на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере: проблемы и перспективы


Многое зависит от умелой организации дискотек. Их подготовки привлекаются школьники, имеющие разнообразные художественные и технические интересы.

Планирование, составление сценариев, подбор музыкального материала, а также технического оснащения требует проявления инициативы и самостоятельности учащихся. В организации дискотек большое значение придается ведущему. Ему необходимо обладать способностью непринужденного общения, определенным объемом знаний о музыке различных направлений, умением увлекательно рассказывать о музыке. Вкусы ведущего вследствие популярности его личности нередко формируют отношение всех участников к прослушиваемым музыкальным произведениям.

Важно, чтобы дискотеки не были похожи одна на другую. Формы дискотек также различны: диско-танцзал, диско-театр. Хорошо, если дискотеки постоянно стимулируют познавательную активность школьников, развиваются диспуты, дискуссии, проводятся конкурсы и викторины, направленные на воспитание интересов и взглядов ее участников.

Организуя досуг подростков, необходимо иметь в виду популярные жанры, которые свидетельствуют о стремлении каждого поколения иметь свою легкую музыку. Воспитатель, ведущий дискотек могут помочь детям ориентироваться в пестром и многочисленном калейдоскопе музыки.

Таким образом, распорядок дня, наличие кружков, подготовленный педагогический состав в детском оздоровительном лагере помогает организовать широкую планомерную работу по музыкальному воспитанию для реализации потребности детей в музыкальном развитии.

Итак, в первой главе мы рассмотрели структуру воспитательных действий, возможности музыкального воспитания школьников и творческую работу будущих учителей музыки в детских оздоровительных лагерях.

Во всех видах детских лагерей (лагерь отдыха, лагерь санаторного типа, трудовой лагерь, обучающий лагерь, профильный лагерь, спортивный лагерь, религиозный лагерь, хоровой лагерь) в организации лагерной смены педагог-организатор является главным лицом. В практике сформулированы следующие требования к его деятельности:

1.  Владение навыками организации досуга;

2.  Владение знаниями и умениями по предотвращению и разрешению психологических конфликтов.

3.  Владение знаниями, умениями спортсмена, туриста, танцора, певца.

Педагоги-практики выделяют три периода: организационный, основной, заключительный. Мы предлагаем ряд музыкальных произведений, которыми можно обогатить проведение досуговых мероприятий, таких, как поход в лес, спортивные игры с мячом, творческие конкурсы, викторины. Необходимым условием музыкального воспитания в летнем лагере является учет индивидуальных особенностей приезжающих детей, так как не все из них получают музыкальное образование. Это требует от вожатого-педагога корректности в организации различных музыкальных мероприятий. Самая важная задача педагога – пробудить интерес к музыке, научить ее понимать. Для этого вожатому необходимо вносить разнообразие в жизнь детей с помощью музыкального искусства, знакомить их с музыкой разных стилей и жанров, вводить ее как составляющую в игры, забавы, шутки. Особенно ценным представляется организация музыкальных игр. Также важным представляется учет возрастного фактора в организации досуга. Так, например, младшие школьники предпочитают подвижные игры, тогда как старшим необходима иная полезная информация: сведения о композиторе, эпохе, исполнителе.

Музыкальное воспитание оказывает важное влияние на эмоционально-психологическое состояние и развитие ребенка в ДОЛ. Поэтому необходимо расширять музыкальную составляющую, приемы и формы летнего отдыха детей закрепляющих их знания о музыке и навыки различной музыкальной деятельности.


ГЛАВА 2. Практика музыкального воспитания школьников в ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ лагере

2.1 Творческая работа будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере

Подготовка будущего учителя предполагает освоение разносторонних навыков для осуществления профессиональной образовательной и воспитательной функции. Для этого будущие учителя музыки – студенты Института искусств в период летних каникул после 2 курса проходят летнюю педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ).

Для того, чтобы летняя практика была более эффективной, результативной и интересной, студент Института искусств должен обладать рядом определенных знаний, умений и навыков, необходимых для работы в лагере. Это педагогика, возрастная психология, владение музыкальным инструментом, вокальные данные, освоенный репертуар для разных возрастных групп, и многое другое.

Лагеря бывают разные, и материальная база тоже разная. Поэтому можно рекомендовать приобрести на свои деньги «маленький комплект рабочего инвентаря». При наличии кассового и товарного чека бухгалтерия компенсирует все произведенные расходы. Студенту нужно помнить о необходимости серьезной подготовки для реализации творческих планов.

