![]() |
|
|
Шпаргалка: Основы социологииК этому времени была наработана практика социологических исследований, имелся значительный теоретический и практический задел. В 1917 году вышел в свет первый учебник по социологии для ВУЗов Т.Фадеева; в 1918 году – для школы Е. Энгеля. Отличие русских социологов от западноевропейских заключалось в понимании метода социологии. Они подчёркивали, что между природными и общественными явлениями есть принципиальные различия. Природные – закономерные, повторяющиеся явления, а общественные – неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. Отсюда должно быть два метода – естественно-научный и социологический. На втором этапе развитие социологии было направлено по одному теоретическому руслу – руслу коммунистической идеологии, и подчинялось потребностям строительства социализма в России (с 1922 – в СССР) и стимулирования рабочего и коммунистического движения в мире. Уже в 1922 году деятельность старой профессуры была оценена как духовное развращение молодёжи. Последовало выдвижение идеологической и политической функции науки на первый план под лозунгом: «Кто не с нами, тот против нас». В становлении советской социологии наметились две тенденции: · «мы хотим пахнуть по-своему»; оно вело к самоизоляции от общего развития социологии. К отрыву от богатых традиций в истории развития социологической мыли. Данная обособленность отечественной социологии обуславливала её локальный характер, что сказывалось на научной репрезентативности и ценности. · Переход от агитационно-пропагандистских форм к исследовательской работе, накопление эмпирического опыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры и т.д. Исследования имели преимущественно социально-экономический характер с использованием социологических подходов. В 20-ые гг. из России эмигрировали несколько выдающихся социологов: П.А. Сорокин (в США), Г.Д. Гурвич (во Францию) и т.п., которые стали видными фигурами на социологическом Олимпе. Они не поступились своими принципами в угоду коммунистической идее. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вёл к росту числа методических разработок, который был сродни американской эмпирической социологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работа над методикой и техникой прикладных исследований носила разведывательный характер и осуществлялась в основном методом проб и ошибок. На третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была практически ликвидирована. Тоталитарный режим коммунистов не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма». Так, что со смертью Сталина, с началом разоблачений культа его личности и наступлением «хрущёвской оттепели», начался новый, четвёртый этап в жизни отечественной социологии – этап её постепенного и трудного возрождения. В Советском Союзе начали появляться специализированные социологические учреждения (Санкт-Петербург, Ростов, Сибирь), объединения учёных, социологические журналы, вузовские кафедры, лаборатории и т.д. Социология в России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Однако в нашей стране эта наука приобрела некоторое своеобразие, состоящее в следующем: 1) большинство теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность – они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий; 2) их создатели стремились осмыслить и теоретически обосновать социокультурное своеобразие России. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина основывается на идее свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными институтами. М. Бакунин полагал, что свобода имеет социальный характер – она может быть осуществлена только через общество при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми. Он сформулировал "Теорию социализма и федерализма", согласно которой 1) социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций; 2) государство должно быть устранено; 3) отношения между субъектами должны строиться на принципах федерализма (их свободного и равного союза). П. Кропоткин разработал теорию "анархического коммунизма", который, по его мнению, мог возникнуть на основе личной и коллективной свободы трудящихся, общества равных между собой людей, целиком основанного на самоуправлении. Идеология анархизма не выдержала проверки временем, однако его центральные представления о справедливости, равенстве, свободе личности, самоуправлении и федерализме в общественной жизни и сегодня имеют немало сторонников и последователей. Социология народничества представлена трудами П. Лаврова и Н. Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. Их исследования основывались на субъективном методе, суть которого сводится к изучению "критической мысли в человечестве", а также субъективной позиции самого социолога. Развитием идеи о субъективном методе стало учение о двуединой правде: правде-истине, представляющей собой объективный анализ явлений общественной жизни, и правде-справедливости – субъективном анализе общественной жизни, открывающем путь к гармоническому сочетанию интересов всех людей. П. Лавров сформулировал теорию солидарности, которая, по его мнению, представляет собой общность интересов, убеждений и привычек людей, осознание ими того, что личный интерес совпадает с общественным. Из этого следует задача социологии – изучить и понять формы солидарности, условия ее упрочения или ослабления при разном уровне развития людей и различных формах их общежития. Н. Михайловский плодотворно исследовал проблемы взаимодействия личности и общества, героя и толпы. Он разработал "Теорию общественного прогресса", движущими силами которого, по его мнению, являются: 1) разделение труда; 2) борьба нового уклада общественной жизни со старым; 3) борьба передовых и реакционных идей; 4) борьба передовых и реакционных общественных идеалов. Психологическая социология в России представлена работами Е. Де Роберти и Н. Кареева. Эти исследователи подходили к изучению общественных процессов с позиций психологического детерминизма, который опирается на следующие принципы: 1) проблемы общественного развития основываются на индивидуальной и групповой психологии людей; 2)общественные явления всегда имеют психологическую основу; 3) психические взаимодействия индивидов являются основой всей общественной жизни; 4) общество есть система психических и практических взаимодействий индивидов. Е. Де Роберти разработал концепцию, получившую название "робертизма". Суть концепции сводится к следующему: 1) социология должна быть тесно связана с психологией; 2) психическая деятельность людей развивается под воздействием биологических факторов и социальной деятельности; 3) существует индивидуальная и коллективная психика (причем, последняя, воплощаясь в групповом поведении людей, проявляется в морали, нравственных нормах и принципах). Н. Кареев сформулировал представление о трех основных сторонах духовного бытия людей: 1) интеллектуальной (ум); 2) эмоциональной (чувства); 3) волевой. Плюралистическая социология М. Ковалевского основана на представлении о том, что 1) не следует придавать постоянного определяющего значения тем или иным факторам общественного развития (экономическим, политическим, культурным и т.