на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социальные гарантии военнослужащих


Изменение абсолютной величины денежного довольствия офицеров русской армии компенсировалось усилением их социальной защищенности (пенсии, льготы и т.д.).

В приказах по Военному ведомству было предусмотрено и довольствие семейств лиц офицерского звания. Так для семейств военнослужащих, ушедших в поход, полагались: квартирные деньги, деньги на наем прислуги, часть содержания, положенного главе семьи. В случае смерти главы семьи выплачивалась 1/3 содержания, квартирное довольствие и пособие на прислугу, а также пенсии. В случаях, когда главы семей находились в местностях, отрезанных от сообщения, в том числе в плену − 1/2 содержания.

Нижние чины, призванные на службу обеспечивались содержаниями и пособиями. Во время военных действий выдавалось жалование из усиленных окладов. В тоже время, жалованье не выдавалось за период отпуска и нахождения под судом или следствием.

Нижним чинам, призванным из запаса и ушедшим в поход, пособия не полагались, за исключением компенсации за предметы экипировки годные к носке.

Кроме того, семьям нижних чинов полагалось: выплата 1/3 содержания семьям сверхсрочнослужащим и пособия семьям призванных на действительную военную службу.

Если семья не имела достаточных средств к существованию, то она получала бесплатное помещение с отоплением (в случае отсутствия собственного жилища), продовольствие натурой или деньгами.

Все призванные сохраняли за собой гражданские должности и содержание, служба засчитывалась в срок государственной службы.[5]

Рассматривая этот период необходимо отметить, что в России того времени сформировалась нормативная баз, обеспечивающая определенные гарантии военнослужащим. Правда, далека еще была дистанция между офицером и солдатом. Привилегированность положения офицерства и более, чем скромное существование нижних чинов было противоречием, и этим так успешно воспользовались большевики.

После революции 1917 года в результате резкого ухудшения экономического положения России существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена, хотя ее положения в дальнейшем были использованы в формировании законодательства РСФСР и СССР.

Однако, большевистское правительство предпринимало неимоверные усилия для создания и обеспечения РККА. Это обуславливалось прежде всего: военно-политической обстановкой, соотношением сил на фронтах гражданской войны и стремлением привлечь на свою сторону еще не определившееся крестьянство и разночинство. И несмотря на декларативность некоторых документов и невозможность их выполнения в условиях братоубийственной войны, советской власти в достаточно небольшой промежуток времени удалось подготовить правовую основу социального обеспечения красноармейцев, подкрепив ее довольно значительными по тем времена льготами. Впервые в мире простой солдат по своим правам и статусу был приравнен к офицеру (красному командиру), а на первоначальном этапе он пользовался даже большими льготами.

В основу нового законодательства был поставлен принцип гражданского полноправия военнослужащих. Отменялись все прежние национальные ограничения, различные сословные привилегии.

Декреты СНК РСФСР о создании армии и флота установили, что военнослужащие являются полноправными гражданами Советской Российской республики. Тот же принцип закреплялся в декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 30 сентября 1922 года "Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола", в законах "Об обязательной военной службе" 1925 и 1930 г.г.

Военнослужащие Красной Армии стояли на полном государственном довольствии и сверх того получали 50 рублей в месяц. Нетрудоспособные члены семей военнослужащих обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам согласно постановлениям органов Советской власти.

16 января 1918 года Совнарком принял декрет об ассигновании 20 млн. рублей на организацию Красной Армии. В нем предусматривалось выделение части этой суммы местным советам и армейским комитетам, штабам Красной Армии для организации РККА, для снабжения красноармейцев и их семей.

В трудных условиях разрухи и голода Советская власть принимала необходимые меры для обеспечения семей красноармейцев продовольствием. В декретах СНК РСФСР устанавливалось обеспечение семей военнослужащих всеми необходимыми предметами потребления. Это сыграло значительную роль в организации и становлении массовой армии.

Советское законодательство, регулировавшее права и обязанности военнослужащих Красной Армии, получило интенсивное развитие в конце 1918 и в 1919 годах. К концу 1919 года сложились основы правового статуса как рядового, так и командного состава Красной Армии. Последующее законодательство в этой области, принятое в годы гражданской войны, лишь уточняло детали и некоторые частные моменты, в зависимости от конкретных условий и меняющейся обстановки.