Первая педагогическая задача, которую в лагере надо решать профессионально будущему учителю – это установление с воспитанниками позитивного психологического контакта. Недостаточное внимание к этому вопросу не позволит решить ни одной из последующих задач.

Вожатый, не завоевавший авторитета, не вызывающий симпатию у детей, не сможет достичь со своим отрядом конкретных результатов.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый этап – это произвести первое впечатление, для которого важны следующие пункты: внешний вид; выражение вашего лица; запахи; тембр голоса; ваша жестикуляция.

Второй этап – это доказать, убедить воспитанников в собственной профессиональной состоятельности. Для этого надо заранее продумать и зафиксировать те пункты из вашего прошлого жизненного и профессионального опыта, которые заинтересуют детей. Можно предложить классифицировать пункты по следующим разделам:

- Чем интересным я занимался в жизни?

- Какие у меня есть способности и таланты?

- За что меня уважают и любят друзья?

- О чем увлекательном я могу рассказать?

- Чему необычному я могу научить?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первоначальное впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, то рано думать о том, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "Вам надо искренне полюбить детей".

Для того, что бы студенту легко работалось с детьми и коллективом, он должен добиться их уважения. Решение данной задачи требует определенного уровня личностно-психологических и профессиональных знаний. В ДОЛ каждый вечер проводятся различные мероприятия – не только творческие конкурсы, но и спортивные мероприятия. Поэтому очень помогает в работе творческий подход. Например: если студент умеет не только играть на инструменте, но хорошо играет в различные спортивные игры, такие как волейбол, футбол, баскетбол, шашки, настольный теннис, он быстро добьется авторитета. Ведь ничто так не вдохновляет детей, как личный пример вожатого.

Так же помогает в повседневной работе навыки игры на музыкальных инструментах, которые используются в походе. Особенно ценится гитара. В оздоровительных лагерях с туристическим уклоном очень часто разучивают туристические песни; с патриотическим – патриотические, и т.д. В любом лагере востребованы шуточные песни и частушки, песни, в которых строчки солиста повторяются хором («Землю обмотали», «Алые паруса»). Бардовские песни О. Митяева («Изгиб гитары желтой»), Ю. Визбора («Милая моя»), В.Егорова («Облака») многие из воспитанников узнали еще в семье, что способствует их эмоционально-психологическому объединению в лагере.

Так же важное умение – это подбор песен и их аккомпанемент, так как часто дети хотят петь песни, которые нравятся им. И если вожатый может их подобрать – это большой плюс в его работе.

Создание творческой, музыкально-игровой основы в деятельности воспитателя-музыканта позволяет реализовать ряд воспитательных функций, таких, как: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок, социальное закаливание, проектирование собственной деятельности; формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, изучение этнической культуры региона.

Каждый лагерь имеет свое направление, а смена проходит под эгидой определенной тематики. Например, лагерь «Лань» (п. Каменномостский) имеет туристическое направление, а все смены в летний период 2007 года проходили под эгидой «Русь святая». Детям предлагалось прожить в этом древнем мире 18 дней (смену).

На время смены лагерь становится городищем «Русь». Отряды – это поселения славян: поляне, славичи, древляне, вятичи, дряговичи, невры. Поляне и славичи – земледельческие племена, древляне и вятичи – племена, живущие в лесу, дряговичи и невры обитают на болотах. Каждое племя состоит из нескольких родов, возглавляемых главой рода. Во главе племени стоят старейшина (вожатый) и вождь (ребенок). Особо важные вопросы решает сход племени и совет старейшин, в который входят старейшины, вождь и главы родов. Важнейшие вопросы городища решает общеславянский сход.

Ежедневно итоги подводятся на Утренней заре (вожди) и Вечерней заре (вожатые). У каждого племени есть свои покровители-божества, своя легенда и символика. Утро начинается с проговаривания нараспев девиза отряда. Каждый отряд выступает со своими предложениями о ежедневном и праздничном музыкальном сопровождении.

«Сварожий круг» или «Солнцеворот» – это 18 дней смены. Каждый день зажигается один луч. Основная идея – включение как можно большего числа участников в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования, то есть в «солнцеворот дел». Следовательно, важнейшая задача – изменение позиции ребенка: от простого зрителя до активного участника и организатора игры. Поэтому «Солнцеворот» представляет собой модель коллективных и индивидуальных заданий, в результате которых и рождается Сварожий круг.

Каждому участнику игры необходимо разобраться в славянской мифологии. Для этого в течение всей смены проходят интеллектуальные игры, конкурсы и другие соревнования. К концу смены лучшие ее знатоки и участники всех дел получают звание волхвов.

