на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Роль близкого сверстника в становление образа "Я" подростка


“сестра моими глазами”

Суб/Объектность +/- окраска

“я глазами сестры”

Суб/Объектность +/- окраска
1. добрая с

+

1. добрая с

+

2. умная о

+

2. красивая о

+

3. красивая о + 3. отзывчивая с +
4. любитель пошутить о + 4. люблю кошек и собак о +
5. любит сладкое, кошек и всех существ о

+

Далее мы сравнивали и анализировали характеристики, отмечая следующие особенности:

·  какова их эмоциональная окрашенность (положительная или отрицательная);

·  сохраняется или изменяется эта окрашенность после экспериментального конфликта (устойчивость образов + реализация функции поддержки);

·  присутствует ли взаимное соответствие (симметричность) образов как проявление межличностной рефлексии.

Таким образом, проанализировав все полученные данные, мы выделили ряд особенностей в отношениях девочек и мальчиков подросткового возраста в общении с близким родным и неродным сверстником. Некоторые особенности встречаются чаще, другие реже, какие-то и вовсе являются единичными случаями (см. №4 и №5 в разделе 3.5.2.).

Следует отметить также и то, что высказывания фемининных подростков носят более подробный и описательный характер, высказывания же маскулинных подростков более сдержанные и обобщенные, а также их меньше по количеству. Мы фиксируем это различие как гендерное. Однако данное различие носит, скорее, формальный характер. За различной формой выражения лежит, по сути, единое содержание – особенности отношений с близким сверстником, которые будут подробно рассмотрены ниже.

3.5.1 Особенности отношений с родными и неродными близкими сверстниками у девочек

1.  Взаимоотношения в парах сестер-подростков близкого возраста не обеспечивают ни одной из сестер адекватного представления о том, какой ее видит другая (даже в парах сестер-близняшек). Например, одна из сестер описывает себя как глупую, скучную и упрямую, а вторая видит ее наоборот, умной, веселой и покладистой – и она на самом деле таковой является.

2.  Нет близости или субъектности с сестрой, но зато более близкие отношения с подругой, более ярко выражены рефлексия, симметричность отношений и реализация функции поддержки.

3.  Для старших сестер характерны более близкие, субъектные отношения и преобладание положительно окрашенных описательных характеристик, но они не симметричные. Для младших сестер старшинство выступает на первый план, т.е. это они видят прежде всего, а в случае с подругой они это неравенство преодолевают.

4.  Преобладание негативных характеристик с сестрой, и/или увеличение количества отрицательных характеристик после конфликта понимания с сестрой, и наоборот, снижение негатива после конфликта понимания с подругой. Например, в случае с сестрой такая характеристика как «не очень-то умная» после экспериментального конфликта заменяется на «тупая», а с подругой такая характеристика как «не глупая» или просто «умная» заменяется на «очень умная».

5.  Нет близости, поддержки и положительной эмоциональной окраски вообще; с подругой же появляются положительные характеристики, но образы не совпадают.

6.  100% положительное отношение к сестре и наличие отрицательных характеристик с подругой, однако с подругой более высокое соответствие образов.

3.5.2 Особенности отношений с родными и неродными близкими сверстниками у мальчиков

1.  Взаимоотношения в парах братьев-подростков близкого возраста не обеспечивают ни одному из братьев адекватного представления о том, каким его видит другой (даже в парах братьев-близнецов).

2.  После конфликтной ситуации у одного из братьев появляется реализация функции поддержки, что проявляется в снижении отрицательно окрашенных характеристик в несколько раз, и увеличении положительно окрашенных. Однако рефлексивность образов с другом значительно выше.

3.  Преобладание негативных характеристик с братом, и/или увеличение количества отрицательных характеристик после конфликта понимания с братом, и наоборот, снижение негатива после конфликта понимания с другом.

4.  Более позитивное виденье себя после конфликта понимания с братом, однако полное несовпадение рефлексивных образов.

5.  Более позитивное виденье себя после конфликта понимания с братом, с другом же, наоборот, увеличение негативных характеристик и снижение рефлексивности образов.

6.  Нет близости или субъектности с братом, но зато более близкие отношения с другом, более ярко выражены рефлексия, симметричность отношений и реализация функции поддержки.

7.  Для старших братьев характерны более близкие, субъектные отношения и преобладание положительно окрашенных описательных характеристик, но они не симметричные. Для младших братьев старшинство выступает на первый план, т.е. это они видят прежде всего, а в случае с другом они это неравенство преодолевают.

8.  Нет близости, рефлексивности, поддержки и положительной эмоциональной окраски с братом вообще; с другом же появляются положительные характеристики, но образы не совпадают.

