на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы социологии


15. Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье

Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и социальную.

Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Социальная деформация семьи связана с нарушением системы взаимоотношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору социальной деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что социальная деформация семьи, нарушение системы отношений, ценностей, традиций в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеющиеся данные социологических исследований свидетельствуют, что хотя родители как пример для подражания отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными социально значимыми близкими лицами и в этом возрасте. В ходе проведенного в марте 2005 года в г. Курске социологического исследования было установлено, что для нормального социального развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которая наступает позже. И если отец (или мать) воспитывают ребенка в одиночку, то он (или она) должен дать сыну или дочери достаточно стимулов, как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или двух ролях, что сделать очень сложно. В неполной семье сложнее сформировать у ребенка правильную социально-половую идентификацию. Модели для такой идентификации ребенок вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.

Несомненной является зависимость между неблагоприятным микроклиматом в семье и асоциальным поведением ребенка. Неблагоприятный микроклимат в семье создает почву для возникновения отклонений в процессе социализации ребенка. Поведение детей из неблагополучных семей, часто является асоциальным. Ребенок усваивает искаженные формы межличностного общения. Отношения между родителями в неблагополучных, конфликтных семьях демонстрируют модель асоциального поведения.На основании данных исследования можно заключить, что к числу наиболее важных факторов формирования гармоничной личности, по нашему мнению, относятся:1) внутрисемейные отношения (между супругами, родителями и детьми);2) нравственный пример родителей;3) организация жизнедеятельности семьи;4) уровень культуры родителей и их образования;5) степень ответственности родителей.Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях социально-экономического кризиса и ухудшения жизни населения проблемы формирования личности ребёнка в семье достигли предельной остроты, и их решение стало жизненно необходимым.

16. Личность как объект и субъект общественных отношений

В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом она же является создателем своих собственных условий существования, т. е. социальным субъектом.

Что касается потребностей, то сам по себе принцип выделения здесь низших и высших уровней общепризнан. Вопрос в том, как именно структурируются эти уровни. В рамках нашего подхода к личности как объекту и субъекту социальных отношений мы примем за основание иерархизации потребностей принцип включения человека в расширяющиеся сферы социальной деятельности. К. Маркс отмечал, что сам процесс удовлетворения потребностей есть в сущности процесс присвоения человеком той или иной формы деятельности, определяемой общественным развитием.

Уровни присвоения человеком различных форм социального общения можно структурировать как первичное включение в ближайшее семейное окружение, далее — в многочисленные контактные коллективы или малые группы, в ту или иную сферу трудовой деятельности, наконец, включение через все эти каналы в целостную социальную систему, приобщение к социально-политическим и культурным ценностям общества. Основанием классификации является здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, источник которой со стороны субъекта — потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру. За основание структурализации мы примем в этом случае протяженность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий, а ситуацию деятельности можно принять как относительно стабильную. Тогда низший уровень этой иерархии образуют ситуации предметной среды, далее — условия группового общения, затем — особенности той или иной сферы социальной деятельности, наконец, общесоциальные условия (экономические, политические, культурные). Эти последние претерпевают сколько-нибудь существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека, условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.

17.  Социальные институты: структура и основные функции

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришёл из латинского institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения:

·  узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);

·  широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, - остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.

Анализ. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.

Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Их всего пять:

·  потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

·  потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты и государство);

·  потребность в добывании средств существования (экономические институты, производство);

·  потребность в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

·  потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальные институты классики социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.

Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. Пример: в примитивных обществах господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения; они грозили человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения.

Ещё один пример – институт дуэли.

Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Итак, для того, чтобы появиться, социальному институту необходимо преодолеть несколько последовательных этапов:

1.  Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2.  Формирование общих целей.

3.  Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4.  Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5.  Институциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

6.  Установление системы санкций для поддержания норм и правил, диффиренциированность их применения в отдельных случаях.

7.  Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Признаки социального института:

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде.

Основные роли - шаблоны, образцы поведения.

Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы).

Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля


ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

ИНСТИТУТЫ СИМВОЛЫ ОСНОВНЫЕ РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
ИНСТИТУТ СЕМЬИ кольца, обручение, контракт отец, мать, ребенок дом, квартира, мебель семейные запреты и допущения
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ флаг, гимн, герб законодатель, судья, избиратель общественные здания конституция, законы
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ фабричная марка, деньги работодатель, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин контракты, лицензии
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ диплом, степень учитель, ученик школа, библиотека, стадион правила учащихся
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ крест, алтарь, библия пастор, прихожанин собор, церковь вера, заповеди, посты

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.

Функции социальных институтов:

Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

1)  Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

2)  Регулятивная функция. Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения.

3)  Интегративная функция. Процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

4)  Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый социальный институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, однако, этих «новых» нужно социализировать к ценностям данного института.

5)  Коммуникативная функция. Информация, произведённая в институте должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции скрыты от глаз, не заявляются.

Пример: к явным функциям школы относится приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к ВУЗу, усвоение базисных ценностей общества. Но у неё есть также и скрытые функции: приобретение определённого социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей и т.п.

Пример: было бы наивно утверждать, что люди едят чёрную икру потому. Что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Производство предметов несёт в себе и скрытую функцию – оно удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа.


18. Экономическая социология: понятие, сущность

Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.

Существует несколько направлений в экономической социологии: старая экономическая социология (Карл Маркс, Макс Вебер, Зомбарт, Йозеф Шумпетер, Эмиль Дюркгейм и другие) , новая экономическая социология, она же неоинституциональная экономика (Рональд Коуз, Марк Гранноветер, Нил Флигстайн, Дж. Коулман, В. Радаев, Дуглас Норт, Кеннет Эрроу (Кenneth Arrow), Джордж Стиглер (George Stigler), Армен Алчиан (Armen Alchian), Гарольд Демсец (Harold Demsetz), Оливер Уильямсон (Oliver Williamson), В. Зелицер и целый ряд других), а также отечественная новосибирская школа экономической социологии (Т. И. Заславская, Р. И. Рывкина, З. И. Калугина, Т. Ю. Богомолова, П. С. Ростовцев, Е. Е. Горяченко, Г. Кирдина, О. Э. Бессонова и целый ряд других) и белорусская экономико-социологическая школа (Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк и др.).

Эта дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.

Это направление использует самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.

Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом «наш» человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.

На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии:

·  Социология рационального выбора

·  Сетевой подход

·  Новый институционализм

·  Культурноисторический подход

·  Этнографический подход

Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования.

Направление экономической социологии, формирующееся в рамках сетевого подхода, обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей — устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии «рынок — иерархия». Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными.

Новый институционализм в социологии появляется в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Во Франции активно развивается новый французский институционализм.

19. Семья как социальный институт и малая социальная группа

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:

1) Физиологические и сексуальные потребности;

2) Потребности в безопасности своего существования;

3) Социальные потребности в общении;

4) Престижные потребности в признании;

5) Духовные потребности в самореализации;

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

 

1. Репродуктивная функция семьи

 

Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

2. Социально-биологическая функция семьи

   В итоге естественно-биологические потребности человека в

удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

 

Функция социализации личности

 

Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

   Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

Досуговая функция

Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.