В заключительный период смены проходит трехдневная ролевая игра «Славяне», которая позволит закрепить полученные знания славянской мифологии, древних традиций. После игры проводится рефлексия прожитой смены, участия каждого ребенка в ней, рейтинг проведенных дел.

Дела Городища (План смены)

1.07. День великого переселения. Заезд.

2.07. Выбор вождей, глав родов в поселениях. Ярмарочный балаган.

3.07. Общеславянский сход во славу Дажбога. Театрализованное представление поселений.

4.07. «Преданья старины глубокой» (интеллектуальные игры на знание славянской мифологии), 1, 2 отряды.

Спортивные соревнования – 3, 4 отряды.

«Старые, добрые сказки» (игровая программа) – 5,6 отряды.

5.07. «Магический круг» (игра по станциям).

6.07. Интеллектуальные игры – 3,4 отряды.

Спортивные игрища – 1, 2 отряды.

Игровая программа «Сказки птицы Гамаюн» (инсценировка сказок и легенд) – 5, 6 отряды.

7.07. День народных забав.

8.07. Интеллектуальные игры. Конкурс «Мисс Баба Яга».

9.07. Песенная слобода.

10.07. Интеллектуальный турнир «Выбор волхвов».

11.07. «Солнечный зайчик в подарок» (концерт для родителей).

12.07, 13.07, 14.07 Сюжетно-ролевая игра «Славяне».

15.07. «Рейтинг игр». Спортивные игрища между победителями.

16.07. Сварожий круг.

17.07. Великий славянский сход. Концерт «Славянский венок».

18.07. Второе переселение народов. Отъезд.

Каждое утро начиналось с зарядки, завтрака и похода, так как это туристический лагерь. Чтобы походы проходили интереснее, вожатому необходимо интеллектуально подготовиться – «запастись» туристическими байками, легендами о тех местах куда он ведет своих детей в поход. Здесь может пригодиться гитара, петь песни на привале – это занимательное и увлекательное занятие, особенно если песни исполняются поочередно с беседами о славянской мифологии.

Практика показывает востребованность целого ряда апробированных интеллектуально-конкурсных игр. «Преданья старины глубокой» – игра проводится по итогам бесед по славянской мифологии «Что ни имя – преданье, что ни слово – легенда».

Цель «Магического круга» – познакомить детей с представителями нечисти и их повадками. Форма: игра по станциям, на которых представители нечисти сами рассказывают о себе, играют в подвижные игры и веселятся с детьми, давая им разные задания. «Сказки птицы Гамаюн» – конкурс инсценированной русской народной сказки.

«Мисс Баба-Яга» состоит из нескольких мини-конкурсов.

А) Конкурсантки, сидя перед зеркалом, расхваливают себя, демонстрируя знание критериев «красоты» и костюма Бабы Яги.

Б) Конкурс на лучшее заклинание – проверка суггестивных качеств сказочной героини.

В) Конкурс на знание волшебных средств передвижения в русских сказках и былинах. Конкурс на лучшую ступу и метелку-помело.

Г) Танцевальный конкурс.

«Выбор волхвов» – закрепление знаний по славянской мифологии, выборы в племенах волхва и его помощника. Интеллектуальная игра по типу «звездного часа». «Солнечный зайчик в подарок» – концерт для именинников и родителей.

На основе анализа опыта коллег и своего мы выделяем следующую систему роста и поощрений участников смены. Ежедневно на отрядном круге выбираются те, кто проявил себя в течение дня. Их имена вписываются на лучи «солнца». В их честь исполняются музыкальные номера. По итогам смены присваиваются звания: Волхв – победитель интеллектуальных игр и прошедший «тропу испытаний»;

Кавалер Ордена Солнца 1 степени – активный участник и организатор игр;

Кавалер Ордена Солнца II степени – активный участник игр;

Кавалер Ордена Солнечного зайчика – младшие дети, принимавшие активное участие в игре.

Здесь даже привычные «вожатый» и «начальник лагеря» приобретают окраску с точки зрения язычества, и именуются «покровители» и «берегиня»; привычные мероприятия «любовь с первого взгляда» – «Иван да Марья»; «А ну-ка, девушки» – «Ладушка» и др.