д.) – каждый из них в зависимости от ситуации может стать решающим на протяжении какого-то времени; 2) для объяснения фактов социальной реальности желательно использовать различные теории и подходы: позитивный, историко-сравнительный, органический, психологический и т.д. М. Ковалевский разработал "Теорию общественного прогресса", согласно которой основным законом социологии является закон прогресса, а задача социолога состоит в выявлении причин, которыми обусловлен прогресс и сущности перемен, им вызываемых. По мнению исследователя, участие всех народов планеты в мировом прогрессе в конце концов приведет их к объединению в "мировое солидарное общество". Социологический неопозитивизм П. Сорокина основывается на следующих основополагающих принципах: 1) социология как наука должна строиться по образцу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть (субъективизм в науке недопустим); 3) социология должна изучать только такие взаимодействия людей, которые доступны для объективного измерения; 4) социологическое исследование не допускает умозрительных, не доказанных наукой построений; 5) социологический плюрализм (любое социальное явление или процесс детерминируются не каким-либо одним, а многими факторами). П. Сорокин разделил социологию на теоретическую (включает социальную аналитику, изучающую структуру социального явления, социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей, социальную генетику, изучающую развитие социальной жизни) и практическую (прикладную дисциплину, опирающуюся на выводы и законы теоретической социологии). Наиболее значительный вклад в современную социологию внесли разработанные П. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобильности. Понятие общества. Типы и структура общества Итак, ключевым понятием социологии является общество. Однако в повседневной жизни это понятие используется широко и многозначно. Под ним могут подразумевать и (1) небольшой круг людей (например, «избранное общество), и (2) общество любителей театра, и (3) российское общество в целом, и (4) даже всё человечество. Социология чаще всего имеет дело с третьим из приведённых примеров. · Общество – это люди (т.е. не один человек, а многие); · Люди эти чем-то связаны, объединены, и это нечто позволяет отличать «наших» людей от «не наших»; · Человеку необходимо жить в обществе; причём общество воздействует на человека мистически, принудительно и тотально, а человек на общество -–практически, избирательно и локально. В отечественной науке сложились две традиции к пониманию общества: узкий социологический и широкий философский. Они оба по своему правы и каждый из них даёт что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их надо различать, т.к. разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Коснёмся вначале узкосоциологического подхода. В узком смысле под обществом понимают: · Определённую группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности; · Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны; · Сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты. Для того чтобы правильно представлять себе такое сложное явление, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество. Страна – часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру управления (правительство, парламент). Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – это социальная организация страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда чётких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народа и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Т.о., страна – результат территориального разделения мира. Однако общество существовало и в ту далёкую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению людей. Учёными были выделены условия, при которых социальное объединение следует считать обществом: · Постоянная территория – например, Россия в своих государственных границах; · Пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом; · Высокоразвитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни; · Политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми. Мы будем определять общество как:самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой. Типы обществ Общество можно рассматривать под разными углами зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди по критерию богатства и объёму власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, всё общество разделить на четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную, подобно тому, как в географии существуют четыре части света. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе. А. По уровню сложности. (Это наиболее распространённое деление общества)
Относительно времени появления человека современного существует множество версий. По одной из них, анатомически современный человек возник примерно 200 тысяч лет назад, а поведенчески современный человек – около 50 тысяч лет. Отталкиваясь от этих и других данных, возьмём за точку отсчёта существования человеческих обществ 50-40 тысяч лет назад. Сначала (первые три-четыре десятка тысячелетий) это были простые общества первобытных людей, основанные на их кровно - родственных связях и родоплеменной организации общества, без имущественного расслоения, без классов и государства. Позднее, · С переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика), · С изменением кочевого образа жизни на осёдлый, · С ростом производства и возникновением прибавочного продукта и частной собственности, · С расслоением общества, появлением противоположных классов и государства (6-10 тыс. лет назад) образуются сложные общества, и в мире формируются отдельные страны. Помимо простого и сложного социологи выделяют целый ряд других типов общества. Так, к примеру, по наличию письменности различают дописьменные и письменные общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и т.п. Однако наибольший интерес социологов вызывает различие общества по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода, или две системы: марксистская (так называемый формационный подход) и теория трёх стадий современных западных социологов (цивилизационный подход). B. Система общественно-экономических формаций (формационный подход). Ключевые критерии (признак, на основании которого что-либо оценивается. Или классифицируется, мерило) формационной системы марксистов – форма собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, типов обществ.
При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, с меру сил и охотно трудящиеся, и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу и демократию. Теория трёх стадий Она выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл, Уолт Ростоу, француз Раймон Арон, и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества: · доиндустриальное, или аграрное, традиционное, преимущественно с добывающей экономикой · индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности) · постиндустриальное в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии
Наиболее продолжительной в истории человечества была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |