![]() |
|
|
Дипломная работа: Роль близкого сверстника в становление образа "Я" подростка
Далее мы сравнивали и анализировали характеристики, отмечая следующие особенности: · какова их эмоциональная окрашенность (положительная или отрицательная); · сохраняется или изменяется эта окрашенность после экспериментального конфликта (устойчивость образов + реализация функции поддержки); · присутствует ли взаимное соответствие (симметричность) образов как проявление межличностной рефлексии. Таким образом, проанализировав все полученные данные, мы выделили ряд особенностей в отношениях девочек и мальчиков подросткового возраста в общении с близким родным и неродным сверстником. Некоторые особенности встречаются чаще, другие реже, какие-то и вовсе являются единичными случаями (см. №4 и №5 в разделе 3.5.2.). Следует отметить также и то, что высказывания фемининных подростков носят более подробный и описательный характер, высказывания же маскулинных подростков более сдержанные и обобщенные, а также их меньше по количеству. Мы фиксируем это различие как гендерное. Однако данное различие носит, скорее, формальный характер. За различной формой выражения лежит, по сути, единое содержание – особенности отношений с близким сверстником, которые будут подробно рассмотрены ниже. 3.5.1 Особенности отношений с родными и неродными близкими сверстниками у девочек1. Взаимоотношения в парах сестер-подростков близкого возраста не обеспечивают ни одной из сестер адекватного представления о том, какой ее видит другая (даже в парах сестер-близняшек). Например, одна из сестер описывает себя как глупую, скучную и упрямую, а вторая видит ее наоборот, умной, веселой и покладистой – и она на самом деле таковой является. 2. Нет близости или субъектности с сестрой, но зато более близкие отношения с подругой, более ярко выражены рефлексия, симметричность отношений и реализация функции поддержки. 3. Для старших сестер характерны более близкие, субъектные отношения и преобладание положительно окрашенных описательных характеристик, но они не симметричные. Для младших сестер старшинство выступает на первый план, т.е. это они видят прежде всего, а в случае с подругой они это неравенство преодолевают. 4. Преобладание негативных характеристик с сестрой, и/или увеличение количества отрицательных характеристик после конфликта понимания с сестрой, и наоборот, снижение негатива после конфликта понимания с подругой. Например, в случае с сестрой такая характеристика как «не очень-то умная» после экспериментального конфликта заменяется на «тупая», а с подругой такая характеристика как «не глупая» или просто «умная» заменяется на «очень умная». 5. Нет близости, поддержки и положительной эмоциональной окраски вообще; с подругой же появляются положительные характеристики, но образы не совпадают. 6. 100% положительное отношение к сестре и наличие отрицательных характеристик с подругой, однако с подругой более высокое соответствие образов. 3.5.2 Особенности отношений с родными и неродными близкими сверстниками у мальчиков 1. Взаимоотношения в парах братьев-подростков близкого возраста не обеспечивают ни одному из братьев адекватного представления о том, каким его видит другой (даже в парах братьев-близнецов). 2. После конфликтной ситуации у одного из братьев появляется реализация функции поддержки, что проявляется в снижении отрицательно окрашенных характеристик в несколько раз, и увеличении положительно окрашенных. Однако рефлексивность образов с другом значительно выше. 3. Преобладание негативных характеристик с братом, и/или увеличение количества отрицательных характеристик после конфликта понимания с братом, и наоборот, снижение негатива после конфликта понимания с другом. 4. Более позитивное виденье себя после конфликта понимания с братом, однако полное несовпадение рефлексивных образов. 5. Более позитивное виденье себя после конфликта понимания с братом, с другом же, наоборот, увеличение негативных характеристик и снижение рефлексивности образов. 6. Нет близости или субъектности с братом, но зато более близкие отношения с другом, более ярко выражены рефлексия, симметричность отношений и реализация функции поддержки. 7. Для старших братьев характерны более близкие, субъектные отношения и преобладание положительно окрашенных описательных характеристик, но они не симметричные. Для младших братьев старшинство выступает на первый план, т.е. это они видят прежде всего, а в случае с другом они это неравенство преодолевают. 8. Нет близости, рефлексивности, поддержки и положительной эмоциональной окраски с братом вообще; с другом же появляются положительные характеристики, но образы не совпадают. 3.5.3 Типология выявленных тенденций в отношениях с близким сверстникомНа основе анализа полученных результатов нам удалось выделить 4 основных типа отношений между родными и неродными близкими сверстниками подросткового возраста. Первые два носят позитивный общий характер и являются, на наш взгляд, наиболее благоприятными в плане обеспечения условий для формирования адекватного образа Я. Третий и четвертый типы отношений являются негативными по характеру и, соответственно, не обеспечивают возможностей для адекватного пути построения я-образа подростка. Следует отметить также тот факт, что отношения в парах сверстников зачастую носят несимметричный характер: например, братья, сестры или друзья из одной пары могут попадать в совершенно разные типы отношений. Тип I · осуществление поддержки положительно окрашенного образа другого даже после конфликта; · адекватное представление о себе глазами другого (проявление межличностной рефлексии); · значительное количество субъектных характеристик.