После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции, сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить размеры и установить новые виды обеспечения.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 года было утверждено "Положение о государственном обеспечении кадрового, начальствующего состава РККА.

Характерной особенностью законотворчества того времени, являлось стремление к кодификации законов, что выразилось в создании в 1924 году Кодекса о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и Красного Флота СССР и их семей.

Кодекс законов устанавливал следующие виды льгот:

− в области трудового землепользования и сельского хозяйства;

− по налогам и сборам;

− жилищные;

− в области труда и социального страхования;

− в области народного образования;

− в области народного здравоохранения;

− при переездах по железным дорогам и водным путям;

− почтовые;

− денежные пособия;

− судебные;

− по обязательному окладному страхованию.

Спектр льгот был достаточно широким, но отдельные льготы объявлялись лишь номинально, без конкретных цифр. Кодекс дополнялся другими нормативными актами. В тоже время сам по себе документ был, если можно так сказать "революционным". Впервые был подготовлен кодекс, включающий в себя фактически все льготы военнослужащих РККА и их семей.

Кодекс предусматривал бесплатный проезд военнослужащих в кредит за счет военного и морского ведомства в оба конца по "требованию" в случаях предоставления кратковременного отпуска, отпуска по болезни и по особо уважительным причинам. Лицам командного состава, кроме того предусматривался бесплатный проезд к новому месту службы. Представлялись также льготы по бесплатному провозу багажа за счет военного ведомства.

В отдельный вид льгот для начальствующего состава РККА выделялись льготы при несении службы в отдаленных местностях Союза ССР. Так при переезде на расстояние свыше 1000 верст выдавались суточные и подъемные, в течение первых трех месяцев жалованье по штатной должности, выплачивалось единовременное дополнительное вознаграждение за службу в отдаленной местности:

− за один год службы − 1 месячный оклад;

− за три года службы − 2 месячных оклада.

За каждые 5 лет непрерывной службы представлялся 3-х месячный дополнительный отпуск, если он не использовался, то выплачивалась денежная компенсация. После 6 лет службы в отдаленной местности военнослужащий имел право выбирать новое место службы.

В Кодексе льготы были распределены по "субъектам", то есть отдельно лица начальствующего и рядового состава.

Лица начальствующего состава получали большие льготы, что окончательно закрепило эту часть армии, как профессиональную, также согласовывалось с укреплением единоначалия в армии и на флоте и определило перспективы роста красных командиров.

В 1930 году был подготовлен новый Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей. Новый Кодекс делился на главы (в данном случае разделы), не по субъектам, а по видам льгот.

В дальнейшем законодательство о льготах военнослужащих уже не сводилось в Кодексы. В довоенные годы лишь вносились отдельные дополнения в действующий Кодекс о льготах (от 1930 года). Система льгот фактически оставалась прежней. Незначительно расширялись льготы в области труда и социального страхования, проезда на железнодорожном и водном транспорте, а также уменьшены расстояния на получение суточных и подъемных в случаях переезда к новому месту службы. Кроме того начали выдавать денежные пособия на лечение и восстановление здоровья из средств Наркомата Военных и Морских дел. Нельзя не отметить заботу об образовании, как начальствующего, так и рядового состава. Льготы при поступлении в учебные заведения представлялись не только им, но и детям кадрового состава.

Были сделаны новые шаги в области пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

В годы войны работа военного управления в области социально-правового обеспечения военнослужащих не прекращалась. Эта работа, прежде всего, отражалась в заботе о семьях погибших и сражающихся на фронте.

В послевоенные, трудные годы разрухи и восстановления народного хозяйства, а также в последующий после этого период холодной войны государство не забывало о социальном обеспечении военнослужащих. По примеру дореволюционного правительства России военным ведомством, на основе постановлений правительства, издавались справочники "О льготах и государственном обеспечении военнослужащих". Перечень льгот фактически сохранился, добавились лишь:

− льготы генералам и офицерам, зачисленным в запас и увольняемым в отставку по состоянию здоровья или по возрасту;

− прочие льготы;

− поощрения и награды.

