. Это взаимодействие основано на взаимопонимании и доверии, обмене ценностями, знаниями, уважении культурных традиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.