Тип II · осуществление поддержки положительно окрашенного образа другого даже после конфликта; · средняя/низкая рефлексивность образов или ее отсутствие; · субъектные характеристики присутствуют, но не преобладают.
Тип III · преимущественно положительно окрашенные образы до экспериментального конфликта, но изменение окраски после; · невысокая или нестабильная рефлексивность образов до и после экспериментального конфликта; · преобладание объектных характеристик.
Тип IV · преимущественно отрицательно окрашенные образы до и после экспериментального конфликта; · низкая рефлексивность образов или ее отсутствие; · преобладание объектных характеристик.
Выводы На основе полученных результатов мы можем говорить об опровержении гипотезы данного исследования: становление образа Я подростка в общении с близкими сверстниками не имеет гендерной специфики, которая выражалась бы в следующем: · преимущественное осознание ядерных характеристик образа Я; · поддержку положительного самоотношения и устойчивость положительного самоотношения и позитивных характеристик в ситуации конфликта во взаимодействии; · большую степень рефлексивности "зеркального" или отражённого Я. Количество субъектных характеристик, использованных при взаимоописаниях и мальчиками и девочками в процентном соотношении от общего числа характеристик составляет 16, 4 и 17,2%. Разница в полученных данных не представляется нам значимой. Во все выделенные нами типы отношений попадают подростки с различной гендерной принадлежностью. В этом смысле нельзя сказать, что психологический пол подростка оказывает существенное влияние на становление Я-образа в контексте его особых отношений с близким родным и неродным сверстником. На основе анализа полученных данных, мы также можем говорить, что означенный ранее вывод о том, что близкое кровное родство в подростковом возрасте еще не гарантия близких взаимоотношений и адекватного пути построения образа Я девочки-подростка, распространяется и на подростков мужского пола Возможно, это объясняется тем, что общность родных подростков является не со-бытийной, но ролевой и предзаданной самим фактом рождения в одной семье (со-бытие же - по В.И. Слободчикову - рассматривается как система позиционных связей и отношений самоопределяющихся людей [25]). С родным близким сверстником подросток не может преодолеть эгоцентрическую позицию, посмотреть на себя с позиции другого человека. И наоборот, в дружбе эти отношения могут наиболее полно реализовываться за счет того, что она строится на принципах равенства и взаимного выбора. С другом происходит более адекватное виденье себя. К тому же человек из другой семьи несет в себе и несколько иные ценности, что открывает возможности для взаимообогащения субъектов дружбы, другими словами, одна подруга/друг приносит нечто новое в становящийся Образ-Я другой подруги/друга. Ценность первых двух типов отношений, свойственных, главным образом, близким неродным сверстникам независимо от принадлежности к тому или иному психологическому полу, видится нам в первую очередь в контексте открывающихся возможностей для развития децентрации – процесса-условия адекватного построения «картины Мира» и осознания себя в этом Мире. Заключение В последние годы вопросы, касающиеся гендера и гендерных различий, приобретают все больший интерес. Психологический пол влияет на самые различные аспекты становления личности и в то же время сам является продуктом этого становления. С самого рождения человек включается в социум, и именно посредством общения с Другим происходит становление и формирование его личности. Само понятие сознания человека диалогично: в нем представлены и Я и Другой, ведь именно благодаря этому Другому можно выделить собственное Я как, как нечто противопоставленное. В самом начале жизненного пути этим Другим является мать (или человек ее заменяющий), затем круг расширяется до размеров семьи в целом, а на определенном этапе особенно ценным становится общение со сверстником, приобретая в подростковом возрасте исключительное значение – именно группа сверстников в подростковом возрасте становится важнейшим условием социализации, в том числе и гендерной. Она приобретает особое значение: как источник гендерных стереотипов, норм, ценностей, суть которых – представления о мужественности и женственности, с которыми соотносит себя и свое поведение формирующаяся личность. Однако результаты нашего исследования позволяют посмотреть на вопрос с несколько иной точки зрения. Мы не отрицаем значимости влияния гендера на становление самосознания в целом, но результаты проведенного исследования говорят о том, что существуют области, где он не имеет решающего значения. И в первую очередь - это пространство близких межличностных отношений, которые играют исключительную роль в становлении самосознания подростка. Как показали результаты исследования, гендерный фактор не оказывает существенного влияния на становление Я-образа подростка в контексте его особых отношений с близким родным и неродным сверстником. Мы полагаем, что понятие гендера играет одну из важнейших ролей именно в социальном аспекте: в том, что касается социальных ролей, статуса и т.