3.5.3 Типология выявленных тенденций в отношениях с близким сверстником

На основе анализа полученных результатов нам удалось выделить 4 основных типа отношений между родными и неродными близкими сверстниками подросткового возраста. Первые два носят позитивный общий характер и являются, на наш взгляд, наиболее благоприятными в плане обеспечения условий для формирования адекватного образа Я. Третий и четвертый типы отношений являются негативными по характеру и, соответственно, не обеспечивают возможностей для адекватного пути построения я-образа подростка. Следует отметить также тот факт, что отношения в парах сверстников зачастую носят несимметричный характер: например, братья, сестры или друзья из одной пары могут попадать в совершенно разные типы отношений.

Тип I

·  осуществление поддержки положительно окрашенного образа другого даже после конфликта;

·  адекватное представление о себе глазами другого (проявление межличностной рефлексии);

·  значительное количество субъектных характеристик.

Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья - - -
сестры - - -
друзья 1 1 1
подруги - 1 1

Тип II

·  осуществление поддержки положительно окрашенного образа другого даже после конфликта;

·  средняя/низкая рефлексивность образов или ее отсутствие;

·  субъектные характеристики присутствуют, но не преобладают.

Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья 1 1 -
сестры - 3 1
друзья 3 4 2
подруги 1 6 2

Тип III

·  преимущественно положительно окрашенные образы до экспериментального конфликта, но изменение окраски после;

·  невысокая или нестабильная рефлексивность образов до и после экспериментального конфликта;

·  преобладание объектных характеристик.

Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья 2 1 -
сестры - 3 1
друзья 1 2 -
подруги - - 1

Тип IV

·  преимущественно отрицательно окрашенные образы до и после экспериментального конфликта;

·  низкая рефлексивность образов или ее отсутствие;

·  преобладание объектных характеристик.

Маскулинность Андрогинность Фемининность
братья 1 2 1
сестры 1 2 1
друзья - - -
подруги - - -

Выводы

На основе полученных результатов мы можем говорить об опровержении гипотезы данного исследования: становление образа Я подростка в общении с близкими сверстниками не имеет гендерной специфики, которая выражалась бы в следующем:

·  преимущественное осознание ядерных характеристик образа Я;

·  поддержку положительного самоотношения и устойчивость положительного самоотношения и позитивных характеристик в ситуации конфликта во взаимодействии;

·  большую степень рефлексивности "зеркального" или отражённого Я.

Количество субъектных характеристик, использованных при взаимоописаниях и мальчиками и девочками в процентном соотношении от общего числа характеристик составляет 16, 4 и 17,2%. Разница в полученных данных не представляется нам значимой.

Во все выделенные нами типы отношений попадают подростки с различной гендерной принадлежностью. В этом смысле нельзя сказать, что психологический пол подростка оказывает существенное влияние на становление Я-образа в контексте его особых отношений с близким родным и неродным сверстником.

 На основе анализа полученных данных, мы также можем говорить, что означенный ранее вывод о том, что близкое кровное родство в подростковом возрасте еще не гарантия близких взаимоотношений и адекватного пути построения образа Я девочки-подростка, распространяется и на подростков мужского пола Возможно, это объясняется тем, что общность родных подростков является не со-бытийной, но ролевой и предзаданной самим фактом рождения в одной семье (со-бытие же - по В.И. Слободчикову - рассматривается как система позиционных связей и отношений самоопределяющихся людей [25]).

С родным близким сверстником подросток не может преодолеть эгоцентрическую позицию, посмотреть на себя с позиции другого человека. И наоборот, в дружбе эти отношения могут наиболее полно реализовываться за счет того, что она строится на принципах равенства и взаимного выбора. С другом происходит более адекватное виденье себя. К тому же человек из другой семьи несет в себе и несколько иные ценности, что открывает возможности для взаимообогащения субъектов дружбы, другими словами, одна подруга/друг приносит нечто новое в становящийся Образ-Я другой подруги/друга.

Ценность первых двух типов отношений, свойственных, главным образом, близким неродным сверстникам независимо от принадлежности к тому или иному психологическому полу, видится нам в первую очередь в контексте открывающихся возможностей для развития децентрации – процесса-условия адекватного построения «картины Мира» и осознания себя в этом Мире.


