на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере: проблемы и перспективы


9.  Чтение книг, рисование и т.д.

Необходимо равномерно распределить эти занятия по дням основного периода – так, чтобы происходило чередование разных видов деятельности. Для этих занятий следует придумать яркие названия – такие, которые разбудят детское любопытство и вызовут желание участия. Самый важный момент – организация таких занятий.

Заключительный период не менее сложен, чем начальный период. На последние дни приходится еще один пик "криминальной активности". Дети почувствовали, что времени осуществлять вызревавший всю смену замысел уже не останется, под покровом ночи идут "мазать девчонок", залезают среди ночи на столбы-громоотводы, одеваются в костюмы привидений и устраивают грандиозную подушечную баталию.

В эти дни, как и во все другие, есть место определенным делам. Их должно быть немного и они должны иметь определенную направленность. Прежде всего, эти дела – подведение итогов. Если на базе отряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выступление или выставку – демонстрацию результатов его работы. Очень привлекают стенгазеты с указанием побед конкретных детей в различных конкурсах, мероприятиях, номинациях. Такие газеты нетрудно изготовить с помощью компьютера, и дети с удовольствием забирают их домой в конце смены.

Кроме того, нужны дела-прощания. Последняя прогулка прощания с лесом и так далее. Также нужен один красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. Его музыкальная часть складывается из нескольких составляющих, которые зависят от музыкальных интересов и потребностей детей. Все это связано с тем, какой вклад вносит ребенок в заключительный праздник: если он читает стих, то ему нужен музыкальный фон, музыкальное оформление его песни, танца, сценической постановки.

Постоянное пребывание в большом коллективе, насыщенность развлечениями и всевозможными делами перегружают нервную систему детей новыми, порой сильными впечатлениями и вызывают естественную потребность побыть наедине. Нельзя забывать и про индивидуальные склонности ребят. Одному хочется почитать книгу, другому собрать гербарий, третьему – смастерить кораблик.

Это время должно составлять не менее двух часов в день и распределиться по часу в первую и во вторую половину дня. Специальные исследования, проведенные в одном из оздоровительных лагерей, показали, что к общелагерным делам, которые проводятся, как правило, во вторую половину дня, ребята готовятся с большим энтузиазмом и интересом. Но костры, карнавалы часто затягиваются, и отбой переносится на 23, и даже 24 часа ночи. Да и весь режим нарушается в дни подготовки к празднику. Особенно это касается актива лагеря. Дети нервничают, ухудшается аппетит и сон. Вот этого никак не должен допускать педагог-организатор, потому что его задача – не только помочь ребятам весело проводить все дни лагерной смены, но и не забывать, что летом ребята должны набраться сил на зиму, закалиться и поправиться.

Режим дня строится на разумном чередовании работы и отдыха. Дети должны быть как можно больше на воздухе, в лесу, у воды. Педагог как раз и должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самодеятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности (3; 6). Один из способов достижения оптимального режима группы заключается во введении самоуправления. Для этого группа в течение смены регулярно собирается и обсуждает свои проблемы, дальнейшие планы. Самоуправление активизирует не только творческий, но и лидерский организаторский потенциал детей, содействует улаживанию психологических конфликтов и содействует сотворчеству группы.

Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время, на наш взгляд выступает игра и ее различные модификации, и в частности, музыкальные игры. Контингент приезжающих в лагеря, очень разнообразен и не все дети получают музыкальное образование. Это требует от вожатого-педагога корректности в организации различных музыкальных мероприятий. Самая важная задача педагога – пробудить интерес к музыке. Для этого необходимо вожатому вносить разнообразие в жизнь детей, знакомя их с музыкой разных стилей и жанров, вводить ее как составляющую в игры, забавы, шутки. Особенно ценной представляется организация музыкальных игр.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности. В руках учителя, воспитателя, вожатого она становиться инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей и подростков, развивать инициативу, самодеятельность, создавать атмосферу свободы творческой раскрепощенности в коллективе и условия для саморазвития.

На торжественной линейке, сборы с их красивыми ритуалами, вечерние костры, конкурсы, олимпиады, трудовые операции, соревнования между отрядами, яркие спортивные и художественные праздники, фестивали, карнавалы, коллективные импровизации – в условиях свободного времени. Близости природы могут достигать вершин красоты, если используются богатые возможности игры, а работа ведется с учетом интересов детей (24; 4).

К сожалению, нередко в детской сфере царят еще неорганизованность и скука, много излишней овзросленности в выборе педагогических средств, неумеренно используются словесные методы воспитания. Можно выявить закономерность, если для младших школьников важны движения в играх, то для старших полезна информация: сведения о композиторе, эпохе, исполнителе и тому подобное.

К числу наиболее важных условий воспитания детей во время каникул относиться новая природная и социальная среда – все то, что окружает ребенка за пределами школьного класса. Свежий воздух, солнце. Простор для движений – благоприятные факторы закалки, укрепления здоровья. Органически вплетаясь в детскую жизнь подвижные игры, веселые туристские состязания, игровые праздники приносят много полезного как нравственному, так и физическому здоровью ребенка. Подвижные игры учат формированию и развитию коллективных отношений.

Односторонний же взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния лишь на будущее человека. В свою очередь это порой ведет к неправильному определению тактики использования игры в педагогическом процессе: на нее смотрит слишком утилитарно, забывают, что главное ее назначение нести детям радость (24; 6).

В современной практике организации летнего отдыха детей выделяется несколько видов оздоровительных лагерей. Структура воспитательных мероприятий и видов отдыха в них определяется тематической направленностью.

1.2 Возможности организации музыкального воспитания школьников в летнем лагере

Музыкальное воспитание – целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Современную теорию музыкально-эстетического воспитания отличает убеждённость в возможность формирования музыкальных способностей у широкого круга людей.

Музыкальное воспитание оказывает влияние на общее развитие ребенка. Музыкальному воспитанию присуща особая формирующая сила, с одной стороны, благодаря разностороннему эмоциональному воздействию песни и инструментальной музыки, а с другой – потому, что в музыкальном произведении важны не детали и не смысл отдельных слов, а его целостное значение.

Переживание музыки – специфическое средство познания ребенком окружающего мира. Восприятие шумовых и музыкальных звуков приучает ребенка к точным и вместе с тем дифференцированным наблюдениям и расширяет его познания. В процессе пения и слушания музыки вне заформализованных школьных структур отношение ребенка к самой музыке, а также к товарищам и к окружающим его людям приобретает новые качества.

Музыкальное воспитание детей как педагогический процесс охватывает внутренне процессы и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности протекает по ее внутренним законам, но всегда подчиняется факторам, воздействующим извне. Внешнее воздействие, связанное с музыкой вызывает реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. П.Н. Анохин пишет по этому поводу: "Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную область головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражения подкорки вызывается звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания всем прошлом опыте – печальные или радостные, в зависимости от характера музыки" (23, 127). Это объясняет преобладание детских песен в мажорном ладу.

Музыкальная деятельность – различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, (а через него окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Соотношение различных видов музыкальной деятельности зафиксировано в таблице К. Орфа:

Восприятие музыки
Восприятие специально созданное для слушания Восприятие в связи с ее исполнением Музыкально-дидактические игры
Исполнительство
Пение Музыкально ритмические движения Игра на музыкальных инструментах
Творчество
Песенное творчество Музыкально-игровое и танцевальное творчество Импровизация на детскую музыкальность
Музыкально образовательная деятельность
Знание общего характера Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Под влиянием музыки дети в лагере обретают эмоциональную уравновешенность. Проводимые в течение достаточно продолжительного времени пение и игры оказывают положительное эмоциональное воздействие, освобождая ребенка от внутренней напряженности. Участие детей в различных играх укрепляет чувство уверенности, способность к адаптации в различных обстоятельствах, формирует навык выражения чувств в мимике и жестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельно находит их, научается ощущать в них юмористические, гротескные и другие характерные черты. Фактор свободного времени не ограничивает детей – в отличии от урока – в поиске, и, следовательно, в творческом самовыражении в таких видах деятельности.

Изменяются во время игр и отношения ребенка с другими детьми: появляется потребность общаться с ними, он смело подходит к ним, выслушивает их, реализует свое желание участия в коллективных играх. Репетиционная работа по разучиванию песен и сценок небольшими группами приводит к возникновению дружеских связей. В отряде устанавливается уважение к ребенку, который поет чисто, уверенно, играет на музыкальном инструменте. Отношения между вожатым и ребенком становятся непринужденными: игра вызывает у них общую радость, общее волнение или общее изумление. Во время пения, сопровождающего игру, новый смысл приобретают также взаимоотношения индивидуума и группы. Радостная деятельность помогает ребенку легко войти в группу и установить контакт с остальными детьми.

Если говорить о творческом самовыражении, то большое значение имеют чуть слышные «напевания» ребенка – самостоятельное создание мелодий. Такая работа невозможна в работе на уроке в школе.

В процессе пения – хотя мы и подчеркиваем его высокое эмоциональное значение – всегда имеет место интеллектуальная деятельность ребенка. Эта «двойственность», точнее, естественное единство двух начал – эмоционального и интеллектуального – развивает также и умственные способности ребенка.

Продолжительность и устойчивость внимания зависят от возраста детей, от музыкального материала, от характера игры и от разнообразия используемых методов. Новые песни, возможности исполнить их со сценическими движениями активизирует интерес к музыке школьников в детском лагере.

Запоминание мелодий песен, их текстов и различных игровых движений развивают память ребенка. Количество и характер запоминаемого – индивидуальны. Если говорить о запасе музыкальных образов, то между множеством пассивно воспринятой музыки и активно спетыми мелодиями имеется, вероятно, большое расхождение. Активизация мыслительных процессов формируют целостное художественное восприятие музыки.