Также в послевоенном законодательстве предусматривалось освобождение от подоходного налога, льготное начисление выслуги в период службы в удаленных районах. Впервые было зафиксировано право получения жилплощади из общего жилищного фонда местных советов. Решались вопросы сохранения жилплощади и найма жилых помещений. Расширялись льготы семьям военнослужащих, проходящих срочную службу.

В последующие годы Советом министров СССР утверждались "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц уволенных с военной службы в отставку, и их семей". Последним таким документом стало Положение, утвержденное постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 года № 193. В этом Положении был указан перечень основных льгот, которыми пользовались военнослужащие и члены их семей:

− льготы по налогам и сборам;

− жилищные льготы;

− льготы в области здравоохранения;

− льготы в области образования;

− льготы по перевозкам;

− почтовые льготы;

− льготы по труду и социальному страхованию;

− денежные пособия.

Исходя из изложенного, целесообразно вспомнить, что история любого государства − это история борьбы за право самостоятельного, независимого существования, история установления государственности и ее развитие. Армия, как неотъемлемый атрибут государства была и остается инструментом в этой борьбе. Именно от ее жизнеспособности порой зависело право нации на существование. Армия не раз являлась инструментом борьбы за власть в государстве, втягивалась во внутренние конфликты и гражданские войны. История учит, что армия должна быть не только почитаема в народе, но и должна быть обеспечена всем необходимым. Она прямо доказывает, что государство, которое заботится о состоянии армии, способно выжить даже в самые тяжелые периоды своего существования.

1.2  Гарантии правовой и социальной защищенности военнослужащих

Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан выступает не только сам результат деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности. Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако, вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Одним из важных составляющих факторов социальной защиты военнослужащих и членов их семей является правовое закрепление льгот, пособий и компенсаций, которые возмещают трудности прохождения службы, а также ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы. Реализация этих прав протекает в условиях сложной социально-экономической обстановки и правового нигилизма, поэтому является острой проблемой в деле социальной защиты военнослужащих.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Основополагающим документом гарантирующим военно-социальную защиту является Конституция РФ. Статья 7 Конституции РФ закрепляет один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы "О статусе военнослужащих"[6], "О воинской обязанности и военной службе"[7], "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов"[8], "О ветеранах"[9] и других.

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

Важным моментом в законотворческой практике нашего государства стало законодательное определение статуса военнослужащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, находящихся на военной службе, а также уволенных в запас. Составной частью этого законодательного пакета являются льготы, компенсирующие военнослужащим ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации.

Отдельно, стоит отметить такую серьезную гарантию социальной защищенности военнослужащих, как право на судебную защиту нарушенных прав. До принятия Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"[10] и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.[11] военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих и сделало судебную защиту наиболее распространенной формой социальной защиты.

В настоящее время военнослужащие могут обращаться в любые судебные инстанции в целях восстановления нарушенных прав.

Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

Согласно статье 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения.

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ[12], в которой говорится: "Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)".

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

При Президенте Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона "Об обороне" несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов.

Важное место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем социальной защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Значительную роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона "Об обороне" в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п.

Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач военно-социальной работы.

Необходимо отметить, многолетнюю практику, которая показывает, что одним лишь изданием законов не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он "заработал", воплотился в практику, необходим отлаженный механизм правореализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению.

Также, указанный механизм правореализации включает в себя:

− соответствующие правовые нормы по социальной защите и совокупность юридических средств их осуществления;

− активную деятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиями по социальной защите военнослужащих;

− реальную возможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореализующий процесс.

Кроме того, механизм реализации гарантий просматривается и непосредственно в главном нормативном документе страны. Статьи Конституции РФ прямо устанавливают систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется «государственная защита прав и свобод», причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются:

− гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ) – инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека.

− Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом – бесплатную); право на помощь адвоката − созданная в России система юридической помощи, включая адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, уголовно-процессуальный кодекс[13] четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе.

− Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ) – гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.