Заключение

В последние годы вопросы, касающиеся гендера и гендерных различий, приобретают все больший интерес. Психологический пол влияет на самые различные аспекты становления личности и в то же время сам является продуктом этого становления. С самого рождения человек включается в социум, и именно посредством общения с Другим происходит становление и формирование его личности. Само понятие сознания человека диалогично: в нем представлены и Я и Другой, ведь именно благодаря этому Другому можно выделить собственное Я как, как нечто противопоставленное. В самом начале жизненного пути этим Другим является мать (или человек ее заменяющий), затем круг расширяется до размеров семьи в целом, а на определенном этапе особенно ценным становится общение со сверстником, приобретая в подростковом возрасте исключительное значение – именно группа сверстников в подростковом возрасте становится важнейшим условием социализации, в том числе и гендерной. Она приобретает особое значение: как источник гендерных стереотипов, норм, ценностей, суть которых – представления о мужественности и женственности, с которыми соотносит себя и свое поведение формирующаяся личность.

Однако результаты нашего исследования позволяют посмотреть на вопрос с несколько иной точки зрения. Мы не отрицаем значимости влияния гендера на становление самосознания в целом, но результаты проведенного исследования говорят о том, что существуют области, где он не имеет решающего значения. И в первую очередь - это пространство близких межличностных отношений, которые играют исключительную роль в становлении самосознания подростка. Как показали результаты исследования, гендерный фактор не оказывает существенного влияния на становление Я-образа подростка в контексте его особых отношений с близким родным и неродным сверстником. Мы полагаем, что понятие гендера играет одну из важнейших ролей именно в социальном аспекте: в том, что касается социальных ролей, статуса и т.п. – т.е. всего того, что касается «периферии» образа Я. Что касается ядра самосознания, понятия исключительно субъектного, то здесь, по нашему мнению, уместно рассмотрение только лишь влияния каких-то общечеловеческих ценностей. В этом смысле, мы считаем, что наше исследование открывает перспективу для дальнейших исследований.

Ценность данного исследования нами видится и в возможности применения полученных данных в семейно-воспитательной практике: зачастую родители видят в брате/сестре лучшего товарища для другого ребенка. По их мнению, детям (если они близки по возрасту) лучше больше общаться друг с другом, чем с не всегда благополучными представителями дворовой или школьной компании. Далеко не все родители информированы о тех необходимых подростку возможностях, которые открываются в дружбе с неродными сверстниками, независимо от психологического пола подростка.


Список литературы

сверстник подросток гендерный отношения

1.  Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. Психол. 1996. № 4.

2.  Адаменко Ю. В. Особенности способов разрешения конфликтов в младшем подростковом возрасте с близкими и далекими сверстниками. Дипломная работа. КГУ, 2002.

3.  Берн Ш. М. Гендерная психология. М., 2002.

4.  Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.

5.  Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1995.

6.  Божович Л. И. Проблемы формирования личности. В., 1995.

7.  Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

8.  Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Эльконина Б. Д., Драгуновой Т. В. М., 1967.

9.  Драгунова Т. В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка // Советская педагогика, 1965. № 6.

10.   Здравомыслова Е., Тёмкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, № 5(2/2000): Харьковский центр гендерных исследований.

11.   Кон И. С. Дружба.-М., Издательство политической литературы, 1987.

12.   Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.

13.   Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

14.   Лисина М. И. Влияние отношений с близким взрослым на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М., 1991.

15.   Непокойчицкая Т. В. Психологический анализ взаимоотношений братьев и сестер дошкольного возраста // Вестник МГУ, серия «Психология». 2000. № 1.

16.   Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Москва, 1996.

17.   Петровский В. А. Личность в своих отражениях // Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

18.   Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Феникс, 1996

19.   Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психол. 1996. № 6.

20.   Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психол. 1997. № 4

21.   Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

22.  Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлекивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. Психол. 1990. №3.

23.   Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. Психол. 1996. № 5.

24.   Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1998. № 4.

25.   Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Москва-Воронеж, 2001.

26.   Скутина Т. В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте // Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Часть 1. Материалы 6-й научно-практической конференции. Красноярск, 1999.

27.   Тарасова А. В. Становление образа Я подростка: роль близкого друга и родного сверстника // Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии. Сборник материалов краевой научной конференции студентов и молодых ученых. Красноярск, 2005.

28.   Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методологическая разработка. Составитель Хасан Б. И., Красноярск, 1990.

29.   Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.

30.   Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека. Канд. дисс.- М., 1984.

31.   Цукерман Г.А. «Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии» // Вопр. Психол. 1998. № 3.

32.   Шуркина А. В. Влияние гендерных стереотипов референтной группы на адекватность гендерной идентичности девочек-подростков. Дипломная работа. КГУ, 2005.

33.   Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Изб. Психол. Тр., М., 1989.

34.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

35.   Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопр. психол. 1998. № 6.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.