Воображение ребенка развивается благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет». Когда ребенок играет в «придумывание мелодий», в «завершение мелодий», в «певческие разговоры», он создает новые формы из ранее усвоенных музыкальных образов, осевших в его памяти.

Музыкальное воспитание дает возможность тренировать – мыслительные процессы. Дети связывают простые музыкальные термины с конкретными действиями.

Внутренние закономерности народных детских игр побуждают ребенка в новых игровых ситуациях к логическим умозаключениям и к соответствующим действиям.

Эмоции, вызываемые пением и музыкой, также обуславливают действия ребенка. Он вновь хочет пережить радость, и это переживание побуждает его к действию. Он напевает про себя, сам принимается организовывать игру, зовет своего товарища, чтобы спеть вместе с ним, предлагает вожатому провести ту или иную игру. У него возникает потребность вторично прослушать исполненную для него песню, и он просит об этом вожатого. Если создана хорошая атмосфера воспитательной работы и установлена непринужденная связь между вожатым и ребенком, это позволяет развить интерес к музыке, и влечет за собой активное участие детей в музицировании.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже впервые годы его жизни, занимает ведущее место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека в жизни. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.

Музыка играет огромную роль на праздниках в детском лагере. Она начинает и заканчивает каждый праздник. Под музыку школьники входят на танцевальную площадку, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным.

Не следует считать, что непомерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Громкое звучание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет школьников форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению. Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам праздника, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не следует стремиться к использованию сложных произведений: многосоставных и сложных по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь ребенок только тогда сможет выразить в движениях свое настроение, когда владеет способом их реализации в последовательности и пространстве.

Музыке отводится большое место в структуре праздничных мероприятий. Обычно музыка чередуется с художественным словом, сценками, танцевальными номерами, выступлениями участников команд КВН.

Исполнение песен является самой доступной и массовой формой музыкального воспитания в детских лагерях. Песни исполняются хором, небольшими группами и солистами. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой. Различные праздники и мероприятия являются составной частью вечеров развлечений. Вечера развлечений способствуют всестороннему развитию ребенка, в них он знакомится с различными видами искусства – музыкальным, изобразительным, литературой. Активизируются и развиваются навыки подготовки стенгазет, изготовление сценических костюмов.

Вечера развлечений возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус детей. Они способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, доверия друг к другу. Вечера позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, поверить в свои возможности.

На основе анализа современной практики в ДОЛ Фетняева выделила три вида вечеров развлечений: (43, 10)

1.  Организованные для детей взрослыми;

2.  Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

3.  Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров (43, 10).

Вечера развлечений проводятся в самых различных формах:

1.  Концерт;

2.  Кукольный театр;

3.  Теневой театр;

4.  Настольный театр игрушки;

5.  Празднование дней рождения детей;

6.  Вечера спортивных игр и развлечений;

7.  Слушание радиопередач, просмотр телепередач и фильмов в формате DVD,

8.  Вечера игр, забав и аттракционов,

9.  Организация клуба веселых и находчивых.

Вечера игр, забав, аттракционов, загадки, веселье, юмористические стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные аттракционы ("Накрой на стол", "Костер") приносят детям огромную радость и несказанное удовольствие. Эти вечера можно проводить в виде увлекательной игры. Например, "Путешествие в страну смеха", "Королевство кривых зеркал", "Наш цирк", "Сказки-загадки" (23; 228).

Рассматривая различные праздники и вечера развлечений, необходимо рассмотреть понятие "развлечение". Развлечение – одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.

Роль и место музыки в развлечении неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль оформления.

Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически дети могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение.

Подготовка развлечений осуществляется в следующей последовательности: выбор темы, поиск и структурирование соответствующих материалов, определение точного числа участников. Развлечение следует продумать и оформить декорации, костюмы и другие атрибуты. Особенно важно в подобных представлениях музыкальное сопровождение.

Итак, развлечения – особая форма организации досуга школьников в детском лагере. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к музыкальному искусству, развивают художественный вкус, расширяют формы творческой самореализации, формируют его текущую активность (23; 229).

Свободное время школьников в лагере – это удовлетворение их интересов, запросов, а также решение возникших сложностей. Свободное время, как правило, занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях это деятельность организуется взрослыми – вожатыми, учителями. В других – дети организуют ее сами как общую совместимую деятельность.

Значительную часть досуга многие проводят и в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают, другие что-нибудь мастерят из бумаги, природных материалов (шишки, ветки, мох, цветы). Но все же досуг в детском лагере в большей степени определяется организацией их коллективной деятельности.

В лагере одна из самых популярных форм проведения досуга детей – танцевальные вечера (дискотеки). Музыка, под которую можно танцевать и веселиться – с яркими, огневыми, усиливающими энергию ритмами – способствует созданию позитивного настроения. В настоящее время накоплен опыт использования дискотек для развития познавательных интересов в музыке. Наиболее благоприятные условия для реализации этих целей создают дискотеки в лагерях, где существует несколько музыкальных кружков.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.