Музыкальные игры являются средством создания дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых. Очень помогает в работе знание дополнительного инструмента, который изучают студенты, так как не всегда можно встретить в лагере фортепиано или баян, особенно в хорошем состоянии. Воспитателя выручает в повседневной работе владение гитарой. Основной аспект – это подготовка музыкальных номеров для тематических и праздничных мероприятий. Номера готовятся для сольного и группового исполнения. Воспитатель-музыкант прорабатывает эмоциональную, пластическую сторону выступления, помогает настроиться психологически, учит азам сценического поведения, работе с микрофоном. Будущему учителю музыки важно показать воспитанникам возможности личностного самоутверждения через творческий поиск, рост психологической уверенности, расширение интеллекта. Любая грань такой работы – показатель готовности студента к профессиональной и творческой деятельности.

Опыт работы в нескольких лагерях позволил выделить главное, что всех объединяет: это создает творчески и эмоционально сплоченную семью из детей с разными интересами, музыкальными потребностями, уровнем готовности к психологическому взаимодействию.

2.2 Анализ музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи

Структура досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности для удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, различных формах нерегламентированной деятельности и общения.

Формы досуга бывают разных видов:

1.  Различные спортивные игры с мячом: "Удержание мяча", "Прогулки и бег с мячом", волейбол, футбол.

2.  Прогулки в лес за грибами, ягодами, цветами при этом разучивание ряда песен: " Землю обмотали ", "Милая моя", Ю. Визбора, "Кораблик детства", "Ты, да, я, да мы с тобой", иАлые паруса", " Лагерная", " Два гуся", " Лето".

3.  Танцевально-дискотечные программы, которые каждый раз должны готовить разные группы или отряды. Таким образом, создается атмосфера соревнования музыкального вкуса, эрудиции.

4.  Познавательные игры – викторины, включающие и музыкальные викторины, которые отряды устраивают друг другу с различным материалом

5.  Купание и загорание на пляже.

6.  Оказание трудовой помощи.

7.  Поход в филармонию или кинотеатр

8.  Беседы на "жизненные" темы.

9.  Творческие конкурсы, например, такие, как "Комический парад", "Митинг сказочных героев", "Гинесс-шоу", "Аукцион талантов", "Звуки-музыки".

10.  Фестивали, КВНы.

11.  Чтение книг, рисование и т.д.

Для выявления места и роли музыкальной составляющей в ДОЛ мы провели анкетирование, студентов Института искусств, имеющих опыт работы в ДОЛ. Всего было опрошено 15 человек (см. Приложение V).

Возраст детей в их отрядах составлял от 7 до 17 лет.

Музыкальные сигналы как средство обозначения режима дня присутствовали у большинства опрошенных: 10 из 15 респондентов.

Все считают звучание музыки как средство обозначения режима – положительным, поскольку это является организующим фактором для вожатых и их воспитанников.

Наряду с неопределенными музыкальными композициями использовались также свисток, труба. Нам представляется очень интересным опыт лагеря, в котором звучали ситуационные музыкальные сигналы и песни:

Подъем – Горн.

Завтрак, обед, ужин – «Антошка».

Тихий час и отбой – «Спят усталые игрушки».

В распорядке некоторых лагерных смен присутствовал такой пункт, как обязательное разучивание песен к определенным мероприятиям. Все учили Гимн лагеря, а так же разные туристические, современные эстрадные песни, детские песни.

Наиболее изучаемые песни: «Вместе весело шагать», «Изгиб гитары желтой», «Совершили чудо», «Ты да я, да мы с тобой», «Алые паруса», «Люди идут по свету», «Дым костра».

В некоторых сменах руководство озвучивало установку: выучить за смену 10 определенных песен. Например, в туристическом лагере «Лань» среди наиболее желательных для изучения песен следующие: «Милая моя», «Ты – мое дыхание», «Кораблик детства» и др…

На вопрос «Нравилось ли детям петь?» 100% респондентов ответили, положительно. Точность ответов на это вопрос подтверждают и ответы на 15 вопрос «Как воспринималась музыка детьми?»

Наиболее любимые песни детей – детские песни (Песенка львенка и черепахи), юмористические (Монолог сына), а также известные песни с новыми словами на лагерные темы (Что такое лагерь?).

В расписании большинства ДОЛ не обозначены занятия кружков. 20 % респондентов указали что в их лагере работали различные кружки – рисования мелом, кружок юного лидера, декоративно-прикладное искусство, лепка, рисование, изо, волейбол, футбол, баскетбол. Следует отметить, что вокал и танцы присутствовали всегда.

Присутствие в отряде детей, играющих на каких-либо музыкальных инструментах, всегда помогает вожатым в работе по наполнению музыкальной составляющей досуга. Эти дети более охотно включаются в работу при подготовке общелагерных мероприятий, с удовольствием поют на сцене, участвуют в театрализованных представлениях.

На гитаре играют всего четверо из опрошенных вожатых-студентов. Музицирование помогло в работе при подготовке к конкурсам, музыкальным мероприятиям, музыкальному воспитанию и прививанию любви детей к музыке (дети любили петь песни под гитару), при разучивании песен, и других форм проведения вечернего досуга.

Разнообразие репертуара определятся тематикой смены и самого лагеря. В туристических лагерях преобладают туристические, походные песни и кричалки. В патриотических – больше песен про Родину (С чего начинается Родина?), страну (Батяня-комбат группы «Любе»), военные («Катюша» М. Блантера). В оздоровительных – больше шуточных и развлекательных песен.

Все респонденты уверенно считают, что необходимо тщательно подбирать репертуар в соответствии с возрастом воспитанников. Это безусловно, отвечает общеметодическим требованиям к выбору репертуара.

Потребность петь возникала при различных ситуациях: в автобусе, возле костра, в походах, на море, на общелагерных мероприятиях, в свободное время.

Разучивать песни легче со школьниками 7-13 лет. С подростками подобная работа осложнялась тем, что они считали разучивание новых песен необязательным. Но если песня нравилась – то подростки разучивали ее с большим интересом. Например, юмористическая песня «Два гуся».

К сожалению, картина не получилось достаточно полной на вопрос о том, что любят петь дети разных возрастных групп: из 15 ответили, развернуто, конкретно лишь 10 респондентов. Они утверждали, что в возрасте от 7 до 10 лет дети любят петь про животных, про природу, в возрасте от 11 до 13 лет – про любовь, про дружбу, а в возрасте от 14 до 16 лет – эстрадные песни, рок, хип-хоп.

При подготовке к работе в лагере в качестве вожатых респонденты собирали сценарии, разучивали новые песни, кричалки, речевки, записывали диски с различной музыкой, готовили методический материал (психологические тесты, тренинги на сплочение членов отряда); девизы, игры на знакомство.

На вопрос, в каких формах присутствовала музыкальная составляющая: 6 респондентов ответили игры, 8 респондентов ответили конкурсы и только 3 ответили кружковая работа. Такой показатель говорит о необходимости расширения штатного расписания в ДОЛ за счет включения специалистов – руководителей кружков различных направлений. В таких случаях исключается возможность безделья воспитанников и их деструктивного, асоциального поведения.

На последний вопрос: как вы думаете, достаточно ли музыкальной составляющей в расписании лагерной смены – 80% респондентов ответили, что ее надо увеличить и только 20 % что – да, достаточно.

На основе анализа ответов анкетируемых мы сделали следующие выводы:

1.  Форм досуга много, но не все присутствуют в каждом лагере. Это характеризуется направлением лагеря и тематикой смены.

2.  Необходимо расширять музыкальную составляющую досуга – с помощью специально направленных кружков (эстрадный вокал, спортивно-эстрадные танцы, театральная студия)

3.  Необходимо активизировать работу по подготовке студентов к летней педагогической практике. Методическая неподготовленность зачастую приводит к отсутствию целенаправленной работы и психологического взаимопонимания между вожатыми и детьми.

4.  Требуется создание центра по накоплению методического материала для летней педагогической практики, которым может воспользоваться любой желающий.

5.  Желательно организовать краткие курсы обучения игре на гитаре всех студентов института искусств, выезжающих на летнюю педагогическую практику. Так как это умение очень помогает в работе вожатым.

6.  Мы предлагаем репертуарный список музыкальных произведений, которыми можно обогатить проведение досуговых мероприятий, таких, как поход в лес, спортивные игры с мячом, творческие конкурсы, викторины.

7.  Также важным представляется учет возрастного фактора в организации досуга. Так, например, младшие школьники предпочитают подвижные игры, тогда как старшим необходима иная полезная информация: сведения о композиторе, эпохе, исполнителе.

На основе проведенного анкетирования и анализа собственной деятельности мы определили следующие функции музыкального воспитания в ДОЛ.

Организаторская: 1. Использование музыкальных произведений (фрагменты) в качестве сигналов по распорядку дня.

2. Работа по составленному плану с использованием заранее подготовленных сценариев конкурсов, игр, фестивалей др. Проведение психологических тестов, тренингов на сплочение членов отряда.

Воспитательная: 1. Использование музыкальных произведений в играх на знакомства.

2. Привлечение детей, играющих на каких-либо музыкальных инструментах, в работу по наполнению музыкальной составляющей досуга.

3. Выбор репертуара в соответствии с возрастом школьников и воспитательной направленностью лагеря.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.