п. – т.е. всего того, что касается «периферии» образа Я. Что касается ядра самосознания, понятия исключительно субъектного, то здесь, по нашему мнению, уместно рассмотрение только лишь влияния каких-то общечеловеческих ценностей. В этом смысле, мы считаем, что наше исследование открывает перспективу для дальнейших исследований. Ценность данного исследования нами видится и в возможности применения полученных данных в семейно-воспитательной практике: зачастую родители видят в брате/сестре лучшего товарища для другого ребенка. По их мнению, детям (если они близки по возрасту) лучше больше общаться друг с другом, чем с не всегда благополучными представителями дворовой или школьной компании. Далеко не все родители информированы о тех необходимых подростку возможностях, которые открываются в дружбе с неродными сверстниками, независимо от психологического пола подростка. Список литературы сверстник подросток гендерный отношения 1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. Психол. 1996. № 4. 2. Адаменко Ю. В. Особенности способов разрешения конфликтов в младшем подростковом возрасте с близкими и далекими сверстниками. Дипломная работа. КГУ, 2002. 3. Берн Ш. М. Гендерная психология. М., 2002. 4. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995. 5. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1995. 6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. В., 1995. 7. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Эльконина Б. Д., Драгуновой Т. В. М., 1967. 9. Драгунова Т. В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка // Советская педагогика, 1965. № 6. 10. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, № 5(2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. 11. Кон И. С. Дружба.-М., Издательство политической литературы, 1987. 12. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989. 13. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 14. Лисина М. И. Влияние отношений с близким взрослым на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М., 1991. 15. Непокойчицкая Т. В. Психологический анализ взаимоотношений братьев и сестер дошкольного возраста // Вестник МГУ, серия «Психология». 2000. № 1. 16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Москва, 1996. 17. Петровский В. А. Личность в своих отражениях // Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996. 18. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Феникс, 1996 19. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психол. 1996. № 6. 20. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психол. 1997. № 4 21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. 22. Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлекивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. Психол. 1990. №3. 23. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. Психол. 1996. № 5. 24. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1998. № 4. 25. Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Москва-Воронеж, 2001. 26. Скутина Т. В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте // Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Часть 1. Материалы 6-й научно-практической конференции. Красноярск, 1999. 27. Тарасова А. В. Становление образа Я подростка: роль близкого друга и родного сверстника // Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии. Сборник материалов краевой научной конференции студентов и молодых ученых. Красноярск, 2005. 28. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методологическая разработка. Составитель Хасан Б. И., Красноярск, 1990. 29. Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. 30. Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека. Канд. дисс.- М., 1984. 31. Цукерман Г.А. «Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии» // Вопр. Психол. 1998. № 3. 32. Шуркина А. В. Влияние гендерных стереотипов референтной группы на адекватность гендерной идентичности девочек-подростков. Дипломная работа. КГУ, 2005. 33. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Изб. Психол. Тр., М., 1989. 34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 35. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопр. психол. 1998. № 6. |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |